По курсу «международное право» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По курсу «международное право»



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

ПО КУРСУ «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО»

Г.

Объект и субъекты международного права.

Объект МП - материальные и нематериальные блага, действия или воздержание от действий, не относящиеся исключительно к внутренней компетенции государств, по поводу которых субъекты международного права могут вступать в правоотношения. 0.м.п. - это все то, на что воздействует международное право. (Например, право человека: предмет- это междун отношения, которые складываются в сфере обеспечения права человека, объект- приобретение и утрата гражданства, получения статуса мигранта, неприкосновенность жизни. Морское право: предмет- меж отношения в сфере морской деятельности, объект-свобода и ограничение судоходства).

 

Субъекты МП - государства ( главная политическая организация современного общества, создатель и гарант соблюдения норм международного права. Государства юридически не подчинены друг другу, что является выражением их суверенитета, имеющим внутреннюю и внешнюю стороны:
- территориальное верховенство;
- независимость в международных отношениях. ),

 

государственно-подобные образования ( в основе его образования лежит договор заинтересованных государств, закрепляющий особенности его международно-правового статуса (Ватикан, Сан-Марино, Андорра, Мальтийский орден) ),

 

международные организации;(создаются государствами и действуют на основе учредительных актов; вступают лишь в те правоотношения и заключают международные договоры, которые соответствуют их функциям и учредительным актам;

постоянные представительства при международных организациях носят односторонний характер;

ограничены в выборе средств принуждения и разрешения споров;

любая международная организация волеизъявлением государств-членов может прекратить существование.)

 

нации и народы осуществляющие право на самоопределение (в наст. время Бермуды, Каймановы острава, остров Святой Елены, Западная Сахара и др.. В период национально-освободительной борьбы народы создают свои руководящие органы, осуществляющие законодательные и исполнительные функции, и выражающие суверенную волю наций. Через эти органы нации становятся участниками международных правоотношений, субъектами международного права, обладающих международными правами и обязанностями),

 

ТНК явл-ся субъектами МП, по силе взаимодействия и влияния выносят как отдельные субъекты МП.

 

Индивидуумы (Если считать, что субъект международного права - это лицо, на которое распространяется действие международно-правовых норм, которое эти нормы наделяет субъективными правами и обязанностями, то индивид, безусловно, является субъектом международного права. Существует множество международно-правовых норм, которыми напрямую могут руководствоваться физические лица (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка 1989 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Дополнительные протоколы I и II к ним 1977 г., Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. и т.д.).). Характеристика субъектов МП.

 

Субъект МП – носитель между прав и обязан-ей, к-ые возникают в соответствии с общими нормами МП. Носитель прав и обяз, обладает правосубъектностью – совокупность прав и обязанностей. Особенность правосубъектности относительно МП – субъект сам из создает, главная особенность МП.

Осн субъекты – гос-ва, первичный субъект МП (атрибуты гос-ва – территория, суверенитет, население, органы власти (4 основные) признание, власть, власть). Затем – международные организации – вторичные субъекты МП, большее значение в нормотворчестве, исполнению и т.д.

Права и обязанности гос-ва – 50-ые года попытка принятия документа. В доктрине МП – перечень. Декларация прав и обяз-ей гос-ва 1949 г – разрабатывался.

Права:

1) Право на независимость и свободное осуществления своих законных интересов

2) Право на осуществления юрисдикции на своей территории над всеми лицами и объектами, к-ые находятся в ее пределах.

3) Равноправие с другими гос-вами.

4) Право на индивид и коллективную самооборону

Обязанности:

1) Воздерживаться от вмешательства во внутренние дела других гос-в

2) Воздержание от разжиганий междоусобиц на территории другого гос-ва

3) Решать свои споры с другими гос-вами мирным путем

4) Добросовестно выполнять междун обязательства

Международные организации – неправительственные (Красный Крест) и межправительственные (ООН, Лига арабских гос-в), и те и другие явл-ся субъектами.

Нац и народы, борющиеся за самоопределение.

Разница между народами и нациями – в нации может быть несколько народов.

Вопрос этот спорный

Гос-но подобные образования – вольные города были в начале, сейчас только Ватикан, рассматривается как отдельное гос-во. Заключает договоры с другими гос-вами. Мальтийский орден рассматривается как квази гос-во 1889 году, находится в Риме, осн задача – благотворительность.

Индивидумы – вопрос спорный, явл ли субъектами физические лица, лет 10 назад – точно не явл. Сейчас скорее да, чем нет. Рассматриваем индив как судебного права в МП

ТНК – явл-ся субъектами МП, по силе взаимодействия и влияния выносят как отдельные субъекты МП.

Международные учреждения – конференции, к-ые собираются по вопросам разового характера. Не явл международными орг, подобие ее, но к-ое создается для решения к-л вопроса. Субъект по случаю.

Соотношение международного права и внутригосударственного права.

Монистическая и дуалистическая теория ГК РФ ст. 7 п.2, Конституция РФ ст.15 п.4, Венская конвенция 1969 г..

 

Нет единого подхода. 2 осн.точки зрения:

1) Монистическая теория. Межд.право и национальное право – единая система.

2) Дуалистическая теория. Межд.и нац.право – автономные системы.

 

Компромисс Фитц-Мориссона? – попытка объединить две теории.

На практике каждое гос-во само решает вопрос соотн-я двух прав.

Ст.15 Конституции РФ гласит: общепризнанные принципы и нормы межд.права и межд.договоры РФ явл-ся осн.частью ее правовой системы. Если межд.договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила межд.договора. Т.е.прерогатива межд.договора над национальным законодательством!

В РФ помимо Конституции существует гражданский кодекс; ст.7 п.2 дублирует сказанное в Конституции.

Судебная практика подтверждает постулаты Конституции и Гр.кодекса.

 

При рассмотрении споров с участием РФ и при наличии межд.договора суд руководствуется нормами межд.права.

 

Венская конвенция 1969г уже на межд.ур-не запрещает ссылаться на нац.зак-во в кач-ве основания несоблюдения обязательств по межд.договору.

 

Вывод: межд.право превалирует над национальным.

 

Имплементация норм МП - система мер, предпринимаемых государством для обеспечения соблюдения принятых международным правом обязательств во ВП.

Трансформация.

 

 

Международно-правовой режим прилежащей зоны и исключительной экономической зоны.

Конвенция ООН 1982г., Закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" 1998 г. Понятие. Режим.

 

12 морских миль; примыкает к территориальному морю; отсчитывается от исходных линий.

 

С сер 19 века большинство стран, у кого ширина территориального моря была небольшой, стали устанавливать дополнительную территорию, где они могли осуществлять проверку кораблей на соблюдения законодательства и порядка: фискальные условия, миграционный контроль, санитарные И так далее.

Это буферная зона для проверки кораблей - цель.

 

До 1958 года- это был обычай. Конвенция установила в качестве законодательной нормы.

Суверенитет прибрежного государства на эту зону не распространяется.

 

Как использовать?

1. Идея ядерного полигона (с 1 июля 1957 по 31 дек 1958- период геофизического года, было много экспедиций на эту территорию новые познания, подтвердили многообразие живых ресурсов, что данный материк оказывает влияние на мир- вопрос о ядерном полигоне был закрыт)

 

Началось активное изучение данного объекта и международное сотрудничество.

 

Вашингтон 1959- конференция по Антарктике. 12 государств-участников, которые либо высказывают притязания, (Австралия, Аргентина, Великобритания, новая Зеландия, Норвегия, Франция, Чили) кто не притязали (СССР, США, Япония, южно-африканский союз).

 

Приняли договор об Антарктике 1959- который регламентирует правовое положение объекта.

Ст 1- Антарктика- используется только в мирных целях, запрещается любые мероприятия военного характера, как создание военных баз, укрепление их, проведение военных маневров, испытание любых видов оружия.

Данный материк свободная от любых военных действий, не может быть мелитаризирована даже в случае военных конфликтов.

Условия местности суровая, используется военная техника

 

П 2 ст 1- договор об Антарктике не препятствует использованию военного персонала или оснащения для научных целей, для любых других мирных целей

 

Стороны договорились о контроле над действиями друг друга.

1. Вся информаци должна быть предоставлена другим (описание военных средств, самолетов и тд, включая время бытия и маршрут)

 

Ст 5 договора-запретила ядерные взрывы и любое хранени и удаление ядерно активных веществ. (например 70е на американской базе на территории Антарктики была использована атомная станция-была утечка, ее закрыли, но были большие финансовые затраты)

 

Договор провозглашает ст 2- свобода научных исследований в Антарктике и сотрудничество в этих целях будут продолжаться.

 

Стороны договорились об обмене информации. (научный совет по исследованию Антарктики, комитет по исследованию космоса)

Сами страны контролируют- каждая из сторон имеет право выходить на данную территорию.

 

Территориальные притязания- договор решил эти права заморозить. Ст 4 регламентирует это решение: ни одно из положений договора не должно толковаться как отказ любой из договаривающихся сторон о ранее заявленных правах и претензиях на территориальный суверенитет в Антарктике, также ничто не должно толковаться как наносящий ущерб позиций одной из договаривающихся сторон.

 

Вывод: все притязания на период договора заморожены.

 

Юрисдикция Антарктики.

Великобритания внесла предложения- лица будут на территории Антарктики будут подчиняться его стране. Данная норма не затрагивает интересы сторон.

Контролирующий - консультативное освещение участников договора.

 

Критерии:

1. Использование Антарктики в мирных целях

2. Содействие научным исследованиям

3. Содействие международному сотрудничеству на территории Антарктики

4. Содействие осуществлении прав инспекциям

5. Вопросы, которые касаются юрисдикции в Антарктике (охрана и сохранение ресурсов) и решения вопросов, связанных с проблемами охраны окружающей среды

 

Консультативное совещание - из 12 представителей стран (первичные), кто присоединился тоже может направлять своих.

 

Лед:

1. Лед, который сползает с поверхности -материк оный

2. Вдоль суши -паковый

 

Паковый лед иногда превращается в айсберги. - они являются частью, на них можно устанавливать базы.

 

Ст 5 запрещает ядерные испытания и на прибрежном пространстве и сброс радиоактивных отходов.

 

Конфликты:

Договор ст 11- призывает разреши все конфликты путем переговоров по выбору самих участников.

 

Договор открыт для присоединения. Кроме 12 есть еще 16, еще 19 -участники консультативные, но не консультативные.

 

Договор об Антарктики бессрочный!!!! (на базе созданы)

- договор по космосу 1967

-1982 конвенция ООН по морскому праву

-соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 (соглашение о Луне)

Система договора об Антарктики (документы):

1. 1964 консультативное совещание приняло документ- согласование меры по охране флоры и фауны в Антарктике.

2. 1982 конвенция об охране и сохранение антарктических тюленей

3. Конвенция о сохранении морск живых ресурсов (200 м экономической зоны- Мб нанесен ущерб территории)

Комиссия по сохранению живых ресурсов Антарктики -члены-консультативного совещания (кто присоединился тоже может)

 

Сайт: www.exp.ru - российская экспедиция в Антарктику

 

Документ- конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики. 1988. (не действует сейчас!!!) - жак Кусто: много раз говорил, что невозможно добыть ресурсы без ущерба

" протокол об охране окружающей среды 1991" - к договору об Антарктике

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

ПО КУРСУ «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО»

Г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.036 с.)