Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На проводы Мары но весне (1)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
...Идёт Мара по улице, Несёт блины на блюдце — Кому вынется, тому сбудется, Тому сбудется, не минуется... 5. О светлой поре на Красной горе Весну-Деву закликали, Зиму Стару провожали: «Уходи прочь, Зима-Моренушка, Уходи прочь иным бережком! 10. Ходи к нам, Весна-Дева Красная, Ходи к нам, Леля Прекрасная!» Отвечала людям Весна-Дева Красная: «Уж вы гой еси, вы люди русские! 15. Крепка ещё Зима во праве Своём, Крепь ледяная высока стоит, Потому нет Мне пути-дороги па Русь!» Как услыхали те слова люди русские, Собиралися по всей по Светлой Руси, 20. Люди русские — честны Родовичи, Добры молодцы — потворники Ярилины. Как садились они на быстрых коней, Скакали на Моренину Крепь ледяную, Размётывали Крепь по чисту полю, 25. Забирали из неё чучелко Морены. Брали они Морену, спустя рукава, Выносили её на перёд двора, Вязали на чучелко Навьи наузы, Воскладали чучелко на Ярый Огонь. 30. Дымно горела — уходила прочь Зима Старая, Приходила на Русь Весна Младая! На том люди русские Весне Красной славу поют, А Морену-Зиму во срок Её ждут: «Славися днесе, Весна-Дева Красная! 35. Величайся, Тёмна Мати во срок Свой! Гой, Велика Мати! Гой-Ма!» 51. На проводы Мары по весне (2) Матушка Мара, Матушка Мара, Зимняя чара, зимняя чара, По полю ходила, по полю ходила, Шубой укрыла, шубой укрыла, 5. Во бубен била, во бубен била. Всё волховала, всё волховала, Во ночи пела, во ночи пела, Звёзды считала, звёзды считала, Малого[171] скрывала, Малого скрывала, 10. По полю ходила, по полю ходила, Малого искала, Малого искала, Как находила, как находила, Запеленала, запеленала, Во бубен била, во бубен била, 15. Всё волховала, всё волховала, Малого скрывала. Малого скрывала. Весны дожидала, весны дожидала, Малой проснулся. Малой проснулся, Пелены скинул, пелены скинул, 20. На небо вышел, на небо вышел, Лучи расправил, лучи расправил, Мару оставил, Мару оставил, Матушка Мара, Матушка Мара, Зимняя чара, зимняя чара, 25. По полю ходила, по полю ходила, Покровы сымала, покровы сымала, Во бубен била, во бубен била, Всё волховала, всё волховала! Гой, Черна Мати! Гой-Ма! На проводы Мары по весне (3) Ты прости-прощай, Моренушка, Ты прости-прощай, Зимняя Матушка! Княгиня Ледяна, Жрица Темяна, По Колу от нас Ты уходишь, 5. Зиму люту с Собою уводишь. Хладом днесь не остуди. Род людской не осуди! Уходи, Мара, не в обиде, Уходи, Мара, не во гневе! 10. Почитание Тебе, по весне — старой. Почитание Тебе, по осени — юной Деве! Гой, Черна Мати! Гой-Ма! На проводы Мары по весне (4) Услыши, Мара, Тя чтущих, Челом Тебе ионе бьющих, Уроки Твои блюдущих, Величанья Те рекущих! 5. Со Колом года вращайся, Во срок Свой к нам возвращайся, С новой зимою — не со бедою, Со снегом белым — не с мором черным, Днесь стань в оберег нашей весе! 10. Уходи, Хладна, прочь безоглядно, Все лиха наши, скорби да хвори С Собой уноси за сине море, За камень Алатырь, На чёрный пустырь, 15. Где навии есте, а живы несте, Да буде тако до нова Кола А здесе ноне не Твоя пора! Гой, Черна Мати! Гой-Ма! 54. Мара — Коровья Смерть Мара Коровья из черна коробья Вымала[172] в ночи Свои снадобья, Кидала в очи, в земно утробьс, Ливала с чары зелье волховье, 5. Морила мором всяки скотины, Вонзала вилы во животины, Людям во очи гнала морочье, Водила души в Своё урочьс, За черну реку, к иному брегу, 10. Где кощье есте, а живы несте. Ты, Мара-Морока, в ночи тревога, Не даждь до срока Твого порога Узреть воочью, да ину прочыо В Яви не стати! Гой, Мара Мати! 15. Гой, Черна Мати! Гой-Ма!
На изгнание Коровьей Смерти Мара, Мара! Смерть Коровья! Выйди вон! Выйди вон! Из подмёта, из села! Мы идём! Мы идём! 5. Девять девок, три вдовы, Мы тебя огнём сожжём, Кочергой загребём, Помелом заметём! Выйди вон! Выйди вон! 10. Чур! Чур! Чур!
Заговор-оберег от Мары Мара, Мара! Черна Мати! Даждь до срока Тебя не знати! 5. Сухи хворостья, Ходи до погостья, Люты холода, Несыта утроба, Ты нас обыди, 10. Отсюда изыди! Чур! Чур! Чур! Марин заговор на силу Луны Щит Мары-Ночи, Даждь Навьи очи — Зреть потаённо, Заговорёнио! 5. Сниди во чары — Лунницы Мары, Серебри травы — Навию страву! Стези незримы 10. В ночи хранимы, Силою полпы Хладные волны, Во обереже — Чуры на меже, 15. Навию силу Коло отрини! Гой-Ма! Лунный» заговор на обновление сил Как Чара Марина в ночи Опорожняется, а затем восполняется, Так бы и силы мои восполнялись! Час по часу, век по веку! Гой-Ма! Заговор на вечернюю зарю Мерцана-Зарница, Ночная вестница, Дева хмуряна, Взором ледяна, 5. Тропою Велесовой, Звёздными песнями Чаруй неустанно, Дева Мерцана, День замыкая, 10. Ночь отворяя, Ходи незримо Со Навьей силой, Земле прохладу Даруй в отраду, 15. Упокой всси Своим кудесьем До утра светлого, До дня белого, До Своей сестрицы — 20. Зари-Заряницы! Гой-Ма!
Заговор-оберег от смерти 1. Мара-Мати! Мимо гряди, 3. Своей сыти Днесь обыди! Гой-Ма!
Слава Роду!
Воинский заговор на неуязвимость в бою
Се — старинный заговор на неуязвимость в бою, в котором обращение ведётся к Воинственному Лику Великой Матери: На морс на Окияне, на острове на Буяне Стоит Красна Девица — ухмыляется, Перед всеми людьми похваляется, Что Она - ратных дел Царица, 5. На все потехи мастерица Бить и убивать, страшные боли причинять. Кровь пускать, другу и недругу спуску не давать. В правой руке Она держит колчан со стрелами, В левой — пули свинцовые, 10. В ногах рассыпана дробь, аки бисер. На голове Её — медная шапка, На груди — чугунные латы. Ой вы, пули и ядра и мелкая всякая дробь, Стрелы острые, луки меткие! 15. Попадайте вы в грудь сырой земли, В волны морские кипучие, в облака плывучие, А меня, внука Даждьбожьего [имярек], не касайтесь, Я закалён, заговорён, стенами крепкими окружён, Не взять меня, не достать меня вам, 20. Грудь моя — в панцире, Сам я — в латах и бронях заповедных, А кругом меня — тьма орудий победных! Заговор мой тем кончаю, Что его я крепко-накрепко невидимым замком запираю 25. И ключ от замка в Окиян-море бросаю, Там он будет лежать под горючим камнем Алатырем — Отныне и до века! Гой!
Слава Роду! КРАТКИЙ СЛОВАРЬ РОДНОВЕРА
АЗ ЕСМЬ — буквально: «Я ЕСТЬ», Высшая Самость (Собь), Духовное Начало в человеке, его Истинное Я, Дух Рода, Сущий в Сердце человека. АЛАТЫРЬ — см. КАМЕНЬ АЛАТЫРЬ. Также АЛАТЫРЬ — планета Юпитер (Щит Сварога); АЛАТЫРЬ ВСЕЛЕНСКИЙ — Кол-звезда (Полярная звезда); АЛАТЫРЬ ПЛАМЕННЫЙ — Солнце Правды. АЛКОНОСТ — одна из вещих Ирийских птиц, Зоревая птица, сидящая на восточных ветвях Мирового Древа и в ликовании встречающая рассвет. АРШИН — русская мера длины, содержащая четыре четверти (пяди) по четыре вершка (треть сажени), равна 71,12 см; линейка, планка такой длины для измерения. Приблизительно соответствует длине всей руки от плеча. АЩЕ — если, хотя, ли. АЩЕ БО — если. АСИЛКИ — белорус. название великанов-волотов (см. ВОЛОТЫ). БАБЫ — одно из народных названий созвездия Плеяд (см. ВОЛОСЫНИ). БАЛИЙ — колдун, заклинатель; целитель, лекарь. БАЯН (БОЯН, БАХАРЬ) — от баять, баить — «говорить», «сказывать» — вещий певец и вдохновенный сказитель, образно называемый «Велесовым внуком», ибо Велес — Вышний Покровитель науки, искусства, сказительства, прорицаний, шаманского дара, гудьбы (музыки), пения, пляса и т.п. (см. ВЕЛЕС). БАЯН — по сути, то же, что и филид у кельтов. Ср. в «Слове о полку Игореве»: «Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы». И ещё: «Чи ли въспети было, вещей Бояне, Велесовь внуче...». До настоящего времени в русских диалектах сохранились слова: бай, байщик, баюн — в значении «говорун», «рассказчик», «краснобай»; а также слова: байка, побасенка — «говор», «речь» и «детская сказочка», «небылица-присказка». В просторечии БАЯН или БАХАРЬ — может означать «сказочник», как в прямом, так и в переносном смысле. БЕЛОБОГ — Бог Света, дня, Охранитель Яви, воплощение Созидающей и Оберегающей Силы Рода. БЕЛОВОДЬЕ (ЗЕМЛЯ БЕЛЫХ ВОД) — легендарная страна святых праведников, где «текут молочные реки меж кисельных берегов»; сокровенная Обитель белых волхвов — хранителей Древней Мудрости; Духовная Обитель внутри Вещего Сердца. БЕРЕГИНЯ — женский дух-покровитель чего-либо. БЕРЕЗЕНЬ (БЕРЕЗОЗОЛ, СУХЕНЬ) — март-месяц, Кологодный Удел Лели. БЕРЁЗА ЗОЛОТЫ ЛИСТЫ — в некоторых Славянских сказах Мировое Древо в женском обличии. В традиционной Славянской вышивке БЕРЁЗА ЗОЛОТЫ ЛИСТЫ часто изображается с корнями, похожими на раздвинутые ноги роженицы. БЕСЫ — многочисленные беспутные духи-кромешники (черти, обитающие на Кромке и за нею — в чертогах Тёмной Нави); персонификации тёмных сторон души человека. БЛАГОДАТЬ — Духовное Блаженство, переживаемое в Божественном Присутствии. БЛУД — уклонение от прямого пути, в прямом и переносном смысле; дух заблуждений из свиты Морены и Чернобога. БО — ибо, потому что. БОГ (ср. ст.-слав. Богъ, болг. Бог, и т.д.; родственно санскр. bhagas — «одаряющий», «господин»; авест. Baya — «Господь», «Бог», от санскр. bhajati, bhajate — «наделяет», «делит») — Единое Всепроникающее Духовное Начало (см. ВСЕБОГ, РОД), проявленное во Множестве Своих Ликов — многих Богах (см. БОГИ РОДНЫЕ). Таким образом, Русско-Славянское Родноверие — Родовое Ведание Русов и Славян — органично сочетает в себе как Единобожие (почитание Единого Всебога Рода), так и Многобожие (почитание Родных Богов — Ликов Рода), и потому прозывается РОДОБОЖИЕМ. БОГИ РОДНЫЕ — Лики Всебога Рода (см. РОД), проявленные в Силах Природы и запечатлённые в Сердце человека; Старшие во Роду нашем, Предки Предков наших. БОГИ СУРЯНЫЕ — Светлые Боги. Ср. санскр. Сурья — «Солнце», «Бог Солнца», а также Суры — «Боги», противостоящие Асурам — «Небогам». БОГ КОЩНЫЙ — см. КОЩЕЙ. БОГОВЕДЕНИЕ — Ведание Родных Богов и Их Таинств. БОГОДЕЯНИЕ — Деяние Богов; обряд-мистерия, воспроизводящая Деяние Богов. БОГОМИРЬЕ — Всемирье, исполненное Присутствия Родных Богов, неотступно поддерживаемое и подвигаемое Божескими Силами. БОГ СКОТИЙ — одно из Имён Велеса, Вещего Бога (см. ВЕЛЕС). В обыденном смысле, Велес СКОТИЙ БОГ — покровитель домашнего скота и животного мира вообще, Бог Живой Природы, а тако же Бог богатства (в древности скот означал «богатство»). В Духовном же смысле, СКОТИЙ БОГ — значит Тот, Кто владычествует над животной природой: Духовное Начало, управляющее материальным и животным миром, Дух, владеющий душой и телом. Истинный волхв — радарь и потворник Велесов — тот, кто подчинил свою животную природу природе Божественной, постиг и раскрыл свою Духовную Собь (своё Истинное Я — АЗ ЕСМЬ). Ср. греч.: σκοτεινός [ скотейнос ] — «тёмный», «мрачный», перен. «тайный», «непонятный», поэт. «слепой» (здесь слепота — признак принадлежности к Иному миру или способности прозревать Инобытие Вещим Оком); σκότος [ скотос ] — «темнота», «мрак», перен. «неизвестность», «неясность», «тьма Духовная», «невежество» (Велес именуется Тёмным Богом — Непостижимым для человеческого разума, Тайноликим, а также почитается как Покровитель душ животных и тех людей, в которых сильн о животное начало); σκύτος [ скютос ] — «кожа (выделанная)», «кнут», «плеть» (Велес как Навий Пастух — Пастырь душ, в которых преобладает животная природа); σκώπτω [ скопто ] — «шутить», «острить», «насмехаться», «дразнить» (Велес как Великий Насмешник); σκώψ, σκωπός [ скопс, скопос ] — «сова», «филин» (птицы, посвящённые Велесу). БОДРА — один из подразделов Русской Здравы, науки о здоровом образе жизни в ладу с Природой и самим собой. БОДРА основана на пяти правильных деяниях, кои суть: 1) Правильное расслабление — устраняет напряжение в мышцах и обеспечивает отдых всему телу, как после хорошего ночного сна; 2) Правильное усилие — укрепляет мышцы и сухожилья, способствует сохранению гибкости позвоночника и суставов, а также улучшает кровообращение; 3) Правильное дыхание, при котором используется не часть лёгких, а лёгкие целиком — позволяет управлять потоками вдыхаемой яри и выдыхаемой мари, что способствует общему налаживанию животоков Силы в теле; 4) Правильное питание, основанное на потреблении только чистой Природной пищи — делает тело и ум чистыми и здоровыми, обеспечивая хорошую сопротивляемость тела заболеваниям и успокаивая и проясняя ум; 5) Правильное мышление — позволяет держать в чистоте не только плотское тело, но и душу, здоровье которой напрямую связано со здоровьем тела. Так, живя в ладу с окружающей Природой и со своим телом, человек освобождает свой ум от беспокойства, а тело — от многих хворей и болезней. БОЖН И ЦА — место в доме, где располагаются обрядовые изваяния (Чуры) и изображения (Свята) Родных Богов и Предков (см. КРАСНЫЙ УГОЛ). БОЯН (БАЯН, БАХАРЬ) — см. БАЯН. БРАТИНА — обрядовый сосуд, пускаемый по кругу меж собравшимися на священнодействие. По обычаю, передают и принимают БРАТИНУ обеими руками, с лёгким поклоном. Принявший БРАТИНУ поднимает её к Небу, затем возливает часть её содержимого на Землю, принося так жертву Отцу-Небу и Матери-Земле, и лишь после этого причащается из неё сам. Замыкающий круг разбрызгивает остатки обрядового пития на все четыре стороны — в жертву духам-хранителям места. Ставить пустую БРАТИНУ на Божницу или на алтарь считается нечестием перед Богами, равно как и любой другой сосуд. БРАТЧИНА — совместное застолье, пир. БРАШНО — еда, кушанье, яство, съестное. БЫК ВЕЛИЙ — Великий Бык. Согласно Славянским сказам, Сам Род-Всеотец в Начале Мира, приняв облик ВЕЛИЕГО БЫКА, сошёлся с Небесной Коровой Земун (Вселенской Материей), и от Их союза родился Велес Корович, Бог Скотий. Согласно Велесовой традиции, ВЕЛИЙ БЫК — и есть Сам Вещий, Отец этого мира, порождающий себя Зримого (Велеса) из Себя Незримого (Духа Вещего). БЫЛИЁ — травы, злаки; растительная пища; снадобье из трав. БЫЛИНА (СТАР И НА) — старинная песнь-сказание о деяниях Предков, мудрых волхвов и могучих богатырей. ВДОХ РОДА — см. ДЫХАНИЕ РОДА. ВЕДА — Изначальное и Извечное Духовное Знание, Высшая Мудрость; знание вообще. ВЕДАНИЕ — Истинное Знание; глубокое постижение Законов и Таинств Богов и Природы (Богомирья); сам процесс Духовного познания. ВЕДОВСТВО — ведание Сокровенного, волшебного. ВЕДОГОН (ВЕДОГОНЬ) — тело сновидений («астральное» тело) человека; ВЕДОГОНУ сопутствуют Доля и Недоля; если ВЕДОГОНУ, находящемуся вне плотского тела человека, нанести удар железным оружием, в тот же миг в соответствующем месте на теле человека образуется рана. ВЕДУН — человек, ведающий Сокровенное. ВЕДУНЬЯ — женщина, ведающая Сокровенное. ВЕДЬМА — буквально: «ведающая женщина», первоначально то же, что и ВЕДУНЬЯ; в эпоху двоеверия на Руси ВЕДЬМАМИ стали называть тех женщин-ведуний, которые творили волшбу преимущественно посредством сил Нижнего мира (Тёмной Нави). ВЕДЬМАЧЕСТВО — то же, что и ВЕДОВСТВО; в эпоху двоеверия на Руси это слово стало употребляться в основном для обозначения Тёмной волшбы, творимой посредством сил Нижнего мира (Тёмной Нави). ВЕК БРОНЗОВЫЙ (ВЕК ПЕРУНА) — см. ЧЕТЫРЕ ВЕКА. ВЕК ЗОЛОТОЙ (ВЕК СВАРОГА) — см. ЧЕТЫРЕ ВЕКА. ВЕК КОЩНЫЙ (ВЕК КОЩНОГО БОГА, ЧЁРНЫЙ ВЕК) — см. ЧЕТЫРЕ ВЕКА. ВЕК СЕРЕБРЯНЫЙ (ВЕК ДАЖДЬБОГА) — см. ЧЕТЫРЕ ВЕКА. ВЕЛЕС (ВОЛОС) — Великий Бог, Чья Сила проявляется во всех трёх мирах: 1) В Яви Он — Податель богатств, Покровитель скота, Владыка Живой Природы; 2) В Нави — Тот, Кто владычествует в Смерти, Владыка Мёртвых, Властитель Нижнего мира; 3) Во Прави Он — Бог Высшей Мудрости, Волхв Богов и Бог волхвов. В Триглаве Сварожьем ВЕЛЕС — Бог-Разрушитель, Владыка Пекельного Пламени — Чёрного Огня Растворения (см. ТРИГЛАВ СВАРОЖИЙ). ВЕЛЕС — Бог Дородный и Кощный, Ярый и Хладный, Суряный и Сивый. ВЕЛЕС — Бог-Проводник между мирами, Вещий Страж Калинова моста, соединяющего Явь и Навь (см. МОСТ КАЛИНОВ), Владыка дорог земных и Путей Небесных (в том числе Духовного Пути, Стези Мудрых), Бог развилок и перекрёстков, Покровитель странников и бродяг. Также ВЕЛЕС — Бог-Покровитель наук и искусств, благоволящий шаманам и прорицателям, вещим сказителям и буйным скоморохам, мыслителям и безумцам, вдохновенным изобретателям и лукавым хитрецам. Имени ВЕЛЕСА родственны такие слова, как: волхв, волхование, волшба, волшебство, воля, власть, владычество, веление, величие и т.п. (См. также: БАЯН, БОГ СКОТИЙ, ВЕЩИЙ, ВИЛЫ ВЕЛЕСОВЫ, ВОЛХВ, ЗВИЙ ВЕЛИЙ, КОЩЕЙ, ЛАДЬЯ ВЕЛЕСОВА, ЛУГА ВЕЛЕСОВЫ, НИТЬ ВЕЛЕСОВА, ОКО МУДРОСТИ ВЕЛЕСОВО, ПУТЬ ВЕЛЕСОВ, СВИТЕНЬ ВЕЛЕСОВ, СТЕЗЯ ВЕЩЕГО и др.) «ВЕЛЕСОВА КНИГА» («ВЛЕС-КНИГА») — см. «КНИГА ВЕЛЕСОВА». ВЕЛЕТЫ — см. ВОЛОТЫ. ВЕЛИЙ, ВЕЛИЯ — великий, великая. ВЕЛЬМИ — весьма, очень. ВЕРВЬ РОДА — преемственность по Крови. ВЕРЕСЕНЬ — сентябрь-месяц, Кологодный Удел Рода и Рожаниц. ВЕРШОК — русская мера длины, равная 4,445 см. Первоначально равнялась длине фаланги указательного пальца. Четыре ВЕРШКА соответствуют 1 пяди (см. ПЯДЬ). ВЕСНА — см. ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСОЖАРЫ (ВИСОЖАРЫ) — см. ВОЛОСЫНИ. ВЕЧЕР ГОДА — осень (см. ВРЕМЕНА ГОДА). ВЕЧЕРНИЦА (ЗАРЯ, УТРЕННЯЯ ЗВЕЗДА, ЧИГИРЬ-ЗВЕЗДА) — планета Венера. ВЕЩИЙ — одно из Имён Велеса; Высшее Сознание Всебога. ВЕЩУН — одно из Имён Велеса; планета Меркурий. ВИДНОКРАЙ — горизонт. ВИЛЫ — женские духи-покровительницы вод и лесов у южных Славян, близкие восточнославянским русалкам. ВИЛЫ ВЕЛЕСОВЫ — священный Трезубец, Знак Власти Вещего Бога в Тремирьи. ВЕЛЕСОВЫ ВИЛЫ — один из Велесовых чиров, имеющий двоякое начертание: зубьями вверх — «Жива», «Жизнь»; зубьями вниз — «Мара», «Смерть». Иногда изображают сдвоенные ВЕЛЕСОВЫ ВИЛЫ — знак единства Жизни и Смерти. Влх. Богумил Мурин в своей «Книге Оберегов» (Влх. Богумил. Книга Оберегов. Изд. 4-е, пер. и доп. — Обнинск: Изд. «Велесова Круга», 2008. С. 35.) пишет: «Вилы, как символ и знак Велеса, Покровителя богатства и скота, часто использовались для магических операций. Для защиты от града ими "грозят" градоносной туче, кладут вилы (или вилы и метлу) крест-накрест перед порогом дома или выносят их во двор. При трудных родах на роженицу замахиваются вилами или делают вид, что бьют её ими, — этим отпугивается нежить, мучающая женщину, а также ставят вилы возле кровати роженицы, защищая её от богинки. В доме, где есть маленький ребёнок, вилы ставили зубьями вверх, дабы уберечь его от сглаза: "Як малэ дытя — вылкы до горы рогамы поставимо" (Украина). Вилы, поставленные возле дверей хлева, служили для защиты скота ("чадушек малых Велесовых") от "ведьмы"». ВЛАСОЖЕЛЫ (ВЛАСОЖЕЛИЩИ) — см. ВОЛОСЫНИ. «ВЛЕС-КНИГА» — см. «КНИГА ВЕЛЕСОВА». ВНУКИ ДАЖДЬБОЖЬИ — Славяне; все сородичи, живущие по Прави. В Русско-Славянском Родноверии люди считаются не «рабами Божьими», но детьми Родных Богов, наследниками Их по Духу и сотворцами в Деяниях Их. ВНУКИ СТРИБОЖЬИ — ветры (см. СТРИБОГ). Согласно Славянским сказам, дети Могучего Стрибога — четыре Ветра четырёх сторон света: 1) Посвист-Хладовей — ледянящий души Серверный Ветер; 2) Догода-Тепловей (Погода) — тёплый Южный Ветер; 3) Сумрачный Западный Ветер — посланец Смерти; 4) Светлокрылый Восточный Ветер — вестник Рассвета. От сих четырёх сынов Стрибога народились все остальные ветры — Стрибожьи внуки. ВОДОКРЕС — последний день Святочных бесчинств, отмечаемый 6 сеченя/января-месяца. Пора, когда закрываются Врата Нави, а мир Яви приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес — Податель Здравы — благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов. На ВОДОКРЕС Родноверы купаются в прорубях и «смывают» с себя остатки Святочной окруты. ВОДОПОЛ — см. ИМЕНИНЫ ВОДЯНОГО. ВОЗГЛАСЫ ОБРЯДОВЫЕ — первейшие из оных суть: 1) «Слава!» — возглас-славление; 2) «Гой!» — священный слог и возглас-обращение к Творческой Силе Всебога Рода; 3) «Сва!» — священный слог и обрядовый (в том числе жертвенный) возглас при обращении к Сварогу Отцу Небесному и Светлым Богам-Сварожичам; 4) «Ма!» (или «М а я!») — священный слог и обрядовый (в том числе жертвенный) возглас при обращении к Великой Богине-Матери; и т.д. ВОЗРАДЫ — как правило, недлинные славления, воспеваемые на радениях многократно, до состояния восх и щенности Духа. Иногда ВОЗРАДЫ ближе по форме к колославам, иногда — к Духовным стихам. ВОЛОС — см. ВЕЛЕС. ВОЛОСЫ — по народным представлениям, вместилище Жизненной силы человека, а также его воплощённая память. Считается, что на тонком плане они способны накапливать информацию о человеке. Поэтому не случайно, что во время многих посвящений (возрастных, Духовных и др.) над человеком совершают обряд постригов (см. ПОСТРИГИ), помогающий посвящаемому «отсечь» от себя отжившее и перейти в новую стать. Также ВОЛОСЫ олицетворяют собой связь с Иным миром, Навью, ибо растут, как живые, но нечувствительны, как мёртвые. Покровительствует ВОЛОСАМ — Велес (Волос), Скотий Бог и Навий Владыка (см. ВЕЛЕС). ВОЛОСЫНИ (ВОЛОСОЖАРЫ, ВЕСОЖАРЫ, ВИСОЖАРЫ, СТОЖАРЫ, ВЛАСОЖЕЛИЩИ, ВЛАСОЖЕЛЫ, БАБЫ) — созвездие Плеяд. ВОЛОСЫНИ упоминаются, например, у Афанасия Никитина (XV в.): «...на великую ночь волосыни да кола в зарю вошли, а лось головою стоит на востокъ» (Кола — созвездие Ориона, а Лось — созвездие Большой Медведицы). ВОЛОСЫНИ, по народным представлениям, — стадо Небесных Коров, пасомое Велесом/Волосом (по другим версиям, Солнцем либо Месяцем, причём последний также связан с Велесом). В Тульской губернии овчары выходили на улицу, становились на руно (шерсть) и пели, призывая ВОЛОСЫНЬ осветить «огнём негасимым белояровых овец», умножить их приплод (чтобы овец было больше, чем звёзд на небе). ВОЛОСЫНИ понимаются также как жёны Велеса/Волоса. Сияние ВОЛОСЫНЬ предвещает удачу в охоте на медведя. Поскольку души умерших иногда представляются в виде стада, пасущегося в Закрадном мире (в Нави, на Велесовых Лугах), образ ВОЛОСЫНЬ может быть отчасти связан со смертью. ВОЛОТЫ (ВЕЛЕТЫ, АСИЛКИ) — люди-великаны, жившие на земле в древности: «А иныя люди 9 сажен, иже словут волотове». ВОЛОТЫ, согласно древнерусским источникам: «Зело смирны, кто их не замает; а буде кто их задерет, и они сердиты, по десяти сажен одной рукой ухватит бревъно и мечет в поле на 100 сажен; битися с ними никто не может. А живут в горах каменных; много они у царя Александра Македонскаго силы убили древами великими, много в море бросали за ними въслед, и кораблей много разбили каменем великим по ведру, далече в море бросали за Александром». ВОЛОЧЕБНИКИ — участники ВОЛОЧЕБНОГО обряда («ВОЛЧЕБСТВА»), совершаемого по весне в пору Ярильских торжеств, который был особенно распространён в Белоруссии и пограничных с ней областях России и Украины (в эпоху двоеверия исполнялся в первый день Пасхи). Сам обряд заключается в том, что ватага ВОЛОЧЕБНИКОВ с гудком и волынкой обходит дворы, перед каждым домом поёт величально-поздравительные песни, за что хозяева угощают и одаривают участников действа праздничными припасами. В отличие от колядовщиков, ВОЛОЧЕБНИКИ не надевают обрядовых личин (масок) и не обряжаются в костюмы животных и выходцев из Нави. В.И. Даль связывал название с зап.-рус. волоцы(чи)ть — «петь». Также существует версия происхождения слова от названия самого хождения от двора ко двору, от селения к селению: «Валачобнiкi валачылiся, валачылiся, памачылiся...». ВОЛХВ — Духовно озарённый человек, истый служитель Родных Богов, имеющий к сему Духовную призванность, хранитель Древней Мудрости, раскрывший в себе Родовую Память. Мёртвый среди живых и живой среди мёртвых. Если жрец — это ремесло, то ВОЛХВ — это призвание Свыше. Иногда ВОЛХВАМИ называют всех Родноверческих священнослужителей (жрецов и их потворников), желая так высказать им своё уважение. В эпоху двоеверия на Руси ВОЛХВАМИ также называли всех сведущих людей — ведунов, колдунов, знахарей и т.п. Издревле ВОЛХВЫ облачались в волохатые шкуры, обычно медвежьи, или одежды из грубой шерсти, отсюда пошло выражение: «Истинный ВОЛХВ — что бер (медведь) среди людей». Сравнить человека с бером — животным, посвящённым Велесу, — значит, указать на его сверхчеловеческую, волховскую Силу, Могуту Велесову. ВОЛХОВАНИЕ — то же, что и ВОЛШБА;также — совершение обрядов; в узком смысле — гадание, прорицание будущего. ВОЛШБА (ВОЛОШБА) — Велесово Знание, Тайная Наука сверхтелесного воздействия на окружающий мир, Природу, Сокровенное Искусство изменения внешнего через внутренее. Различают Высшую волшбу, ведущую к Духовному пресуществлению себя и окружающего мира, и низшую — бытовую магию. Считается, что каждому из трёх миров присущ свой вид волшбы. Так, волшба Яви — это искусство управления Стихиями Природы, волшба Нави — волхование Смерти, волшба Прави — Духовное Ведание, проникновение в суть вещей. ВОЛШЕБНИК — тот, кто творит ВОЛШЕБСТВО. ВОЛШЕБСТВО — то же, что и ВОЛШБА. Для невежд «ВОЛШЕБСТВОМ» представляется всё незнаемое и непонятное. В О ПЛЕНИЦА (ПЛАЧЕ Я) — плакальщица, исполнительница причитаний во время поминальных обрядов. ВОРОНЕЦ (ВОРОНИЙ ПРАЗДНИК) — Святодень, отмечаемый 14 цветеня/апреля и посвящённый вещей птице — В о рону. Каркая над домом, где живут не по Прави, Ворон — как вестник Кощного Бога — призывает на нечестивцев Навью кару. Мудрым же Ворон — как потворник Велесов — приносит в клюве своём Живую и Мёртвую воду и открывает тайны Жизни и Смерти. В пору двоеверия о сию пору отмечали на Руси день Мартына Лисогона. По приметам охотников, в этот день лисицы переселяются из старых нор в новые и в первые три дня и три ночи после своего переселения бывают «слепы и глухи»: «На Мартына курячья слепота на лисиц нападает». Тако же в этот день замечают, что в о роны купают своих детей и отпускают в отдел — на отдельное семейное житьё. В деревнях о сию пору хозяйки варили кашу, клали её на сковородку и выносили во двор. Там переворачивали сковородку вверх дном, предварительно начищенное до блеска дно которой привлекало сих любопытных птиц. После сковородка убиралась, и вороны слетались на трапезу. ВОСХ И ЩЕННОСТЬ — одно из изменённых состояний сознания, полёт Духа, переживаемый как в исступлении ума, так и при полной осознанности. ВРЕМЕНА ГОДА — оных выделяют четыре: 1) Весна — Утро Года, Стихия — Воздух, сторона света — восток, цвет — зелёный (или белый); 2) Лето — День Года, Стихия — Огонь, сторона света — юг, цвет — красный; 3) Осень — Вечер Года, Стихия — Вода, сторона света — запад, цвет — синий; 4) Зима — Ночь Года, Стихия — Земля, сторона света — север, цвет — чёрный. ВСЕБОГ — Сам Род Великий (см. РОД). ВСЕБОЖЬЕ (ВСЕБОЖЬЕ Р О ДОВО) — Единство Родных Богов во Всебоге Роде, все Родные Боги в совокупности. ВСЕМИРЬЕ — Вселенная, все миры в совокупности. ВСЕОТЕЦ — Сам Род Всевышний (см. РОД). ВСТРЕЧА ВЕЛЕСА-МОРОЗА — Святодень, отмечаемый 6 стуженя/декабря (ср. Никола Зимний — в эпоху двоеверия). ВСТРЕЧА РУСАЛОК — см. РУСАЛИИ ПЕРВЫЕ. ВЫДОХ РОДА — см. ДЫХАНИЕ РОДА. ВЯЩИЙ (ВЯТШИЙ) — больший, старший по положению, знатный. ГАМАЮН — одна из вещих Ирийских птиц, посланец и глашатай Богов. В человеческом существе ГАМАЮН покровительствует речи. ГЛУМ — шумное веселье, игра; насмешка, издевательство; скоморошина (см. СКОМОРОШИНА). ГОЙ — Символ Рода, Ост (Ось) Всемирия, воплощение Всетворящей Силы Рода; мужской половой член; обрядовый возглас во славу Рода, пожелание благополучия. ГОРА БЕЛАЯ — см. МЕР-ГОРА. ГОРА МИРОВАЯ — см. МЕР-ГОРА. ГОРЛО — узел яри, расположенный в тонком теле человека на уровне шеи, в нижней части плотского горла. ГОРЛО связано в плотском теле человека со щитовидной и паращитовидной железами, горловым сплетением, затылочными корешками спинного мозга, органами дыхания и слуха, а также горлом и кожей, а из волховских способностей — с развитием скрытых возможностей ума и тела, в частности с развитием невероятной физической силы. Нормальная работа ГОРЛА проявляется в здоровой общительности человека, высоких творческих устремлениях и вдохновении, а его разлаживание может способствовать развитию склонности к навязчивым идеям и стереотипности поведения, в плотском же теле — воспалениям гортани, заболеваниям щитовидной железы, простуде и гриппу. ГОРНИЙ — верхний, высокий; Вышний, Небесный, Божественный. ГОСПОЖИНКИ (ДОЖИНКИ) — см. СПОЖИНКИ. ГРИВНА — денежная и весовая единица в Древней Руси, серебряный или золотой слиток весом около фунта; украшение, носимое на шее. ГРОМНИЦА (СРЕТЕНЬЕ, ПЕРУНЬЕ ЗИМНЕЕ) — Родноверческий Святодень, отмечаемый 2 лютеня/февраля-месяца. Первые Заклички Весны (см. ЗАКЛИЧКИ ВЕСНЫ). Пора, когда Новое Солнце начинает входить в силу, и возвращающиеся вместе с Юной Весной Светлые Боги под предводительством Самого Перуна, Ратая (Воина) Небесного, дают первый бой силам Старухи-Зимы. По народным поверьям, в этот день единственный раз в зимнюю пору гремит Перунов Гром. Другое название ГРОМНИЦЫ — СРЕТЕНЬЕ (буквально: «Встреча») — происходит оттого, что, как говорят в народе, в этот день «Зима с Весною встречаются». ГРОМОВЕРЖЕЦ — Перун. ГРОМОВИТ (РАТАЙ, ВОИН) — одно из Имён Громовержца Перуна; планета Марс. ГРУДЕНЬ — ноябрь-месяц, Кологодный Удел Макоши и Мары. ГУДЬБА — музыка. ДАЖДЬБОГ — Бог Солнца, отделяющий свет от тьмы, а день от ночи, просвещающий разум, Податель благ; в человеке олицетворяет щедрость и светлость. ДАРЫ СВАРОГА — см. СВАРОГ. ДЕД — отец отца; в широком смысле — предок; старейшина Рода; в Сварожьем Триглаве (Дид-Дуб-Сноп — Сварог-Перун-Велес) — Сам Сварог Отец Небесный, Прародитель Богов и людей. ДЕД МОРОЗ — Велес Зимний Владыка (см. СИВЫЙ). Божественный Супруг Мары-Морены — Богини Зимы и Смерти. ДЕДЫ (ДИДЫ, ДЗЯДЫ) — в широком смысле — Предки, духи Предков. ДЕДЫ ВЕШНИЕ (НАВЬЯ СЕДМИЦА) — череда Святодней, предшествующих дню Земли (9 травеня/мая-месяца), НАВЬЯ СЕДМИЦА поминовения Предков с 1 по 7 травеня/мая, когда навии (души умерших) посещают живых. Основным днём празднования издревле считается второй день НАВЬЕЙ СЕДМИЦЫ — Радуница (или Родоница), когда родственники справляют тризны по умершим, во время которых усопших окликают по именам, приглашая разделить трапезу с живыми. Четвёртый день НАВЬЕЙ СЕДМИЦЫ называется Навий, или Навский, Великдень (или просто Навий день), когда, по народным верованиям, души умерших приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляют угощение, открывают окна и не входят в неё до рассвета. Самым радостным днём НАВЬЕЙ СЕДМИЦЫ считается последний, седьмой день, именуемый Красной Горкой. В этот день на возвышенных местах издревле устраивали народные гуляния, водили хороводы и играли в разные весёлые игры. Также в этот день, по обычаю, происходили смотрины будущих невест. ДЕДЫ ОСЕННИЕ (НАВЬЯ СЕДМИЦА) — череда Святодней, предшествующих Осеннему Макошью (28 листопада/октября-месяца), седмица поминовения Предков — с 21 по 27 листопада/октября. Проводы душ Предков в Ирий — до будущей весны. ДЕЖА — квашня, кадка, в которой месят тесто для хлеба. ДЕНЬ ВЕЛЕСОВ ВЕЛИКИЙ (ВЕЛЕС СИВЫЙ ЯР) — Святодень, посвящённый Велесу Сивому Яру (Велесу Зимнему), главный Велесов день в году, отмечаемый 11 лютеня/февраля-месяца. О сию пору Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровий праздник (ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и Скотий Бог — Владыка всякого живота), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства да защиты, а скоту да добру всякому — приплоду. Вещие волхвы, вдохновенные сказители, буйные скоморохи чтут Велеса — Премудрого Бога, своего Вышнего Покровителя — особо: волхованиями да воспеваниями, радениями да славлениями. В эпоху двоеверия на Руси ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ именовался также «Власьевым днём», сразу после которого начинались суровые Власьевские морозы. ДЕНЬ ВЕЛЕСОВ МАЛЫЙ (ВЕЛЕС ВОЛЧИЙ СВАТ) — Святодень, отмечаемый 3 лютеня/февраля-месяца и посвящённый Велесу Волчьему Свату, предваряющий Малые Велесовы, или Волчьи, Святки и Великий Велесов день. В эпоху двоеверия на Руси МАЛЫЙ ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ именовался также «Малым Власием». ДЕНЬ ГОДА — лето (см. ВРЕМЕНА ГОДА). ДЕНЬ ЗЕМЛИ (ИМЕНИНЫ ЗЕМЛИ) — см. МАКОШЬЕ ВЕШНЕЕ. ДЕНЬ КОЩНОГО БОГА (КОЩЕЕВ ДЕНЬ) — отмечается 29 лютеня/февраля-месяца один раз в четыре года (в високосный год). В этот день Кощный Бог «возвращает» людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Но мудрые учат не бояться этого, а обращаться в Сердце к Родным Богам за вразумлением и силой, дабы возмочь отринуть кривду и жить по Правде. В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали день святого Кассиана, именуя его: «Касьян Немилостивый», «Касьян Злопамятный», а также: «Скупой», «Завистник», «Корыстник», «Косоглазый», «Остудный» и т.п. В народе говорили: «На что Касьян взглянет — всё вянет», «Касьян на скот взглянет — скот валится, на дерево — дерево сохнет». «Касьяновым глазом» называли дурной глаз колдуна. ДЕНЬ МОРЕНЫ (МАРИН ДЕНЬ) — отмечается 21 груденя/ноября-месяца (либо 9 груденя/ноября), в пору прихода Морены-Зимы. В некоторых современных Родноверческих Общинах МАРИН ДЕНЬ отмечается лишь после того, как снег покроет землю. ДЕНЬ ПЕРУНА (ПЕРУНОВ ДЕНЬ, ПЕРУНЬЕ ЛЕТНЕЕ) — великий Святодень всех воинов-защитников Родной Земли, а тако же всех честных радарей-пахарей, главный Перунов день в году, отмечаемый 20 липеня/июля-месяца. По народным поверьям, дождём в эт
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.104.30 (0.015 с.) |