Организационно-методический раздел. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-методический раздел.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра
«ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕЙ И РЫНКОВ»

  УТВЕРЖДАЮ: Директор Института ЭкОБиА /Бархатов В.И./ «»200г.

 

ГЕОПОЛИТИКА

 

Программа курса

 

СОГЛАСОВАНО:

Зав. выпускающей кафедры
«Экономика отраслей и рынков»

/Бархатов В.И./

(подпись)

«»200г.

 

Челябинск

 

Утверждена на заседании кафедры «Экономика отраслей и рынков»

Протокол № от 2010г

 

Зав. кафедрой Бархатов В.И.

 

 

Специальности/Направления:

080504.65 – Государственное и муниципальное управление

080115.65 – Таможенное дело

 

 

Составители: Евсеев И.В.

 

 

  ОЧНОЕ ЗАОЧНОЕ
5,5(СПО) 3,5(СПО) 3(ВПО)
Общее количество часов
В том числе: Лекции        
Практические занятия        
Лабораторные работы        
Самостоятельная работа        
Отчетность (форма контроля):
Экзамен 2.семестр      
Зачет:        
Контрольные мероприятия (количество)
Контрольные работы        
Домашние контрольные задания        
Коллоквиумы        
Другие контрольные мероприятия        

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

Цель и задачи дисциплины.

Целью дисциплины является формирование у студентов представления о закономерностях геополитических процессов в усвоении и углублении теоретико-методологических знаний, действиях экономических законов, их влияния на современные геополитические процессы.

Понять и изучить новую для России науку, научно осмыслить явления современной международной политической, социальной, экономической, военной жизни.

Дисциплина «Геополитика» изучает теорию и практику основных мировых геополитических процессов, поэтому в процессе её изучения студенту необходимо решить следующие задачи:

1. Усвоить теоретические основы геополитических процессов.

2. Сформулировать систему комплексных знаний и представлений о внешней и внутренней политики государства; обеспечить овладение теоретическими основами и практическими знаниями геополитических технологий для усвоения знаний по специальности.

3. Систематизировать знания об истории и современных проблемах геополитического развития. Сформулировать ответственное отношение к будущей профессиональной деятельности. Использовать различную информацию в том числе и статистическую, в том числе методы и методики для анализа геополитических процессов.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников.

1. Изучение курса предусмотрено учебным планом специальности.

2. Полученные студентами знания позволят более глубоко разбираться

в геополитических процессах, влияющих на мировую экономику как в целом на земном шаре, так и в отдельных странах.

3. Для изучения курса геополитики необходимо знание основ экономической, политической и социальной географии, основ философии, всеобщей истории, мировой экономики, информатики.

Требования к уровню освоения курса

Студенты должны знать:

1. Источники геополитики, понятийный аппарат, эволюцию геополитики как научной дисциплины, анализирующей современные геополитические процессы и тенденции развития.

2. Современные теории и концепции геополитики как гуманитарной науки с акцентом на географические, цивилизационные и культурные факторы, роль и значение которых усиливается под воздействием информационной революции.

3. Методику концептуального анализа информационной парадигмы в геополитике осмыслить информационные технологии в борьбе за пространство, исследовать конфликты низкой интенсивности, носящие в основном экономический характер и изменение современной геополитической ситуации.

4. Решения, принимаемые правительствами стран и международными политическими, экономическими и военными организациями для предотвращения глобальных кризисов.

Студенты должны иметь представление:

О негативных влияниях развития мировых геополитическихпроцессов на политику и экономику России.

О позитивном влиянии развития мировых геополитическихпроцессов на политику и экономику России.

2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ИФОРМЫ КОНТРОЛЯ В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕБНЫМ ПЛАНОМСПЕЦИАЛЬНОСТИ ПО ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ

Направление 080115.65 «Таможенное дело»очная форма обучения

Общие часы 105 час

Аудиторные занятия 60 час.

Лекции 30 час

Семинарские

(практические занятия) 30 час

Самостоятельная работа, 45 час

Формы текущего и

итогового контроля

Опрос, подготовка докладов, тестирование,

выполнение тем в рамках СРС, зачет

Содержание дисциплины:

Тема 1. Введение. Происхождение геополитики

Истоки формирования геополитических концепций можно найти вглубокой древности. В античный период происходит осмыслениепроблемы военных столкновений, взаимосвязи почвы и крови,пространства и власти, географии и политики. Происходит формированиетеории влияния среды на политическую историю, которую излагалиАристотель, Гиппократ, Полибий, Парменид и другие менее известныеавторы.

Тема 10. США в системе международных геополитических

Отношений

В главе рассматривается становление современной американской

геополитики. История эволюционного развития США, как мировой

геополитической державы, проходила поэтапно, и путь к вершине

могущества, достигнувшего в конце ХХ века был чрезвычайно трудным.

На роль мирового лидера была выдвинута неоевразийская идея. Однако

военно-политическое, экономическое и технологическое лидерство

остается относительным без реального контроля над Евразией.

Кратко анализируем проблемы американской экономики.

Меридиональная экспансия была первым этапом становления США как

мировой державой. В конце IXX начале ХХ века США по сути выполняла

полицейские функции в Западной полушарии, осуществляла

многочисленные интервенции на Кубу, Мексику, Гаити, Доминиканскую

Республику, Панаму и др. Второй этап становления США в качестве

мировой державы связан с широтной экспансией, когда

талласократический империализм проявился в классической форме.

Экспансия Вашингтона исповедовала теорию и практику «анаконды»,

охватывала страны Западной Европы, Африки, Ближнего и Среднего

Востока, Ю.В.Азии, Океании стратегию разработал генерал Мак-Келлан.

При изучении роли американской геополитики в начале ХХ века,

видим, что США опираясь на доктрину Монро встала в борьбу за мировой

могущество с Британской империей, безраздельно «правящей морями».

Была выработана доктрина военно-морского господства Америки в Тихом

и Атлантическом океанах, особенно после строительства Панамского

канала теоретиком доктрины морского могущества был американский

адмирал А.Т.Мэхен.

Американская доктрина национальной безопасности базировалась на

геополитических принципах изоляционизма «континентального острова» и

создания мощного ВМФ.

Далее при изучении темы знакомимся с биполярной моделью

мирового устройства и геополитикой «Холодной войны». США оказались

в плену традиционной геополитики: силы прагматически заменив

традиционную геополитику военной силы и «жизненных пространств» на

новую (экономическую) геополитику и «зоны жизненных интересов».

Геополитической целью США является контроль над Евразией, чтобы не

допустить на политическую арену соперника способного бросить вызов

Америке. Поэтому вместо того, чтобы устранить преграды на пути

информационных, материальных, торговых, транспортных и культурных

коммуникаций на рубежах евразийских коммуникаций был выбран

силовой метод. С окончанием «Холодной войны» и падением

геополитических рубежей, США оказалась не готова к восприятию

цивилизационной модели «равноразных миров». Однако дело – разрушить

Берлинскую стену, другое дело построить новый мир. Американская

модель демократии основанная на союзе мысли капитала, возможно после

трагических событий на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке, найдены

альтернативы геополитики «безграничной справедливости» с позиции

силы.

В заключении темы ознакомимся с современными американскими

учеными работающих в сфере геополитики это: Б.Броди – известный

современный историк и военный стратег М.Каплан – современный

специалист по теории международных отношений и мировых

политических систем, политолог __________геополитик И.Валлерстайн – социолог,

макроэкономист и геополитик, З.Бжезинский – политолог, специалист по

вопросам международных отношений, геополитик, С.Хантингтон –

политолог и геополитик, Г. Класинхер – политический деятель геополитик

и геостратег, Ф.Фукуяма – современный американский историк, социолог,

политолог, геополитик, П.Дж.Бьюкенен – политолог, геополитик,

П.Джонсон – публицист, историк, геополитик, родился в Великобретании,

Артур Шлезингер-младший – историк, политолог, геополитик, отец

известный историк Артур Шлезингер-старший, Д.Родни – политолог-

международник. Представители нового поколения геополитиков.

Источники информации

1. Агистон К. Альтернативный глобализм. Новый мировые.

2. Андреев А.Г. Геополитика и мировые войны ХХ века. /США-

Канада: Экономика, политика, культура. 1999. №11.

3. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М. 1998.

4. Бжезинский З. Выбор: мировое господство или глобальное

лидерство.

5. Василенко И.А. Диалог цивилизации: социокультурные проблемы

политического партнерства. М. 1998.

6. Бьюкен П.Дж. Смерть запада. М. 2003.

7. Валлерстайн И. Рождение и будущая кончина капиталистической

мир-системы. //Валлерстай: Анализ мировых систем и

современная ситуация в мире. СПб. 2001.

8. Гаттеньо А. Силиконовая долина. //Гео-2000, №1.

9. Геополитина и геостратегии: Хрестоматия. СПб. 2004.

10. Дергачев В.А. Глобальная геополитика. Одесса. 2003.

11. Дергачев В.А. Геополитика. М. 2004.

12. Дугин А.Е. Основы геополитики. Геополитическое будущее

России. М. 2000.

13. Джонсон П. Современность. Мир с двадцатых по 90-тые годы. В

2т. М. 1995.

14. Додни Д. Геополитика и изменения. //Геополитика и геостратегия:

Хрестоматия. Кн.7. Современная американская геополитика.

15. Каплан М. Система и прогресс в международной политике. М.

2001.

16. Колосов В.А. Мироненко Н.С. Геополитика и политическая

география.

17. Кондратьев П.В. Большие циклы и коньюктура. Избранные

сочинения. М. 1993.

18. Коэн С. Американская политика и будущая Россия. //Полис. 1993.

19. Киссинджер Г. Дипломатия. М. 1997.

20. Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? М.2001.

21. Мэхен А.Т. Влияние морской силы на историю. М.-Л. 1941.

22. Нартов Н.А. Геополитика. Учебник. М. 2001.

23. Печатнов А.О. США: скрытые дебаты по «русскому вопросу

весны 1945г.//Новая и новейшая история. 1997. №1.

24. Фукуяма Ф. Конец истории?// Вопросы философии. 1989. №3.

25. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М. 2002.

26. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М. 2003.

27. Шлезингер А.-мл. Циклы американской истории. М. 1992.

 

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинарские занятия по теме проводятся после изложенияматериала темы на лекции и заключается в обсуждении несколькихвопросов, относящихся к теме.Литература, которой может пользоваться студент для изучениявопросов, выносимых на семинарские занятия, приводится после каждойтемы лекции.

 

 

Семинар по теме 1

«Введение, происхождение геополитики»

1. Дайте характеристику истории становления геополитики как науки.

2. В чем основное различие между западной и восточной традициями формирования геополитических идей и представлений.

3. Раскройте содержание эвристического значения геополитических идей античности.

4. Дайте общую характеристику геополитических идей и концепций Древнего Рима.

5. Расскажите о политической деятельности греческих историков Геродота и Ксенофонта.

6. В чем заключается геополитический смысл политической, воспитательной деятельности и политического учения Аристотеля.

7. Объясните, как Полибий (как политик, военный стратег) оценил военно-политическую мощь Рима.

8. Охарактеризуйте геополитические идеи и политическую деятельность Цицерона.

9. Каковы особенности геополитических идей эпохи Просвещения.

10. Расскажите о научной биографии И. Канта и его политических и геополитических трудах.

11. Каков вклад в развитие геополитической традиции Г. Гегеля.

12. В чем состояла концепция Гегеля о детерминации человеческой истории природой Земли.

13. На какие группы разделил Гегель европейские страны по критериям географического положения и места в истории человечества и в какую группу он поместил Россию.

14. Каковы были политические взгляды К. Клаузевица.

15. В чем заключается геополитический смысл Г. Бокля «История цивилизаций».

16. Каковы особенности русских геополитических представлений в прошедшие времена.

17. Расскажите о становлении О. Шпенглера как ученого и геополитика. Какие геополитические концепции он создал.

18. Какое значение оказали взгляды Г. Спенсера на общество на представления о позиции К. Риттера, Ф. Ратциля, Р. Челлена и др.

19. Расскажите в чем суть идей географического детерминизма начинающегося в России в XIX веке и их отражение в работах таких ученых, как Л. И. Мечников, В. П. Семенов-Тян-Шанский, В. О. Ключевский, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин.

 

Отношений»

1. Раскройте основные особенности американской школы геополитики.

2. Назовите этапы геополитической ситуации США.

3. Как используются категории «хартленд» и «римленд» в геополитике.

4. Охарактеризуйте особенности «стратегии анаконды».

5. Укажите в чем эвристическое значение геополитической «Оси истории» в геополитике.

6. Раскройте суть эволюции внешней политики США: от Версальского договора до доктрины Монро.

7. Расскажите о действии механизма реализации идеи господства в политике «холодные войны».

8. Назовите основные этапы геополитических отношений США с Западной Европы. Какова роль НАТО в этом отношении.

9. Охарактеризуйте цели американской геостратегии по Зб.Бжезинскому.

10. Какова стратегия овладения «великой шахматной доской».

11. Охарактеризуйте фактор геополитики, который выдвигает на ведущее место в развитии США в XXI в. П. Бьюкенен.

12. Какую роль американские геополитики отводят странам Восточной Европы и Прибалтики в изоляции России.

13. Объясните, какова роль России в геополитике США.

14. Охарактеризуйте американские геополитические интересы в Средней Азии, на Кавказе, в Индии.

15. США — Евросоюз. Изложите суть геополитического противостояния.

16. В чем особенности современного мирового господства и глобального лидерства, представленных американской геополитикой.

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Современная информационная революция и новые задачи геополитики.

2. Стратегическое значение цивилизационного анализа в современной геополитике.

3. Смена парадигмы в геополитике и проблема метода.

4. Социокультурный фактор в формировании современной геополитики.

5. Феномен сверхдержавности в геополитике XXI века.

6. Эволюция европейской геополитики и современная геостратегия Европейского Союза.

7. Противоречия европейской интеграции в свете геополитики.

8. Европейская геополитика «новых правых».

9. Эволюция идеи «континентального блока» в европейской геополитике.

10. Россия и Восточная Европа в процессе общеевропейской интеграции.

11. Проблемы европейской безопасности в начале XXI в.

12. Германия в процессе европейской интеграции: геополитические аспекты.

13. Эволюция американской геополитики. Современная геостратегия США.

14. Концепция «столкновения цивилизаций» как инструмент американской геополитики.

15. Идея «морской силы» в американской геополитике.

16. Новая военная доктрина США и ее геостратегическое значение.

17. Преемственность геополитических идей в русской школе геополитики.

18. Эволюция континентальной стратегии России и современные задачи российской геополитики.

19. Цивилизационная парадигма в русской геостратегии.

20. Евразийская идея «континентального блока» и ее современное значение.

21. Геополитика России в XXI в.

22. Геополитика террора: анализ проблемы и поиски основных решений.

23. Панидеи в современной геополитике: концептуальный синтез в эпоху информационной революции.

24. Разработка геополитических сценариев на основе цивилизационной парадигмы.

25. Россия в новой системе геополитических координат XXI в.

26. Геостратегия современного Китая.

27. Геополитика арабского мира.

28. Геополитика исламской цивилизации.

29. Геополитика Азиатско-Тихоокеанского региона.

30. Геополитика Латинской Америки.

31. Геополитика современной Африки.

32. Сравнительный анализ технологий «бархатных революций» в

странах СНГ.

33. Особенности современной государственной политики в области

информационной безопасности.

34. Современные информационные технологии в геополитике.

35. Информационные войны в геополитике.

36. Технология современной войны: новые направления.

 

 

Дополнительная

1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М., 1998.

2. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник. СПб., 1998.

3. Голубчик М. М. Политическая карта мира: Справочное учебное пособие. Смоленск, 2001.

4. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.

5. Ден В. Э. Учение Рудольфа Челлена о предмете и задачах геополитики//Изв. Русск. геогр. об-ва, 1997. Т. 129. Вып. 1, 2

6. Естественно-историческая специфика России и русские геополитические концепции. СПб., 1999.

7. Медоуз Д. X., Медоуз Д. Л., Рандерс Й. За пределами роста: Учебное пособие. М., 1994.

8. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.

9. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.

10. Сухоруков В. Д. Теория геопространственных систем. Смоленск, 2000.

11. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С.33—48.

Адреса в Интернете

Сайт: Библиотеки России

Адрес: http://www.cnb.dvo.ru/links.htm.

Сайт: Студенческий

Адрес: http://www.students.ru.

Сайт: Большой энциклопедический словарь

Адрес: http://www.aci.aha.ru/ALL/VOC/index.htm

Сайт: Россия в цифрах

Адрес: http://www.sci.aha.ru/cgi-bin/regbase.pl?reg=0&menl =0&2=0

Сайт: Картографический

Адрес: http://www.sci.aha.ru/map.htm

http://www.aquarius.geomar.de/omc/

http://www.plasma.nationalgeographic.com/mapmachine/

Сайт: Океанический

Адрес: http://www.oceaninfo.ru

Сайт: Демографический

Адрес: http://www.demoscope.ru

Сайт: Политический

Адрес: http://www.atlapedia.com

Сайт: Сервер сравнительного анализа

Адрес: http://www.your-nation.com

Сайт: Страноведческий

Адрес: http://www/rostelemail.ru/data/Users/Angrv/geograty.html

Сайт: Страны-соседи России

Адрес: http://www.ussr.to/Russia/ecoros/porub. html

ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ - ЗАЧЕТ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Что изучает геополитика.

2. Раскройте сущность основных подходов и ее предмету.

3. Назовите главные категории геополитики и раскройте их содержания.

4. Раскройте сущность «экспансии» как категории геополитики.

5. Охарактеризуйте основные законы геополитики.

6. Каковы функции геополитики.

7. Назовите основные источники геополитики.

8. Почему геополитика подвергалась официальной дискредитации в СССР.

9. По каким причинам геополитика востребована в современной России.

10. Назовите причины способствующие появлению геополитики как науки на рубеже XIX и XX веков.

11. Раскройте сущность геополитической идеи Ф.Ратцеля.

12. Охарактеризуйте понятие «геополитические эпохи». Перечислите эпохи.

13. В чем сущность геополитических воззрений Р.Челлена и почему его труды приобрели наиболее мировую известность в Германии.

14. Теория «Морского могущества» Альфреда Т.Мэхена.

15. Охарактеризуйте глобальную геополитическую модель Х.Макклиндера.

16. Дайте определение геополитики в интерпретации различными учеными геополитиками.

17. Опишите основные положения в геополитической системе Карла Хаусхофера.

18. В чем состоит специфика геополитических идей П.Видаль де ла Блаша.

19. Дайте обобщающую характеристику классической геополитики.

20. Раскройте содержание геополитической модели Н.Спайкмена.

21. Русские геополитические истоки. П.Н.Савицкий его геополитические взгляды.

22. Раскройте содержание идей географического детерминизма в работах российских ученых и мыслителей.

23. Русский геополитические истоки Л.И.Гумилева, идея пассионарности.

24. Каково содержание геополитических идей Евразийства.

25. Раскройте сущность основного закона геополитики.

26. Европа. Геополитическое состояние в «Версальную эпоху».

27. Раскройте сущность понятия «геополитической эпохи». Перечислить эпохи.

28. Европа. Геополитическое состояние в «Беловежскую эпоху».

29. Почему после второй мировой войны центром геополитических исследований стали США.

30. Какие основные задачи стояли перед американской геополитикой в послевоенный период.

31. В чем состоят особенности современного этапа в развитии континентально-европейской школы геополитики.

32. Каким образом геополитические концепции использовались в период фашизма.

33. Как используются категории «Хартленд» и «Римлен» в геополитике.

34. Охарактеризуйте особенности «стратегии анаконды»

35. Каковы особенности русской модели контроля над пространством «от моря до моря».

36. Объясните какие основные геополитический противоречия существуют между США, ЕС, Китаем, Японией, Индией и Россией.

37. Назовите основные приоритеты европейской геополитики в России.

38. В чем сущность культурно-цивилизационной концепции геополитики.

39. Раскройте основные геостратегические идеи З.Бжезинского.

40. Какие факторы детерминируют тенденцию к трансформации однополюсного мира в многополюсном.

41. Сформулируйте определение «мирового порядка». Какие измерения мирового порядка вам известны.

42. Назовите основные приоритеты китайской и японской геополитики.

43. Каковы основные геополитические противоречия между США, Китаем, Японией и Россией в Азиатско-Тихоокенском регионе.

44. Какие геополитические сценарии наиболее вероятны в Азиатско- Тихоокенском регионе.

45. Каковы основные приоритеты мусульманской геополитики.

46. Охарактеризуйте основные геополитические противоречия между США и исламским миром.

47. Какие геополитические сценарии наиболее вероятны в мусульманском мире в XXI веке.

48. Каким образом США контролирует политическую и экономическую ситуацию в регионе.

49. Какие региональные политические и экономические союзы в Латинской Америке являются наиболее влиятельными.

50. Каковы перспективы сотрудничества стран Латинской Америки с ЕС и Россией.

51. Охарактеризуйте основные геополитические центры в современной Африке.

52. Какие основные геополитические противоречия между США и Африканскими странами появились в последние годы.

53. Какие определения международных конфликтов вам известны.

54. Охарактеризуйте причины и факторы вызывающие международные конфликты.

55. Чем вызван рост числа международных конфликтов после окончания «холодной войны».

56. Почему увеличивается вероятность конфликтов на межцивилизационной основе и каковы их особенности.

57. Охарактеризуйте основные принципы и способы мирного урегулирования международных конфликтов.

58. В чем специфика миротворчества как способа снижения уровня конфликтности в международных отношениях.

59. Какое миротворчество необходимо для поддержания международной стабильности.

 

Оформление реферата

Студенты заочного отделения выбирают по четыре вопроса. Из каждого десятка по одному из представленного списка. Делают по 3-4 схемы по вопросу и также дают пояснения к схемам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра
«ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕЙ И РЫНКОВ»

  УТВЕРЖДАЮ: Директор Института ЭкОБиА /Бархатов В.И./ «»200г.

 

ГЕОПОЛИТИКА

 

Программа курса

 

СОГЛАСОВАНО:

Зав. выпускающей кафедры
«Экономика отраслей и рынков»

/Бархатов В.И./

(подпись)

«»200г.

 

Челябинск

 

Утверждена на заседании кафедры «Экономика отраслей и рынков»

Протокол № от 2010г

 

Зав. кафедрой Бархатов В.И.

 

 

Специальности/Направления:

080504.65 – Государственное и муниципальное управление

080115.65 – Таможенное дело

 

 

Составители: Евсеев И.В.

 

 

  ОЧНОЕ ЗАОЧНОЕ
5,5(СПО) 3,5(СПО) 3(ВПО)
Общее количество часов
В том числе: Лекции        
Практические занятия        
Лабораторные работы        
Самостоятельная работа        
Отчетность (форма контроля):
Экзамен 2.семестр      
Зачет:        
Контрольные мероприятия (количество)
Контрольные работы        
Домашние контрольные задания        
Коллоквиумы        
Другие контрольные мероприятия        

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

Цель и задачи дисциплины.

Целью дисциплины является формирование у студентов представления о закономерностях геополитических процессов в усвоении и углублении теоретико-методологических знаний, действиях экономических законов, их влияния на современные геополитические процессы.

Понять и изучить новую для России науку, научно осмыслить явления современной международной политической, социальной, экономической, военной жизни.

Дисциплина «Геополитика» изучает теорию и практику основных мировых геополитических процессов, поэтому в процессе её изучения студенту необходимо решить следующие задачи:

1. Усвоить теоретические основы геополитических процессов.

2. Сформулировать систему комплексных знаний и представлений о внешней и внутренней политики государства; обеспечить овладение теоретическими основами и практическими знаниями геополитических технологий для усвоения знаний по специальности.

3. Систематизировать знания об истории и современных проблемах геополитического развития. Сформулировать ответственное отношение к будущей профессиональной деятельности. Использовать различную информацию в том числе и статистическую, в том числе методы и методики для анализа геополитических процессов.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников.

1. Изучение курса предусмотрено учебным планом специальности.

2. Полученные студентами знания позволят более глубоко разбираться

в геополитических процессах, влияющих на мировую экономику как в целом на земном шаре, так и в отдельных странах.

3. Для изучения курса геополитики необходимо знание основ экономической, политической и социальной географии, основ философии, всеобщей истории, мировой экономики, информатики.

Требования к уровню освоения курса

Студенты должны знать:

1. Источники геополитики, понятийный аппарат, эволюцию геополитики как научной дисциплины, анализирующей современные геополитические процессы и тенденции развития.

2. Современные теории и концепции геополитики как гуманитарной науки с акцентом на географические, цивилизационные и культурные факторы, роль и значение которых усиливается под воздействием информационной революции.

3. Методику концептуального анализа информационной парадигмы в геополитике осмыслить информационные технологии в борьбе за пространство, исследовать конфликты низкой интенсивности, носящие в основном экономический характер и изменение современной геополитической ситуации.

4. Решения, принимаемые правительствами стран и международными политическими, экономическими и военными организациями для предотвращения глобальных кризисов.

Студенты должны иметь представление:

О негативных влияниях развития мировых геополитическихпроцессов на политику и экономику России.

О позитивном влиянии развития мировых геополитическихпроцессов на политику и экономику России.

2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ИФОРМЫ КОНТРОЛЯ В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕБНЫМ ПЛАНОМСПЕЦИАЛЬНОСТИ ПО ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ

Направление 080115.65 «Таможенное дело»очная форма обучения

Общие часы 105 час

Аудиторные занятия 60 час.

Лекции 30 час

Семинарские

(практические занятия) 30 час

Самостоятельная работа, 45 час

Формы текущего и

итогового контроля

Опрос, подготовка докладов, тестирование,

выполнение тем в рамках СРС, зачет

Содержание дисциплины:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.269 с.)