ТОП 10:

Опросник для родителей и педагогов (Лаврентьева Г.П., ТитаренкоТ.М.,)



Волшебная страна чувств

Рис. 1.

Рис.1.Волшебная страна чувств

Перед ребенком (или детьми) психолог раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).

Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Какое - то чувство живет в красном домике, какое - то в синем, какое -то в черном, какое -то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики.

Пожалуйста, помоги жителям нарисуй и раскрась домики.

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой - где написано слово «Домики».

Инструкция 2:«Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Инструкция 3:«Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это — человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят.

Обработка результатов.

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.

1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.

2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее, он является диагностичным.

3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

— голова и шея (символизируют ментальную деятельность);

— туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);

— руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);

— тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);

— ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность; а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

 

 

2. Тест «Страхи в домиках» (М.А.Панфилова)

Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей.

После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Инструкция:« В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».

Страхи:

1) Когда останешься дома один;

2) Нападения, бандитов;

3) Заболеть, заразиться;

4) Умереть;

5) Того, что умрут твои родители;

6) Каких – то людей;

7) Маму или папу;

8) Того, что они тебя накажут;

9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

10) Опоздать в детский сад;

11) Перед тем как заснуть;

12) Страшных снов;

13) Темноты;

14) Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15) Машин, поездов, самолетов; (страхи транспорта);

16) Бурана, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17) Когда очень высоко (страхи высоты);

18) Когда очень глубоко (страх глубины);

19) В маленькой тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страхи замкнутого пространства);

20) Воды;

21) Огня;

22) Пожара;

23) Войны;

24) Больших улиц, площадей;

25) Врачей (кроме зубных);

26) Крови ( когда идет кровь);

27) Уколов;

28) Боли (когда больно);

29) Неожиданных, резких звуков, когда что – то внезапно упадет, стукнет.

 

Возрастные нормы (по А.И. Захарову).

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту).

 

Возраст Число страхов Возраст Число страхов
мальчики девочки мальчики девочки
7(дош)
7 (школ)
8 (школ)

 

Возрастные особенности проявления страхов:

8 месяцев – боязнь незнакомых людей.

1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.

После 1 года – страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.

2 года – страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.

Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст – страх смерти, страх смерти родителей. страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх нападения, страх войны.

У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, страх сказочных персонажей.

Младший школьный возраст – страх сделать что – нибудь не так, страх несчастья (магические представления).

Подростковый возраст – страх смерти родителей, страх войны. На основании данных, высчитывается индекс страха ребенка, который равен процентному отношению страха каждого ребенка к общему числу страхов: ИС = число страха ребенка *100 %.

Протокол тестирования

Тест «Страхи в домиках»

 

п/п № Фамилия, имя ребенка Страхи «черного домика» Страхи «красного домика» Всего страхов
В «черном домике» В «красном домике»
1.          
2.          
3.          
4.          
5.          
6.          
7.          
8.          
9.          
10.          

 

 

3.Тест «Сказка» ( Л. Дюсс)

Цель: определить эмоциональные проявления, сферу тревоги ребенка; исследовать межличностные отношения между детьми и родителями в семье.

Сказка «Птенец».

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного или обоих родителей.

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама – на другую.

Что делать птенцу?

Нормальные ответы («типичные нормальные ответы») Настораживающие ответы («типичные патологические ответы»)
  • Птенец тоже полетит и сядет на какую – нибудь ветку.
  • Полетит к маме, потому что испугался.
  • Полетит к папе, потому что он сильней.
  • Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать
На помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его.
  • Не умеет летать, потому останется на земле.
  • Попытается лететь, но не сумеет.
  • Умрет во время падения.
  • Умрет от голода, дождя, холода.
  • О нем все забудут, и кто – нибудь на него наступит.

Сказка «Страх».

Цель: определить наличие страха, тревоги.

Один мальчик говорит себе тихо – тихо: «Как страшно!» Чего он боится?

 

Нормальные ответы Настораживающие ответы
 
  • Вел себя плохо и теперь боится наказания.
  • Пропустил уроки в школе, поэтому боится, что мама будет ругать.
  • Боится темноты.
  • Боится какого – то животного.
  • Ничего не боится, просто пошутил. На все эти ответы нужно попросить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы.
 
  • Боится, что его украдут.
  • Чудовище хочет украсть его и съесть.
  • Боится остаться один.
  • Боится, что какой – нибудь зверь залезет в кровать.
  • Боится, что придет вор и ударит его ножом.
  • Боится, что умрет папа, мама.
Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и склонность к самобичиванию.

 

Сказка «Новость».

Цель: выявление у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, наличие невысказанных желаний и ожиданий.

Один мальчик возвращается с прогулки (из школы, со двора, где он играл в футбол), и мама ему говорит: «Наконец – то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?

 

Нормальные ответы Настораживающие ответы
 
  • К обеду придет гость.
  • Придут гости.
  • Кто – то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, выздоровление).
  • Мама хочет, чтобы мальчик сел заниматься. Мама узнала что – то важное.
 
 
  • Кто – то в семье умер.
  • Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день.
  • Мама хочет что – то запретить мальчику.
  • Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и хочет сказать ему, что больше не выпустит его на улицу.
 

 

Сказка «Дурной сон».

Цель: определение взаимосвязи ответов с предыдущими ответами.

Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?

Нормальные ответы Настораживающие ответы
   
  • Я не знаю.
  • Ничего на ум не приходит.
  • Ему приснился страшный фильм.
  • Ему приснилось плохое животное.
  • Ему приснилось, что он заблудился.
   
   
  • Ему приснилось, что мама, (папа), умерла (умер).
  • Ему приснилось, что он умер.
  • Ему приснилось, что пришли его забрать.
  • Ему приснилось, что его хотели бросить под машину.
 

Протокол тестирования

Тест «Сказка»

 

Ф.И.________________________________

 

Возраст_________________

 

Дата проведения обследования_______________________

 

 

Наименование Параметры Ответ ребенка Норма Патология
Тест 1 «Птенец» Степень зависимости от родителей      
Тест 2 «Страх» Скрытая агрессивность(к родителям),чувство вины      
Тест 3 «Новость» Тревожность, страх, невысказанные желания, ожидания.      
Тест 4 «Дурной сон» Страшные сны в контексте с другими текстами.      

4.Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС).

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений

Этот вариант методики разработан Р.Бернсом и С. Кауфманом в1972 году.

Эта методика доступна детям с 5 лет. Тест помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу и страх рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье. Тест состоит из двух частей: рисования ребенком своей семьи и беседы после выполнения рисунка.

Инструкция:«Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы её члены были чем – либо заняты».

Во время рисования следует записывать все высказывания ребенка. Отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по схеме:

v - кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи;

v - где работают или учатся члены семьи;

v - как в семье распределяются домашние обязанности;

v - каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

Обработка результатов.

Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными признаками рисунка считаются:

v - расположение рисунка на листе бумаги,

v - пропорции отдельных частей рисунка,

v - его величина,

v - стиль раскрашивания,

v - сила нажима карандаша,

v - стирание рисунка и его отдельных частей,

v - выделение отдельных деталей.

Для анализа рисунка используется 3 аспекта оценки – детали рисунка, их пропорции и перспектива.

Детали рисунка отражают значимые аспекты каждодневных житейских ситуаций. Пропорции рисунка отражают психологическую значимость и ценность вещей, ситуаций. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги, как отношение одной части к другой.

Содержательными характеристиками рисунка являются вид изображаемой деятельности, в которую включены представленные на рисунке члены семьи, их взаимодействие и расположение.

Для теста разработана система количественных оценок. Выделено 5 симптомо-комплексов:

  1. Благоприятная семейная ситуация;
  2. Тревожность;
  3. Конфликтность в семье;
  4. Чувство неполноценности;
  5. Враждебность в семейной ситуации.

Чем больше сумма баллов, тем ярче выражен тот или иной признак. Выраженность признака оценивается от 0 до 3 баллов.

 

Симптомо-комплексы кинетического рисунка семьи.

 

1.Благоприятная семейная ситуация 1. Общая деятельность всех членов семьи 2. Преобладание людей на рисунке 3.Изображение всех членов семьи 4.Отсутствие изолированных членов семьи 5.Отсутствие штриховки 6. Хорошее качество линий 7. Отсутствие показателей враждебности 8. Адекватное распределение людей на листе 9.Другие возможные признаки 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 -
2.Страх, тревожность 1.Штриховка 2.Линия основания – пол 3.Линия над рисунком 4. Линия с сильным нажимом 5. Стирание 6.Приувеличенное внимание к детям 7. Преобладание вещей 8.Подчеркивание отдельных деталей 9.Двойные или прерывистые линии 10. Другие возможные признаки 0,1,2,3 0,1 0,1 0,1.2 0,1,2 0,1 0,1 0,1 0,1 -
3.Конфликтность 1.Барьеры между фигурами 2. Стирание отдельных фигур 3.Отсутствие основных частей тела 4.Выделение отдельных фигур 5.Неадекватная величина отдельных фигур 6.Изоляция отдельных фигур 7. Несоответствие вербального описания рисунку 8.Преобладание вещей 9.Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 10.Член семьи, стоящий спиной 11.Другие возможные признаки 0,2 0,1,2 0,2 0,2 0,2 0,2   0,1 0,2 0,2   0,1 -
4.Чувство неполноценности 1.Автор рисунка непропорционально маленький 2.Расположение фигур на нижней части листа 3. Линия слабая, прерывистая 4. Изоляция автора от других 5.Маленькие фигуры 6. Неподвижная по сравнению с другими фигурами фигура автора 7. Отсутствие автора рисунка 8.Автор стоит спиной 9. Другие возможные признаки   0,2 0,2 0,1 0,1 0,1   0,1 0,1 0,2 -  
5.Враждебность семейной ситуации 1. Одна фигура на другом листе 2.Агрессивная позиция фигуры 3.Заркнутая фигура 4.Деформированная фигура 5.Обратный профиль 6. Руки раскинуты в стороны 7. Пальцы длинные подчеркнутые 8. Другие возможные признаки 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 -  

 

Протокол тестирования

 

Ф.И.________________________________

 

Возраст_________________

 

Дата проведения обследования_______________________

 

Номер и содержание рисунка Высказывание ребенка Выбор лица
веселое грустное
1.Игра с младшими детьми (33)      
2. Ребенок и мать с младенцем (34)      
3. Объект агрессии (35) 4. Одевание (36)      
5. Игра со старшими детьми (37)      
6. Укладывание спать в одиночестве (38)      
7.Умывание (39)      
8.Выговор (40)      
9. Игнорирование (41)      
10.Агрессивность(42)      
11.Собирание игрушек (43)      
12.Изолция (44)      
13.Ребенок с родителями(45)      
14.Еда в одиночестве (46)      

 

Протокол тестирования

Протокол тестирования

Волшебная страна чувств

Рис. 1.

Рис.1.Волшебная страна чувств

Перед ребенком (или детьми) психолог раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).

Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Какое - то чувство живет в красном домике, какое - то в синем, какое -то в черном, какое -то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики.

Пожалуйста, помоги жителям нарисуй и раскрась домики.

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой - где написано слово «Домики».

Инструкция 2:«Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Инструкция 3:«Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это — человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят.

Обработка результатов.

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.

1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.

2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее, он является диагностичным.

3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

— голова и шея (символизируют ментальную деятельность);

— туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);

— руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);

— тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);

— ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность; а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

 

 

2. Тест «Страхи в домиках» (М.А.Панфилова)

Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей.

После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Инструкция:« В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».

Страхи:

1) Когда останешься дома один;

2) Нападения, бандитов;

3) Заболеть, заразиться;

4) Умереть;

5) Того, что умрут твои родители;

6) Каких – то людей;

7) Маму или папу;

8) Того, что они тебя накажут;

9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

10) Опоздать в детский сад;

11) Перед тем как заснуть;

12) Страшных снов;

13) Темноты;

14) Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15) Машин, поездов, самолетов; (страхи транспорта);

16) Бурана, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17) Когда очень высоко (страхи высоты);

18) Когда очень глубоко (страх глубины);

19) В маленькой тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страхи замкнутого пространства);

20) Воды;

21) Огня;

22) Пожара;

23) Войны;

24) Больших улиц, площадей;

25) Врачей (кроме зубных);

26) Крови ( когда идет кровь);

27) Уколов;

28) Боли (когда больно);

29) Неожиданных, резких звуков, когда что – то внезапно упадет, стукнет.

 

Возрастные нормы (по А.И. Захарову).

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту).

 

Возраст Число страхов Возраст Число страхов
мальчики девочки мальчики девочки
7(дош)
7 (школ)
8 (школ)

 

Возрастные особенности проявления страхов:

8 месяцев – боязнь незнакомых людей.

1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.

После 1 года – страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.

2 года – страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.

Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст – страх смерти, страх смерти родителей. страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх нападения, страх войны.

У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, страх сказочных персонажей.

Младший школьный возраст – страх сделать что – нибудь не так, страх несчастья (магические представления).

Подростковый возраст – страх смерти родителей, страх войны. На основании данных, высчитывается индекс страха ребенка, который равен процентному отношению страха каждого ребенка к общему числу страхов: ИС = число страха ребенка *100 %.

Протокол тестирования

Тест «Страхи в домиках»

 

п/п № Фамилия, имя ребенка Страхи «черного домика» Страхи «красного домика» Всего страхов
В «черном домике» В «красном домике»
1.          
2.          
3.          
4.          
5.          
6.          
7.          
8.          
9.          
10.          

 

 

3.Тест «Сказка» ( Л. Дюсс)

Цель: определить эмоциональные проявления, сферу тревоги ребенка; исследовать межличностные отношения между детьми и родителями в семье.

Сказка «Птенец».

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного или обоих родителей.

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама – на другую.

Что делать птенцу?

Нормальные ответы («типичные нормальные ответы») Настораживающие ответы («типичные патологические ответы»)
  • Птенец тоже полетит и сядет на какую – нибудь ветку.
  • Полетит к маме, потому что испугался.
  • Полетит к папе, потому что он сильней.
  • Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать
На помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его.
  • Не умеет летать, потому останется на земле.
  • Попытается лететь, но не сумеет.
  • Умрет во время падения.
  • Умрет от голода, дождя, холода.
  • О нем все забудут, и кто – нибудь на него наступит.

Сказка «Страх».

Цель: определить наличие страха, тревоги.

Один мальчик говорит себе тихо – тихо: «Как страшно!» Чего он боится?

 

Нормальные ответы Настораживающие ответы
 
  • Вел себя плохо и теперь боится наказания.
  • Пропустил уроки в школе, поэтому боится, что мама будет ругать.
  • Боится темноты.
  • Боится какого – то животного.
  • Ничего не боится, просто пошутил. На все эти ответы нужно попросить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы.
 
  • Боится, что его украдут.
  • Чудовище хочет украсть его и съесть.
  • Боится остаться один.
  • Боится, что какой – нибудь зверь залезет в кровать.
  • Боится, что придет вор и ударит его ножом.
  • Боится, что умрет папа, мама.
Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и склонность к самобичиванию.

 

Сказка «Новость».

Цель: выявление у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, наличие невысказанных желаний и ожиданий.

Один мальчик возвращается с прогулки (из школы, со двора, где он играл в футбол), и мама ему говорит: «Наконец – то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?

 

Нормальные ответы Настораживающие ответы
 
  • К обеду придет гость.
  • Придут гости.
  • Кто – то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, выздоровление).
  • Мама хочет, чтобы мальчик сел заниматься. Мама узнала что – то важное.
 
 
  • Кто – то в семье умер.
  • Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день.
  • Мама хочет что – то запретить мальчику.
  • Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и хочет сказать ему, что больше не выпустит его на улицу.
 

 

Сказка «Дурной сон».

Цель: определение взаимосвязи ответов с предыдущими ответами.

Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?

Нормальные ответы Настораживающие ответы
   
  • Я не знаю.
  • Ничего на ум не приходит.
  • Ему приснился страшный фильм.
  • Ему приснилось плохое животное.
  • Ему приснилось, что он заблудился.
   
   
  • Ему приснилось, что мама, (папа), умерла (умер).
  • Ему приснилось, что он умер.
  • Ему приснилось, что пришли его забрать.
  • Ему приснилось, что его хотели бросить под машину.
 

Протокол тестирования

Тест «Сказка»

 

Ф.И.________________________________

 

Возраст_________________

 

Дата проведения обследования_______________________

 

 

Наименование Параметры Ответ ребенка Норма Патология
Тест 1 «Птенец» Степень зависимости от родителей      
Тест 2 «Страх» Скрытая агрессивность(к родителям),чувство вины      
Тест 3 «Новость» Тревожность, страх, невысказанные желания, ожидания.      
Тест 4 «Дурной сон» Страшные сны в контексте с другими текстами.      

4.Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС).

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений

Этот вариант методики разработан Р.Бернсом и С. Кауфманом в1972 году.

Эта методика доступна детям с 5 лет. Тест помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу и страх рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье. Тест состоит из двух частей: рисования ребенком своей семьи и беседы после выполнения рисунка.

Инструкция:«Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы её члены были чем – либо заняты».

Во время рисования следует записывать все высказывания ребенка. Отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по схеме:

v - кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи;

v - где работают или учатся члены семьи;

v - как в семье распределяются домашние обязанности;

v - каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

Обработка результатов.

Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными признаками рисунка считаются:

v - расположение рисунка на листе бумаги,

v - пропорции отдельных частей рисунка,

v - его величина,

v - стиль раскрашивания,

v - сила нажима карандаша,

v - стирание рисунка и его отдельных частей,

v - выделение отдельных деталей.

Для анализа рисунка используется 3 аспекта оценки – детали рисунка, их пропорции и перспектива.

Детали рисунка отражают значимые аспекты каждодневных житейских ситуаций. Пропорции рисунка отражают психологическую значимость и ценность вещей, ситуаций. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги, как отношение одной части к другой.

Содержательными характеристиками рисунка являются вид изображаемой деятельности, в которую включены представленные на рисунке члены семьи, их взаимодействие и расположение.

Для теста разработана система количественных оценок. Выделено 5 симптомо-комплексов:







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.179.0 (0.065 с.)