Снаряжение для организации навески 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Снаряжение для организации навески



ТЕХНИКА SRT

ПРАВИЛА

Москва

Под редакцией:

Председатель спелеокомиссии ТССР Чередниченко Ф.Л.

Разработчики:

Чередниченко Ф.Л., Чанышева А.Ф., Ваш. Э., Акимов В.О., Макашова З.Э., Афанасьев А.А., Самсонов В.Б., Логинов В., Терехин С., Позднякова Л., Степурко А., Сергеева А., Мухин К., Рыбка Е., Чередниченко Д.Л., Венский Е.Р., Венская А.В., Сырыгина М.И.

 

  «Согласовано»   Президент Ассоциации Спелеологов Урала     ______________ А.А. Афанасьев   «____» _______________ 2011 г.   «Согласовано»   Президент Региональной общественной физкультурно-спортивной организации развития и поддержки спелеологии в Санкт-Петербурге   _________________ Е.Р. Венский   «_____» _________________ 2011 г.  

«Утверждаю»

 

 

Президент

Туристско-спортивного

союза России С.Н. Панов

 

 

25 мая 2011 г.

 

 

Рекомендовано Туристско-спортивным союзом России в качестве Правил по работе и движению по веревке для дистанций и маршрутов «спелео».

Содержание

 

Введение. 6

Общая часть. 7

1. Снаряжение. 9

1.1. Снаряжение для организации навески. 9

1.1.1. Веревка. 9

1.1.2. Соединительные звенья. 9

1.1.3. Искусственные точечные опоры.. 10

1.1.4. Локальные петли. 10

1.1.5. Отклонитель. 11

1.1.6. Протектор. 11

1.2. Снаряжение для передвижения по навеске (индивидуальный комплект) 11

1.2.1. Обвязка нижняя. 12

1.2.2. Центральное соединительное звено. 12

1.2.3. Ведущий и фиксирующий зажимы.. 13

1.2.4. Подтяжка фиксирующего зажима. 13

1.2.5. Страховочные усы.. 13

1.2.6. Спусковое устройство. 15

1.2.7. Карабин для соединения СУ с ЦСЗ. 15

1.2.8. Педаль (ступенька, стремя) 15

1.2.9. Вспомогательный зажим.. 15

1.2.10. Сервисный карабин. 15

1.2.11. Блок-ролик. 16

2. Организация навески. 17

Общие положения. 17

Способы крепления основной веревки к рельефу. 18

2.1. Основная точка крепления веревки (ОТК) 19

2.2. Промежуточная точка крепления (ПТК) 20

2.3. Горизонтальный участок навески (перила) 21

2.4. Вертикальный участок навески. 22

2.5. Отклонитель. 22

2.6. Протектор. 23

2.7. Узел на основной веревке. 23

2.8. Троллей. 23

2.8.1. Горизонтальный троллей. 23

2.8.2. Наклонный троллей. 24

3. Снятие навески SRT. 25

Основные положения. 25

Спуск со снятием навески SRT («самосброс») 25

4. Передвижение спортсмена по навеске SRT. 26

Общие положения. 26

Основные правила подъема. 27

Основные правила спуска. 27

Основные правила передвижения по перилам.. 28

Передвижение по рельефу со страховкой за перила и вертикальный участок навески. 28

Передвижение по наклонному троллею.. 28

Передвижение по горизонтальному троллею.. 28

Основные правила транспортировки снаряжения. 29

5. Снятие пострадавшего с навески SRT. 30

Приложение 1. Эксплуатация веревки. 31

Приложение 2. Неисправности веревок и их устранение. 32

Приложение 3. Неисправности соединительных звеньев и их устранение. 33

Приложение 4. Неисправности обвязок и их устранение. 34

Приложение 5. Тестовые параметры по EN 1891. 35

Приложение 6. Тестовые параметры по EN 892. 36

Приложение 7. Неисправности зажимов и их устранение. 37

Приложение 8. Неисправности блок-роликов и их устранение. 38

Приложение 9. Неисправности проушин и их устранение. 38

Приложение 10. Неисправности строп и их устранение. 39

Приложение 11. Требования и правила вязки узлов. 39

Приложение 12. Алгоритмы передвижения по веревке. 40

3.1 Подъём.. 40

4.1.1. Подъём по верёвке. 40

4.1.2. Подъем по веревке через ПТК.. 40

4.1.3. Подъем через отклонитель. 42

4.1.4. Подъем через узел. 42

4.1.5. Подъём через протектор. 42

4.2. Спуск. 43

4.2.1. Спуск по веревке. 43

4.2.2. Спуск по веревке через ПТК.. 43

4.2.3. Спуск через отклонитель (оставлен 1 алгоритм) 44

4.2.4. Спуск по веревке через узел. 44

4.2.5. Спуск по веревке через протектор. 45

4.3. Передвижение по перилам.. 45

4.3.1. Передвижение по перилам через ПТК.. 45

4.3.2. Передвижение по перилам через узел. 46

4.4. Передвижение по рельефу со страховкой за перила и вертикальный участок навески. 46

4.4.1. Преодоление узла (ПТК) 46

4.5. Передвижение по наклонному троллею.. 47

4.6. Передвижение по горизонтальному троллею.. 47

4.6.1. Передвижение по горизонтальному троллею через узел. 47

4.7. Переходы через места соединения элементов навески. 47

4.7.1. Переход с перил на спуск по вертикальному участку навески. 48

4.7.2. Переход с перил на подъём по вертикальному участку навески. 48

4.7.3. Переход со спуска по вертикальному участку навески на перила. 48

4.7.4. Переход с подъема по вертикальному участку навески на перила. 49

4.7.5. Переход со спуска по вертикальному участку навески на спуск по наклонному троллею 49

4.7.6. Переход со спуска по вертикальному участку навески на подъем по наклонному троллею 49

4.7.7. Переход с подъема по наклонному троллею на подъем по вертикальному участку навески 49

4.7.8. Переход со спуска по наклонному троллею на подъем по вертикальному участку навески 50

4.7.9. Переход с подъема по вертикальному участку навески на подъем по наклонному троллею 50

4.7.10. Переход со спуска по наклонному троллею на спуск по вертикальному участку навески 50

4.7.11. Переход с подъема по наклонному троллею на спуск по вертикальному участку навески 51

4.7.12. Переход с подъема по вертикальному участку навески на спуск по наклонному троллею 51

4.7.13. Переход с перил на подъем по наклонному троллею.. 51

4.7.14. Переход со спуска по наклонному троллею на перила. 51

4.7.15. Переход с перил на спуск по наклонному троллею.. 52

4.7.16. Переход с подъема по наклонному троллею на перила. 52

4.7.17. Переход с перил на горизонтальный троллей. 52

4.7.18. Переход с горизонтального троллея на перила. 52

4.7.19. Переход с подъема по вертикальному участку навески на спуск по вертикальному участку навески 52

4.7.20. Переход со спуска по вертикальному участку навески на подъем по вертикальному участку навески 53

4.7.21. Переход с горизонтального троллея на подъем по наклонному троллею.. 53

4.7.22. Переход со спуска по наклонному троллею на горизонтальный троллей. 53

4.7.23. Переход с горизонтального троллея на спуск по наклонному троллею.. 53

4.7.24. Переход с подъема по наклонному троллею на горизонтальный троллей. 54

4.7.25. Переход с горизонтального троллея на спуск по вертикальному участку навески. 54

4.7.26. Переход с подъема по вертикальному участку навески на горизонтальный троллей. 54

4.7.27. Переход со спуска по вертикальному участку навески на горизонтальный троллей. 55

4.7.28. Переход с горизонтального троллея на подъем по вертикальному участку навески. 55

4.7.29. Переход со спуска по наклонному троллею на подъем по наклонному троллею.. 55

4.7.30. Переход с подъема по наклонному троллею на спуск по наклонному троллею.. 55

4.7.31. Переход с горизонтального троллея на горизонтальный троллей. 56

Список литературы.. 57

 

 

Введение

Данный документ представляет собой вторую редакцию Правил работы с веревкой в технике SRT.

Техника SRT – Single Rope Technique – пришла в Россию с запада более 20 лет назад. Одним из первых западных изданий по вопросам использования данной техники является книга «Вертикальный кейвинг», написанная Майком Мередитом в 1979г. С тех пор вышло много французских, английских, американских и прочих иностранных изданий, многие из которых были переведены на русский язык. В России овладение техникой SRT пошло по пути отдельных клубов, что привело к различиям в понимании основ техники и практическом ее применении.

Уже около 20 лет с целью выявления степени подготовленности спелеологов проводятся соревнования по технике SRT в России, Украине, Белоруссии, Польше, Литве и других странах. В 2006 году в Испании прошел первый Чемпионат мира по спортивной спелеологии. Однако правила, в рамках которых может применяться данная техника в России, до настоящего времени оставались негласными и варьировались в зависимости от клуба. В связи с этим возникла также проблема однозначного судейства этих соревнований.

Техника SRT является комплексной методикой преодоления пещерного рельефа, которая включает в себя как требования к индивидуальному снаряжению спелеолога, передвижению спелеолога по навеске SRT, так и собственно снаряжение и технологии, применяемые для организации навески SRT. Поэтому общее и однозначное понимание данной техники является основополагающим для повышения безопасности и удобства посещения пещер.

Данный документ призван привести к единому началу не только соревновательную технику, но и технику хождения по пещерам, сделав стандартными и легко узнаваемыми основные элементы снаряжения, приемы и алгоритмы передвижения по навеске SRT. Документ регламентирует требования к применяемому снаряжению и его сертификации, основные принципы и правила организации навески SRT, правила подъема и спуска по веревке, алгоритмы действий при передвижении по навеске SRT. В издании приведены также основные термины, используемые в рамках данной техники.

В документе проведен глубокий анализ литературы, приведенной в библиографии, и принят во внимание практический опыт спелеологов России и стран СНГ.

Документ должен обновляться не реже, чем один раз в два года, с целью совершенствования данной техники и повышения безопасности спелеологов.

 

 

Общая часть

Общие положения

1. Данный документ регламентирует правила работы с веревкой в технике SRT во время проведения соревнований по спортивной спелеологии и работы в пещерах.

2. Запрещается использовать для всех видов работ продукцию производителей, на которую наложено ограничение Комиссией по безопасности и снаряжению Федерации спортивной спелеологии России или Спелеокомиссией Туристско-спортивного союза России.

3. При наличии разногласий между условиями соревнований (дистанций) и данными Правилами следует руководствоваться последними.

Список условных обозначений

ОВ – основная веревка

СУ - спусковое устройство

ЦСЗ – центральное соединительное звено

ИТО – искусственная точечная опора

ЕТО – естественная точечная опора

ПТК – промежуточная точка крепления

ОТК – основная точка крепления

Определения

Техника SRT - single rope techniques (техника одной верёвки) – это методика преодоления вертикальных и крутонаклонных участков пещерного рельефа с помощью одной верёвки.

Основная веревка (далее ОВ) – статическая веревка, предназначенная для передвижения и страховки спортсмена.

Страховочная веревка - веревка, предназначенная для предотвращения падения спортсмена.

Вспомогательная веревка – веревка, предназначенная для выполнения задач, не связанных со страховкой и передвижением спортсмена по веревке.

Навеска SRT – основная веревка, закрепленная на рельефе определенным методом с помощью технических средств, предназначенная для страховки и передвижения спортсменов при преодолении вертикальных или иных опасных участков пещеры.

Вертикальный участок навески – часть навески, идущая преимущественно вертикально и предназначенная для подъема-спуска спортсмена.

Горизонтальный участок навески (перила) – часть навески, идущая преимущественно горизонтально и предназначенная для передвижения спортсмена по горизонтали.

Двойные перила – горизонтальный участок навески (перила), провешенные двумя ОВ, все ПТК заменены на ОТК.

Сдвоенные перила – горизонтальный участок навески (перила), продублированный второй ОВ.

Линия крепления к навеске – специальное снаряжение, соединяющее ЦСЗ спортсмена и навеску SRT, с помощью которого осуществляется страховка и закрепление спортсмена на навеске. Линии крепления к навеске SRT должны быть независимы друг от друга, за исключением общего соединительного узла (петли) двух страховочных усов, закрепленных в ЦСЗ.

Индивидуальный комплект – комплект снаряжения, необходимый для безопасного передвижения спортсмена по навеске SRT.

Точечная опора – средство крепления ОВ к рельефу.

Точка крепления – место крепления ОВ к рельефу с помощью точечных опор.

Полиспаст – система, предназначенная для увеличения тягового усилия, приложенного к веревке.

Троллей – часть навески, ОВ, предназначенная для отклонения линии движения спортсмена от вертикали и натянутая с усилием, превышающим усилие рук одного спортсмена.

Безопасная зона – место, в котором спортсмен, находясь без страховки, не может упасть глубже своего местоположения.

Карем – провис веревки, образованный приходящим сверху участком навески и ПТК (ОТК), необходимый для удобства преодоления ПТК (ОТК).

Перестегивание:

1. Общее. Процесс преодоления спортсменом ПТК (ОТК), узла на веревке, протектора, отклонителя и соединений элементов навески.

2. Частное. Перенос линии крепления к навеске с одного элемента навески на другой.

Технический элемент навески – часть навески, организованная с целью безопасного и комфортного передвижения спортсмена и требующая особой технологии преодоления спортсменом. К техническим элементам навески относятся: ОТК, ПТК, вертикальный участок навески, перила, отклонитель, протектор, узлы, троллей.

 

Снаряжение

Веревка

Основная веревка (далее ОВ) – статическая веревка, предназначенная для передвижения и страховки спортсмена. Термин применим в рамках техники SRT.

Все изложенные ниже требования применимы к веревкам, изготовленным из полиамида и полиэстера.

Требования к веревке

1. Веревка должна быть предназначена для обеспечения безопасности людей.

2. Веревка должна соответствовать одной из норм, указанных ниже:

· EN 1891 / UIAA 107 (см. Приложение 5),

· ТУ 9616-003-00461221-2001 (Коломна),

· ТУ 9616-001-45600401-98 (Аскан),

· ТУ 9616-009-42780816-08 (Венто),

· ТУ У 14279804-05-97 (Юкроп).

3. Веревка должна иметь сертификат соответствия (качества) одной из вышеуказанных норм.

4. Диаметр веревки для передвижения спортсмена должен быть не менее 8 мм.

5. Диаметр веревки должен соответствовать эксплуатационным характеристикам используемого спортсменами личного снаряжения.

6. Веревка должна эксплуатироваться и храниться согласно правилам, разработанным производителем и указанным в паспорте изделия.

7. Основные требования к эксплуатации, хранению и рекомендуемым предельным разрывным нагрузкам указаны в Приложении 1.

8. Запрещается использовать для всех видов работ веревки производителей, на продукцию которых наложено ограничение комиссией по безопасности и снаряжению ФССР или спелеокомиссией ТССР.

9. При обнаружении дефектов (неисправностей) веревки действовать согласно Приложению 2.

Соединительные звенья

Карабин — соединительное разъемное звено с автоматически замыкающимся контуром.

Рапид – соединительное разъемное звено с несущей нагрузку резьбовой муфтой.

Муфта – деталь соединительного звена, обеспечивающая: в карабинах – предохранение защелки от самопроизвольного раскрытия; в рапидах – замыкание контура.

Требования к соединительным звеньям

1. Карабин должен быть предназначен для обеспечения безопасности людей.

2. Карабин должен соответствовать одной из норм, указанных ниже:

· EN 362 класс B,

· EN 12275 / UIAA 121 класс B, H,

· ГОСТ Р ЕН 362-2008 класс B.

3. Рапид должен соответствовать одной из норм, указанных ниже:

· EN 362 класс Q,

· EN 12275 / UIAA 121 класс Q,

· ГОСТ Р ЕН 362-2008 класс Q.

4. Соединительное звено должно иметь сертификат качества, подтверждающий соответствие продукции указанным нормам.

5. Знак соответствия норме и основные прочностные характеристики, такие как продольная нагрузка, поперечная нагрузка и продольная нагрузка с открытым контуром, должны быть нанесены на тело карабина вдоль его основной оси.

6. Знак соответствия норме и основные прочностные характеристики, такие как продольная и поперечная нагрузки, должны быть нанесены на тело рапида вдоль его основной оси.

7. Соединительные звенья должны эксплуатироваться и храниться согласно правилам, разработанным производителем и указанным в паспорте изделия.

8. Соединительное звено не должно иметь доработок, способных снизить его прочностные характеристики.

9. Рекомендуемый срок эксплуатации соединительного звена – не более 5 лет.

10. После воздействия высокой динамической нагрузки (с фактором падения более 1,5) соединительное звено отбраковывается.

11. Запрещается использовать карабины без муфты с изогнутой защелкой, скобой вместо защелки, а также автоматические карабины без поворотного механизма в муфте, соответствующие EN 362, класс К (типа Vertigo фирмы Petzl и их аналоги).

12. При обнаружении дефектов (неисправностей) соединительных звеньев действовать согласно Приложению 3.

Локальные петли

Локальная петля – статическая веревка (стальной трос, тестированная стропа), предназначенная для создания точечной опоры за естественную опору. Локальная петля изготавливается из ОВ диаметром от 8мм, стального троса от 3мм и тестированной стропы, выдерживающий статическую нагрузку не менее 1500 кг.

Требования к стропам, сшитым в кольцо

1. Стропа должна выдерживать статическую нагрузку не менее 22 kN и иметь сертификат качества, подтверждающий соответствие продукции указанным требованиям.

2. Для европейских производителей стропа должна соответствовать норме EN 566.

3. Стропа должна иметь ярлык с указанием предельной разрывной нагрузки, названия изделия, фирмы и страны производителя. Для европейских производителей стропа должна иметь также знак соответствия норме EN 566 и знак сертификата СЕ с номером лаборатории.

Требования к одинарным стропам

1. Стропа должна выдерживать статическую нагрузку не менее 15 kN и иметь сертификат качества, подтверждающий соответствие продукции указанным требованиям.

2. Для европейских производителей стропа должна соответствовать норме EN 565 и иметь сертификат CE соответствия этой норме.

Отклонитель

Отклонитель – элемент навески, изменяющий направление веревки. Он может состоять из: ИТО (ЕТО), соединительного звена (рапид, карабин, узел), удлиняющего элемента (ОВ, тестированная стропа, вспомогательная веревка диаметром от 5мм) и второго соединительного звена (карабин без муфты). Рекомендуемый угол отклонения – до 30 градусов.

1. При изменении направления веревки от 15 до 30° удлиняющий элемент рекомендуется изготавливать из ОВ диаметром от 8мм или тестированной стропы, выдерживающей статическую нагрузку не менее 15 kN.

2. Требования к стропам смотреть в п.1.1.4.

3. Требования к соединительным звеньям смотреть в п. 1.1.2.

4. Требования к ОВ смотреть в п. 1.1.1.

Протектор

Протектор - это изделие, предназначенное для защиты веревки от трения о рельеф. Протектор располагается в местах соприкосновения ОВ и рельефа и используется в том случае, если невозможно избежать трения о рельеф с помощью других способов (ПТК, отклонитель). Как исключение допускается использовать в качестве протектора подручные средства.

Требования к протектору

Протектор:

· изготавливается из устойчивых к истиранию материалов;

· надежно защищает веревку (исключает самопроизвольное раскрытие протектора или возобновление трения веревки о рельеф);

· легко снимается с веревки;

· легко смещается вдоль веревки на необходимую длину для преодоления места трения ОВ.

 

Обвязка нижняя

Обвязка нижняя (далее Обвязка) – подвесная система, обеспечивающая анатомически удобное закрепление спортсмена к ЦСЗ.

Требования к обвязке

1. Обвязка должна быть предназначена для обеспечения безопасности людей при работе в условиях пещеры.

2. Обвязка должна соответствовать одной из норм, указанных ниже:

· EN 12277 / UIAA105,

· EN 813, EN363, EN361, EN358,

· ГОСТ Р ЕН 813-2008, ГОСТ Р ЕН 363-2007, ГОСТ Р ЕН 361-2008, ГОСТ Р ЕН 358-2008,

· ТУ 9616-008-42780816-08.

3. Обвязка должна иметь сертификат качества, подтверждающий соответствие продукции указанным нормам.

4. Обвязка должна иметь ярлык с указанием названия изделия, фирмы и страны производителя. Для европейских производителей обвязка должна иметь также знак соответствия норме EN и знак сертификата СЕ с номером лаборатории.

5. Обвязка не должна иметь доработок, способных снизить ее прочностные характеристики.

6. Обвязка должна иметь силовые петли (коуши) для встегивания ЦСЗ.

7. Обвязка должна эксплуатироваться и храниться согласно правилам, разработанным производителем и указанным в паспорте изделия.

8. После высокой динамической нагрузки (с фактором падения более 1) обвязка отбраковывается.

9. При обнаружении дефектов (неисправностей) обвязки действовать согласно Приложению 4.

Страховочные усы

Страховочный ус – элемент личного снаряжения, предназначенный для комфортного маневрирования при движении спортсмена по навеске и предотвращающий падение спортсмена в случае срыва.

1. Страховочный ус состоит из удлиняющего элемента определенной длины и карабина.

2. Карабины и рапиды должны удовлетворять требованиям к соединительным звеньям, описанным в п.1.1.2.

3. В качестве удлиняющего элемента используется:

· динамическая веревка диаметром не менее 9 мм;

· статическая веревка диаметром не менее 9 мм;

· стропа, сшитая в кольцо;

· одинарная стропа, связанная в кольцо ленточным узлом.

4. Удлиняющий элемент:

· из статической веревки должен соответствовать требованиям пункта 1.1.1.

· из стропы, сшитой в кольцо, должен соответствовать требованиям пункта 1.1.4 «Требования к стропам, сшитым в кольцо».

· из одинарной стропы, связанной в кольцо ленточным узлом – одинарная стропа должна соответствовать требованиям пункта 1.1.4 «Требования к одинарным стропам».

· динамическая веревка должна удовлетворять следующим требованиям:

Ø Соответствовать стандарту EN 892/UIAA 101 (см. Приложение 6) или ТУ 9616-003-00461221-2001 (Коломна).

Ø Веревка должна иметь сертификат соответствия (качества) одной из вышеуказанных норм.

Ø Диаметр веревки для удлиняющего элемента должен быть не менее 9 мм.

Ø Запрещается использовать для всех видов работ веревки производителей, на продукцию которых наложено ограничение комиссией по безопасности и снаряжению ФССР или спелеокомиссией ТССР.

· Удлиняющий элемент из веревки с прошитыми петлями (коушами) без узлов должен соответствовать требованиям п.1.1.4 «Требования к стропам, сшитым в кольцо».

· При обнаружении дефектов (неисправностей) удлиняющего элемента действовать согласно приложениям 2 и 10.

5. При изготовлении страховочных усов из веревки применяются следующие узлы:

· проводник,

· восьмерка.

Узлы должны быть расправлены и затянуты с усилием, равным весу спортсмена. Остаток веревки, выходящий из узла, должен быть не менее 7 см.

6. Допускается использование двух страховочных усов, имеющих общую петлю крепления (узел) к ЦСЗ. Данные страховочные усы рассматриваются как две независимые линии крепления.

7. Страховочные усы подразделяются на:

· страховочный ус на ведущий зажим,

· страховочный ус (два уса с общим узлом) для передвижения по навеске.

8. Страховочный ус на ведущий зажим

· Длина страховочного уса на ведущий зажим является индивидуальной для каждого спортсмена и определяется следующим образом. Исходное положение – страховочный ус одним концом присоединён к центральному соединительному звену (ЦСЗ), вторым – к ведущему зажиму. Спортсмен находится в положении виса на ведущем зажиме. Из этого положения он должен спокойно дотянуться рукой и взяться за корпус ведущего зажима.

· Соединение страховочного уса на ведущий зажим с центральным соединительным звеном осуществляется следующим образом:

Ø крепление в ЦСЗ с помощью узла восьмерка, проводник,

Ø крепление в ЦСЗ с помощью рапида диаметром не менее 7 мм, с затянутой муфтой от ключа.

· Соединение страховочного уса и ведущего зажима:

Ø рапидом диаметром не менее 7 мм,

Ø карабином с муфтой,

Ø карабином без муфты с прямой защелкой.

9. Страховочные усы для передвижения по навеске

· Один из страховочных усов для передвижения по навеске должен соответствовать нижеприведенным стандартам.

· Стандарты длин страховочных усов –40±1 см («короткий ус») или 65±1 см («длинный ус») с учетом всех соединительных звеньев.

· Соединение страховочного уса с ЦСЗ осуществляется следующим образом:

Ø ввязывание с помощью узла

Ø с помощью соединительного звена - рапид диаметром не менее 7 мм.

· Для соединения страховочных усов с элементами навески используются следующие карабины:

Ø карабины без муфты с прямой защелкой,

Ø карабины с муфтой.

Спусковое устройство

Спусковое устройство – устройство, основной функцией которого является спуск спортсмена по веревке. Для осуществления спуска по веревке применяются фрикционные спусковые устройства, не допускающие кручения веревки при тормозящем трении, функционально аналогичные моделям Stop, Simple, Rack фирмы Petzl.

Требования к спусковым устройствам

1. СУ должно быть предназначено для спуска людей по веревке.

2. СУ должно эксплуатироваться и храниться согласно правилам, разработанным производителем и указанным в паспорте изделия.

3. СУ должно быть рассчитано на рабочую нагрузку не менее 1,5 kN.

4. СУ должно выдерживать статическую нагрузку не менее 12 kN.

5. При спуске на СУ не должно возникать эффекта скручивания веревки.

6. Конструкция СУ должна исключать трение карабина, соединяющего СУ и ЦСЗ, о веревку при спуске.

Педаль (ступенька, стремя)

Педаль – приспособление, предназначенное для передачи усилия ног спортсмена на ведущий зажим при подъеме по веревке.

1. В качестве педали может использоваться основная или вспомогательная веревка, стропа.

2. Длина педали является индивидуальной величиной для каждого спортсмена.

3. Рекомендуемая предельная разрывная нагрузка составляет не менее 1,5 kN.

Вспомогательный зажим

Вспомогательный зажим – зажим, предназначенный для облегчения процесса передвижения спортсмена по веревке.

Вспомогательный зажим не является линией крепления к веревке.

Сервисный карабин

Сервисный карабин – карабин, основной функцией которого является увеличение трения СУ о веревку для снижения усилия, с которым производится контроль спортсмена над скоростью спуска.

1. Сервисный карабин встегивается в ЦСЗ спортсмена справа от СУ или в карабин СУ с противоположной стороны от защелки при использовании СУ, аналогичные STOP или Simple фирмы Petzl.

2. Рекомендуется использовать стальные карабины малых размеров.

3. Сервисный карабин используется только для увеличения трения на спуске и действий, не связанных с креплением спортсмена к веревке.

4. В качестве сервисного карабина рекомендуется использовать карабин Handy итальянского производителя Raumer или его аналоги.

5. При использовании карабина Freino или его аналогов для соединения СУ с ЦСЗ дополнительный сервисный карабин не требуется.

Блок-ролик

Блок-ролик – простое механическое устройство, предназначенное для уменьшения трения скользящей через карабин веревки.

Требования к блок-роликам

1. Блок-ролик должен соответствовать одной из норм, указанных ниже:

· EN 12278/UIAA 127.

2. Блок-ролик должен иметь сертификат качества, подтверждающий соответствие продукции указанным нормам.

3. Знак соответствия норме, продольная нагрузка, название фирмы-производителя и рабочий диаметр веревок должны быть нанесены на тело блок-ролика вдоль его основной оси.

4. Блок-ролик должен эксплуатироваться и храниться согласно правилам, разработанным производителем и указанным в паспорте изделия.

5. Блок-ролик должен выдерживать рабочую нагрузку не менее 4 kN и предельную – не менее 16 kN.

6. Блок-ролик не должен иметь доработок, способных снизить его прочностные характеристики.

7. При обнаружении дефектов (неисправностей) блок-ролика действовать согласно Приложению 8.

8. Рекомендуется для повышения эффективности работы использовать ролики на подшипнике качения.

 

 

Организация навески

Организация навески – это комплекс работ по закреплению ОВ на рельефе, направленный на создание безопасного и удобного маршрута передвижения спортсмена на вертикальном рельефе.

Общие положения

Правило 1. Навеска SRT должна соответствовать следующим принципам:

 

1. Безопасность:

· Исключение трения о рельеф – навеска монтируется таким образом, чтобы при передвижении спортсмена по ней ОВ не касалась рельефа;

· Избегание возможных рывков с высоким фактором падения (отношение глубины падения к длине участка веревки, на который пришелся рывок) – больше 0,3;

· Обход воды - навеска монтируется таким образом, чтобы вода не попадала на спортсмена во время движения по навеске;

· Обход камнепадных участков – навеска монтируется таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность падения камней на спортсмена. Это достигается за счет предварительной чистки маршрута движения и разнесения смежных вертикальных участков навески друг из-под друга.

Исключение трения о рельеф, уход от воды и камнепадных участков осуществляется грамотным сочетанием технических элементов навески, а также аккуратным передвижением спелеолога по навеске.

 

2. Комфортность (удобство):

· Учет физических возможностей спортсмена – оптимальные длины технических элементов навески; стандартные глубины каремов;

· Удобный подход, отход из опасной зоны – не требует повышенных трудозатрат;

· Стандартизация навески – типовой вид каждого технического элемента навески.

 

3. Рациональность:

· Экономия снаряжения при организации навески;

· Оптимизация трудо- и временных затрат при организации навески.

Правило 2. Каждый элемент навески SRT рассчитан на одного спортсмена. Исключением является солотранспортировка пострадавшего и элементы навесок, оборудованные для передвижения большего количества спортсменов.

 

Правило 3. Навеска SRT должна соответствовать ее назначению, обусловленному видом работы под землей.

В зависимости от назначения работ в подземных условиях различают следующие виды SRT- навесок:

1. «Первопроходческая» (разведочная), основной целью которой являются максимально быстро преодолеть опасные участки рельефа.

· Навеска рассчитана на жестко ограниченное количество спортсменов – это команда из двух человек.

· Уменьшение времени на обработку опасного участка достигается путем использования вместо ПТК протекторов и отклонителей.

2. «Стационарная» (рабочая), основной целью которой является оптимизация передвижения спортсменов при высокой интенсивности движения.

· Навеска рассчитана на высокую интенсивность движения. Диаметр ОВ – от 9мм.

· Вертикальные участки навески сводятся к оптимальной длине – от 7 до 12 м.

· Навеска организуется таким образом, чтобы спортсмены не находились друг под другом.

· Процесс перехода с вертикального участка навески на горизонтальный не должен быть чрезмерно трудозатратным для спортсмена.

3. «Навеска для спасработ», основной целью которой является обеспечение передвижения спасателей при проведении спасательной операции.

· Основной критерий – обеспечение беспрепятственного движения спортсменов по навеске в условиях транспортировки носилок.

· При необходимости оборудуются дополнительные навески (коридоры) для движения (удобного расположения) спасателей и сопровождающих носилки.

· При необходимости оборудуются дополнительные навески для подходов и отходов к местам работы спасателей.

· Организация навески позволяет одновременно работать двум спасателям на одном элементе навески.

Правило 4. Навеска для проведения соревнований должна соответствовать виду «стационарная» (рабочая) навеска.

Правило 5. Использование веревок различного диаметра:

· от 8 мм: для передвижения ограниченного количества спортсменов. Используется при «первопроходческой» навеске в пещерах и спортсменами для участия в соревнованиях.

· от 9 мм: для «стационарной» навески в пещерах.

· 10 мм: при высокой интенсивности движения спортсменов по веревке (судейская SRT-навеска на соревнованиях, навеска для передвижения спасателей и транспортировки пострадавшего техникой FFS).

 

Правило 6. Узлы, используемые при работе с веревкой, должны соответствовать требованиям и правилам вязки узлов (Приложение 11)

 

Навеска SRT состоит из следующих технических элементов:

 

1. Основная точка крепления (ОТК).

2. Промежуточная точка крепления (ПТК).

3. Горизонтальные перила.

4. Вертикальные перила.

5. Отклонитель.

6. Протектор.

7. Узел на веревке.

8. Отклоняющий троллей.

9. Горизонтальный троллей.

Отклонитель

Отклонитель – элемент навески, изменяющий направление веревки. Он может состоять из ИТО (ЕТО), соединительного звена (рапид, карабин, узел), удлиняющего элемента (ОВ, трос, тестированная стропа, вспомогательная веревка диаметром от 5мм) и второго соединительного звена (карабин без муфты).

1. Для отклонения веревки до 15 градусов в качестве удлиняющего элемента используется вспомогательная веревка диаметром от 5 мм, тестированная стропа или стальной трос диаметром от 3 мм.

2. Для отклонения веревки от 15 до 30 градусов в качестве удлиняющего элемента рекомендуется использовать ОВ от 8 мм, тестированную стропу или стальной трос диаметром от 3 мм.

3. При отклонении веревки более, чем на 30 градусов, отклонитель не используется. В этом случае для изменения направления ОВ используется ПТК (ОТК).

4. Крепление удлиняющего элемента к рельефу осуществляется:

· см. способы крепления веревки за ИТО и ЕТО;

· допускается ввязывания удлиняющего элемента в проушину и обвязывание удлиняющего элемента за ЕТО.

5. Крепление отклонителя к ОВ осуществляется путем простегивания ОВ в карабин отклонителя. Карабин отклонителя жестко крепится к удлиняющему элементу для предотвращения его вращения в узле удлиняющего элемента. Рекомендуется использовать карабин без муфты.

Протектор

Закрепление протектора в месте соприкосновения веревки с рельефом:

· протектор крепится к рельефу (ИТО, ЕТО) посредством вспомогательной веревки.

· протектор крепится к узлу с петлей для перестежки на ОВ с помощью вспомогательной веревки.

· протектор крепится к ОВ схватывающим узлом из вспомогательной веревки.

· протектор встегивается в карабин ПТК с помощью вспомогательной веревки.

Узел на основной веревке

1. Узел на участке веревки для передвижения спортсмена применяется в следующих случаях:

· Если перебита веревка. Фрагмент перебитой веревки должен быть вынесен из-под нагрузки и изолирован из процесса передвижения спортсмена по веревке.

· Если веревка соединена с другой – сращивание ОВ для увеличения ее длины. В случае сращивания ОВ в ПТК смотреть раздел 2.2 пункт 6.

· Если необходима фиксация протектора (для закрепления протектора на ОВ).

2. Узел (сочетание узлов) на веревке должен быть оборудован петлей для встегивания страховочного уса к ОВ на вертикальных участках.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.234.234 (0.231 с.)