Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальное взаимодействие. Типология социального взаимодействия.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социальное взаимодействие можно определить как систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов является и результатом развития общества, и условием его дальнейшего развития. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемых этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий; связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Это означает, что каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий. Таким образом, социальные действия - это звенья в неразрывной цепи, называемой взаимодействием. Условия возникновения социального взаимодействия: 1)Наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга; 2)Совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки; 3)Наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга; 4)Наличие общей основы для контактов, соприкосновения. П. А. Сорокин делил социальные взаимодействия: 1) по количеству субъектов; 2) по характеру взаимоотношений (односторонние – двусторонние; солидарные – враждебные); 3) по деятельности (длительные, кратковременные); 4) по организованности (организованные – семья, партия и неорганизованные – толпа); 5) по сознательности (сознательные и нет). Таким образом, социальное взаимодействие очень сложное явление. Но без него невозможно существование общества.
Методика эмпирического социологического исследования. Эмпирическое исследование - фундаментальное исследование, проведенное в соответствии с требованиями научного метода и направленное на подтверждение частной теории. Главная цель - приращение научных знаний, открытие новых закономерностей и обнаружение неизвестных социальных тенденций. На подготовку эмпирического исследования уходит от 3 до 10 лет. Над его организацией трудится многочисленный коллектив. Оно проводится только академическими социологами. Пример: межстрановые, общенациональные, региональные исследования и др. Основой эмпирического исследования является получение репрезентативной (достоверной и представительной) информации. Эмпирические исследования поставляют ученым развернутую информацию о самых разных явлениях и процессах, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов (индукция и дедукция, системный и сравнительный методы), на статистический анализ и конкретные методы: анкетирование, интервью, анализ документов, наблюдение, эксперимент.
Классический этап развития социологии. Социология в качестве самостоятельной науки об обществе окончательно сформировалась в середине ХІХ века. В этом огромная заслуга Огюста Конта – родоначальника позитивизма в философии и социологии. Он ввел в научный обиход сам термин «социология». В его труде «Курс позитивной философии» разработаны основные принципы позитивной философии и социологии. О. Конт разделил социологию на два больших раздела: социальную статистику и социальную динамику. Первая – изучает условия существования и законы функционирования общественной системы, вторая – законы развития и изменения социальных систем. Позитивистская методология социального познания обрели новое дыхание в трудах М. Вебера, Э Дюркгейма и др. Одной из основных работ Вебера считается «Протестантская этика и дух капитализма», в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Вебер полагал, что социология изучает поведение и социальную деятельность людей (теория понимания). Понимание: логическое (с помощью понятий) и эмоциональное («вчуствование» во внутренний мир социального субъекта). Значительный вклад в развитие социологии внес Эмиль Дюркгейм – классик “социологической школы”. Дюркгейм в своей теории социального реализма природу социальных явлений объяснял социальными факторами.В работе «Метод социологии» он подчеркнул, что его «главное намерение состоит в том, чтобы распространить на человеческое поведение научный рационализм». Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых – общество. Эти факты и составляют предмет социологии. В концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук.
Позитивная социология О.Конта. Огюст Конт реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество — наблюдение, сравнение и эксперимент. Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающийся в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, об общего к специфическому. Конт выдвигал к социологии требование — изучать законы явлений, а не искать причин, основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации. У Конта социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все познание проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную стадию (научную). Отделение науки от метафизики и теологии было основной идеей позитивного метода О. Конта. По его мнению, истинная наука характеризуется тем, что отказывается от «неразрешимых» вопросов, стараясь одновременно не разрешать их негативно. «Неразрешимыми», т.е. такими, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть,Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы в состоянии целостности и равновесия всех элементов. Социальная динамика рассматривала общество в движении, развитие —это теория общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное развитие человечества. Здесь основным законом Конт считал — закон смены социальных состояний. Конт создал методологическую базу социологии. Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод Наблюдение, по Конту, является основным методом исследования в социологии.
Социальная физика Ж. Кетле. Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии или, как выразился А. Кетле, «социальной физики». Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур. Наконец, прежде чем стать самостоятельной наукой, социология должна была пройти процесс институционализации. Данный процесс включает в себя следующие стадии: 1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования; 2) создание специализированных периодических изданий; 3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.; 4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний; 5) создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин: национальных и международных ассоциаций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.72.220 (0.006 с.) |