Предмет и задачи курса «История политических идей в России». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи курса «История политических идей в России».



Предмет и задачи курса «История политических идей в России».

История русской политической мысли

1.История

-действительность в её развитии, движении

-совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества

-наука о развитии какой-нибудь области природы знания

-ход развития, движения чего-нибудь

-прошлое, сохраняющееся в памяти человечества

История- (др.греч «исследование, расспрашивание»)

Время символично и если прошлое время не символизируется человеком, то он ничем не отличается от животного, которое проживает свою жизнь бессознательно.

История – сумма символов (расшифровка). Каждый человек проживает свою жизнь и фиксирует ее символами. Иначе как через разгадывание мы не можем понять, что было в прошлом. У истории есть свойство «устранять эволюционные черенки».

Главной особенностью человеческого сознания является символизация времени. Символизация – наделение феномена (мысль) статусом ноуменального (разум). В истории мы ищем выражение тех целей, которые ставили перед собой в прошлом. Для непосредственного видения история закрыта. Начала вещей открываются тому, кто хочет их видеть, нет потребности – не видно.

2.Русская мысль

Русская. Хронотоп – пространство-время. Россия – это тот хронотоп, в рамках которого течёт наша рефлексия. Предмет изучения окрашен этнически. «Русскость» - объект научных рефлексий, без оценки «хорошо» или «плохо». Для нас Россия – это центр Вселенной. Критерий русскости – русский язык и русская культура.

3.Политическа мысль России включает 2 аспекта:

-институты

-люди

Политическая. Политика – власть. Либо институты, либо люди. Здесь присутствует и то, и другое. Институты – более поздние.

4.Мысль

а) мысль как идея. если мысль - процесс, то идея - результат. Филиация - то каким образом одна идея порождает другую. Мыслью тоже занимается филиация. б) мысль как рефлексия, она обращена в прошлое. Когда мы рефлексируем мы соединяем прошлое и настоящее.

Пятигорский: "не существует другой политики как рефлексия политики". принятие решения - акт первичной рефлексии. в элементарном акте политического мы имеем рефлексию. в основании рефлексии лежит чистая иррациональность. в) мысль как самосознание. самосознание - высшая форма рефлексии; рефлексия, обращенная на свое собственное бытие. г) мысль как менталитет. Мысль как менталитет – совокупность навыков и установок, основа мыслей, имеющихся у каждого человека. Интеллектуальные способности. Менталитет - понятие социальное. он влияет на формирование будущего.

 

Содержательные аспекты русской политической мысли.

Хронотоп — литературоведческий термин, введённый М. М. Бахтиным в работе «Формы времени и хронотопа в романе».

Под хронотопом Бахтин понимает «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений». В социальной психологии под хронотопом понимают некоторую характерную коммуникативную ситуацию, повторяющуюся в определённом времени и месте. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе.

Хронотоп соотносится с термином Вернадского «ноосфера» - т..е. единым пространством-временем, связанным с духовным измерением жизни.

Время соединяется с неизменной парадигмальной структурой. Эволюция самосознания: этнос -> государство -> общество -> личность. Личность возникает в момент возникновения глобального.

Начало развития общественно-политической мысли в России, доступное для изучения современными историками и политологами, следует исчислять с Киевской Руси в период ее христианизации. Именно с этого времени ее можно считать как оригинальное образование философской мысли и связывать с русской самобытной культурой.

С XI по XX век основные исторические формы общественно-политической мысли могут быть сопряжены с пятью достаточно ярко выраженными и относительно самостоятельными этапами развития русской культуры. Первым выступает период XI - XVII веков, соответствующий эпохе средневековья, традиционно выделяемой в истории западноевропейской культуры. Он может быть поделен на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русский (культура государства Московского).

Второй этап охватывает конец XVII - первую четверть XIX века. Начало этого этапа обозначается реформаторской деятельностью Петра I и конец - восстанием декабристов.

Третий этап - со второй четверти XIX века до 1917 года. В это время развивается с необычайной силой национальной самосознание, ставящее во главу угла основную тему - тему специфичности русской культуры, а также особой миссии и судьбы русского начала в мировой истории, особую значимость России в разрешении извечного конфликта Востока с Западом.

Четвертый этап в истории ограничивается рамками 1917 - 1990 годов. Это эпоха социалистического строительства, практической проверки марксистско-ленинской идеологии, материалистических воззрений на историю, на политику и советской государственности.

Пятый этап - с 1991 года по наши дни. Данный этап связывают, в первую очередь, с возвратом к либеральным воззрениям и решительным их неприятием сторонниками социалистического пути развития, ушедшими в оппозицию установившемуся политическому (так называемому демократическому) режиму, установившемуся в результате известных событий 1991 года, оценка которых в кругах нашей интеллигенции, да и в народе в целом, весьма и весьма неоднозначна.

Проблема историографии русской политической мысли

Слово "историография" происходит от греческого - "история" - разведывание, исследование прошлого и "графо" - пишу.

Историография – совокупность исследований в области истории посвященных определенной теме или исторической эпохи.

Историография (широкий смысл) - история исторической науки.

Геродот – отец историографии

История идей существует как другая, особая форма интеллектуальной жизни чем та, в которой существует «обыкновенный человек»

Ричард Рорти сформулировал 4 типа историографии:

1)рациональные и исторические реконструкции

(реконструкция великих личностей прошлого – сделать их нашими современниками)

Реконструкция – доведение прошлого до современного состояния

2)История духа образующая канон

История канона – это исторические парадигмы, поиск вопросов и ответов из истории

3)Описание мнений или доксография

4)Интеллектуальная история

 

Предмет и задачи курса «История политических идей в России».

История русской политической мысли

1.История

-действительность в её развитии, движении

-совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества

-наука о развитии какой-нибудь области природы знания

-ход развития, движения чего-нибудь

-прошлое, сохраняющееся в памяти человечества

История- (др.греч «исследование, расспрашивание»)

Время символично и если прошлое время не символизируется человеком, то он ничем не отличается от животного, которое проживает свою жизнь бессознательно.

История – сумма символов (расшифровка). Каждый человек проживает свою жизнь и фиксирует ее символами. Иначе как через разгадывание мы не можем понять, что было в прошлом. У истории есть свойство «устранять эволюционные черенки».

Главной особенностью человеческого сознания является символизация времени. Символизация – наделение феномена (мысль) статусом ноуменального (разум). В истории мы ищем выражение тех целей, которые ставили перед собой в прошлом. Для непосредственного видения история закрыта. Начала вещей открываются тому, кто хочет их видеть, нет потребности – не видно.

2.Русская мысль

Русская. Хронотоп – пространство-время. Россия – это тот хронотоп, в рамках которого течёт наша рефлексия. Предмет изучения окрашен этнически. «Русскость» - объект научных рефлексий, без оценки «хорошо» или «плохо». Для нас Россия – это центр Вселенной. Критерий русскости – русский язык и русская культура.

3.Политическа мысль России включает 2 аспекта:

-институты

-люди

Политическая. Политика – власть. Либо институты, либо люди. Здесь присутствует и то, и другое. Институты – более поздние.

4.Мысль

а) мысль как идея. если мысль - процесс, то идея - результат. Филиация - то каким образом одна идея порождает другую. Мыслью тоже занимается филиация. б) мысль как рефлексия, она обращена в прошлое. Когда мы рефлексируем мы соединяем прошлое и настоящее.

Пятигорский: "не существует другой политики как рефлексия политики". принятие решения - акт первичной рефлексии. в элементарном акте политического мы имеем рефлексию. в основании рефлексии лежит чистая иррациональность. в) мысль как самосознание. самосознание - высшая форма рефлексии; рефлексия, обращенная на свое собственное бытие. г) мысль как менталитет. Мысль как менталитет – совокупность навыков и установок, основа мыслей, имеющихся у каждого человека. Интеллектуальные способности. Менталитет - понятие социальное. он влияет на формирование будущего.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.011 с.)