Общество: понятие, типология. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество: понятие, типология.



 

«Общество» – основополагающая категория современной социологии. Общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство».

В средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и государства. Только в новое время в XVI в. в трудах итальянского мыслителя Н. Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний общества. В XVII в. английский философ Т. Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом соблюдения этого договора. XVIII в. характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой – как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же экономисты А. Смит и Д. Юм определили общество как трудовой союз людей, связанных разделением труда, а философ И. Кант – как человечество, взятое в историческом развитии.

Начало XIX в. было ознаменовано появлением идеи гражданского общества. Ее высказал Г. Гегель, назвавший гражданским обществом сферу частных интересов, отличных от государственных. Основоположник социологии О. Конт рассматривал общество как природный феномен, а его эволюцию – как естественный процесс роста и дифференциации частей и функций.

По К. Марксу, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности.

В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки:

1) не является частью какой-либо другой более крупной системы;

2) его пополнение идет главным образом за счет деторождения;

3) имеет собственную территорию;

4) имеет собственное название и историю;

5) существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивидуума;

6) имеет развитую собственную культуру.

Таким образом, можно сказать, что общество – это люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру. Под культурой понимается определенный набор (комплекс) символов, норм, установок, ценностей, присущих данной социальной группе и передаваемых из поколения в поколение.

 

 

Социальные институты: сущность, типология, функции.

 

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

Термин «социальный институт» как в социологии, так и обиходном языке или в других гуманитарных науках выступает в нескольких значениях. Основные из них: 1) определенная группа лиц, призванных к выполнению дел, важных для совместной жизни; 2) совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющих некоторым уполномоченным индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов групп.

Всего существует пять фундаментальных потребностей и 5 основных социальных институтов:

1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);

2) потребности в безопасности и порядке (государство);

3) потребности в добывании средств существования (производство);

4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования);

5) потребности в решении духовных проблем (институт религии). Следовательно, социальные институты классифицируются по общественным сферам:

1) экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг.

2) политические (парламент, армия, полиция) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью.

3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

4) институты образования и культуры (школы, институты, художественные учреждения). Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям.

5) религиозные институты организуют отношение человека к сверхчувствительным силам, действующим вне контроля человека, и отношение к священным предметам и силам. Религиозные институты в некоторых обществах оказывают сильное влияние на ход взаимодействий и межчеловеческих отношений.

Социальные институты выполняют следующие функции:

1) создают возможность членам общества удовлетворять различного рода потребности;

2) регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений, т. е. обеспечивают выполнение желательных действий и осуществляют репрессии по отношению к нежелательным действиям;

3) обеспечивают устойчивость общественной жизни, поддерживая и продолжая безличные общественные функции;

4) осуществляют интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

 

 

Социальные группы: понятие, классификация, специфика и особенности.

 

Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Это не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди.

Признаки социальной группы: наличие внутренней организации; общая (групповая) цель деятельности; групповые формы социального контроля; образцы (модели) групповой деятельности; интенсивные групповые взаимодействия; социальное положение.

Определение социальной группы включает четыре основных момента:

1) социальная интеракция — то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»);

2) стигматизация — «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) — стиль жизни данной группы;

3) идентификация — отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы — другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе—выходе», а также через механизм социального контроля;

4) хабитуализация — то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.

Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.

Классификация

Выделяются большие, средние и малые социальные группы. В большие социальные группы (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и, соответственно, ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например, борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К средним социальным группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

Любая организация (крупная или небольшая, коммерческая или некоммерческая, частная или государственная) состоит из множества разнообразных групп, которые можно классифицировать по различным основаниям:

- по принципу формальности: (формальные, неформальные);

- по размеру: (диада, триада, малая группа (до 30 человек), большая группа (более 30 человек);

- по длительности существования: (временные, постоянные);

- по регулярности и частоте взаимодействия: (первичные, вторичные);

- по ведущей деятельности: (учебные, спортивные, семейные и т. д.);

- по признаку цели: (целевые, функциональные, по интересам, дружеские).

22. Социальные организации: содержание, сущность, уровни

 

Социальная организация - система социальных групп и отношений между ними. Различают производственные, трудовые, общественно-политические и другие социальные организации дел. Социальная организация - по А.И.Пригожину - группа людей, совместно и координировано реализующая общую цель.

Структура организаций:

Формальные организации

Под формальной организацией в литературе понимают систему (сеть) «отношений, представляющих собой официально установленную структуру статусов, программу деятельности и совокупность норм и правил, предписанных данной социальной организацией». В приведенном определении названы основные структурные элементы формальной организации: отношения, статусы, программа деятельности, нормы, правила поведения.

Неформальная организация

В отличие от формальной неформальная социальная организация — это спонтанно складывающаяся система социальных связей, норм, действий, являющаяся результатом длительного межличностного либо группового общения. Поскольку формальная организация не в состоянии охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации, постольку нужны неформальные структуры, базирующиеся на специфических неформальных отношениях.

Типология организаций

Социологическая наука предлагает различные типологии организаций. В основу одной из них положены три признака:

1) степень формализации отношений в организации,

2) подвижность цели и

3) степень влияния членов на результаты ее деятельности.

В соответствии с этими признаками выделяют три типа организаций:

Административные.

Общественные.

Ассоциативные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.76.51 (0.012 с.)