По охране труда при проведении лабораторных опытов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По охране труда при проведении лабораторных опытов



Инструкция

По охране труда при проведении лабораторных опытов

И практических занятий по химии

ИОТ - № 012

 

  1. Общие требования охраны труда

1.1 К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2 Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3 При проведении демонстрационных опытов по химии возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

- химические ожоги при попадании на кожу едких химических веществ при работе с химреактивами без средств индивидуальной защиты;

- термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;

- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;

- отравление парами и газами высокотоксичных химических веществ при проведении опытов в неисправном вытяжном шкафу;

- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

1.4 Кабинет химии должен быть оснащен медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ. В медаптечке должна быть опись медикаментов и инструкция по оказанию первой помощи при травмах.

1.5 Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком, двумя накидками из огнезащитной ткани.

1.6 О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю. При неисправности оборудования, приспособлении и инструмента прекрать работу и сообщить об этом учителю.

1.7.В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных опытов и практических занятий, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.8.Учащиеся допустившие невыполнение или нарушения инструкции по охране труда.

Привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводить внеплановый инструктаж по охране труда.

Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Изучить содержание и порядок проведения лабораторного опыта или практического занятия, а также безопасные приемы его выполнения.

2.2. При проведении работы, связанной с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, подготовить защитные очки.

2.3. Подготовить к работе рабочее место, убрать все лишнее, убрать с проходов портфели и сумки.

2.4. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды.

 

Требования охраны труда во время работы.

 

3.1.Соблюдать все указания учителя по безопасному обращению с реактивами и растворами, порядку выполнения работы.

3.2.Подготовленный к работе прибор, установку показать учителю или лаборанту.

3.3.Запрещается самостоятельно проводить опыты, не предусмотренные данной работой.

3.4.Зпрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.

3.5.Постоянно поддерживать порядок на рабочем месте, обо всех разливах растворов, а также о рассыпанных твёрдых реактивах немедленно сообщить учителю или лаборанту. Самостоятельно убирать любые химреактивы запрещается.

3.6.Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя или лаборанта, устранять самостоятельно неисправности запрещается.

3.7.Перед проведением работы с нагреванием жидкости, использованием едких растворов надеть защитные очки. Не оставлять без присмотра работающие нагревательные приборы.

3.8.Для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные сосуды, наполненные жидкостью не более чем не треть. В процессе нагревания не направлять горлышко сосудов на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

3.9.Запрещается пробовать любые растворы и реактивы на вкус, а также принимать пищу и напитки в кабинете химии.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1.При разливе водного раствора или щёлочи, а также при рассыпании твёрдых реактивов немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту. Не убирать самостоятельно любые вещества.

4.2.При разливе легковоспламеняющийся жидкости или её органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю или лаборанту.

4.3.при разливе легковоспламеняющейся жидкости и её воспламенении немедленно сообщить об этом учителю и по его указанию покинуть помещение.

4.4.В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать её осколки незащищёнными руками, а использовать для этой цели щётку или совок.

4.5.При получении травмы сообщить об этом учителю, которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения.

Требования охраны труда по окончании работы

5.1.Погасить спиртовку специальным колпачком, не задувая пламя спиртовки ртом, а также не гасить его пальцами.

5.2.Привести в порядок рабочее место, сдать всё оборудование, приборы, реактивы учителю или лаборанту, отработанные водные растворы слить в стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л.

5.3.Проветрить помещение, тщательно вымыть руки с мылом.

 

 

Специалист по ОТ Е.А.Козлова

 

««Согласовано» «Утверждаю»

Председатель ППО МАОУ «СОШ №17» Директор МАОУ «СОШ №17»

__________ (Скачкова О.Ф.) ___________ (Сагадеева Ю.Д.)

Введен в действие

приказом № _________ от __________

Инструкция

По охране труда при проведении демонстрационных

Опытов по химии ИОТ - № 011

 

  1. Общие требования охраны труда

1.1 К проведению демонстрационных опытов по химии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по химии не допускаются.

1.2 Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по химии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3 При проведении демонстрационных опытов по химии возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

- химические ожоги при попадании на кожу едких химических веществ при работе с химреактивами без средств индивидуальной защиты;

- термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;

- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;

- отравление парами и газами высокотоксичных химических веществ при проведении опытов в неисправном вытяжном шкафу;

- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

1.4 При проведении демонстрационных опытов по химии должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, фартук прорезиненный, очки защитные, перчатки резиновые.

1.5 Кабинет химии должен быть оснащен медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ. В медаптечке должна быть опись медикаментов и инструкция по оказанию первой помощи при травмах.

1.6 При проведении демонстрационных опытов кабинет химии должен быть оборудован вытяжным шкафом.

1.7.Персонал обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет химии должен быть оснащён первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями,ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани.

1.8.О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения.

1.9.В процессе работы персонал должен соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.10.Лица допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Требования охраны труда перед началом работы

2.1.Надеть спецодежду, при работе со щелочными металлами, кальцием, кислотами и щелочами, подготовить к использованию средства индивидуальной защиты.

2.2.Подготовить к работе и проверить исправность оборудования, приборов, лабораторной посуды.

2.3.Перед проведением лабораторных опытов, при которых возможно загрязнение атмосферы учебных помещений токсичными парами и газами, проверить исправную работу вытяжного шкафа.

2.4.Тщательно проветрить помещение кабинета химии.

 

Требования охраны труда во время работы

3.1.Для оказания помощи в подготовке и проведении демонстрационных опытов по химии разрешается привлекать лаборанта, учащихся привлекать для этих целей запрещается.

3.2.Демонстрационные опыты по химии, при которых возможно загрязнение атмосфер учебных помещений токсичными парами и газами, необходимо проводить на исправном вытяжном шкафу с включённой вентиляцией.

3.3.Преготавливать растворы из твёрдых щелочей и концентрированных кислот разрешается только учителю, использую фарфоровую лабораторную посуду, заполнив её на половину холодной водой, а затем добавлять небольшими дозами вещество.

3.4.При пользовании пипеткой запрещается засасывать вещество ртом.

3.5.Взятие навески твёрдой щёлочи разрешается пластмассовой или фарфоровой ложечкой. Запрещается использовать металлические ложечки и насыпать щёлочи из склянок через край.

3.6.Не допускается выбрасывать в канализацию реактивы, сливать в неё растворы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Их необходимо собирать для последующего обезвреживания в стеклянную тару с крышкой ёмкостью не менее 3 л.

3.7.Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов.

3.8.Приготавливать растворы из твёрдых щелочей. Концентрированных кислот и водного раствора аммиака разрешается только с использованием средств индивидуальной защиты в вытяжном шкафу с включенной вентиляцией в фарфоровой лабораторной посуде. Причём жидкость большей плотности следует вливать в жидкость меньшей плотности.

3.9.Твёрдые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1.Разлитый водный раствор кислоты или щёлочи засыпать сухим песком, совком переместить адсорбент от краёв разлива середине, собрать в полиэтиленовый мешочек

и плотно завязать. Место разлива обработать раствором, а затем промыть водой.

4.2.При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ объёмом до 0,05 л. Погасить открытый огонь спиртовки и проветрить помещение. Если разлито более 0,1 л., удалить учащихся из учебного помещения, погасить открытый огонь спиртовки, отключить систему электроснабжения устройством извне комнаты. Разлитую жидкость засыпать сухим песком или опилками, влажным адсорбент собрать деревянным совком в закрывающуюся тару и проветрить помещение до полного исчезновения запаха.

4.3.При разливе легковоспламеняющихся жидкостей и её загорания немедленно сообщить в ближайшую пожарную часть и приступить к тушение очага возгорания первичными средствами пожаротушения.

4.4.В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать её осколки незащищёнными руками, а использовать для этой цели щётку и совок.

4.5.При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему. Сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

Требования охраны труда по окончанию работы

5.1.Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в лаборантскую в закрывающиеся на замки шкафы и сейфы.

5.2.Отработанные растворы реактивов слить в стеклянную тару с крышкой ёмкостью не менее 3 л. Для последующего уничтожения.

5.3.Выключить вентиляцию вытяжного шкафа.

5.4.Снять спецодежду средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.

 

Специалист по ОТ Е.А.Козлова

«Согласовано» «Утверждаю»

Председатель ППО МАОУ «СОШ №17» Директор МАОУ «СОШ №17»

__________ (Скачкова О.Ф.) ___________ (Сагадеева Ю.Д.)

Введен в действие

приказом № _________ от __________

Инструкция

ИОТ - № 010

 

  1. Общие требования охраны труда

1.1 К работе в кабинете химии допускаются педагогические лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

 

1.2 Лица, допущенные к работе в кабинете химии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

 

1.3 При работе в кабинете химии возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

- химические ожоги при попадании на кожу едких химических веществ при работе с химреактивами без средств индивидуальной защиты;

- термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;

- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;

- отравление парами и газами высокотоксичных химических веществ при проведении опытов в неисправном вытяжном шкафу;

- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

 

1.4 При проведении демонстрационных опытов по химии должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, фартук прорезиненный, очки защитные, перчатки резиновые.

 

1.5 При проведении демонстрационных опытов по химии должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, фартук прорезиненный, очки защитные, перчатки резиновые.

 

1.6 При проведении демонстрационных опытов кабинет химии должен быть оборудован вытяжным шкафом.

 

1.7 Персонал обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя

 

1.8. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации школы. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации школы.


1.9. В процессе работы персонал должен соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.


1.10. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

 

Требования охраны труда перед началом работы


2.1. Надеть спецодежду, при работе с токсичными и агрессивными веществами подготовить к использованию средства индивидуальной защиты.


2.2. Проверить исправность и работу вентиляции вытяжного шкафа.


2.3. Подготовить к работе необходимое оборудование и приспособления.

 

Требования охраны труда во время работы


3.1. Запрещается использовать кабинет химии в качестве классной комнаты для занятий по другим предметам и групп продленного дня.


3.2. Пребывание учащихся в лаборантской запрещается, а в помещении кабинета химии разрешается только в присутствии учителя (преподавателя).


3.3. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета химии.


3.4. Запрещается пробовать на вкус любые реактивы и растворы, принимать пищу и пить напитки в кабинете химии.


3.5. Запрещается использовать в работе самодельные приборы и нагревательные приборы с открытой спиралью.


3.6. Не допускается совместное хранение реактивов, отличающихся по химической природе.


3.7. Запрещается хранить реактивы и растворы в таре без этикеток, растворы щелочей в склянках с притертыми пробками, а легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в сосудах из полимерных материалов.


3.8. Выдача учащимся реактивов для проведения лабораторных и практических работ производится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов концентрацией не выше 5%.


3.9. Не допускается выбрасывать в канализацию реактивы, сливать в нее растворы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Их необходимо собирать для последующего обезвреживания в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 л.


3.10. Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.


3.11. Приготавливать растворы из твердых щелочей, концентрированных кислот и водного раствора аммиака разрешается только с использованием средств индивидуальной защиты в вытяжном шкафу с включенной вентиляцией в фарфоровой лабораторной посуде. Причем жидкость большей плотности следует вливать в жидкость меньшей плотности.
3.12. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.

 

Требования охраны труда в аварийных ситуациях


4.1. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать сухим песком, совком переместить адсорбент от краев разлива к середине, собрать в полиэтиленовый мешочек и плотно завязать. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.


4.2. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ объемом до 0,05 л погасить открытый огонь спиртовки и проветрить помещение. Если разлито более 0,1 л, удалить учащихся из учебного помещения, погасить открытый огонь спиртовки и отключить систему электроснабжения помещения устройством извне комнаты. Разлитую жидкость засыпать сухим песком или опилками, влажный адсорбент собрать деревянным совком в закрывающуюся тару и проветрить помещение до полного исчезновения запаха.


4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно сообщить в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.
4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.


4.5. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования охраны труда по окончании работы


5.1. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в лаборантскую в закрывающиеся на замки шкафы и сейфы.


5.2. Отработанные растворы реактивов слить в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 л для последующего уничтожения.


5.3. Выключить вентиляцию вытяжного шкафа.


5.4. Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.

 

 

Специалист по ОТ _______________________ Козлова Е.А.

 


 

«Согласовано» «Утверждаю»

Председатель ППО МАОУ «СОШ №17» Директор МАОУ «СОШ №17»

__________ (Скачкова О.Ф.) ___________ (Сагадеева Ю.Д.)

Введен в действие

приказом № _________ от __________

Инструкция

ИОТ - №

 

При подготовке опыта, опасного в каком-либо отношении (воз­можность вспышки, загорания, взрыва), учитель должен хорошо продумать весь процесс проведения демонстрации и принять сле­дующие меры:

1. Проверить исправность подготовленной лаборантом аппарату­ры и наличие реактивов.

2. Проверить противопожарные средства класса-лаборатории и на учительский стол поставить небольшой огнетушитель.

3. Проверить наличие и исправность специальных средств защи­ты (защитного экрана, очков, перчаток и т.д.).

4. Удалить с учительского стола все предметы, не относящиеся к данному опыту. Это правило следует выполнять особенно в отношении легковоспламеняющихся, горючих и других опас­ных веществ и объектов.

5. Если учитель проводит опыт впервые, то он обязательно дол­жен предварительно проверить его в отсутствие учащихся с помощью лаборанта.

6. Перед демонстрацией электрифицированных моделей, макетов и т.п., питаемых током от осветительной электросети, необ­ходимо до урока проверить электроизоляцию проводов и всех деталей.

7. Следует всегда иметь наготове нейтрализующие вещества и аптечку с набором средств оказания первой помощи.

8. При проведении опыта, сопровождающегося громким звуком (выстрелом), яркой вспышкой и т.д., учитель должен заранее предупредить об этом учащихся во избежание их испуга и вредного воздействия на их нервную систему.

9. Если передний ряд парт примыкает непосредственно к учи­тельскому столу, то учащиеся с этих парт должны пересесть на более удаленные.

10. При малых размерах класса-лаборатории опасные опыты сле­дует проводить на отдельном столике, установленном в углу у внешней стены.

 

Специалист по ОТ _______________________ Козлова Е.А


«Согласовано» «Утверждаю»

Председатель ППО МАОУ «СОШ №17» Директор МАОУ «СОШ №17»

__________ (Скачкова О.Ф.) ___________ (Сагадеева Ю.Д.)

Введен в действие

приказом № _________ от __________

В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

ИОТ - №

 

1. Устройство и условия эксплуатации электрооборудования в химических лабораториях должны соответствовать требова­ниям действующих Правил устройства электроустановок, Пра­вил технической эксплуатации электроустановок потребите­лей и Правил техники безопасности при эксплуатации элект­роустановок потребителей.

2. Питание электроприборов кабинета (лаборатории) химии дол­жно осуществляться от щита с разделительными трансформа­торами, подсоединённого к электрическому вводу через защитно-отключающее устройство.

3. Химические лаборатории должны быть оснащены оборудова­нием промышленного производства. Запрещается использо­вать самодельные приборы!

4. Все электрооборудование, электроинструменты при напряже­нии свыше 42 В, а также оборудование и механизмы, которые могут оказаться под напряжением, должны быть надежно занулены. Строго запрещается заземлять приборы на батареи парового отопления или водяные грубы!

5. В случае перебоев в подаче электроэнергии все электроприбо­ры должны быть немедленно выключены.

6. Штепсельные розетки, вилки, применяемые для напряжения 42В, по конструктивному исполнению должны отличаться от обычных штепсельных соединений, предназначенных для на­пряжения 220 В, и исключать возможность включения вилок на 42 В в штепсельные розетки на 220 В.

7. Все розетки в химической лаборатории должны быть промар­кированы с указанием подаваемого напряжения.

8. Запрещается подавать на лабораторные столы напряжение пе­ременного тока выше 42 В и постоянного — выше 110 В.

9. Все токоведущие элементы электрических приборов должны быть надежно защищены от случайного прикосновения.

10. Запрещается использовать выключатели, штепсельные розет­ки для подвешивания плакатов и т. п.

11. При эксплуатации электронагревательных приборов необхо­димо следить за тем, чтобы их установка исключала непосредст­венную близость легковоспламеняющихся веществ, материа­лов, предметов и конструкций.

12. Запрещается работать на неисправных электрических при­борах и установках! О всех обнаруженных дефектах в изоля­ции проводов, о неисправности штепсельных вилок, розеток и т.п., а также занулении следует немедленно сообщить адми­нистрации. Все неисправности должен устранять квалифици­рованный специалист.

13. Запрещается переносить включенные электроприборы и остав­лять их без надзора.

14. Запрещается загромождать подходы к электрическим устрой­ствам.

15. Осмотр и чистка электроприбора производятся при его отклю­чении от сети (особенно в опытах по электролизу).

16. После подготовки прибора к опыту и сборки электрической схемы она должна быть проверена учителем, и только после этого можно включить прибор в сеть.

17. Перед включением прибора в сеть необходимо убедиться, соот­ветствует ли напряжение, на которое рассчитан прибор, на­пряжению сети.

18. Нельзя пользоваться для включения прибора аппаратным шнуром без вилки (голыми концами проводов), т.к. при этом можно легко получить электрический удар.

19. При получении нового электроприбора необходимо прежде всего внимательно изучить инструкцию и, в случае неясности неко­торых вопросов, получить консультацию у электрика.

20. Все электронагревательные приборы должны иметь теплоизолирующие ножки, и их нужно устанавливать на жаростойкие подставки.

21. Все электроприборы необходимо оберегать от сырости и особенно от наличия в атмосфере шкафа, где они хранятся, паров соляной и других кислот.

22. Запрещается брать электрические приборы мокрыми руками! В случае попадания на электрический прибор влаги его необходимо немедленно обесточить. Возобновить эксплуатацию прибора возможно лишь после его полного высыхания.

 

 

Специалист по ОТ _______________________ Козлова Е.А
«Согласовано» «Утверждаю»

Председатель ППО Директор МАОУ «СОШ №17»

__________ (Скачкова О.Ф.) ___________ (Сагадеева Ю.Д.)

Введен в действие

приказом № _________ от __________

Инструкция

По охране труда при работе

ИОТ - №

К работе с ЛВЖ и другими пожароопасными веществами допускаются сотрудники, изучившие Инструкции по технике пожарной безопасности и прошедшие соответствующий инструктаж. 1.1. Перед работой с ЛВЖ необходимо проверить наличие и подготовить к использованию первичные средства пожаротушения. 1.2. Запрещается производить какие-либо работы с ЛВЖ вне вытяжного шкафа! 1.3. Перегонку и нагревание низкокипящих огнеопасных жидкостей следует проводить в круглодонных колбах, установленных на банях, заполненных соответствующим теплоносителем (вода, масло, песок). Для нагревания бань следует пользоваться электроплитками только с закрытыми нагревательными элементами. Проводить отгонку ЛВЖ на плитках с открытой спиралью запрещается! 1.4. При перегонке ЛВЖ необходимо постоянно следить за работой холодильника. 1.5. Запрещается нагревать на водяных банях вещества, которые могут вступать в реакцию с водой со взрывом или выделением газов. 1.6. Лабораторные установки, в которых проводилось нагревание ЛВЖ, разрешается разбирать только после остывания их до комнатной температуры. 1.7. В случае пролива или воспламенения ЛВЖ необходимо выключить все электронагревательные приборы, а при необходимости обесточить лабораторию отключением общего рубильника. Место пролива ЛВЖ следует засыпать сухим песком, а затем собрать его деревянным или пластиковым совком. Применение металлических совков запрещается. 1.8. Необходимо строго следить за тем, чтобы емкости с ЛВЖ не оказались рядом с нагретыми предметами и не освещались прямыми солнечными лучами, т.к. внутри герметично закрытой емкости создается давление, что может вызвать разрушение стеклянной бутыли. 1.9. При заполнении стеклянных бутылок ЛВЖ "под пробку" при повышении температуры на 5 - 10 градусов может произойти разрушение бутыли. Для предотвращения этого ЛВЖ не доливают в бутыли примерно на 10%. 1.10. Перекисные соединения требуют такой же осторожности в обращении, как и другие пожароопасные вещества. В процессе работы с ними недопустимо разогревание перекисей выше температуры их разложения. 1.11. Обязательным условием работы с перекисными соединениями является соблюдение чистоты рабочего места, приборов и посуды.

1.12. Для тушения органических перекисей следует применять воду, для неорганических - сухой песок, порошковые составы и углекислотные огнетушители.

1.13. Металлический натрий, калий, фосфор и литий тушат сухим песком.

1.14. Отработанные горючие жидкости собирают в специальную герметично закрывающуюся тару и передают для регенерации или уничтожения. Спуск их в канализацию воспрещается.

 

Специалист по ОТ _______________________ Козлова Е.А

 

 

Бензол нарушает деятельность центральной нервной системы и костно-мозговое кроветворение; его алифатические производные толуол и ксилол вызывают лейкоцитоз. Бензол проникает в орга­низм через органы дыхания и кожу, хорошо растворяясь в жирах. При длительном контакте незащищенной кожи с бензолом возни­кает дерматит. Предельно-допустимая концентрация бензола со­ставляет 20 мг/м3.

Работать с бензолом следует под тягой и обязательно при этом защищать кожу рук перчатками. Учитывая, что пары бензола име­ют нижний предел взрываемости 5—6%, лучше предпочесть дру­гой растворитель.

При тяжелых отравлениях препаратами возможно нарушение дыхания и сердечной деятельности. Поэтому первая помощь зак­лючается в удалении пострадавшего из зоны зараженной атмосфе­ры, проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сер­дца. При попадании бензола в желудок следует дать растительное масло для замедления процесса всасывания и экстренно промыть желудок водой.

Аналогичные меры применяются и при работе с бензинами.

Гексан в работе сравнительно безопасен, но имеет нижний предел взрываемости паров в смеси с воздухом — 1,2%. Предель­но допустимая концентрация (ПДК) его составляет 300 мг/м3.

Стирол. Общетоксическое действие стирола гораздо слабее, чем действие бензола, однако он сильнее раздражает слизистые оболочки. Его пары вызывают острые отравления. ПДК составля­ет 5 мг/м3.

Работать со стиролом следует в исправно действующем вы­тяжном шкафу, защищая руки перчатками.

Первая помощь — как при действии бензола.

Циклогексан весьма взрывоопасен — нижний предел 1,3%. Его ПДК составляет 80 мг/л. Для организма препарат сравни­тельно безопасен, его можно применять как растворитель вместо бензола и других органических жидкостей.

Препараты в исходных формах учащимся не выдаются. Ис­пользуются только учителем.

Группа хранения № 4 — легковоспламеняющиеся жидкости.

Анилин поражает организм в результате загрязнения кожи и через органы дыхания. Предельно допустимая его концентра­ция — 3 мг/м3. Проникновению его в организм способствует вы­сокая температура в лаборатории.

Анилин влияет на нервную систему, вызывает распад эритроци­тов и превращение гемоглобина в метагемоглобин. Попадание ани­лина в организм даже в небольшом количестве приводит к синюшности губ, кончиков пальцев и ушных раковин из-за уменьшения интенсивности циркуляции крови. Очень быстро их цвет переходит в черно-синий — это наиболее заметный симптом поражения.

Работать с анилином можно только под тягой, руки защи­щать перчатками.

При попадании капель анилина на открытые участки кожи их смывают холодной водой, а затем обрабатывают пораженное место 1—2%-м раствором уксусом кислоты. При случайном попа­дании анилина внутрь необходимо обильное промывание желудка с активированным углем, слабительное. Нельзя давать молоко и жиры, т.к. они ускоряют всасывание анилина.

Те же средства и методы применяются и при работе с нитро­бензолом.

Препараты в исходных формах учащимся не выдавать!

Группа хранения № 7 — вещества повышенной физиологичес­кой активности.

Спирты, оказывают негативное воздействие на организм. Осо­бенно ядовит метиловый спирт. Самое незначительное количе­ство его при попадании внутрь разрушает зрительный нерв и вы­зывает необратимую слепоту. 5—10 мл спирта приводит к сильно­му отравлению организма, а при 30 мл возможен смертельный исход. Метанол в школе применяться не должен!

Этиловый спирт — наркотик. При попадании внутрь он вслед­ствие высокой растворимости быстро всасывается в кровь и силь­но действует на организм. Препарат вызывает тяжелые заболева­ния нервной системы, органов пищеварения, сердца, кровеносных сосудов, тяжелые психические расстройства. Для проведения опы­тов учащимся выдается в небольших количествах.

Группа хранения № 4.

Спирты бутиловые в виде паров действуют главным образом на роговицу глаз, также раздражают верхние дыхательные пути. Работать с ними следует под тягой, в защитных очках, предельно-допустимая концентрация этих спиртов составляет 200 мг/м3.

Группа хранения № 4.

Спирты амиловые обладают более сильным наркотическим и общеядовитым действием, чем бутиловые; сильно раздражают кожу. Работать с ними необходимо под тягой, применяя средства инди­видуальной защиты.

Опыты с бутиловыми и амиловыми спиртами проводит толь­ко учитель!

При попадании препарата в глаза необходимо промыть их 3%-м раствором борной кислоты, при раздражении верхних дыха­тельных путей следует пить горячее молоко.

Группа хранения № 7.

Этиленгликоль слабо действует в виде паров, вызывая лишь хронические отравления, практически не раздражает кожу, одна­ко очень опасен при попадании внутрь: 15-20 мл могут вызвать отравление со смертельным исходом.

Работать с этиленгликолем учащиеся могут только при по­стоянном контроле со стороны учителя или лаборанта.

Первая помощь — очищение, а затем промывание желудка насыщенным раствором соды.

Группа хранения № 4.

Глицерин нетоксичен.

Группа хранения № 8.

Особого внимания требует серный (диэтиловый) эфир. Под действием света в нем образуются перекисные соединения, способ­ные к самопроизвольному разложению со взрывом. Поэтому эфир хранят в темном прохладном месте. Это — наркотик. Работы не­обходимо проводить в вытяжном шкафу, не допуская загазован­ности. Вблизи препарата не допускается присутствие открытого огня, электронагревательных приборов!

Уксусноэтиловый эфир вызывает дерматиты и экземы. Уксусноизоамиловый эфир наркотик, раздражает верхние дыхательные пути.

Опыты с эфирами должны демонстрироваться учителем без допуска учащихся к реактивам. Все работы проводятся в вытяж­ном шкафу с использованием спецодежды и средств индивидуаль­ной защиты.

Группа хранения:

№ 4 — диэтиловый и уксусноэтиловый эфир,

№ 7 — уксусноизоамиловый эфир.

Ацетон. Внезапных острых отравлений парами ацетона не бы­вает, однако возможны случаи обморочного состояния при высо­кой концентрации паров. Его ПДК составляет 200 мг/м3. Через кожу он всасывается слабо. Работы с ацетоном следует проводить в вытяжном шкафу. Не допускается присутствие вблизи откры­того огня электронагревательных приборов!

Группа хранения № 4.


«Согласовано» «Утверждаю»

Председатель ППО МАОУ «СОШ №17» Директор МАОУ «СОШ №17»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.128 с.)