Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Окружающий мир глазами физика и психолога.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
А.А.Овсейцев Окружающий мир глазами ФИЗИКА и ПСИХОЛОГА. (Реплика к книге Дж.Гибсона «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЗРИТЕЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ». Москва, "ПРОГРЕСС", 1988 г.)
«На первый взгляд между теорией непосредственного восприятия Гибсона и теорией деятельности Леонтьева нет и не может быть ничего общего – настолько разнятся научные позиции их авторов. Однако, по-моему, между экологическим и деятельностным подходами к восприятию гораздо больше общего, чем может показаться неискушенному читателю. И Леонтьев, и Гибсон понимали восприятие как процесс активного вычерпывания информации из окружающего мира. И тот и другой усматривали "сверзадачу" восприятия в постижении предметных значений, открывающих поле деятельности для воспринимающего. Оба они были непримиримыми противниками рецепторных концепций восприятия, сложившихся в созерцательно-сенсуалистической психологии. И Гибсон, и Леонтьев затратили много сил и проявили немало изобретательности для того, чтобы показать несостоятельность и вредность широко распространенного взгляда на образ восприятия как на "картинку". Они были убеждены, что ни в мозгу, ни на сетчатке нет никаких картинок, с которых якобы начинается перцептивный процесс.» А.Д.ЛОГВИНЕНКО Доктор психологических наук.
Такие фундаментальные понятия, как ОРГАНИЗМ и ОКРУЖАЮЩИЙ МИР или ВИД и СРЕДА ЕГО ОБИТАНИЯ, нельзя вывести из понятий ПРОСТРАНСТВА, ВРЕМЕНИ, МАТЕРИИ и ЭНЕРГИИ – понятий, лежащих в основе всех физических наук. С физической точки зрения живое существо (организм) ничем не отличается от прочих объектов физического мира, являясь лишь его ЧАСТЬЮ. При подобном способе мышления упускается из виду тот факт, что живой объект погружен в окружающий мир иначе, чем физический объект погружен в множество сходных с ним объектов. В чем же различаются взгляды на мир ФИЗИКА и ПСИХОЛОГА. Мир вмещает в себя объекты самых разных размеров, а потому человек в лице физиков использует для измерения единицы разного масштаба. На уровне микрокосма – миллионные доли миллиметра и еще более мелкие единицы. На уровне макрокосма – световой год, а иногда и более крупные единицы. Но ни один из этих масштабов не пригоден для измерения размера предметов, составляющих окружающий мир обычного человека, который к физике не имеет никакого отношения. На уровне окружающего мира измерение удобно вести в метрах или в миллиметрах, потому что размеры тех предметов, которые чаще всего можно встретить на Земле, именно такие. То же самое можно сказать и о массе тел. Размер и масса предметов, составляющих окружающий мир человека, живых существ на Земле, сопоставимы с величиной и массой как человека, так и живых существ. Физическая реальность на любом уровне (от атомов до галактик) имеет определенную структуру. Окружающий мир по-разному структурирован в зависимости от масштаба, выбранного для рассмотрения. Например, Километровый масштаб: земная поверхность имеет вид гор и холмов, долин. Метровый масштаб: деревья, поля, валуны, обрывы, ущелья. Миллиметровый масштаб: галька, кристаллы, частицы почвы, листья, стебли травы, клетки растений. Структурные элементы земного окружения разного уровня сопряжены друг с другом, а каждый из них меньшего масштаба ВСТРОЕН в элемент большего: ущелья встроены в горы, деревья встроены в ущелья, листья встроены в деревья, клетки встроены в листья. Любой элемент встроен в более крупный. Предметы являются составными частями других предметов. Вывод. Земной окружающий мир нельзя разложить раз и навсегда на какие-то особые, подлинно первичные элементы (атомы). Если мир рассматривать как среду обитания, то в нем не найти атомарных элементов. Для ПСИХОЛОГА не годятся те масштабы величин, которыми оперируют в современной физике при описании мира (атомарный и космический). В ПСИХОЛОГИИ мы имеем дело с предметами экологического уровня, то есть со средой обитания животных и человека, потому что в процессе своей жизнедеятельности мы сталкиваемся с предметами, на которые можно смотреть, которые можно осязать, обонять или пробовать на вкус, а также с событиями, которые можно слышать.
Временная шкала окружающего мира: события. Временная шкала событий физического и окружающего миров. Длительность процессов на уровне Вселенной может измеряться миллионами лет, а длительность процессов на уровне атома – миллионными долями секунды. Длительность процессов в окружающем мире измеряется как максимум в годах, как минимум – в секундах. В эти временные границы укладывается продолжительность жизни большинства живых существ. Воспринимаемые изменения, оказывающие влияние на поведение, никогда не протекают ни слишком медленно, ни слишком быстро. Точно так же обстоит дело и с временными частотами.
Изменения, события и последовательность событий. Течение абстрактного, пустого времени лишено реальности живых существ, хотя для физиков это понятие представляет известный интерес. Мы воспринимаем не время, а процессы, изменения, последовательности. Способность человека ориентироваться во времени с помощью часов, то есть восприятие социального времени, представляет собой отдельную проблему. Естественные элементы земного окружения и естественные элементы земных событий не следует смешивать с МЕТРИЧЕСКИМИ единицами пространства и времени. Последние произвольны и условны. Первые элементарны в одном смысле этого слова, а последние – совсем в ином. Отдельно взятое целое – это совсем не то же самое, что единица измерения.
Компановка окружающего мира. Компановка – порядок, схема расположения чего-то, планировка. Компановка окружающего мира неизменна в одних своих аспектах и изменчива в других в одно и то же время. Когда ребенок подрастает, его внешний облик изменяется, хотя некоторые его черты остаются неизменными. Человек способен узнавать одного и того же ребенка в разные моменты времени лишь постольку, поскольку он может воспринимать перемены во внешнем его облике. В основе неизменности лежит изменчивость. Неизменчивость, конечно, относительна – в том смысле, что она зависит от того, рассматриваете ли вы ее на протяжении дня, года или тысячелетия. Почти нет таких вещей, которые были бы вечно неизменными. В этом случае лучше говорить об УСТОЙЧИВОСТИ в процессе изменения. "Неизменные объекты природы" в действительности представляют собой всего лишь объекты, которые сохраняются в течение очень долгого времени. ИЗМЕНЧИВОСТЬ и УСТОЙЧИВОСТЬ в окружающем мире соотносимо с абстрактными математическими понятиями. ИНВАРИАНТНОСТИ и ВАРИАТИВНОСТИ. При любом преобразовании имеются варианты и инварианты, то есть переменные и постоянные. Одни свойства сохраняются, другие – нет.
Устойчивость в окружающем мире. Когда твердое вещество, из которого состоит некий объект с устойчивыми очертаниями (кусок льда), начинает плавиться, мы говорим, что этот объект прекратил свое существование. Такой способ выражения является ЭКОЛОГИЧЕСКИМ, а не физическим, так как материя и масса сохраняются, несмотря на переход вещества из твердого состояния в жидкое. Предметы не сохраняются, сохраняется субстанция (материя). В экологии это называется несохранением, разрушением объекта, тогда как в физике это называют просто изменением состояния. Оба эти утверждения верны. Однако в поведении детей и животных доминирует ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП. В окружающем мире встречаются и постоянные предметы с инвариантными свойствами, и предметы, свойства которых вариативны.
Движение в окружающем мире. Движение предметов в окружающем мире представляет собой явление совершенно иного порядка, нежели движение тел в пространстве. В небесной механике установлены фундаментальные законы движения, однако события, происходящие на Земле, лишены той простоты и изящества, которые свойственны движению планет. Движение в окружающем мире в действительности столь существенно отличается от движения, которое изучал Исаак Ньютон, что лучше представлять его себе в виде изменений структуры, а не как изменение положения точек; в виде изменений формы, а не координат; в виде изменений в компоновке, а не как движение в обычном смысле слова. Возможно, трудности, связанные с пониманием того, что на экологическом уровне постоянство и изменчивость сосуществуют в одно и то же время, обусловлены тем, что все мы находимся в плену одной старой идеи – так называемой атомарной теории постоянства и изменчивости, в соответствии с которой если и есть во Вселенной нечто постоянное, так это атомы, а изменяться могут лишь их положение и расположение. Несмотря на то, что истоки этой идеи восходят к Демокриту и тем древнегреческим мыслителям, которые считали себя его последователями, тем не менее большинство современных физиков и химиков разделяют это положение.
«Мы стояли на плоскости с переменным углом отражения, Наблюдая закон, приводящий пейзажи в движение, Повторяя слова, не имевшие всякого смысла…» Б.Г., «Аквариум»
Среда. С точки зрения классической физики Вселенная – это пространство, заполненное телами. Отсюда вырабатывается убеждение, что мы воспринимаем это пространство и находящиеся в нем объекты. Более адекватный подход связывают с необходимостью описывать земное окружение с помощью таких терминов, как СРЕДА, ВЕЩЕСТВА и ПОВЕРХНОСТИ, которые их разделяют. Наша планета состоит в основном из суши, воды и воздуха – тверди, жидкости и газа. Любая граница между веществами образует поверхность. Граница между сушей и воздухом – земь есть основа для восприятия и поведения живых существ. Она для них является опорной поверхностью. Газ или жидкость образует СРЕДУ передвижения для живых существ. Особенностью жидкой и газообразной среды является прозрачность и способность пропускать свет, твердь же светонепроницаема, она либо поглощает, либо отражает свет. Однородная среда является необходимой предпосылкой для зрения. Свет не только проходит через околоземную среду, но и многократно отражается в ней. Свет мечется между поверхностями с громадной скоростью, достигая в конце концов некоторого устойчивого состояния. Световой поток, возникающий в результате многократного хаотичного отражения, образует то, что обычно называют ОСВЕЩЕНИЕМ. Освещение "заполняет" собой среду. В связи с этим в любой точке этой среды имеется ОБЪЕМЛЮЩИЙ свет, то есть свет, входящий в эту точку во всех направлениях. Объемлющий свет и излучаемый свет – это разные вещи. Воздух и вода обладают способностью передавать механические колебания, которые возникают как результат определенных физических событий. Это дает возможность слышать колебательные события. В воздухе и в воде химическая диффузия протекает гораздо быстрее, чем в земле. Среда дает возможность "обонять" летучие вещества. Благодаря освещению живое существо может видеть предметы, благодаря звуку оно может слышать их, а благодаря диффузии – обонять их. В среде содержится ИНФОРМАЦИЯ о летучих веществах, о колеблющихся и отражающих свет предметах. Получая и анализируя эту информацию, животное управляет своими движениями и направляет их. ОВЛАДЕВ КОНЦЕПЦИЕЙ СРЕДЫ, мы приходим к совершенно новому пониманию ВОСПРИЯТИЯ и ПОВЕДЕНИЯ. Среда, в которой могут передвигаться животные и в которой можно перемещать другие объекты, является в то же время средой, в которой распространяются свет, звук и запах, исходящие от различных источников в окружающем мире. Каждая точка среды является потенциальным пунктом наблюдения для любого наблюдателя, способного смотреть, слушать или обонять. Все пункты наблюдения постоянно связаны друг с другом – живое существо может проследовать из одного пункта наблюдения в другой. Когда наблюдатель следует из одного пункта в другой, соответствующим образом изменяются оптическая, акустическая и химическая информация. В этом отношении любой потенциальный пункт наблюдения в среде уникален. Понятие среды, следовательно, отличается от понятия пространства, поскольку точки пространства идентичны друг другу и лишены какой бы то ни было уникальности. Все эти факты относительно движущихся тел и распространения в среде света, звука и запаха не противоречат законам физики, механики, оптики, акустики и химии, однако же, будучи фактами более высокого порядка, они никогда явно не формулировались в этих науках – до сих пор их просто не признавали. Эти факты и составляют предмет науки об ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. Среда обладает внутренней направленностью: у нее есть верх и низ. Гравитация имеет строго определенное направление – вниз. И на суше, и под водой свет падает сверху вниз, с неба, а не наоборот. В результате действия гравитации давление воды и воздуха возрастает при движении вниз и убывает при движении вверх. Физик в этом случае говорит, что среда не изотропна относительно этого направления. У среды есть абсолютная координатная ось – вертикальная. Горизонтальные координатные оси также не произвольны – они связаны с восходом и заходом солнца. Таким образом, вскрывается еще одно различие между средой и пространством. В пространстве все три координатные оси независимы, и их можно выбирать произвольно.
Среда, в которой мы живем. Среда дает живым организмам возможность осуществлять газообмен, то есть дышать, и позволяет передвигаться. Среда может быть заполнена светом, благодаря этому животные могут видеть. Среда позволяет обнаруживать колебания и диффундирующие химические вещества. Среда однородна. У среды есть абсолютная система отсчета – верх и низ. Все способы действия, все возможности, представляемые живым существам природой – ИНВАРИАНТНЫ. Эта ситуация сохраняется со времен появления ЖИЗНИ на Земле.
Вещества. Свойства веществ. Материя в твердом, либо в полутвердом состоянии воспринимается как ВЕЩЬ. Газообразная материя невещественна. Все вещества обладают большей или меньшей жесткостью. Вещества в той или иной степени сохраняют форму, оказывают сопротивление деформациям и проникновению в них других твердых тел. Свет вещества не пропускают. Вещественная часть окружающего мира лишена той однородности, которая присуща среде.
Химический состав веществ. В природе существует ограниченное количество химических элементов – 90 или 100, – тогда как химических соединений насчитывается значительно больше. С точки зрения свойств среды обитания важным является факт, что количество СМЕСЕЙ химических элементов и их соединений неограниченно, причем некоторые смеси однородны, а некоторые нет. Вещества окружающего мира никогда не встречаются в чистом виде. Вещества, такие как глина, являются аморфными, т.е. не имеют структурных компонентов. Большая часть веществ – это геометрические скопления – они состоят из кристаллов, клеток или из более крупных составных частей, обладающих своей собственной внутренней структурой. Для выживания важно распознавать эти вещества, а не их химические соединения. Разные вещества по-разному воздействуют на живые существа. Различия в воздействии могут проявляться на биохимическом, физиологическом и поведенческом уровнях. Одни вещества – это пища, другие – яд. Для голодного существа важно уметь отличать съедобное вещество от несъедобного на расстоянии, не вступая с ним в контакт, пользуясь лишь зрением и обонянием. Основные свойства веществ: твердость, вязкость (сопротивляемость текучести), плотность (масса в единице объема), связность (прочность), эластичность (восстанавливаемость после деформации), пластичность (сохранение новой формы после деформации). Все эти свойства веществ объясняются наличием физических сил, с которыми молекулы притягиваются друг к другу. Для того, чтобы убедиться в существовании этих свойств – не обязательно проводить анализ на этом уровне. Человек, изготовлявший простейшие орудия труда, умел различать кремень от глины задолго до того, как были открыты законы химии. Вещества окружающего мира подвержены изменениям, как структурным, так и химическим. Некоторые твердые тела могут растворяться, и тогда их поверхности перестают существовать. Животные разлагаются, и входившие в их состав вещества возвращаются в окружающий мир. Металл ржавеет, и даже самый твердый камень постепенно превращается в песок. Круговорот таких изменений изучает ЭКОЛОГИЯ. На уровне молекулярного анализа у этих изменений есть физические и химические причины, они регулируются теми же физическими силами молекулярного сцепления и химическими реакциями, изучаемых в лабораторных условиях. Подобные изменения происходят и на молярном уровне, отличающимся от молекулярного. Это уже не просто физико-химические события, а события в окружающем мире. Например, событие ВОСПЛАМЕНЕНИЕ (горение) – это крупномасштабное быстро протекающее окисление. Оно воспринимается непосредственно. Остальные виды окисления (например, ржавение) протекают слишком медленно. Подавляющее большинство веществ в окружающем мире не изменяются ни структурно, ни химически, и их неизменность имеет большее значение, чем изменчивость. В этом главным образом кроется причина постоянства окружающего мира. И хотя вещества все же претерпевают определенные изменения, благодаря процессам восстановления, компенсации и роста они впоследствии восстанавливаются, и в результате устанавливается равновесное, или устойчивое, состояние. Таким образом, несмотря на изменения, имеет место ИНВАРИАНТНОСТЬ более высокого порядка, чем простое физико-химическое постоянство.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОПТИКА. Сегодня складываются впечатления, что изучение СВЕТА в течение столетий не увенчалось созданием логически последовательной дисциплиной. Наука о лучистой энергии, наука об оптических инструментах и наука о глазе – это совершенно разные дисциплины. Экологическая оптика – название для оптики того уровня, которое соответствует восприятию.
ИЗЛУЧЕНИЕ и ОСВЕЩЕНИЕ. В соответствии с физическими представлениями лучистая ЭНЕРГИЯ распространяется в пустом пространстве с громадной скоростью. Такую энергию можно представлять как в виде частиц, так и в виде волн (загадка для физиков), но распространяется она по прямой, то есть вдоль луча. Свет исходит от атомов и возвращается к атомам. Атомы отдают и получают энергию квантами. Материя и энергия взаимодействуют. На экологическом уровне веществ, поверхностей и среды приоритетными являются законы рассеяния, отражения и поглощения. Часть излучаемого Солнцем света достигает Земли в виде пучка параллельных лучей, тогда как другая его часть рассеивается, проходя сквозь атмосферу, которая никогда не бывает совершенно прозрачной. Этот свет еще больше рассеивается, попадая на текстурированную земь, благодаря РАССЕЯННОМУ ОТРАЖЕНИЮ. В результате свет падает не только в убежища, укрытые от прямого солнечного света, но даже в такие места, из которых совсем не видно неба. Это – ОСВЕЩЕНИЕ. ОСВЕЩЕНИЕ – явление более высокого порядка, нежели ИЗЛУЧЕНИЕ. В физической оптике экспериментаторы стремятся избежать того, что они называют рассеянным светом в темной комнате. В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОПТИКЕ в поле зрения – лишь блуждающий свет. Важнейшее следствие – существование объемлющего света, то есть света, который окружает точку, любую точку в пространстве, в которой может находиться наблюдатель.
ОБЪЕМЛЮЩИЙ ОПТИЧЕСКИЙ СТРОЙ Объемлющий оптический строй в точке наблюдения – центральное понятие экологической оптики. Быть СТРОЕМ означает быть упорядоченным, а быть ОБЪЕМЛЮЩИМ В ТОЧКЕ означает охватывать то местоположение в окружающем мире, которое может в принципе занимать наблюдатель. Местоположение может быть занято, а может быть свободно. УПОРЯДОЧЕННОСТЬ Нечто упорядочено, если у него есть СТРУКТУРА. Легко описать нечто, не имеющее структуры. Таковым являлось бы однородное поле, интенсивность которого одинакова на любом его участке. СТРОЙ не может быть однородным, он не может быть недифференцированным, он должен быть дифференцированным; он не может быть пустым, он должен быть заполненным; он не может быть бесформенным, он должен быть оформленным. Эти противопоставления не дают однозначного смысла. Для облегчения определения понятия СТРУКТУРА вводится понятие ИНВАРИАНТА СТРУКТУРЫ.
ВОСПРИЯТИЕ ПОСТОЯНСТВА. Одной из характерных особенностей нашего внутреннего опыта является то, что восприятие места, объекта или человека всегда сопровождается ощущением знакомости или незнакомости. Восприятие постоянной индивидуальности мест и объектов более фундаментально, чем восприятие различий между ними. Классический подход: воспринять нечто означает категоризовать это нечто, выделить его из числа всех других предметов, которыми оно могло бы оказаться. Сущность процесса восприятия заключена в различении. Вещи отличаются друг от друга по разным параметрам. Однако, при этом не учитывается тот факт, что любой объект, человек, либо место или вещество должны сохраняться какое-то время, необходимое для того, чтобы их можно было отличить от других объектов, людей, мест или веществ. Выявление ИНВАРИАНТНЫХ СВОЙСТВ неизменных вещей не следует путать с обнаружением тех инвариантных свойств, которые делают различные вещи сходными. ВРЕМЕННЫЕ ИНВАРИАНТЫ и СУЩНОСТНЫЕ ИНВАРИАНТЫ постигаются различным образом. В том случае, когда предметы остаются постоянными, воспринимающая система просто извлекает инварианты из текущего строя. Можно сказать (метафорически), что она РЕЗОНИРУЕТ на инвариантные структуры или, что она на них НАСТРОЕНА. В том же случае, когда предметы существенно различаются, воспринимающая система должна АБСТРАГИРОВАТЬ ИНВАРИАНТЫ. В первом случае процесс проще и ближе к автоматизму, чем во втором. Во втором случае интерпретация процесса подразумевала интеллектуальную деятельность, направленную на извлечение из совокупности физических по своей природе объектов чего-то психического (одухотворенного), образование абстрактных понятий из конкретных восприятий. Здесь мы сталкиваемся с неопределенностью. АБСТРАГИРОВАНИЕ – это обнаружение ИНВАРИАНТОВ в множестве объектов. ИНВАРИАНТ же – всего лишь ПОДОБИЕ, а не ПОСТОЯНСТВО.
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ. ВОСПРИНИМАТЬ – значит фиксировать определенные параметры инвариантности в стимульном потоке наряду с определенными параметрами возмущения. ИНВАРИАНТЫ – это инварианты структуры. ВОЗМУЩЕНИЯ – это возмущения структуры. Структура для зрения – это структура объемлющего оптического строя. ИНВАРИАНТЫ задают как постоянство окружающей среды, так и постоянство наблюдателя. ВОЗМУЩЕНИЕ задает изменения в окружающей среде и изменения, касающиеся наблюдателя. Он осознает свое существование в постоянном окружающем мире, а также свое движение относительно окружающего мира наряду с движениями объектов и нежестких поверхностей относительно окружающего мира. Термин ОСОЗНАНИЕ используется здесь в смысле прямого извлечения информации и не подразумевает обязательного участия СОЗНАНИЯ. Во время передвижения наблюдатель встречает на своем пути в объемлющем оптическом строе много параметров ИНВАРИАНТНОСТИ. Например, один из таких инвариантов создается заслоняющим краем носа, он задает Я. Другой – представляет собой градиент оптической структуры, которая задается материальной текстурой субстрата; он задает основное окружение. Мы исходим из того, что в основе процесса извлечения информации лежит замкнутый контур "вход-выход" воспринимающей системы. Из этого следует, что извлекается информация совсем другого рода, нежели та, которая передается от одного человека к другому и может где-то храниться. ИНФОРМАЦИЯ НЕ ДОЛЖНА ХРАНИТЬСЯ В ПАМЯТИ, ПОСКОЛЬКУ ОНА ВСЕГДА ЕСТЬ В НАЛИЧИИ. Процесс извлечения информации легко поддается научению и развитию. Возможности для обучения вниманию, для исследования и настройки, для экстрагирования и абстрагирования здесь безграничны.
Новый подход к познанию. Теория извлечения информации устанавливает четкую границу между восприятием и фантазией, но в то же время она уничтожает разрыв между восприятием и знанием, существование которого допускают другие теории. И при восприятии, и при познании происходят одни и те же процессы – экстрагирование и абстрагирование инвариантов. Различие между восприятием окружающего мира и его постижением – количественное, а не качественное. Восприятие неразрывно связано с постижением. Причины, побуждающие нас считать, что процесс видения совсем не похож на процесс познания, следует искать в старом учении, согласно которому видение слагается из временной последовательности сменяющих друг друга ощущений, тогда как познание складывается из постоянных понятий, хранящихся в памяти. Нужно понять, наконец, что зрительное восприятие – это осознание устойчивой структуры. ПОЗНАНИЕ – это РАСШИРЕНИЕ процесса восприятия. Ребенок в процессе восприятия внешнего мира, рассматривая его, слушая, осязая, обоняя и пробуя на вкус, НАЧИНАЕТ его осознавать. Ему показывают предметы, объясняют их назначение, ему дают игрушки, похожие на предметы, рисунки, на которых изображены предметы. Затем он овладевает инструментами и орудиями труда, учится читать и вконечном итоге овладевает разумными способами открывать для себя доселе неведомые ему предметы. Родители и учителя знакомят ребенка со словами, картинками, игрушками, что способствует развитию его восприятия. Таким образом они передают следующему поколению хитрости человеческого ремесла. Усилия "первопроходцев" в области восприятия не пропали даром, их опытом воспользовались последующие поколения. Найденные ими приемы в значительной степени облегчают извлечение и абстрагирование инвариантов, задающих окружающий мир. Но сами по себе эти приемы не являются знанием, как мы склонны думать. Они могут лишь облегчить процесс познания для детей. Расширенное за счет дополнительных средств понимание включает все способы извлечения информации из стимульного потока. Ученик должен слышать речь, для того чтобы извлечь содержание сообщения, видеть рисунок или надпись, манипулировать инструментами, для того чтобы извлечь определенную информацию. Но информация как таковая во многом независима от стимульного потока.
А.А.Овсейцев Окружающий мир глазами ФИЗИКА и ПСИХОЛОГА. (Реплика к книге Дж.Гибсона «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЗРИТЕЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ». Москва, "ПРОГРЕСС", 1988 г.)
«На первый взгляд между теорией непосредственного восприятия Гибсона и теорией деятельности Леонтьева нет и не может быть ничего общего – настолько разнятся научные позиции их авторов. Однако, по-моему, между экологическим и деятельностным подходами к восприятию гораздо больше общего, чем может показаться неискушенному читателю. И Леонтьев, и Гибсон понимали восприятие как процесс активного вычерпывания информации из окружающего мира. И тот и другой усматривали "сверзадачу" восприятия в постижении предметных значений, открывающих поле деятельности для воспринимающего. Оба они были непримиримыми противниками рецепторных концепций восприятия, сложившихся в созерцательно-сенсуалистической психологии. И Гибсон, и Леонтьев затратили много сил и проявили немало изобретательности для того, чтобы показать несостоятельность и вредность широко распространенного взгляда на образ восприятия как на "картинку". Они были убеждены, что ни в мозгу, ни на сетчатке нет никаких картинок, с которых якобы начинается перцептивный процесс.» А.Д.ЛОГВИНЕНКО Доктор психологических наук.
Такие фундаментальные понятия, как ОРГАНИЗМ и ОКРУЖАЮЩИЙ МИР или ВИД и СРЕДА ЕГО ОБИТАНИЯ, нельзя вывести из понятий ПРОСТРАНСТВА, ВРЕМЕНИ, МАТЕРИИ и ЭНЕРГИИ – понятий, лежащих в основе всех физических наук. С физической точки зрения живое существо (организм) ничем не отличается от прочих объектов физического мира, являясь лишь его ЧАСТЬЮ. При подобном способе мышления упускается из виду тот факт, что живой объект погружен в окружающий мир иначе, чем физический объект погружен в множество сходных с ним объектов. В чем же различаются взгляды на мир ФИЗИКА и ПСИХОЛОГА. Мир вмещает в себя объекты самых разных размеров, а потому человек в лице физиков использует для измерения единицы разного масштаба. На уровне микрокосма – миллионные доли миллиметра и еще более мелкие единицы. На уровне макрокосма – световой год, а иногда и более крупные единицы. Но ни один из этих масштабов не пригоден для измерения размера предметов, составляющих окружающий мир обычного человека, который к физике не имеет никакого отношения. На уровне окружающего мира измерение удобно вести в метрах или в миллиметрах, потому что размеры тех предметов, которые чаще всего можно встретить на Земле, именно такие. То же самое можно сказать и о массе тел. Размер и масса предметов, составляющих окружающий мир человека, живых существ на Земле, сопоставимы с величиной и массой как человека, так и живых существ. Физическая реальность на любом уровне (от атомов до галактик) имеет определенную структуру. Окружающий мир по-разному структурирован в зависимости от масштаба, выбранного для рассмотрения. Например, Километровый масштаб: земная поверхность имеет вид гор и холмов, долин. Метровый масштаб: деревья, поля, валуны, обрывы, ущелья. Миллиметровый масштаб: галька, кристаллы, частицы почвы, листья, стебли травы, клетки растений. Структурные элементы земного окружения разного уровня сопряжены друг с другом, а каждый из них меньшего масштаба ВСТРОЕН в элемент большего: ущелья встроены в горы, деревья встроены в ущелья, листья встроены в деревья, клетки встроены в листья. Любой элемент встроен в более крупный. Предметы являются составными частями других предметов. Вывод. Земной окружающий мир нельзя разложить раз и навсегда на какие-то особые, подлинно первичные элементы (атомы). Если мир рассматривать как среду обитания, то в нем не найти атомарных элементов. Для ПСИХОЛОГА не годятся те масштабы величин, которыми оперируют в современной физике при описании мира (атомарный и космический). В ПСИХОЛОГИИ мы имеем дело с предметами экологического уровня, то есть со средой обитания животных и человека, потому что в процессе своей жизнедеятельности мы сталкиваемся с предметами, на которые можно смотреть, которые можно осязать, обонять или пробовать на вкус, а также с событиями, которые можно слышать.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.179 (0.012 с.) |