Художественное пространство и художественное время литературного произведения. Хронотоп в трудах М.М. Бахтина. Типы хронотопа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественное пространство и художественное время литературного произведения. Хронотоп в трудах М.М. Бахтина. Типы хронотопа.



Мир худ. не может существовать вне пространства и времени. Анализ показывает, что любое событие связано со временем, а пространство воображаемое связано с тем, что происходит сейчас. Пр-во и время - универсальные хар-ки худ.мира, обладающие своими особенностями. Худ. время стремиться вычленить реальное время, но никогда не может полностью изолироваться от реального времени. Худ.пр-во мы всегда соотносим с пространством вокруг нас. Разные подходы к проблеме худ. времени:

Грамматическое время в лит-ре как существует прошлое, настоящее, будущее + видовые хар-ки (сов. и несов. вид) в русском языке.2) Воззрение писателя на проблему времени - философия писателя.3) Существенно для лит-ры исследование худ.времени как худ. факта литературе. Существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в лит-ре - хронотоп (дословно "время-пространство"). Хронотоп мы понимаем как формально -содержательную категорию лит-ры. В лит.-худ. хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в целом. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и изменяется временем - этим хар-ся хронотоп. В лит-ре хронотоп имеет существенное жанровое значение. Жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем ведущим началом в хронотопе является время. Хр. определяет худ.единство лит.произведения в его отношении к реальной действительности. Значение хронотопа: - сюжетное - хр. являются организационными центрами основных сюжетных событий романа. В нем завязываются и развязываются сюжетные узлы. - изобразительное - время приобретает чувственно-наглядный характер, сюжетные события конкретизируются. Время и пространство в литературе Действительность в ее пространственно-временных координатах различными видами искусства осваивается по-разному. Художественная литература воспроизводит преимущественно жизненные процессы, протекающие во времени, т.е. человеческую жизнедеятельность (переживания, мысли, идеи и т.д.). Лессинг пришел к выводу, что в поэзии воспроизводится преимущественно действие, т.е. предметы и явления, следующие один за другим во времени. При этом писатель не связан необходимостью запечатлевать текущее время буквально и непосредственно. В литературном произведении могут быть даны тщательные, подробные характеристики какого-то крайне короткого промежутка времени (описание Толстым в “Детстве” чувства, которые испытал Николенька Иртеньев у гроба матери). Чаще писатель дает компактные характеристики длительных промежутков времени. Писатели как бы растягивают и сжимают время изображаемого действия. В освоении пространственных соотношений литература уступает другим искусствам. Лессинг подчеркивал, что предметы, сосуществующие друг около друга, изображаются главным образом в живописи и скульптуре. При этом он утверждал, что описание неподвижных предметов не должны выдвигаться в литературном произведении на первый план. В художественном освоении пространства литература обладает и преимуществами по сравнению со скульптурой и живописью. Писатель может с быстротой переходить от одной картины к другой, легко перенося читателя в разные места. Пространственные представления в литературных произведениях нередко имеют обобщающее значение (мотив дороги в “Мертвых душах” Гоголя как пространство, будящего мысль о направленном, целеустремленном движении). Художником слова, таким образом, доступен язык не только временных (он, несомненно, первичный), но и пространственных представлений.

Интересно, что и Бахтин начинал свою деятельность в 20-е годы с разрешения проблем нравственной философии. Этому была посвящена незавершенная книга, от­рывки из которой недавно изданы под названием “К филосо­фии поступка”. Раннее сочинение Бахтина примечательно тем, что в нем заложены философские основы теории хронотопа. Каждый человек неповторимо причастен бытию, утверждает Бахтин, каждый имеет в бытии единственное “место”, с кото­рого “время и пространство индивидуализуются”28. Из этого следует, что всякое определение человека в пространстве и вре­мени влечет за собой ценностное осмысление мира. Впоследст­вии идея о “ценностном топосе”, центром которого является человек, в эстетике Бахтина перерастает в идею о ценностном значении хронотопа29.

Термин “хронотоп” Бахтин взял из математического естествознания30

Следует обратить внимание еще и на то, что для Бахтина была важна лишь существенная взаимосвязь, то есть несущая определенную смысловую нагрузку в художественном тексте. Определяя границы хронотопического анализа, он выделил “сферу смыслов”, не поддающуюся пространственно-временным определениям. По мнению Бахтина, изначально существующие абстрактные “смыслы” могут быть доступны человеку лишь в знаковой форме, то есть материализовавшись в пространстве и времени. Хронотоп, таким образом, есть условие материали­зации “смыслов”. И хотя Бахтин не объяснил сущность поня­тия “смысл”, можно предположить, что он развивает здесь идеи Канта. Напомним: “всякое вступление в сферу смыслов совер­шается только через ворота хронотопов”. В этой емкой форму­ле сконцентрированы представления Канта о времени и про­странстве как об условиях всякого познания (художественного в том числе). “Смыслы” Бахтина — своего рода “вещь в себе”, хронотоп — настоящий кладезь смыслов, исчерпать которые не­возможно.

Хронотоп – это существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе (в досл. пер. – времяпространство). Термин Х. Пришёл в литературу из математики, где он связан с теорией относительности Эйнштейна.

Х. Характеризует неразрывность времени и пространства (время здесь – 4-ое измерение пространства).

«В литературе время уплотняется, сгущается и становится художественно зримым, пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории». Приметы времени раскрываются в пространстве и пространство осмысляется и измеряется временем.

Жанр произведения и жанровые разновидности напрямую определяются хронотопом (но всё же ведущим началом в литературе является время).

«Освоение хронотопа в л-ре протекало осложнёно и прерывисто».

=> Далее Бахтин рассматривает особенности хронотопа в произведениях разных жанров. Вильчек велела читать только про Греческий (авантюрный) роман – испытание (II – VI вв. н.э.). Действие таких романов всегда разворачивается в 3 – 5 странах, разделённых морями (Греция, Персия, Финикия, Египет, Вавилон и др.). Сюжет примерно таков: на каком-то празднике исключительно красивые юноша и девушка брачного возраста с первого раза влюбляются в друг друга, но сразу из-за каких-либо причин поженится не могут. Далее разлука, козни врагов (море, пираты и т.д.), но в конце всё заканчивается хорошо и влюблённые воссоединяются. Хронотоп таких произведений – чужой мир в авантюрном времени. Для авантюрного времени характерно наличие «временных зияний между 2-ми моментами биографического времени», т.е. годы не оставляют никакого следа на внешности и характерах героев, через 40 лет они всё так же молоды. Авантюрное время слагается из ряда коротких временных отрезков, соответствующих отдельным приключениям. Всё происходит вдруг, сюжет движется по воле его величества Случая. Пространство немного абстрактно (т.е. расстояния не имеют значение: тот путь, на который в реальности человек затрачивает несколько месяцев, герой преодолевает за пару дней).

В ЗАКЛЮЧЕНИИ Бахтин ещё раз рассуждает о значении хронотопа в л-ре, говорит о том, что именно он определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. Так же он приводит примеры разных типов хронотопов: дороги, встречи и др. Рассуждает о хронотопах отдельных писателей: Достоевского (х-топ порога – состояние кризиса и жизненного перелома), Толстого («биографическое время, протекающее во внутренних пространствах дворянских домов и усадеб» + хронотоп трудовой идилии).

Также Бахтин отмечает что метод хронотопического анализа не имеет границ. Можно рассматривать читательский хронотоп (т.е. те временные и пространственные условия в которых человек читает произведение), творческий хронотоп (те условиях, в которых автор создаёт произведение) и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.005 с.)