ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Методические рекомендации

по подготовке, написанию, оформлению и защите

Дипломного проекта

для студентов, обучающихся по специальностям:

Менеджмент организации»

Маркетинг»

Управление персоналом»

 

 

Казань 2005

 

Утверждена Научно-методическим Советом института (протокол № 32 от 04.03. 2005 г.)

Методические рекомендации подготовлены:

проф. Сафиуллиным М.Р., доцентами Биктемировой М.Х., Тороповой В.В., Забировой Л.М., Михайловым Ф.Б., Кузнецовой Э.Г., ст. преподавателем Гурьяновой Э.А.

 

Рецензенты: профессор Азизов К.И., профессор Мищенко А.П., доцент Анкудинов А.Б., доцент Хайруллина А.Д., доцент Свалова С.Г.

 

При подготовке использованы:

1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. –М.: Ось-89, 2002.

2. Вахрин П.И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000-135с.

3. Курсовые и дипломные работы: от выбора темы до защиты: Справочное пособие. / Авт.- сост. И.Н. Кузнецов. – Мн.: Мисанта, 2003-322с.

4. Менеджмент: итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование. Учебное пособие – М.: ИНФРА – М, 2002, -286 с.

5. Методические рекомендации по подготовке, написанию, оформлению и защите дипломного проекта по специальности 061100 «Менеджмент организации». – Казань: 2004.

6. Уваров А.А. Дипломные и курсовые работы по экономическим специальностям: практические советы и подготовка к защите. М.: Дело и сервис, 2001, -112 с.

7. Эхо Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, доклады, рефераты, диссертации. –М.: ИНФРА – М.: 2001.

Содержание

 

Введение 5

1. Цели и задачи выполнения дипломного проекта 6

2. Выбор темы дипломного проекта и ее утверждение 8

3. Задание на дипломный проект 9

4. Структура и содержание основных разделов дипломного

проекта 10

5. Основные этапы и сроки выполнения дипломного проекта 17

6. Подбор литературы 18

7. Выполнение дипломного проекта 19

8. Оформление текстового материала дипломного проекта 22

9. Руководитель дипломного проекта 26

10. Внешнее рецензирование дипломного проекта 28

11. Доклад при защите дипломного проекта 29

12. Требования к иллюстрациям при защите дипломного проекта 29

13. Порядок защиты дипломного проекта 31

Приложения 33

 

Введение

 

Итоговой стадией, завершающей обучение в высшем учебном заведении, является итоговая государственная аттестация студентов.

Итоговая государственная аттестация проводится в соответствии с Законами Российской Федерации «Об образовании» (1995г.), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996г.), Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям 061100 «Менеджмент организации», 061500 «Маркетинг» и 062100 «Управление персоналом» и в соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», утвержденным приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155.

Итоговая государственная аттестация менеджеров включает:

- сдачу комплексного государственного экзамена по специальности;

- защиту дипломного проекта.

Комплексный государственный экзамен по специальности сдается по программе итогового междисциплинарного экзамена по соответствующей специальности, включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки. Он проводится на заключительном этапе учебного процесса до разработки дипломного проекта.

Дипломный проект должен выявить и развить навыки практического анализа, диагностики проблем управления, расчетов, разработки проекта совершенствования управления, его обоснования, определения экономической и социальной эффективности.

Критерии оценки дипломных проектов и государственного экзамена утверждаются институтом.

 

Цели и задачи выполнения дипломного проекта

Дипломный проект – важнейший этап учебного процесса, завершающий подготовку высококвалифицированного специалиста – менеджера. Подготовка и защита дипломного проекта позволяет выявить и оценить теоретическую подготовку студента к решению профессиональных задач, его готовность к основным видам профессиональной деятельности – управленческой, организационной, экономической, планово-финансовой, информационно-аналитической, проектно-исследовательской, диагностической, инновационной, методической, консультационной и образовательной.

Основными целями выполнения дипломного проекта являются:

1. Систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студента по специальности.

2. Развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования при решении определенных вопросов и проблем.

3. Определение уровня теоретической и практической подготовленности студента к самостоятельной работе по специальности и решению конкретных практических задач.

В соответствии с поставленными целями студент в процессе выполнения дипломного проекта должен решить следующие задачи:

1. Обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для сфер управления организацией. Определить цель и задачи дипломного проекта, выбрать методы исследования.

2. Изучить теоретические положения, нормативную, методическую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме.

3. Составить план работы, согласовать его с научным руководителем, оформить задание на дипломный проект.

4. Изучить материально-технические и социально-экономические условия производства и характер их влияния на изменение технико-экономических и социальных показателей работы и управленческой ситуации в конкретной организации.

5. Изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме.

6. Собрать необходимый фактический материал для проведения конкретного анализа, разработки рекомендаций и определения экономической и социальной эффективности проекта. При необходимости провести социологическое исследование по теме дипломного проекта.

7. Провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации.

8. На основе проведенного анализа сделать выводы и разработать рекомендации по повышению эффективности системы управления организацией по рассматриваемой в дипломном проекте проблеме.

9. Экономически обосновать предлагаемые управленческие решения и определить их экономическую и социальную эффективность.

10. Проанализировать локальную правовую документацию по исследуемой проблеме и при необходимости самостоятельно разработать соответствующий управленческий регламент для данной организации.

11. Оформить дипломный проект в соответствии с нормативными требованиями.

12. Подготовить доклад и наглядный материал к защите дипломного проекта.

Общими требованиями к дипломным проектам являются:

- четкость построения работы, структурированность текста;

- логическая последовательность изложения материала;

- краткость и точность формулировок, исключающих возможность субъективного и неоднозначного толкования;

- убедительность аргументации;

- конкретность изложения результатов работы;

- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

- строгое соответствие требованиям стандарта института по оформлению дипломного проекта.

Для повышения практической ценности дипломного проекта он выполняется на примере конкретной организации, в которой студент-дипломник работает или проходит преддипломную практику.

 

Задание на дипломный проект

Цель составления задания на дипломный проект (приложение 2) – уточнение замысла проекта и рассматриваемых в нем основных проблем, а также документальное оформление сроков выполнения дипломного проекта.

Тема дипломного проекта должна раскрываться в его разделах. При составлении задания на дипломный проект следует обратить внимание на формулировки разделов проекта. Эти формулировки должны быть достаточно краткими, т.е. не содержать излишней информации. Формулировки разделов должны раскрывать заявленную тему дипломного проекта.

Для составления плана дипломного проекта полезно ознакомиться с содержанием монографических исследований – их структурой, формулировками глав, параграфов. Здесь могут быть также полезны авторефераты диссертаций, учебники, учебные пособия и т.д. Окончательный план дипломного проекта складывается обычно, как итог проделанной работы. В процессе работы над дипломным проектом его план может уточняться, детализироваться и в окончательном виде в дипломном проекте он представляется листом «Содержание» (приложение 4).

В задании на дипломный проект студент формулирует лишь разделы дипломного проекта, без их «разбивки» на параграфы, поскольку в процессе работы, как отмечалось выше, план работы может уточняться.

Задание на дипломный проект оформляется в двух экземплярах, один из которых сдается на кафедру, а другой подшивается к дипломному проекту.

4. Структура и содержание основных разделов дипломного проекта

 

Дипломный проект – самостоятельная творческая работа студента. Независимо от избранной темы дипломный проект должен включать:

Введение.

Раздел I. Теоретические и методические основы изучения проблемы.

Раздел II. Анализ изучаемой проблемы в конкретной организации.

Раздел III. Разработка рекомендаций и обоснование мероприятий по решению изучаемой проблемы в конкретной организации.

Раздел IV. Социально-экономическая оценка реализации проекта.

Раздел V. Правовое обеспечение проекта.

Заключение.

Библиография.

Приложения.

В каждой главе должно быть не менее 2-3 подразделов (параграфов).

Объем дипломного проекта должен составлять не менее 70 и не более 100 страниц машинописного текста. Библиография и приложения выносятся за пределы этого объема.

Введение. Это вступительная часть дипломного проекта, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется ее существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формулируются цель и задачи проекта, дается краткая характеристика объекта исследования, исходной экономико-статистической базы и другой информации, используемой в проекте. Объем введения должен составлять до 10% текстового материала дипломного проекта.

Заключение

В заключении следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования, а также отразить свой вклад в разрешение рассматриваемых проблем в организации, где выполняется дипломный проект. Объем заключения может составлять до 10% от общего объема дипломного проекта.

Материалы, связанные с выполнением дипломного проекта, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть работы, выносятся в приложения.

В приложения могут быть включены:

- таблицы и графики, содержащие исходные и вспомогательные цифровые данные;

- математические расчеты, формулы;

- схемы, рисунки;

- инструкции, методики, разработанные или использованные в процессе выполнения работы;

- анкеты, тесты;

- иллюстрации вспомогательного характера и др.

В случае разработки в процессе работы над дипломным проектом программного продукта, к дипломному проекту должна быть приложена дискета с файлом, содержащим подробную информацию по инсталляции данной программы. Проверку содержания дискеты осуществляет руководитель дипломного проекта.

 

Подбор литературы

Практика подготовки дипломных проектов показывает, что процессу выбора темы проекта предшествует изучение специальной литературы.

Подбор литературы целесообразно начинать с изучения тех книг и периодических изданий, которые рекомендованы по рассматриваемой проблеме в специальных дисциплинах подготовки менеджера.

Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности: руководящие нормативно-правовые документы (законы, законодательные акты), научные издания (первоначально книги, затем периодические издания), статистические данные. Знакомиться с источниками следует в порядке, обратном хронологическому.

При подборе нормативно-правовых актов целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочно-правовых системах («Гарант», «Консультант» и др.) и в ИНТЕРНЕТЕ.

Однако, следует помнить, что версии документов справочно-правовых систем не являются официальными и поэтому иногда содержат ошибки. Следовательно, эта первичная информация должна быть подтверждена официальными источниками.

Статистический материал, связанный с протекающими в экономике процессами, можно получить при анализе данных, опубликованных в статистических сборниках, официальных бюллетенях, научных изданиях, периодике и др.

При подборе литературы ни в коем случае не следует руководствоваться принципом «набрать побольше». Необходимо подбирать литературу, сопоставляя информацию, содержащуюся в источнике, с темой дипломного проекта, его основными задачами и целями, только тогда можно определить «нужные» и «не очень нужные» для работы публикации.

7. Выполнение дипломного проекта

 

Выполнение дипломного проекта включает в себя несколько этапов. Первый из них – это сбор материала по теме дипломного проектирования. В отличие от изучения материала, обеспечивающего решение вопроса о выборе темы и составлении плана, сущность сбора материала заключается в том, что информация подбирается из источников целенаправленно, в увязке с планом.

Необходимо помнить, что сжатый пересказ основных положений изучаемого источника можно использовать там, где материал не имеет решающего значения. Но там, где речь идет об основных положениях, выводах или рекомендациях автора, следует текст записывать дословно.

Сбор материала требует умения работать над источником. Опираясь на ранее разработанную библиографию, изучение необходимо начать с более общей литературы, переходя затем к узкоспециальной; сначала работать над новыми публикациями, а затем – более ранними. Следует научиться выборочному чтению, когда для уяснения полезности книги вполне достаточно ознакомиться с оглавлением, прочитать введение, заключение, отдельные главы и параграфы. В сборе материала особое место принадлежит фактическим данным, накопление которых рекомендуется осуществлять лишь после того, как качественная сторона изучаемого вопроса определится с достаточной полнотой и обоснованностью.

Для выполнения дипломного проекта важны не вообще факты, а массовые, типичные, отражающие главные тенденции и закономерности развития, передовой зарубежный и отечественный опыт. Они должны быть также свежими, достоверными, точными, взятыми в целом, в их связи и совокупности без исключения.

Накопленный по намеченному плану материал нуждается в обработке. Этот новый этап наступает после того, когда сбор данных, питающих разработку темы, закончен. Сбор дополнительного материала обычно продолжается и на этапах написания и редактирования текста, но он обычно дополняет, углубляет содержание, не меняя в нем главного. Обработку всего собранного материала рекомендуется осуществлять следующим образом: сначала перечитать и разложить по вопросам плана, а затем – расчистить, то есть освободить от всего ненужного для разработки темы.

В процессе обработки цифрового, статистического, социологического материала следует использовать таблицы, графики, диаграммы и современные информационные технологии. Целесообразно обобщать его с использованием методов экономико-статистического анализа, программных средств, имеющихся в институте.

Подготовка собранных материалов к написанию текста не ограничивается их обработкой. Она требует также глубокого и всестороннего обдумывания не только основных положений, но и некоторых деталей будущего изложения. Опираясь на обработанный материал, необходимо дать мыслям сформулироваться, созреть и уложиться в определенную схему изложения. Этот этап называется «вынашиванием». Он предполагает решение двух задач: углубления и расширения, уяснения вопроса самому себе; следуя принятому методу исследования – выработки собственной точки зрения по изучаемому вопросу. Именно вторая позволяет реализовать цель и задачи дипломного проекта, творчески развить тему.

Итак, собранные, обработанные и «выношенные» материалы теперь надлежит превратить в последовательное, научно- аргументированное изложение – текст работы. Он материализует в словах результаты научного мышления. Форма изложения требует четкой, ясной, сжатой и точной формулировки мыслей.

Известны два возможных приема при написании текста: конструктивно-синтетический (написание текста в первом или черновом варианте) и критико-аналитический (литературное оформление чернового варианта). Конструктивно-синтетический вид проекта заключается в написании текста по ходу мыслей, возникающих на основе полностью обработанного материала. Второй прием предполагает шлифовку первоначального варианта, стараясь отточить стиль, добиваясь наибольшего единства содержания и формы. При этом важно добиться доказательности и логичности изложения, а также его ритмичности. Правильной ритмике не характерно повторение одного и того же слова, выражения, образа на одной странице и тем более в одном и том же абзаце.

Написание текста дипломного проекта предполагает цитирование. Оно необходимо, по крайней мере, в трех основных случаях: при использовании ценного фактического материала, при стремлении подкрепить собственные мысли ссылкой на авторитет, при противопоставлении своей точки зрения высказываниям, с которыми нельзя согласиться. Каждую цитату, положение, статистический материал необходимо подтвердить ссылкой на источники.

Проект, завершенный написанием текста, не следует считать готовым. Он нуждается в редактировании, то есть в упорядочении, обработке текста в соответствии с требованиями и правилами литературного слога и стиля, с характером, назначением и направленностью проекта. При этом необходимо прежде всего устранить все лишнее, мешающее точному и четкому освещению вопроса, а там, где слишком сжатое изложение – ввести дополнения, углубляющие содержание. Затем обеспечить равномерное размещение материала по главам и параграфам.

Важно обратить внимание на выделения абзацев и их соразмерность. Абзац – это новая мысль и ее выделение облегчает чтение. Задачей редактирования является также освобождение от перегрузки цитатами.

Немаловажным требованием, предъявляемым к редактированию текста, является авторская скромность. Стиль изложения должен быть научным, выдержанным с учетом компетенции студента, как еще молодого специалиста, без использования слишком самоуверенных оценок, эмоций, чем нередко отличаются публикации в периодической литературе.

Отредактированный дипломный проект должен быть правильно оформлен.

 

 

Оформление текстового материала дипломного проекта

Оформление текстового материала дипломного проекта осуществляется в соответствии со стандартом института.

Перед переплетом и последующим предъявлением дипломного проекта заведующему кафедрой студент должен проверить:

- идентичность заголовков в содержании и в работе, а также их общую редакционную согласованность;

- правильность подкладки листов (их последовательность);

- наличие ссылок на рисунки, таблицы, приложения, литературу; правильность этих ссылок; правильность нумерации рисунков, таблиц, приложений; общую редакционную согласованность заголовков таблиц и надписей;

- наличие подписей на заполненном титульном листе;

- наличие пометок или элементов оформления;

- наличие сквозной нумерации страниц и соответствие ее содержанию.

Дипломный проект должен быть сброшюрован в специальной папке с «твердой» обложкой. Последовательность материалов и документов следующая:

1. Титульный лист дипломного проекта.

2. Лист «Содержание» дипломного проекта.

3. Текст дипломного проекта.

4. Список литературы.

5. Приложения.

6. Последний лист дипломного проекта.

7. Задание на дипломный проект.

8. Заказ от производства на выполнение дипломного проекта.

Титульный лист дипломного проекта и лист «содержание» дипломного проекта.

Образцы перечисленных материалов приведены в приложениях 3 и 4.

Последний лист дипломного проекта (приложение 5) выполняется по установ­ленному образцу: содержит данные о количестве экземпляров дипломного проекта, количестве наименований в библиографии, подпись автора и дату сдачи заведующему кафедрой для допуска дипломного проекта к защите.

Заказ от производства на выполнение дипломного проекта(приложение 1) готовится на бланке орга­низации с указанием ее точных реквизитов, заверяется подписями руководителя или его заместителей и печатью. Он содержит обязательное указание фамилии и инициалов автора дипломного проекта, четко и правильно сформулированную тему, описание выходных результатов и пла­нируемого внедрения их как в системе организа­ции-заказчика работы, так и вне ее. По желанию администрации организации может быть детализирован перечень решаемых задач, в том числе материалов для служебного использования.

Заведующий кафедрой для допуска дипломного проекта к защите изучает содержание основных документов, прилагаемых к дипломному проекту:

1. Резюме на выпускника.

2. Отзыв научного руководителя.

3. Рецензия на дипломный проект.

4. Справка о внедрении результатов дипломного проекта.

5. Доклад выпускника на защите дипломного проекта

6. Реферат дипломного проекта.

Заведующий выпускающей кафедрой, ознакомившись с дипломным проектом и документами к нему, определяет его соответствие требованиям и решает вопрос о допуске к защите.

 

 

Краткая характеристика основных документов, прилагаемых к дипломному проекту

 

Резюме на выпускника.

Одно из самых эффективных средств самомаркетинга на рынке труда – удачное резюме на выпускника (приложение 6).После защиты дипломных проектов выпускающая кафедра готовит «Информацию о выпускниках для работодателей», которая содержит сборник резюме с систематизацией данных по профессиям претендентов. Резюме для выпускников служит основанием для направления их на места работы в соответствии с договорами, заключенными с базовыми предприятиями и организациями, или по запросу организаций, а также для представления выпускников на ярмарках рабочих мест при трудоустройстве.

Обязательно включение следующих блоков:

1. Личные данные дипломника (имя, фамилия, отчество, адрес, контактный телефон).

2. Цель: краткое описание той работы, на получение которой он претендует.

3. Опыт работы (обычно в обратном хронологическом порядке) с указанием места производственной практики, занимаемой должности, другая информация.

4. Образование (год и качество окончания средней школы – с медалью или без; название и год окончания колледжа, техникума, специальных учебных курсов; участие в научно-исследовательской работе; полученные дипломы, сертификаты, грамоты по изученным дисциплинам и другое).

5. Дополнительная информация: владение компьютером и иностранными языками, наличие водительских прав, членство в профессиональных организациях и хобби.

Справка о внедрении результатов

Если результаты дипломного проекта были внедрены в деятельность организации, студент может представить справку о внедрении результатов дипломного проекта.

В справке о внедрении результатов дипломного проекта (приложение 7) приводится точная и полная формулировка темы с указанием автора или коллектива авторов для комплексного дипломного проекта, дается полный перечень разработанных при непосредственном участии выпускника вопросов. В справке о внедрении отражается использование полученных выпускником результатов в организации, в методических разработках, в докладных и аналитических записках, при обучении сотрудников. Точно указывается стадия внедрения, в которой находятся подготовленные по результатам дипломного проекта рекомендации, мероприятия, методические разработки. В справке может найти отражение экономический и социальный эффект, полученный за счет внедрения представленных разработок в организации, но без его детального расчета и обоснования.

Точность информации в документе подтверждается подписью руководителя организации или структурного подразделения и заверяется печатью организации.

Реферат дипломного проекта.

Образец оформления реферата дан в приложении 8.

Реферат готовится студентом-выпускником в объеме одного машинописного листа по типовой структуре. Он должен содержать точное указание темы и организации-заказчика, на примере которой проект выполняется, данные об авторе и руководителе дипломного проекта, а также описание актуальности, научной новизны и практической значимости проекта. В реферате обязательно следует отразить цели и задачи исследования, а также дать характеристику основных этапов работы, краткое описание специфики базовых организаций выборочной совокупности, расставить акценты во внимании администрации организации к проблеме в целом и ее отдельным направлениям, охарактеризовать место и роль предложенной темы в общей структуре «Дерева целей» по основному направлению проектирования.

Целесообразно кратко обосновать достоинства и недостатки предложенных ранее методик исследования, дать описание разработанной методики исследования и оценки основных количественных показателей по проекту.

В реферате должны быть тезисно описаны результаты проведенного исследования, проанализированы их типичности или не типичности для региона или отрасли, даны основные выводы по проблеме. Практическая ценность работы заключается в реализации основных результатов в организации, в научной работе и в учебном процессе вуза.

Из реферата должно быть ясно, носят ли основные усилия дипломника законченный характер или предполагают целесообразность продолжения подобной темы в будущих дипломных проектах.

 

9. Руководитель дипломного проекта

 

В целях оказания дипломнику теоретической и практической помощи в подготовке и защите дипломного проекта ему приказом ректора института назначается научный руководитель.

Руководитель дипломного проекта:

1. Оказывает практическую помощь студенту в выборе темы дипломного проекта и разработке его плана.

2. Оказывает помощь в выборе методики проведения исследования.

3. Дает консультацию по подбору литературных источников и отбору фактических материалов, необходимых для выполнения проекта.

4. Осуществляет систематический контроль за ходом выполнения дипломного проекта.

5. После выполнения дипломного проекта дает оценку качества его выполнения и соответствия требованиям, предъявляемым к нему, для чего оформляет отзыв на дипломный проект (приложение 9).

6. Готовит студента к защите им в комиссии ГАК дипломного проекта – консультирует по докладу и иллюстративным материалам к защите.

Дипломнику следует периодически (по обоюдной договоренности) информировать научного руководителя о ходе подготовки дипломного проекта, консультироваться по вызывающим затруднения или сомнения вопросам, обязательно ставить в известность о возможных отклонениях от утвержденного графика выполнения проекта.

На различных стадиях подготовки и выполнения дипломного проекта задачи научного руководителя изменяются.

На первом этапе подготовки научный руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы.

В ходе выполнения проекта научный руководитель выступает как оппонент, указывает дипломнику на недостатки содержания проекта, аргументации, информации, композиции, стиля, оформления и т.п., советует, как их лучше устранить.

Рекомендации и замечания научного руководителя дипломник должен воспринимать творчески. Он может учитывать их или отклонять по своему усмотрению, так как ответственность за теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы, качество содержания и оформление дипломного проекта полностью лежит на нем, а не на научном руководителе.

7. После получения окончательного варианта дипломного проекта научный руководитель составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует качество дипломного проекта, отмечает ритмичность выполнения проекта в соответствии с графиком, добросовестность, определяет степень самостоятельности, активности и творческого подхода, проявленные студентом в период написания дипломного проекта, и может рекомендовать оценку. Особое внимание обращает на отмеченные ранее недостатки, не устраненные студентом, мотивирует возможность или нецелесообразность представления дипломного проекта в ГАК.

8. В случае, если отзыв научного руководителя на дипломный проект будет отрицательным, то декан факультета, руководствуясь требованиями, предъявляемыми к дипломным проектам, отзывом научного руководителя, внешней рецензией на дипломный проект решает вопрос о допуске дипломного проекта к защите в ГАК.

 

10. Внешнее рецензирование дипломного проекта

 

Для получения дополнительной объективной оценки труда дипломника проводится внешнее рецензирование дипломного проекта (приложение 10).

Состав рецензентов дипломного проекта утверждается приказом ректора института. В качестве рецензентов, как правило, выступают специалисты тех организаций, по материалам которой выполнялся дипломный проект.

Для получения внешней рецензии дипломник получает на кафедре специальный бланк, где указаны требования к оформлению рецензии и содержится заявление рецензента на оплату рецензии.

Требования к оформлению внешней рецензии следующие:

1. Заголовок рецензии должен содержать название рецензируемого дипломного проекта и фамилию, имя и отчество дипломника, чей дипломный проект рецензируется.

2. Рецензия завершается указаниями должности рецензента (без сокращений) и полного наименования организации.

3. Подпись рецензента заверяется гербовой печатью организации. Если по должности подпись рецензента не может быть заверена гербовой печатью организации, то она в установленном порядке заверяется канцелярией.

4. Рецензентом дипломного проекта у студента, работающего в организации, по материалам которой выполнялся дипломный проект, не может выступать подчиненный дипломника.

Рецензия прикладывается к дипломному проекту, а оформленный бланк на оплату рецензента сдается на кафедру.

 

 

11. Доклад при защите дипломного проекта

 

Дипломник, допущенный к защите дипломного проекта, должен подготовить доклад (на 8-10 мин.), в котором нужно четко и кратко изложить основные положения дипломного проекта, и иллюстративный материал.

Доклад должен иметь практическую направленность, быть содержательным, формулировки должны быть обоснованными и лаконичными, содержать выводы и предложения.

Доклад и иллюстративный материал согласовываются студентом с научным руководителем дипломного проекта.

Целесообразно соблюдение структурного и методологического единства материалов доклада и иллюстраций к дипломному проекту. Доклад к защите должен содержать обоснование актуальности выбранной темы дипломного проекта, формулировку основной цели исследования и пе­речень необходимых для её решения задач. В докладе следует крат­ко описать методику изучения проблематики дипломного проекта, дать характеристику организации, на примере которой он выпол­нялся.

В докладе должны найти обязательное отражение результаты прове­денного анализа организационно-экономических, социально-экономических и социально-пси­хологических аспектов темы, разработанные и обоснованные мероприятия и рекомендации по исследуемой проблеме, а также их ожидаемая социальная и экономическая эффективность, правовое обеспечение.

В докладе необходимо охарактеризовать состав и структуру выходных документов, а также предполагаемое внедре­ние результатов. В заключении доклада целесо­образно отразить перспективность подобных разработок и направлений исследований.

 

12. Требования к иллюстрациям при защите дипломного проекта

 

Доклад при защите дипломного проекта должен обязательно сопровождаться иллюстративным материалом.

Дипломнику следует подумать, какой материал из основной части дипломного проекта выбрать для иллюстраций при его защите.

Для защиты дипломного проекта перечень иллюстраций должен быть согласован с руководителем дипломного проекта. Готовится 5—6 комплектов иллюстраций в качестве раздаточного материала членам ГАК (на формате А-4).

В составе обязательного иллюстративного материала очень полезен вводный материал, кратко характеризующий актуальность, цель и задачи, научную новизну и практическую ценность дипломного проекта. Рекомендуется подго­товить дерево целей или алгоритм исследования, показывающие структуру разделов дипломного проекта, место и роль каждо­го раздела в общей структуре, приоритетность поставленных целей и задач.

Основные результаты исследования це­лесообразно представить в виде таблиц, схем, графиков и диаг­рамм (гистограмм, круговых, объемных и т.д.), которые позволят лучше понять изложение материала доклада.

Очень важен материал по оценке экономической и социальной эффективности дипломного проекта, включающий краткое описание предложен­ного методического аппарата, количественную оценку и графичес­кую интерпретацию теоретического материала, а также основные выводы по разделу 4.

Заключительным иллюстративным материалом логически является информация о внедре­нии разработок дипломного проекта в организации.

Материал должен содержать перечень методических рекомендаций по проблеме и названия выходных документов, а также меры по расширению масштаба внедрения представленных к защите разра­боток.

Целесообразно представить действующую и рациональную органи­зационно-функциональные структуры управления организацией, на при­мере которой выполнялся дипломный проект.

Может быть предложена система управления кадровым процессом, состоящая из подсистем и элементов, включающая этапы формирования, функционирования и развития персонала.

Общая структура доклада дипломника должна в целом соответствовать структуре представленных иллюстраций, так как они необходимы для доказательства или презентации того или иного подхода, ре­зультата или вывода.

Иллюстративный материал при защите дипломного проекта может быть представлен также на электронных носителях, и проецироваться специальной аппаратурой.

 

13. Порядок защиты дипломного проекта

 

Защита дипломного проекта происходит на открытом заседании ГАК в следующей последовательности:

1. Секретарь ГАК объявляет фамилию выпускника, зачитывает тему дипломного проекта.

2. Заслушивается доклад дипломника



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.03 с.)