Периодизация развития в детском возрасте Д.Б. Эльконина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация развития в детском возрасте Д.Б. Эльконина



 

Периодизацию Даниила Борисовича Эльконина (1904-1984) относят к периодизациям развития, которые в качестве основания рассматривают причины и движущие силы развития, выделяя существенные характеристики каждой стадии, то есть и сточником психического развития является внешняя практическая деятельность ребенка. В рамках ведущей деятельности происходит формирование центральных возрастных новообразований (качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период). Развитие ребенка изначально социально. В социальном взаимодействии лежат истоки психических новообразований. Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир. Существуют, следовательно, две системы отношений: "ребенок-вещь" и "ребенок-взрослый".

Здесь необходимо остановиться на рассмотрении понятия, введенного Выготским и получившего в психологии название "зона ближайшего развития". Это понятие предназначалось для характеристики связи обучения и психического развития. 3она ближайшего развития определяется содержанием задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого. Наличие зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка. То, что первоначально делается ребенком под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием. 3она ближайшего развития позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития. Взрослый выступает перед ребенком не столько как человек, сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый - это "общественный" взрослый. Деятельность ребенка внутри систем "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется сама личность ребенка. Однако, составляя единый процесс освоения систем "ребенок-вещь" и "ребенок-взрослый" в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности определяют последовательное чередование систем "ребенок-вещь" и "ребенок-взрослый". Все ведущие деятельности можно разбить на две группы, в зависимости от системы, которая является доминирующей. Первую группу ведущих деятельностей составляют те, которые ориентируют детей на формирование норм отношений между людьми. Во вторую группу входят деятельности, благодаря которым у ребенка формируются представления о предметном мире и способах действий в нем.

К каждому очередному этапу своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений "человек-человек", и тем, что он усвоил из системы отношений "человек-вещь". Как раз те моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие следующей.

Период Годы Ведущая деятельность Новообразование Социальная ситуация развития
Младенчество 0-1 эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое слово Освоение норм отношений между людьми
Ранний возраст 1-3 предметная деятельность "внешнее Я сам" по Выготскому Усвоение способов деятельности с предметами
Дошкольный возраст 3-6(7) ролевая игра произвольность поведения Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми
Младший школьный возраст 6(7)-10(11) учебная деятелльность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности.
Средний школьный возраст, подросток 10(11) - 14(15) интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке" Освоение норм и отношений между людьми
Старший школьник (ранняя юность) 14(15) - 16(17) учебно-профессиональная деятельность профессиональное и личностное самоопределение Освоение профессиональных знаний, умений
Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25 Трудовая деятельность, профессиональная учеба.   Освоение профессионально- трудовых умений
Зрелость после 25 20-50 лет - зрелость, 50-75 - поздняя зрелость, 75-.. - старость      

 

Задатки и способности. Характеристика общих и специальных способностей.

Задатки и способности относятся к инструментальным проявлениям индивидуальности.

Способности, как отмечают отечественные психологи Леонтьев, Рубинштейн, Теплов определяют меру успешности и эффективности деятельности, а тем самым в конечном итоге и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности.

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Предметом специального психологического изучения способностей стали в XIX в., когда работами Ф. Гальтона было положено начало экспериментальному и статистическому исследованию различий людей. Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления.

В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности, в то же время одна и та же способность может быть условием успешности различных видов деятельности. Это обеспечивает возможности широкой компенсации способности.

Одним из важных моментов в процессе обучения и воспитания является вопрос о сенситивных периодах, благоприятствующих становлению тех или иных способностях.

Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.

 

Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.

1. темперамент (в физиологическом смысле, т.е. динамические характеристики)

2. анализаторы (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный)

Значение:

Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе с тем нельзя считать, что задатки совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности.

 

Общие способности

Связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности. Общую способность часто обозначают термином "одаренность"; в зарубежной литературе ее обычно отожествляют с интеллектом.

Развитие реальной личности совершается в конкретных условиях; в соответствии с этим совершенно специфично и индивидуализировано развивается и одаренность. Одаренность одного человека отлична от одаренности другого.

Показатели одаренности - темп и легкость усвоения материала; широта переноса; время проявления; соотношение результатов с условиями.

 

Специальные способности

Определяются в отношении к отдельным специальным областям деятельности. В процессе развития происходит специализация одаренности. Чем более высокого порядка та или иная специальная способность, тем теснее ее взаимосвязь с общей одаренностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.006 с.)