Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы, определяющие структуру управления предприятием
Структуры управления»
Организационная структура – разделение экономического объекта, предприятий, компаний, учреждения на подразделения, отделы, цехи, лаборатории, участки, группы с целью упорядочения управления, налаживания взаимодействия звеньев, установления подчиненности, соподчиненности и ответственности.
Структура управления – совокупность взаимосвязанных элементов управления, расположенных на различных ступенях подчинения и обеспечивающих эффективное функционирование предприятия как целостной системы (элементы управления: руководители, специалисты, служащие).
Производственная структура – оптимальное сочетание главных, дополнительных, подсобных и вспомогательных отраслей в хозяйстве. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Вертикальные связи - это связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и начальником цеха. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
Горизонтальные связи - это связи коопераций равноправных элементов, например связи между начальниками цехов. Носят характер согласования и являются одноуровневыми.
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Линейные связи - представляют собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Это система достаточно проста и может быть эффективна, если не велико число рассматриваемых вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях. Функциональные связи - представляют собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т. В этом случае указания поступают более квалифицированные. Однако при таких связях иногда возникают проблемы не согласованности действия отдельных функциональных подразделений. Принято прямую подчиненность по организационно-административным вопросам считать линейной, а технологического характера - функциональной. Соответственно это находит отражение в схемах структур управления прямыми и прерывистыми линиями. Конкретное выражение структура управления находит в следующих организационно-распорядительных документах: - уставе предприятия, - штатном расписании, - положении о службе управления, - должностных инструкциях, - оргограмме (самой схеме структуры управления). В состав любой структуры управления органически входят следующие элементы: 1. Орган управления – это самостоятельное структурное подразделение аппарата управления, выполняющее определенные функции: - административная служба, которая включает всех линейных руководителей предприятия, - службы специалистов (планово-экономическая, учетно-бухгалтерская, агрономическая, инженерная и др.) 2. Иерархический ряд структуры – важный элемент, который носит многоуровневый характер расположения органов управления в определенном порядке. Общепринято располагать структуру управления по значимости степени полномочия органа управления. Иерархический ряд можно отобразить следующим образом: а) Высший орган управления – Общее собрание трудового коллектива; б) Исполнительный орган – Совет трудового коллектива, в) Линейные руководители – Руководитель предприятия, - Зам. Руководителя, - Руководители подразделений, -Руководители производственных трудовых коллективов (бригады, звенья) г) Функциональные руководители – Службы главных специалистов, - Службы старших специалистов, - Спецслужбы предприятия (кадровая, делопроизводства, юридическая, охраны труда и др.) Иерархический ряд определяет ступени структуры управления предприятием, под которым понимается совокупность органов управления определенного управленческого уровня. Число ступеней управления соответствует числу ступеней в организационном строении 2-, 3- и 4- ступенчатые. Факторы, определяющие структуру управления предприятием При формировании структуры управления необходимо учитывать факторы, влияющие на ее строение, которые можно подразделить на общие и частные. Из общих факторов на структуру оказывают влияние: 1. социально-экономическая основа способа производства – состояние материально-технической базы, - достигнутый уровень производительных сил, - характер производства. 2. Отраслевые особенности - состав производимой продукции, - технология производства, - объемы производства. - уровень технической оснащенности труда. 3. Цель, принципы, функции и методы управления. К факторам частного порядка, влияющим на структуру относят: 1. Организационно-производственная структура, 2. Размеры и тип производства, 3. Уровень специализации и концентрации, 4. Обеспеченность и уровень квалификации кадров, 5. Наличие средств связи и транспорта, 6. Количество и размещение населенных пунктов, городов. В основе классификации структур управления (в сельскохозяйственных предприятиях) положены следующие признаки: 1. Число ступеней (2-, 3- и 4- ступенчатые). 2. Виды основных внутрихозяйственных подразделений (бригадная, отделенческая, цеховая и комбинированная). 3. Уровень внутрихозяйственной специализации (территориальная, отраслевая и смешанная). 4. Установленные взаимосвязи и соподчинение (линейная, функциональная, линейно-функциональная и др.).
Типы структур управления организациями В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития. Бюрократическая структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Большинство современных организаций представляют собой варианты бюрократии. Причины столь длительного и широко масштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Объективность принимаемых решений позволяет эффективно управляемой бюрократии адаптироваться к происходящим изменениям. Трудности, возникающие в бюрократических структурах, связаны с преувеличением значимости правил, процедур и норм. Это приводит к тому, что организация утрачивает гибкость поведения.Еще одни недостаток бюрократических структур – отсутствие способности спонтанно и по-новому реагировать на окружающие условия. Упор на строгое соблюдение правил ведет к негибкости и полному нарушению способности организации порождать новые элементы.
А. Бюрократический тип структур управления Преимущества 1. Стимулирует деловую и профессиональную специализацию. 2. Уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях. 3. Улучшает координацию в функциональных областях. 4. Освобождает линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов; 5.Уменьшает потребность в специалистах широкого профиля; 6. Уменьшает время прохождения информации. Недостатки 1. Усложняются взаимосвязи; 2. В большой организации цепь команд от руководства до исполнителя становится слишком длинной; 3. Возможность противоречивых указаний; 4. Затрудняется координация; 5. Проявляется тенденция к чрезмерной волоките; 6. Недостаточная гибкость управления; 7.Сложность контроля, снижение ответственности. Вывод: Функциональную структуру целесообразно использовать в тех организациях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач. Примерами такого рода могут служить фирмы, действующие в металлургической и резинотехнической промышленности, а также в отраслях промышленности, производящих сырьевые материалы.
Таблица - Сравнительная характеристика типов структур управления
Структуры управления»
Организационная структура – разделение экономического объекта, предприятий, компаний, учреждения на подразделения, отделы, цехи, лаборатории, участки, группы с целью упорядочения управления, налаживания взаимодействия звеньев, установления подчиненности, соподчиненности и ответственности.
Структура управления – совокупность взаимосвязанных элементов управления, расположенных на различных ступенях подчинения и обеспечивающих эффективное функционирование предприятия как целостной системы (элементы управления: руководители, специалисты, служащие).
Производственная структура – оптимальное сочетание главных, дополнительных, подсобных и вспомогательных отраслей в хозяйстве. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Вертикальные связи - это связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и начальником цеха. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
Горизонтальные связи - это связи коопераций равноправных элементов, например связи между начальниками цехов. Носят характер согласования и являются одноуровневыми.
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Линейные связи - представляют собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Это система достаточно проста и может быть эффективна, если не велико число рассматриваемых вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях. Функциональные связи - представляют собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т. В этом случае указания поступают более квалифицированные. Однако при таких связях иногда возникают проблемы не согласованности действия отдельных функциональных подразделений. Принято прямую подчиненность по организационно-административным вопросам считать линейной, а технологического характера - функциональной. Соответственно это находит отражение в схемах структур управления прямыми и прерывистыми линиями. Конкретное выражение структура управления находит в следующих организационно-распорядительных документах: - уставе предприятия, - штатном расписании, - положении о службе управления, - должностных инструкциях, - оргограмме (самой схеме структуры управления). В состав любой структуры управления органически входят следующие элементы: 1. Орган управления – это самостоятельное структурное подразделение аппарата управления, выполняющее определенные функции: - административная служба, которая включает всех линейных руководителей предприятия, - службы специалистов (планово-экономическая, учетно-бухгалтерская, агрономическая, инженерная и др.) 2. Иерархический ряд структуры – важный элемент, который носит многоуровневый характер расположения органов управления в определенном порядке. Общепринято располагать структуру управления по значимости степени полномочия органа управления. Иерархический ряд можно отобразить следующим образом: а) Высший орган управления – Общее собрание трудового коллектива; б) Исполнительный орган – Совет трудового коллектива, в) Линейные руководители – Руководитель предприятия, - Зам. Руководителя, - Руководители подразделений, -Руководители производственных трудовых коллективов (бригады, звенья) г) Функциональные руководители – Службы главных специалистов, - Службы старших специалистов, - Спецслужбы предприятия (кадровая, делопроизводства, юридическая, охраны труда и др.) Иерархический ряд определяет ступени структуры управления предприятием, под которым понимается совокупность органов управления определенного управленческого уровня. Число ступеней управления соответствует числу ступеней в организационном строении 2-, 3- и 4- ступенчатые. Факторы, определяющие структуру управления предприятием При формировании структуры управления необходимо учитывать факторы, влияющие на ее строение, которые можно подразделить на общие и частные. Из общих факторов на структуру оказывают влияние: 1. социально-экономическая основа способа производства – состояние материально-технической базы, - достигнутый уровень производительных сил, - характер производства. 2. Отраслевые особенности - состав производимой продукции, - технология производства, - объемы производства. - уровень технической оснащенности труда. 3. Цель, принципы, функции и методы управления. К факторам частного порядка, влияющим на структуру относят: 1. Организационно-производственная структура, 2. Размеры и тип производства, 3. Уровень специализации и концентрации, 4. Обеспеченность и уровень квалификации кадров, 5. Наличие средств связи и транспорта, 6. Количество и размещение населенных пунктов, городов. В основе классификации структур управления (в сельскохозяйственных предприятиях) положены следующие признаки: 1. Число ступеней (2-, 3- и 4- ступенчатые). 2. Виды основных внутрихозяйственных подразделений (бригадная, отделенческая, цеховая и комбинированная). 3. Уровень внутрихозяйственной специализации (территориальная, отраслевая и смешанная). 4. Установленные взаимосвязи и соподчинение (линейная, функциональная, линейно-функциональная и др.).
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.164.176 (0.008 с.) |