Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Запоздавшая нация: от возвышения Пруссии до аншлюса
ГЕРМАНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (German Studies)
Программа рассчитана на студентов 2-4 курса бакалавриата факультета гуманитарных наук, стремящихся углубить свои знания истории, культуры, интеллектуального и теоретического наследия Германии и немецкоязычного мира.
Составители проекта программы: М.А. Бойцов, В.А.Куренной, И.Н. Лагутина, А.В. Михайловский, Ю.В. Пасько, П.В.Резвых
Специфика программы Программа по структуре и междисциплинарной вариативности ориентирована на модель German Studies, представленных сегодня во многих университетах мира, прежде всего, в англосаксонских странах. В отличие от классической германистики, сосредоточенной, прежде всего, на изучении немецкого языка и немецкой литературы, программа позволяет студентам получить углубленные знания по немецкой истории, немецкой (немецкоязычной) интеллектуальной истории (включая философию, социально-политические концепции и теория гуманитарного знания), культуре и искусству. Курс основан на сочетании исторического и проблемно-систематического подхода к изложению материала. Исторически курс ориентирован на изучение современного (модернового) периода, включая историю послевоенной Германии и актуальные проблемы немецкого общества и культуры в контексте формирования Европейского Союза. Проблематика и структура курсов выстраивается таким образом, чтобы не дублировать соответствующие курсы, читаемых в рамках учебных планов бакалаврских программ Факультета гуманитарных наук. Российско-германские академические связи преподавателей программы, широкий спектр программ академических стажировок и обменов, существующих между Россией и Германий, предполагает приглашение немецких лекторов к участию в проведении отдельных лекций и научных семинаров, а также отрывает широкие возможности для слушателей программы по стажировке в различных университетах Германии.
Требования к языковой подготовке студентов Знание немецкого языка не является обязательным, но весьма желательным для слушателей программы. Студенты, записавшиеся на программу, имеют возможность начать или продолжить обучение немецкому языку в рамках соответствующих программ НИУ ВШЭ по немецкому языку.
Преподаватели программы (предварительный список лекторов) Преподавание в рамках программы ведут как признанные, так и молодые исследователи, специализирующиеся на различных аспектах немецкой истории, литературы, философии, социально-политической теории, представляющие все школы Факультета гуманитарных наук.
Михаил Анатольевич Бойцов – профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ, специалист по средневековой истории Германии. Елена Евгеньевна Земскова – доцент Школы филологии НИУ ВШЭ, специалист по русско-немецких литературным и культурным связям. Виталий Анатольевич Куренной – профессор Школы культурологии НИУ ВШЭ, специалист по истории современной немецкой философии и социально-гуманитарной теории, истории немецкого университета, российско-немецким культурным связям. Ирина Николаевна Лагутина – профессор Школы культурологии НИУ ВШЭ, германист, специалист по немецкой литературе и немецким межкультурным связям. Александр Владиславович Михайловский – доцент Школы философии НИУ ВШЭ, специалист по современной немецкой философии и политической теории. Юлия Валерьевна Пасько – доцент Департамента иностранных языков НИУ ВШЭ, германист, специалист по истории современной немецкой литературы и культуры. Петр Владиславович Резвых – доцент Школы философии НИУ ВШЭ, специалист по классической немецкой философии и росийско-немецких культурным связям. и др.
Проект учебного плана Программа (18 кредитов) включает в себя три основных рамочных курса:
· История Германии (6 кредитов, 2 курс бакалавриата) · Немецкая интеллектуальная история (6 кредитов, 3 курс бакалавриата) · Культура Германии (6 кредитов, 4 курс бакалавриата)
Каждый рамочный курс состоит из связанных, но самостоятельных блоков, что – помимо других форм контроля - делает возможным как проведение единого итогового экзамена, так и наличие промежуточных экзаменов.
Аннотации курсов
ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ
Лекторы: М.А. Бойцов, М.В. Михайловский, Ю.В. Пасько
Специфика курса заключается в рефлексивном изложении материала, изложении не только и не столько традиционной исторической хронологии, но, прежде всего, выявлении значимости тех или иных исторических событий, процессов и периодов для исторического самосознания и исторической самодиентификации немецкой культуры, также подверженной исторической трансформации. При анализе современной истории Германии значительное внимание отводится роли религиозных и культурно-интеллектуальных факторов исторических процессов и событий. Помимо введения в хронологический ход немецкой истории, курс нацелен на выработку у слушателей культуры осмысления этой истории, где расширение знания об исторических фактах постоянно сопровождается работой по ее интерпретации. История Германии в новейший период, которая по своей драматичности соизмерима с историей России, является наилучшим введением в сложную дискуссию о знании и памяти о прошлом.
Структура курса
1. От германских племен до Вестфальского мира Аудиторные занятия: 5 лекций и 5 семинарских занятий (20 ак. часов)
В силу своей краткости курс не может быть рассчитан на сколько-нибудь полное и последовательное представление истории германских земель. Его задача совсем иного рода — познакомить студентов с ключевыми проблемами исторических судеб Центральной Европы от распада Римской империи до Вестфальского мира. Выбор «ключевых моментов» определяется прежде всего вниманием, которое было уделено им в немецкой культуре XVIII — XX вв. Соответственно обсуждаться будет не только конкретный ход исторических событий, но и их отражение в восприятии историков, художников, литераторов и политиков недавних времен. Задача курса — объяснить студентам, из какого исторического материала складывались «классические» представления немцев, австрийцев и швейцарцев об их прошлом, как это прошлое понималось и интерпретировалось, какие дискуссии по его поводу велись, до какой степени образы прошлого оказывались зависимы от забот и интересов уже Нового времени. В ходе семинарских занятий будут рассматриваться фрагменты значимых текстов рассматриваемого периода. Примерный список рассматриваемых ключевых тем: · Древние германцы и характер их взаимодействия с римской цивилизацией · Возникновение германского королевства · Борьба между императорами и папами · Средневековая империя и политическая раздробленность германских земель · Культура средневековой Германии · Реформация и Тридцатилетняя война КУЛЬТУРА ГЕРМАНИИ
Лекторы: И.Н. Лагутина и др. (круг определяется)
Данный курс в наибольшей степени приближен к традиционному элементу программ германистики и сконцентрирован, в первую очередь, на истории немецкой литературы. Курс посвящен анализу целостной истории литературы в Германии, от истоков, когда на основе обработки мифов формируется немецкий эпос и появляются первые письменные литературные памятники (Песнь о Нибелунгах) до современного немецкого постмодернистского романа (Патрик Зюскинд, Элфрида Елинек, Герта Мюллер). В курсе будут рассматриваться основные этапы и тенденции развития немецкого литературного процесса в разные эпохи: специфика немецкого Барокко и формирование внутри литературного поля первых нормативных поэтик и теорий национальной культуры; особенности немецкого Просвещения и Веймарского классицизма; эпоха романтизма и бидермейера как ключевые эпохи для национального самоосмысления; литература двадцатого века ¾ проблема немецкого символизма и натурализма, механизмы инструментализации немецкой классики в идеологии Третьего рейха, современный немецкий литературный канон и нобелевские лауреаты.
Литература: История немецкой литературы. Новое и новейшее время. М., РГГУ, 2014 А.В.Михайлов. Обратный перевод. М., Языки русской культуры, 2000. А.В. Карельский. Немецкий Орфей. М., РГГУ, 2007
ГЕРМАНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (German Studies)
Программа рассчитана на студентов 2-4 курса бакалавриата факультета гуманитарных наук, стремящихся углубить свои знания истории, культуры, интеллектуального и теоретического наследия Германии и немецкоязычного мира.
Составители проекта программы: М.А. Бойцов, В.А.Куренной, И.Н. Лагутина, А.В. Михайловский, Ю.В. Пасько, П.В.Резвых
Специфика программы Программа по структуре и междисциплинарной вариативности ориентирована на модель German Studies, представленных сегодня во многих университетах мира, прежде всего, в англосаксонских странах. В отличие от классической германистики, сосредоточенной, прежде всего, на изучении немецкого языка и немецкой литературы, программа позволяет студентам получить углубленные знания по немецкой истории, немецкой (немецкоязычной) интеллектуальной истории (включая философию, социально-политические концепции и теория гуманитарного знания), культуре и искусству. Курс основан на сочетании исторического и проблемно-систематического подхода к изложению материала. Исторически курс ориентирован на изучение современного (модернового) периода, включая историю послевоенной Германии и актуальные проблемы немецкого общества и культуры в контексте формирования Европейского Союза. Проблематика и структура курсов выстраивается таким образом, чтобы не дублировать соответствующие курсы, читаемых в рамках учебных планов бакалаврских программ Факультета гуманитарных наук. Российско-германские академические связи преподавателей программы, широкий спектр программ академических стажировок и обменов, существующих между Россией и Германий, предполагает приглашение немецких лекторов к участию в проведении отдельных лекций и научных семинаров, а также отрывает широкие возможности для слушателей программы по стажировке в различных университетах Германии.
Требования к языковой подготовке студентов Знание немецкого языка не является обязательным, но весьма желательным для слушателей программы. Студенты, записавшиеся на программу, имеют возможность начать или продолжить обучение немецкому языку в рамках соответствующих программ НИУ ВШЭ по немецкому языку.
Преподаватели программы (предварительный список лекторов) Преподавание в рамках программы ведут как признанные, так и молодые исследователи, специализирующиеся на различных аспектах немецкой истории, литературы, философии, социально-политической теории, представляющие все школы Факультета гуманитарных наук.
Михаил Анатольевич Бойцов – профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ, специалист по средневековой истории Германии. Елена Евгеньевна Земскова – доцент Школы филологии НИУ ВШЭ, специалист по русско-немецких литературным и культурным связям. Виталий Анатольевич Куренной – профессор Школы культурологии НИУ ВШЭ, специалист по истории современной немецкой философии и социально-гуманитарной теории, истории немецкого университета, российско-немецким культурным связям. Ирина Николаевна Лагутина – профессор Школы культурологии НИУ ВШЭ, германист, специалист по немецкой литературе и немецким межкультурным связям. Александр Владиславович Михайловский – доцент Школы философии НИУ ВШЭ, специалист по современной немецкой философии и политической теории. Юлия Валерьевна Пасько – доцент Департамента иностранных языков НИУ ВШЭ, германист, специалист по истории современной немецкой литературы и культуры. Петр Владиславович Резвых – доцент Школы философии НИУ ВШЭ, специалист по классической немецкой философии и росийско-немецких культурным связям. и др.
Проект учебного плана Программа (18 кредитов) включает в себя три основных рамочных курса:
· История Германии (6 кредитов, 2 курс бакалавриата) · Немецкая интеллектуальная история (6 кредитов, 3 курс бакалавриата) · Культура Германии (6 кредитов, 4 курс бакалавриата)
Каждый рамочный курс состоит из связанных, но самостоятельных блоков, что – помимо других форм контроля - делает возможным как проведение единого итогового экзамена, так и наличие промежуточных экзаменов.
Аннотации курсов
ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ
Лекторы: М.А. Бойцов, М.В. Михайловский, Ю.В. Пасько
Специфика курса заключается в рефлексивном изложении материала, изложении не только и не столько традиционной исторической хронологии, но, прежде всего, выявлении значимости тех или иных исторических событий, процессов и периодов для исторического самосознания и исторической самодиентификации немецкой культуры, также подверженной исторической трансформации. При анализе современной истории Германии значительное внимание отводится роли религиозных и культурно-интеллектуальных факторов исторических процессов и событий. Помимо введения в хронологический ход немецкой истории, курс нацелен на выработку у слушателей культуры осмысления этой истории, где расширение знания об исторических фактах постоянно сопровождается работой по ее интерпретации. История Германии в новейший период, которая по своей драматичности соизмерима с историей России, является наилучшим введением в сложную дискуссию о знании и памяти о прошлом.
Структура курса
1. От германских племен до Вестфальского мира Аудиторные занятия: 5 лекций и 5 семинарских занятий (20 ак. часов)
В силу своей краткости курс не может быть рассчитан на сколько-нибудь полное и последовательное представление истории германских земель. Его задача совсем иного рода — познакомить студентов с ключевыми проблемами исторических судеб Центральной Европы от распада Римской империи до Вестфальского мира. Выбор «ключевых моментов» определяется прежде всего вниманием, которое было уделено им в немецкой культуре XVIII — XX вв. Соответственно обсуждаться будет не только конкретный ход исторических событий, но и их отражение в восприятии историков, художников, литераторов и политиков недавних времен. Задача курса — объяснить студентам, из какого исторического материала складывались «классические» представления немцев, австрийцев и швейцарцев об их прошлом, как это прошлое понималось и интерпретировалось, какие дискуссии по его поводу велись, до какой степени образы прошлого оказывались зависимы от забот и интересов уже Нового времени. В ходе семинарских занятий будут рассматриваться фрагменты значимых текстов рассматриваемого периода. Примерный список рассматриваемых ключевых тем: · Древние германцы и характер их взаимодействия с римской цивилизацией · Возникновение германского королевства · Борьба между императорами и папами · Средневековая империя и политическая раздробленность германских земель · Культура средневековой Германии · Реформация и Тридцатилетняя война Запоздавшая нация: от возвышения Пруссии до аншлюса Лектор: А.В. Михайловский Аудиторные занятия: 10 лекций и 10 семинарских занятий (40 ак. часов) Современную немецкую историю принято начинать с Французской революции. В 1789 г. европейский мир выглядел совершенно иначе, чем в 1648 г., в год окончания Тридцатилетней войны и заключения Вестфальского мира. Но лишь очень немногие великие изменения этой эпохи происходили в Германии. Пройдя через все основные исторические этапы Европы – христианство, феодализм, крестовые походы, основание городов и университетов, ренессанс и реформацию, – страна оказалась отрезана от главного опыта начавшейся «европеизации» мира. Германия не участвовала ни в колонизации, ни в начавшемся процессе строительства современного национального государства. Священная Римская империя Германской нации (962–1806) оставалась нереформированным государством, и лишь реакция на Французскую революцию и последовавшие за ней наполеоновские войны дали толчок к модернизации Германии. В итоге германская нация смогла вообразить себя «более молодой», чем все остальные европейские нации – вера, которую разделяли и многие русские славянофилы. Вся политическая история Германии, начиная с первых десятилетий XIX века, отмечена несовпадением между политической действительностью и государственностью. Этот зазор пыталась устранить сначала Пруссия, потом Веймарская республика, а затем нацистское государство. И всякий раз Германии приходилось иметь дело с призраком «политического романтизма». Вместе с тем, в этом ряде неудачных попыток придать германской нации современную политическую форму проявляется и универсальная логика модерна, который не сводится к поступательному движению прогресса, но представляет собой непрерывные колебания между революцией и реакцией. В нашем курсе мы будем рассматривать современную политическую историю Германии в широком контексте интеллектуальных течений и идеологий. Помимо «основополагающих фактов и событий» новой и новейшей истории – таких как война с Наполеоном и мартовская революция 1848 г., возвышение Пруссии в 1861–1871 гг. и «августовское переживание» 1914 г., ноябрьская революция 1918 г., реакция против «Веймара и Версаля» и приход к власти национал-социалистов – мы обязательно сфокусируем свое внимание на «Dichter und Denker», ведь германская история этого периода – это не столько история дел, сколько история духа. Поэтому неотъемлемой частью целостной картины германской истории – помимо экономики, внешней и внутренней политики – должно стать изображение выдающихся личностей и их идей. В самом деле, как можно говорить о политическом либерализме, не называя имен Канта и Гегеля, как можно описывать историю социалистических идей и их воплощение, не обращаясь к фигурам Маркса и Энгельса, как можно говорить об империи Бисмарка, не упоминая имен Моммзена и Трейчке, как можно понять несчастливый союз между идеями милитаризма, национализма и социализма, не вспомнив о ведущих интеллектуалах начала XX в. – Зомбарте и Шпенглере, наконец, можно ли обойтись без круга поэта Штефана Георге, говоря о ведущих германских политических понятиях «государства», «рейха» и «фюрера»? В силу множества кризисов, конфликтов и роковых опозданий, сопровождающих историю немецкой нации, разговор об истории «центрально-европейской державы» никогда не бывает простым, неизбежно выводит на общие рассуждения об «особом пути», о сходствах и различиях между Германией и Западной Европой, о столкновении между «Востоком» и «Западом» и, конечно же, об исторической памяти, которая образует отличительную черту европейского культурного самосознания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.76.159 (0.014 с.) |