Вопрос 1. Понятие затрат, издержек и расходов предприятия. Виды их классификации. Цели классификации затрат 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Понятие затрат, издержек и расходов предприятия. Виды их классификации. Цели классификации затрат



Вопрос 1. Понятие затрат, издержек и расходов предприятия. Виды их классификации. Цели классификации затрат

Показатели деятельности предприятия:

1) Выплаты – то, что реально было заплачено

2) Расходы – в стоимостной и натур. форме

3) Затраты – только в стоимостной форме

4) Издержки – затраты на основную деятельность

1) Выплаты – фаза расчетов в наличн. и б/н формах, когда фирма выступает в качестве плательщика. В случае задержки платежей возникает кредиторская задолженность.

2) Расходы

Расходы с юр. т. зр. – движение прав собственности: признание факта выбытия из хоз. оборота.

Расходы с бух. т. зр. – только в стоимостной форме; не учитывают альтернативные затраты (упущенную выгоду): уменьшение эк. выгод в результате выбытия активов, денежных средств, иного имущества и (или) возникновение обязательств, привод. к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников – собственников имущества.

Расходы с эк. т. зр. – в стоимостной и натуральной форме; учитывают упущенную выгоду – альтернативные затраты: выбытие вещных активов или нематер. имущества, интеллектуальной собственности, возмещение обязательств перед кредиторами, не связанное с возникновением обязательств дебиторов перед предприятием.

3) Затраты – совокупность расходов в денежной форме в течение определенного периода, который ведет к сокращению имущества (капитала) компании. Объекты затрат – сегмент деятельности / материальные объекты, по которым ведется учет.

4) Издержки – вещественные затраты предпринимательской деятельности => связаны с основной производственной деятельностью.

Разница между затратами и расходами:

· В микроэкономике – Р – более общая категория, они характеризуют материальные, фин. и трудовые ресурсы, в этом случае затраты используются для исчисления прибыли.

· В фин. учете З – более общая категория (в активе баланса), расходы учитываются при определении прибыли.

Классификация затрат

I. По экономическим элементам:

· Сырье, материалы, комплектующие

· Амортизация (ОС и НМА)

· З/п

· Социальные

· Прочие…

Данная классификация позволяет определить вид производства и принять определенные меры:

· если высокие затраты на С и М => материалоемкое производство => развитие логистики

· если высокие затраты на А => фондоемкое производство

· если з/п - трудоемкое

II. По роли в производственном процессе

1) Производственные затраты – связаны с процессом производства или его обслуживанием

- С и М, з/п осн. производств. работников (технологические затраты), амортизация, оплата отпусков…

2) Непроизводственные затраты – обеспечивающие функции предприятия в целом и сбыта продукции (администр. расходы, коммерческие расходы…)

III. По степени их прослеживаемости в отношении объекта затрат:

1) Прямые (-> директ-костинг)

Косвенные

Производственные косвенные затраты:

· Наладка оборудования

· Контроль качества продукции

· Затраты на обслуживание оборудования

· Пуско-наладочные работы

Непроизводственные косвенные затраты:

· Аренда

· Затраты на средства связи (интернет…)

· Отопление, освещение

· Охрана

IV. По роли затрат в оценке запасов и при измерении прибыли

1) Затраты, включаемые в производственную себестоимость

Произв. с/с форм. и опр. статью тов.-мат. запасов и учитыв., как имеющ. в наличии. (произв. затраты столов с/с в момент реализации)

2) Расходы периода – текущие затраты, которые не формируют имущество предприятия (н., арендная плата)

V. По отношению к изменению объема производства

1) Переменные (условно-переменные) – изменяются прямопропорционально объему произв-ва

2) Постоянные – не изменяются с изменением объема производства

3) Смешанные – часть изменяется, часть – нет (н., оклад + премия: оклад постоянен, премия изменяется в зависимости от проделанного)

VI. Затраты, учитываемые при принятии управленческих решений

1) А) регулируемые – их величина устанавливается руководителем подразделения и может изменяться в зависимости от его решения

Б) нерегулируемые – руководитель не может влиять на их величину

2) Нормативные – заранее установленные, выступающие неким показателем, который следует соблюдать. Норматив = эталон

3) Приростные – доп. затраты, которые появляются при производстве или продаже. Могут включать пост. З, но всегда включают перем. З.

4) Значимые – ожидаемые будущие затраты

5) З. прошлого периода (безвозвратные) – стоимость уже потребленных ресурсов, на итоговую величину которых нельзя повлиять никакими решениями (ни буд., ни настоящ.)

6) Альтернативные (З. упущенных возможностей) – которые оценивают приобретаемые / теряемые эк. выгоды, когда выбор 1 варианта действий требует отклонения альтернативного. Нужно считать только в том случае, если ресурсы, в отношении которых считают затраты, ограничены.

VII. Затраты для целей контроля

В основу классификации ложится мера ответственности за З., т.к. контроль осуществляется людьми.

1) Центр затрат отвечает за затраты (регулируемые)

2) Центру прибыли делегируют полномочия отвечать за доходы от продаж и связанные с этим З.

3) Центр инвестиций – за Д и З. Им можно использовать часть заработанной прибыли на инвестиции.

Вопрос 2. Себестоимость продукции: сущность, виды, области применения

Себестоимость – все затраты, понесенные предприятием на производство и реализацию продукции или услуги.

Себестоимость:


· Удельная

· В целом

· По видам продукции

· По всей проданной продукции


Цели калькулирования себестоимости:

1) Оценка продукции (назначение цены)

2) Планирование

3) Прогнозирование

4) Управление производством

Виды с/с:

1) Полная – все затраты (прямые и косвенные) – абсорбционный учет

2) Усеченная (частичная) – на с/с относится только часть затрат

2.1) Direct costing – на с/с относятся только прямые затраты – самая точная с/с

2.1.1) полный – все прямые затраты: производственные и непроизводственные

2.1.2) неполный – прямые производственные затраты

2.2) Маржинальный учет – на с/с относятся только косвенные затраты

2.2.1) полный

2.2.2) неполный

Полная с/с Частичная с/с
Ориентирован на полное покрытие затрат На покрытие переменных затрат и последующую оптимизацию
д/с решения к/с решения
Обеспеч. контрольные связи между произв-вом и реализацией на д/с перспективу … на к/с период, устанавливает нижнюю границу отпускной цены
Трудоемкий и сложный контроль Оперативный
Ориентация на получение наилучших результатов Дает информацию, когда нужно искать оптимальные решения за счет адаптации к изменениям рынка

Вопрос 3. Методы калькулирования себестоимости продукции. Факторы, влияющие на выбор метода калькулирования себестоимости продукции.

АВС-учет

- предполагает более глубокий анализ причин (факторов), вызывающих рост величины т/и видов косв. расходов

- > трудоемкий способ калькулирования полной с/с, но он ближе подходит к реализации принципа отнесения затрат на факторы, на них влияющие.

Критерий определения, использовать АВС или нет:

АВС дает существенные уточнения в определении с/с продукции, когда в структуре косв. расходов доля объема независимых видов расходов существенна (>1/2)

3. Метод средней с/с – метод ФИФО – расчет средневзвешенной с/с

1 этап: определение физических единиц продукции, подвергавшихся обработке в теч. отчетного периода

Кол-во натур. единиц = Сн (натур. ед.) + Введено (все, что введено в теч-е периода)

2 этап: расчет условно-готовой продукции методом средней с/с:

УГП = к-во готовых ед-ц изд-я + Ск (в ед. продукции) + % готовности

3 этап: расчет с/с единицы гот. продукции:

С/с ГП = С/с по материалам + С/с по ДобЗ

4 этап: расчет с/с всей ГП = с/с ед-цы * к-во единиц

5 этап: расчет Ск (НЗП) = Сн + Введено (Об дебет сч. 20) – Об кредит сч. 20, в т.ч.:

- материалы: с/с по материалам (удельн.) * Ск (в единицах)

- ДобЗ: с/с по ДобЗ (удельн.) * Ск (в единицах) * % готовности

Достоинства попроцессного метода:

· Контроль за процессом производства комплектных частей и компонентов

· Эффективное упр-е товарно-материальными запасами

· Выявление кол-ва незавершенной к концу периода продукции, что позволяет оценить время на ее доработку

Недостатки попроцессного метода:

· Нельзя до конца соотнести фактические затраты с конкретными изделиями

Нормативный учет

1) Система калькулирования с/с по нормативным затратам и ее цели:

- применяется для производств, имеющих общие / повторяющиеся операции

Если на предприятии производятся различные виды продукции => НУ используется, когда в процессе производства есть общие операции

Норматив от стандарта отличается:

Н – можно перевыполнить, т.к. они разрабатываются на основе предельных данных, среднестат. и пр.

С – учитывают идеальные параметры, плохо как перевыполнить, так и недовыполнить.

С-ма калькулирования З по норм. З явл. инструментом для планирования.

Цели:

- получение информации для оценки деятельности отдельных работников и подразделений

- основная цель – разработка бюджетов и контроль за их исполнением

Анализ отклонений

3.1) Отклонение по материалам:

Отклонение (прямые материалы, общее) = Факт к-во*Факт цена – Норм. к-во * Норм. цена

Отклонение по цене = (Факт цена – Норм цена)* Факт кол-во

Отклонение по кол-ву = (Факт кол-во – Норм кол-во) * Норм цена

 

Правило факторного анализа:

При получении расхождения между фактическими и плановыми затратами мы оцениваем отклонение как благоприятное / неблагоприятное.

Если отклонение находится в пределах порога существенности, принятого на предприятии, то дальнейший анализ причин не выполняется.

 

3.2) Отклонение прямых трудозатрат

Общее откл-е = Факт. часы * Факт. стоимость – Норм. часы * Норм. стоимость

Отклонение по ставке оплаты труда = (Факт. стоимость – Норм. стоимость) * Факт часы

Отклонение по производительности труда = (Факт часы – Норм часы) * Норм стоимость

 

3.3) Отклонение по накладным расходам

Общепроизводственные расходы могут включать пер. часть и пост. часть => для каждой части – нормативный коэффициент.

, База – произв. мощность, з/п, время работы оборудования…

Н. к-т пост. ОПР =

Контролируемое отклонение ОПР = Факт ОПР – Бюдж. ОПР (по гибкому бюджету с учетом фактич. объема производства)

Отклонение по объему = Бюджетные ОПР (по гибкому бюджету, в расчете на достигн. Ур-нь производства) – Норм. ОПР

 

Вопрос 1. Понятие затрат, издержек и расходов предприятия. Виды их классификации. Цели классификации затрат

Показатели деятельности предприятия:

1) Выплаты – то, что реально было заплачено

2) Расходы – в стоимостной и натур. форме

3) Затраты – только в стоимостной форме

4) Издержки – затраты на основную деятельность

1) Выплаты – фаза расчетов в наличн. и б/н формах, когда фирма выступает в качестве плательщика. В случае задержки платежей возникает кредиторская задолженность.

2) Расходы

Расходы с юр. т. зр. – движение прав собственности: признание факта выбытия из хоз. оборота.

Расходы с бух. т. зр. – только в стоимостной форме; не учитывают альтернативные затраты (упущенную выгоду): уменьшение эк. выгод в результате выбытия активов, денежных средств, иного имущества и (или) возникновение обязательств, привод. к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников – собственников имущества.

Расходы с эк. т. зр. – в стоимостной и натуральной форме; учитывают упущенную выгоду – альтернативные затраты: выбытие вещных активов или нематер. имущества, интеллектуальной собственности, возмещение обязательств перед кредиторами, не связанное с возникновением обязательств дебиторов перед предприятием.

3) Затраты – совокупность расходов в денежной форме в течение определенного периода, который ведет к сокращению имущества (капитала) компании. Объекты затрат – сегмент деятельности / материальные объекты, по которым ведется учет.

4) Издержки – вещественные затраты предпринимательской деятельности => связаны с основной производственной деятельностью.

Разница между затратами и расходами:

· В микроэкономике – Р – более общая категория, они характеризуют материальные, фин. и трудовые ресурсы, в этом случае затраты используются для исчисления прибыли.

· В фин. учете З – более общая категория (в активе баланса), расходы учитываются при определении прибыли.

Классификация затрат

I. По экономическим элементам:

· Сырье, материалы, комплектующие

· Амортизация (ОС и НМА)

· З/п

· Социальные

· Прочие…

Данная классификация позволяет определить вид производства и принять определенные меры:

· если высокие затраты на С и М => материалоемкое производство => развитие логистики

· если высокие затраты на А => фондоемкое производство

· если з/п - трудоемкое



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.064 с.)