Вхождение в мировое сообщество как его части



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вхождение в мировое сообщество как его части



№27. Правовой статус гражданина РФ.

Российская Федерация является, согласно Конституции, демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления

Права и свободы человека в России закреплены в главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина». Провозглашается, что гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией России.

В науке права и свободы человека разделяются на шесть групп:

· Личные

· Политические

· Экономические

· Социальные

· Культурные

· Экологические

При этом личные права связаны со статусом гражданина как человека (например, право на жизнь) и потому присущи всем людям. Политические же права вытекают из состояния гражданства. Поэтому при наличии, например, двойного гражданства, гражданин России лишается некоторых политических прав (ограничения по гражданской службе, ущемление пассивного избирательного права, ограничения при занятии некоторых должностей и т. д.).

Правам корреспондируют обязанности:

· Соблюдение законов (п. 2 ст. 15)

· не допускать нарушения прав и свобод др. лиц. при осуществлении своих прав и свобод (п. 3 ст. 17)

· заботиться о своих детях, их воспитании (п. 2 ст. 38)

· по достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях (п. 3 ст. 38)

· Основное общее образование обязательно (п. 4 ст. 43)[2]

· Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. (п. 4 ст. 43)

· Охрана исторических и культурных памятников (п. 3 ст. 44)

· Уплата налогов (ст. 57)

· Охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам (ст. 58)

· Защита Отечества (п. 1 ст. 59)

№28. Гражданство РФ: понятие, нормативное регулирование, система принципов

Гражданство в РФ - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающая в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство - каждого человека оформляется индивидуально и подтверждается вышеперечисленными соответствующими документами. Само по себе гражданство РФ не может быть изменено произвольно, против воли человека, исключение составляет случаи, когда гражданство было приобретено с нарушением законодательства о гражданстве.

Гражданином РФ - признается физическое лицо, обладающее гражданством РФ и имеющее подтверждающий об этом документ. Им может является : отметка о гражданстве РФ на свидетельстве о рождении ребенка, вкладыш о гражданстве, справка о получении гражданства РФ , паспорт РФ, заграничный паспорт, выданный в Консульском отделе Посольства России за рубежом

Гражданство основано на основных принципах, закрепленных в Конституции РФ и иных федеральных законах, это :

  • Единство на всей территории;
  • Равенство независимо от оснований его приобретения;
  • Право на гражданство и на его изменение;
  • Запрещение лишения гражданства;
  • Возможность двойного гражданства;
  • Недопустимость автоматического изменения гражданства при изменении гражданства супруга, родственников;
  • Сохранение гражданства РФ за лицами, проживающими за пределами территории РФ;
  • Защита и покровительство со стороны РФ граждан РФ находящиеся за границей РФ;

№29. Федеративное устройство РФ: понятие, принципы, субъекты РФ и их правовой статус

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО - конкретный способ организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой.

Основными принципами федеративного устройства Российской Федерации являются:

1. Добровольность объединения наций и народностей.

2. Суверенность и равноправие наций.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

4.Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации.

5. Государственная целостность Российской Федерации.

6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.

 

1. Добровольность объединения наций и народностей в федеративное государство.

Добровольность объединения наций и народностей в Российской Федерации подтверждается содержанием Преамбулы Конституции РФ 1993 года, а также Преамбулы документов, составляющих Федеративный договор, подписанных представителями субъектов Федерации.

2. Равноправие наций проявляется также в конституционном закреплении положения о том, что "во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны" (ст. 5 п.4 Конституции РФ). Кроме того, согласно Конституции РФ, все субъекты имеют равный статус в Федерации, равный круг полномочий.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

Россия обладает всеми признаками Федерации: наличием федеративной территории и территории субъектов; федеративного гражданства и гражданства республик, входящих в Федерацию; общефедеративной конституции и конституций республик и т.д. Вместе с тем Российская Федерация имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы.

Унитаризм в национально-государственном устройстве Российской Федерации проявляется в том, что, суверенные республики, входящие в состав России, являются унитарными государствами, имеющими свою территорию, гражданство, конституцию и другие признаки государственности.

Многонациональный характер населения России исторически обусловил существование автономных национально-государственных образований в форме автономной области и автономных округов.

Автономия - это форма национальной государственности, воплощающая национальный суверенитет на началах самоуправления в рамках федеративного Российского государства. Содержание и пределы самоуправления определяются государственной властью Федерации.

4. Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации. Мировой практике федеративного строительства известны две основные формы ее построения: по территориальному принципу (США, ФРГ и др.) и национально-территориальному (СССР, СФРЮ и др.).

Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов Федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием национального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся экономически целостной, как правило, территории. По этому принципу созданы все республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа.

5. На обеспечение государственной целостности направлены положения Конституции РФ о том, что на ее территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74); устанавливается единая денежная единица - рубль, единая система налогов и сборов на всей территории Федерации (ст. 75); закрепляется верховенство федерального законодательства; устанавливается единая система исполнительных органов государственной власти (ст. 77).

6. Разграничение предметов ведения и полномо-чий Федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного устройства Российской Федерации, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

7. Равноправие субъектов Федерации. Этот принцип вытекает из более общего принципа национально-государственного устройства Российской Федерации, суверенности и равноправия наций. они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм государственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий.

Типы субъектов РФ и их правовой статус:

Республика:

  • Охарактеризованы в Конституции России как «государства» (статья 5 п.2);
  • Имеют свою конституцию (статья 5 п.2);
  • Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4);
  • Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4);
  • Вправе устанавливать свои государственные языки (статья 68 п.2);

Области и Края:

  • Имеют свой устав (статья 5 п.2);
  • Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4);
  • Могут включать автономные округа (статья 66 п.4);

Автономные области:

  • Имеет свой устав (статья 5 п.2);
  • Входит в состав Российской Федерации в единственном числе (статья 5 п.1);
  • Может быть принят федеральный закон об автономной области (статья 66 п.3);
  • Не может входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4);
  • Не может включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4)

Автономные округа:

  • Имеют свой устав (статья 5 п.2);
  • Может быть принят федеральный закон об автономном округе (статья 66 п.3);
  • Могут входить в состав края, области (статья 66 п.4);
  • Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4)

Города федерального назначения:

  • Имеют свой устав (статья 5 п.2);
  • Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4);
  • Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4)

№30. Представительные органы государственной власти РФ

О́рганы госуда́рственной вла́сти предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные.

В Российской Федерации принято разделять органы власти на федеральные и региональные (органы власти субъектов федерации).

К основным федеральным органам власти относятся:

· Глава государства — Президент Российской Федерации;

· Федеральный законодательный орган — Федеральное собрание России;

· Правительство — Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;

· Федеральные органы исполнительной власти: Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России

· Судебные органы — Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.

На уровне субъектов России существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов России.

парламент РФ — является представительным и законодательным органом государственной власти РФ. На ФС РФ возложена функция издания правовых актов высшей юридической силы. Имеет двухпалатную структуру.

Число депутатов органа законодательной власти устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Депутаты органа законодательной власти, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, входят в депутатские объединения. Срок полномочий депутатов органа законодательной власти одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать 5 лет. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ. Орган законодательной власти обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности органа законодательной власти предусматриваются в бюджете субъекта РФ отдельно от др. расходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Полномочия органа законодательной власти по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта РФ не ограничиваются. Заседание органа законодательной власти не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Правомочное заседание органа законодательной власти проводится не реже 1 раза в 3 месяца. Заседания органа законодательной власти являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ, законами субъекта РФ, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.

Орган законодательной власти субъекта РФ: принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, указанным федеральным законом, др. федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Орган законодательной власти в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта РФ и законами субъекта РФ, осуществляет наряду с др. уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ. Иные полномочия каждой из палат осуществляются на основании указанного федерального закона, конституции (устава) и законов субъекта РФ.

 

№31. Система органов исполнительной власти РФ

Оорганы исполнительной власти - «это звенья государственного аппарата, которые в соответствии со своими функциями осуществляют на основании и во исполнения законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность»

Признаки:

1.Орган исполнительной власти является частью системы государственных органов;
2.Исполнительные органы обладают своим статусом, закреплённым в нормативном акте;
3.Органы исполнительной власти обладают определённой организационной структурой;
4.Органам исполнительной власти свойственна определённая самостоятельность;
5.Органы исполнительной власти действуют от имени государства;
6.Органы исполнительной власти наделены компетенцией и властными полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на него задач;
7.Органы исполнительной власти являются подзаконными органами, ориентированными не деятельность на основе и во исполнения закона;
8.В процессе исполнения законов органы исполнительной власти принимают свойственные только им правовые акты;
9.Органы исполнительной власти действуют на основе принципов государственной службы;
10.Органы исполнительной власти являются структурно-организованными;
11.Образование, реорганизация и ликвидация исполнительных органов осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти

1. Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти. Он обусловлен государственным устройством России. В юридическом смысле принцип федерализма проявляется в следующем:
а) компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяется на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектов;
б) конституцией РФ регламентируется соотношение правовых актов органов исполнительной власти и её субъектов;
в) одна из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - административный договор (федеральный орган исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ).
2. Принцип законности проявляется в том, что все его органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.
3. Принцип сочетания централизации и децентрализации оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Он подразумевает централизацию, т.е. сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти, но в то же время закрепление предметов ведения и полномочий за конкретным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательство вышестоящих органов (децентрализация).
Помимо уже вышеуказанных выделяются такие принципы, как:
1. Самостоятельность органов исполнительной власти. Данный принцип вытекает из статьи 10 Конституции РФ, по которой «органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Он выражается в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов двух других ветвей власти.
2. Единство системы органов исполнительной власти. Данный принцип означает то, что все органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти.
3. Принцип экономичности подразумевает экономию средств в сфере государственного управления.
Существует также ещё ряд действующих принципов: народовластие, гласность, обеспечение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, ответственность.Но значение этих принципов очевидно.

 

Классификация:

I. В соответствии с федеративным государственным устройством РФ выделяются:
1. федеральные органы исполнительной власти;
2. органы исполнительной власти субъектов;
II. В зависимости от объёма и характера компетенции различаются:
1. органы общей компетенции;
2. органы специальной компетенции;
3. органы отраслевой компетенции;
4. органы внутриотраслевой компетенции;
5. органы межотраслевой компетенции;
6. органы смешанной компетенции;
III. По организационно-правовым формам органы исполнительной власти подразделяются на:
1. правительства;
2. советы министров, имеющие статус правительства;
3. министерства;
4. государственные комитеты;
5. комитеты;
6. службы;
7. главные управления;
8. управления;
9. инспекции;
10. агентства;
11. департаменты;
12. администрации;
13. мэрии;
14. отделы;
15. другие органы исполнительной власти;

IV. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на:
1. единоначальные;
2. коллегиальные.

 

№32. Судебная власть в РФ: понятие, принципы организации, система

Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам).

Органы судебной власти

По действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.

Высшие федеральные суды:

· Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента Российской Федерации);

· Верховный Суд Российской Федерации;

· Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассматривающий хозяйственные споры в области предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью;

· Дисциплинарное судебное присутствие, являющийся судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.011 с.)