Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периодизация развития в детском возрасте Д.Б. ЭльконинаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Периодизацию Даниила Борисовича Эльконина (1904-1984) относят к периодизациям развития, которые в качестве основания рассматривают причины и движущие силы развития, выделяя существенные характеристики каждой стадии, то есть и сточником психического развития является внешняя практическая деятельность ребенка. В рамках ведущей деятельности происходит формирование центральных возрастных новообразований (качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период). Развитие ребенка изначально социально. В социальном взаимодействии лежат истоки психических новообразований. Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир. Существуют, следовательно, две системы отношений: "ребенок-вещь" и "ребенок-взрослый". Здесь необходимо остановиться на рассмотрении понятия, введенного Выготским и получившего в психологии название "зона ближайшего развития". Это понятие предназначалось для характеристики связи обучения и психического развития. 3она ближайшего развития определяется содержанием задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого. Наличие зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка. То, что первоначально делается ребенком под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием. 3она ближайшего развития позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития. Взрослый выступает перед ребенком не столько как человек, сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый - это "общественный" взрослый. Деятельность ребенка внутри систем "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется сама личность ребенка. Однако, составляя единый процесс освоения систем "ребенок-вещь" и "ребенок-взрослый" в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности определяют последовательное чередование систем "ребенок-вещь" и "ребенок-взрослый". Все ведущие деятельности можно разбить на две группы, в зависимости от системы, которая является доминирующей. Первую группу ведущих деятельностей составляют те, которые ориентируют детей на формирование норм отношений между людьми. Во вторую группу входят деятельности, благодаря которым у ребенка формируются представления о предметном мире и способах действий в нем. К каждому очередному этапу своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений "человек-человек", и тем, что он усвоил из системы отношений "человек-вещь". Как раз те моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие следующей.
Задатки и способности. Характеристика общих и специальных способностей. Задатки и способности относятся к инструментальным проявлениям индивидуальности. Способности, как отмечают отечественные психологи Леонтьев, Рубинштейн, Теплов определяют меру успешности и эффективности деятельности, а тем самым в конечном итоге и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности. Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предметом специального психологического изучения способностей стали в XIX в., когда работами Ф. Гальтона было положено начало экспериментальному и статистическому исследованию различий людей. Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности, в то же время одна и та же способность может быть условием успешности различных видов деятельности. Это обеспечивает возможности широкой компенсации способности. Одним из важных моментов в процессе обучения и воспитания является вопрос о сенситивных периодах, благоприятствующих становлению тех или иных способностях. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.
Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. 1. темперамент (в физиологическом смысле, т.е. динамические характеристики) 2. анализаторы (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный) Значение: Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе с тем нельзя считать, что задатки совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности.
Общие способности Связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности. Общую способность часто обозначают термином "одаренность"; в зарубежной литературе ее обычно отожествляют с интеллектом. Развитие реальной личности совершается в конкретных условиях; в соответствии с этим совершенно специфично и индивидуализировано развивается и одаренность. Одаренность одного человека отлична от одаренности другого. Показатели одаренности - темп и легкость усвоения материала; широта переноса; время проявления; соотношение результатов с условиями.
Специальные способности Определяются в отношении к отдельным специальным областям деятельности. В процессе развития происходит специализация одаренности. Чем более высокого порядка та или иная специальная способность, тем теснее ее взаимосвязь с общей одаренностью.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.116 (0.008 с.) |