ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»



НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»

Кафедра современного естествознания и наукоемких технологий

 

 

Рег. № ____________________

«____»______________20__г.

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по МР и ЗО НГУЭУ

_______________Т. А. Половова

«___»_____________ 20__ г

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Учебная дисциплина

Концепции современного естествознания

 

по направлению 230700.62 – «Прикладная информатика»,
профилю «Прикладная информатика в экономике»

 

 

Новосибирск 2011


Методическое руководство разработано

Рожковским Александром Дмитриевичем, кандидатом биологических наук, доцентом, профессором кафедры современного естествознания и наукоемких технологий

Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета

 

Зав. библиотекой Н.Ю.Долгова

 

Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов соответствует внутреннему стандарту НГУЭУ

 

Начальник отдела по планированию

и организации учебно-методической

работы О.В.Горская

 

Утверждено на заседании кафедры современного естествознания и наукоемких технологий

(протокол от «30» августа 2011 г. № 1)

 

Заведующий кафедрой

д-р физ.-мат. наук, профессор Т. Я. Дубнищева

 

СОГЛАСОВАНО:

Выпускающая кафедра по направлению «Прикладная информатика»

Заведующий кафедрой

канд. экон. наук, доцент П.М. Пашков

 

Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 3

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ... 3

1.1. Организация самостоятельной работы студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям.. 3

1.2. Содержание практических (семинарских) занятий. 4

Раздел 2. Материя, движение, пространство, время. 4

Тема 2.2. Колебательное движение и волны. 5

Тема 2.3. Пространство, время, относительность. 7

Раздел 3. Дуальность как основа синтеза в современной картине мира. 8

Тема 3.1. Корпускулярные и континуальные концепции в естествознании. 8

Тема 3.2. Квантовые представления в физике микромира. 9

Раздел 4. Структурные уровни организации материи и строение вещества. 10

Тема 4.1. Структурные уровни организации материи. 10

Тема 4.2. Строение вещества. 10

Раздел 5. Порядок и хаос в природе. 11

Тема 5.1. Статистические закономерности в природе. 11

Тема 5.2. Самоорганизация в природе и в обществе. 12

Раздел 6. Эволюционная парадигма естествознания. 13

Тема 6.1. Вселенная. 13

Тема 6.2. Звезды. 13

Тема 6.3. Солнце и солнечная система. 14

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.. 16

2.1. Задания для выполнения расчетно графического задания. 16

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ 21

 

 

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

1.1. Организация самостоятельной работы студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям

Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к практическому (семинарскому) занятию по учебной дисциплине «Концепции современного естествознания»:

Самостоятельная работа студентов осуществляется в следующих формах:

1. Проработка конспекта лекций;

2. Изучение материала из рекомендуемых источников

3. Работа с интернет источниками и с интерактивными анимационными моделями.

4. Работа с компьютерными лабораторными работами.

5. Решение задач

Формой текущего контроля самостоятельного изучения студентом отдельных тем является защита лабораторных работ с применением образовательных технологий, отраженных в Рабочей программе учебной дисциплины.

 

1.2. Содержание практических (семинарских) занятий

Практические (семинарские) занятия по дисциплине Концепции современного естествознания проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом и планом практических занятий, отраженными в Рабочей программе, утвержденной на заседании кафедры современного естествознания и наукоемких технологий протокол № 1 от «30» августа 2011 г.

Раздел 2. Материя, движение, пространство, время

Тема 2.1. Механический детерминизм.

Семинар 1.

Модели и законы классической механики. Симметрии и законы сохранения.

Задание для самостоятельной работы:

1. Изучить теоретический материал, используя конспект лекций, а так же материал из следующих источников:

Учебные издания: [1] –Глава 3; [2] -Глава 3

Тестовые задания для самостоятельного контроля уровня подготовки студентами вопросов темы приведены в [2] -Глава 3 стр. 57.

1. Для практического закрепления материала решить задачи №№ 1, 2, 31-Глава 3 стр. 48 и 5, 6, 7 из [2] -Глава 3 стр. 55 и сдать на проверку преподавателю.

При подготовке рекомендуется изучить следующие интерактивные анимационные модели: «Пример закона сохранения механической энергии», «Пример закона сохранения момента импульса и энергии», «Пример закона сохранения момента импульса», «Потенциальная энергия и устойчивость системы», «Реактивное движение» (см. http://www.radweb.ru).

Семинар 2.

Особенности движения в поле центральных сил гравитационного взаимодействия; законы Кеплера; закон всемирного тяготения; первая космической скорость; вторая космическая скорость.

Задание для самостоятельной работы:

1. Изучить теоретический материал, используя конспект лекций, а так же материал из следующих источников:

Учебные издания: [1] –Глава 3; [2] -Глава 3

Программные продукты: [1] –Лабораторная работа №1, Теория.

2. Подготовить письменный отчет по Лабораторной работе № 1 (см. http://www.radweb.ru/metodichka.doc)

3. Подготовиться к защите лабораторной работы и к ответам на контрольные вопросы (см. http://www.radweb.ru/metodichka.doc)

При подготовке рекомендуется изучить следующие интерактивные анимационные модели: «Первый закон Кеплера», «Второй закон Кеплера» и «Третий закон Кеплера» (см. http://www.radweb.ru)

Тема 2.2. Колебательное движение и волны.

Семинар 1.

Модель гармонического осциллятора; гармонические колебания и их характеристики, сложение гармонических колебаний, биения, модуляции.

Задание для самостоятельной работы:

1. Изучить теоретический материал, используя конспект лекций, а так же материал из следующих источников:

Учебные издания: [1] –Глава 3; [2] -Глава 4

Программные продукты: [1] –Лабораторная работа № 3, Теория.

2. Подготовить письменный отчет по Лабораторной работе № 3 (см. http://www.radweb.ru/metodichka.doc.)

3. Подготовиться к защите лабораторной работы и к ответам на контрольные вопросы (см. http://www.radweb.ru/metodichka.doc).

При подготовке рекомендуется изучить следующие интерактивные анимационные модели: «Гармонические колебания», «Гармонические колебания с разными начальными фазами» и «Примеры свободных гармонических колебаний» (см. http://www.radweb.ru).

 

Семинар 2.

Особенности волнового движения. Поперечные, продольные поверхностные, стоячие волны. Эффект Доплера.

Задание для самостоятельной работы:

1. Изучить теоретический материал, используя конспект лекций, а так же материал из следующих источников:

Учебные издания: [1] –Глава 3; [2] -Глава 4

Программные продукты: [1] –Лабораторная работа № 4, Теория.

2. Подготовить письменный отчет по Лабораторной работе № 4 (см. http://www.radweb.ru/metodichka.doc.)

3. Подготовиться к защите лабораторной работы и к ответам на контрольные вопросы (см. http://www.radweb.ru/metodichka.doc).

При подготовке рекомендуется изучить следующие интерактивные анимационные модели: «Образование волн», «Виды волн», «Стоячие волны» и «Эффект Доплера» (см. http://www.radweb.ru).

Семинар 3.

Специфические явления, характерные для всех видов волн: Дифракция волн. Когерентные волны. Интерференция волн. Дифракция и интерференция света.

Задание для самостоятельной работы:

1. Изучить теоретический материал, используя конспект лекций, а так же материал из следующих источников:

Учебные издания: [1] –Глава 3; [2] -Глава 4

Программные продукты: [1] –Лабораторная работа № 5, Теория.

2. Подготовить письменный отчет по Лабораторной работе № 5 (см. http://www.radweb.ru/metodichka.doc.)

3. Подготовиться к защите лабораторной работы и к ответам на контрольные вопросы (см. http://www.radweb.ru/metodichka.doc).

При подготовке рекомендуется изучить следующие интерактивные анимационные модели: «Дифракция (пример 1)», «Дифракция (пример 2)», «Дифракция света» и «Интерференция света» (см. http://www.radweb.ru).

 

Тема 6.1. Вселенная.

Метагалактика. Определение возраста и размеров Вселенной. Космологический горизонт. Крупномасштабная структура Вселенной и ее развитие. Крупномасштабная структура Вселенной и ее развитие. Роль вакуума в теории инфляционной Вселенной

Тема 6.2. Звезды.

Диаграмма Герцшпрунга-Ресселла. Характеристики звезд. Эволюция звезд типа Солнца. Эволюция звезд различной массы. Гиганты и сверхгиганты, новые и сверхновые звезды, белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры.

Семинар 1.

Задание для самостоятельной работы:

1. Изучить теоретический материал, используя конспект лекций, а так же материал из следующих источников:

Учебные издания: [1] –Глава 9; [2] -Глава 13.

Тестовые задания для самостоятельного контроля уровня подготовки студентами вопросов темы приведены в [2] -Глава 13 стр. 242.

2. Для практического закрепления материала решить задачи №№ 1, 2, 3, 4, 5 из [2] -Глава 13 стр. 243 и сдать на проверку преподавателю.

При подготовке рекомендуется изучить следующие интерактивные анимационные модели: «Главная последовательность (эволюция звезд типа Солнца)», «Образование нейтронной звезды», «Образование черной дыры» (см. http://www.radweb.ru).

Дополнительное обеспечение

4.2.1.Библиографический список:

1. Браже Р.А. Примерная программа дисциплины «Концепции современного естествознания» для ФГОС 3 / Браже Р.А., Воронов В.К., Горбачев В.В., Дубнищева Т.Я., Кожевников Н.М., Свистунов Б.Л., Твердислов В.А., Научно-методический совет по физике Министерства образования и науки Российской Федерации, СПбГПУ – Санкт-Петербург. 2010. – 15 с.

2. Горбачев, В. В. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / В. В. Горбачев. – М. : ОНИКС 21 век, 2003. – 591 с. (МО)

3. Дубнищева, Т. Я. Концепции современного естествознания в задачах : учеб. пособие для всех специальностей / Т. Я. Дубнищева, А. Д. Рожковский ; Федер. агентство по образованию ; НГУЭУ. – Новосибирск : [Изд-во НГУЭУ], 2005. – 116 с.

4. Дубнищева, Т. Я. Ретрофизика в зеркале философской рефлексии : учеб. пособие / Т. Я. Дубнищева. – М. : ИНФРА-М, 1997. – 333 c.

5. Концепции современного естествознания : лаборат. компьютер. практикум : для очной формы обучения, по всем специальностям / НГУЭУ. – Новосибирск : [Изд-во НГУЭУ], 2004. – 32 с.

6. Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания : учеб. для вузов / Г. И. Рузавин. – М. : ЮНИТИ, 2008. – 303 с. (МО)

7. Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания : учеб. для вузов по гуманитар. специальностям и направлениям подгот. / В. М. Найдыш. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Альфа-М, 2006. – 621 с.

8. О научном мировоззрении : хрестоматия : [в 3 ч.]. Ч. 2. Отличима истина от лжи / НГУЭУ ; [сост.: Т. Я. Дубнищева, С. М. Репинский]. – Новосибирск : [Изд-во НГУЭУ], 2008. – 167 с.

9. О научном мировоззрении : хрестоматия : [в 3 ч.]. Ч. 1. Научный метод / НГУЭУ ; [сост.: Т. Я. Дубнищева, С. М. Репинский]. – Новосибирск : [Изд-во НГУЭУ], 2008. – 335 с.

10. О научном мировоззрении : хрестоматия : [в 3 ч.]. Ч. 3. Современное естествознание и проблемы цивилизации / НГУЭУ ; [сост.: Т. Я. Дубнищева, С. М. Репинский]. – Новосибирск : [Изд-во НГУЭУ], 2008. – 243 с.

 

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Согласно Рабочим учебным планам подготовки студентов очной формы обучения по направлению 230700.62 – Прикладная информатика профиля «Прикладная информатика в экономике» предусмотрено выполнение расчетно графического задания как запланированного вида самостоятельной работы.

Цель выполнения расчетно графического задания по учебной дисциплине «Концепции современного естествознания»– выработка и развитие навыков практического использования законов естествознания при решении практических задач.

 

2.1. Задания для выполнения расчетно графического задания.

Расчетно графическое задание состоит из 10 задач, номер варианта определяется в согласии с номером, занимаемым фамилией студента в списке группы.

Задачи для РГЗ приведены в учебном издании Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания : практикум : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Т. Я. Дубнищева, А. Д. Рожковский. – М. : Академия, 2009. – 319 с. (УМО)

Расчетно графические задания:

Вариант №1

Концепции современного естествознания : практикум : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Т. Я. Дубнищева, А. Д. Рожковский

1. Стр.20-23 задача №1

2. Стр.20-23 задача №19

3. Стр.28-30 задача №5

4. Стр.37-40 задача №16

5. Стр.52-53 задача №5

6. Стр.55-57 задача №10

7. Стр.89-90 задача №1

8. Стр.107-108 задача №1

9. Стр.126-127 задача №5

10. Стр.131-132 задача №7

 

Вариант №2

Концепции современного естествознания : практикум : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Т. Я. Дубнищева, А. Д. Рожковский

1. Стр.20-23 задача №2

2. Стр.20-23 задача №18

3. Стр.28-30 задача №6

4. Стр.37-40 задача №15

5. Стр.52-53 задача №8

6. Стр.55-57 задача №9

7. Стр.89-90 задача №2

8. Стр.107-108 задача №2

9. Стр.126-127 задача №6

10. Стр.131-132 задача №8

 

Вариант №3

Концепции современного естествознания : практикум : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Т. Я. Дубнищева, А. Д. Рожковский

1. Стр.20-23 задача №3

2. Стр.20-23 задача №17

3. Стр.28-30 задача №7

4. Стр.37-40 задача №14

5. Стр.52-53 задача №9

6. Стр.55-57 задача №8

7. Стр.89-90 задача №3

8. Стр.107-108 задача №3

9. Стр.126-127 задача №7

10. Стр.131-132 задача №9

 

Вариант №4

Концепции современного естествознания : практикум : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Т. Я. Дубнищева, А. Д. Рожковский

1. Стр.20-23 задача №4

2. Стр.20-23 задача №16

3. Стр.28-30 задача №8

4. Стр.37-40 задача №8

5. Стр.52-53 задача №10

6. Стр.55-57 задача №7

7. Стр.89-90 задача №4

8. Стр.107-108 задача №4

9. Стр.131-132 задача №1

10. Стр.131-132 задача №10

 

Вариант №5

Концепции современного естествознания : практикум : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Т. Я. Дубнищева, А. Д. Рожковский

1. Стр.20-23 задача №5

2. Стр.20-23 задача №15

3. Стр.28-30 задача №9

4. Стр.37-40 задача №7

5. Стр.52-53 задача №11

6. Стр.55-57 задача №6

7. Стр.89-90 задача №5

8. Стр.107-108 задача №5

9. Стр.131-132 задача №2

10. Стр.138-139 задача №1

 

Вариант №6

Концепции современного естествознания : практикум : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Т. Я. Дубнищева, А. Д. Рожковский

1. Стр.20-23 задача №6

2. Стр.20-23 задача №14

3. Стр.28-30 задача №10

4. Стр.37-40 задача №6

5. Стр.52-53 задача №12

6. Стр.55-57 задача №5

7. Стр.89-90 задача №6

8. Стр.107-108 задача №6

9. Стр.131-132 задача №3

10. Стр.138-139 задача №2

 

Вариант №7

Концепции современного естествознания : практикум : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Т. Я. Дубнищева, А. Д. Рожковский

1. Стр.20-23 задача №7

2. Стр.20-23 задача №13

3. Стр.28-30 задача №11

4. Стр.37-40 задача №5

5. Стр.52-53 задача №13

6. Стр.55-57 задача №4

7. Стр.89-90 задача №7

8. Стр.126-127 задача №1

9. Стр.131-132 задача №4

10. Стр.138-139 задача №5

 

Вариант №8

Концепции современного естествознания : практикум : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Т. Я. Дубнищева, А. Д. Рожковский

1. Стр.20-23 задача №8

2. Стр.20-23 задача №12

3. Стр.28-30 задача №12

4. Стр.37-40 задача №4

5. Стр.52-53 задача №14

6. Стр.55-57 задача №3

7. Стр.89-90 задача №8

8. Стр.126-127 задача №2

9. Стр.131-132 задача №5

10. Стр.162-163 задача №2

 

Вариант №9

Концепции современного естествознания : практикум : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Т. Я. Дубнищева, А. Д. Рожковский

1. Стр.20-23 задача №9

2. Стр.20-23 задача №10

3. Стр.28-30 задача №13

4. Стр.37-40 задача №3

5. Стр.52-53 задача №15

6. Стр.55-57 задача №2

7. Стр.89-90 задача №9

8. Стр.126-127 задача №3

9. Стр.131-132 задача №6

10. Стр.153-154 задача №1

 

Вариант №10

Концепции современного естествознания : практикум : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Т. Я. Дубнищева, А. Д. Рожковский

1. Стр.20-23 задача №11

2. Стр.28-30 задача №14

3. Стр.37-40 задача №2

4. Стр.52-53 задача №16

5. Стр.55-57 задача №1

6. Стр.89-90 задача №10

7. Стр.126-127 задача №4

8. Стр.131-132 задача №7

9. Стр.138-139 задача №1

10. Стр.138-139 задача №6

 

 

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Видом промежуточной аттестации студентов, обучающихся по направлению 230700.62 – Прикладная информатика профиля «Прикладная информатика в экономике», является зачет.

 

3.2. Список вопросов для подготовки к зачету

1.Предмет и цели естествознания. Отличия науки от других отраслей культуры. Проблема «двух культур», движение к единой культуре. Псевдонаука: происхождение, причины популярности, функции, отличительные признаки

2.Элементы научного метода познания. Методы естествознания, всеобщность его законов, отличия естествознания от других наук (гуманитарных, технических, математических).

3.Поясните понятия “картина мира” и “научная программа”. Примеры. Системный подход и его основные понятия в современной естественнонаучной картине мира. Примеры применения.

4.Развитие естествознания и стимулы развития науки. Понятие “научная революция”. Научные революции прошлого столетия.

5.Представление о материи и движении. Механическая картина мира. Симметрии пространства и времени и законы сохранения. Примеры сохраняющихся величин в окружающей жизни, например, в спорте. Механика Ньютона и детерминизм Лапласа. Законы движения планет и закон всемирного тяготения.

6.Колебательное движение. Модель осциллятора. Особенности волнового движения и его свойства. Эффект Доплера, дифракция, интерференция.

7.Эволюция представлений о пространстве и времени. Постулаты и следствия специальной теории относительности. Взаимосвязь массы и энергии как основа ядерной энергетики. Основные положения и выводы общей теории относительности.

8.Дискретность и непрерывность материи в классическом естествознании. Электромагнитная картина мира. Понятие «физическое поле». Концепции близкодействия и дальнодействия. Поле и вещество в классической физике как качественно отличающиеся формы существования материи.

9.Единство дискретности и непрерывности в теории излучения. Противоречия в классической теории излучения и появление концепции квантов. Волновые и корпускулярные свойства света.

10.Корпускулярно-волновой дуализм материи. Несостоятельность механического детерминизма. Понятие состояния в классической и квантовой теориях. Фундаментальность статистического описания.

11.Соотношения неопределенности и принцип дополнительности. Принцип соответствия и специфика описания микромира. Поясните роль прибора в квантовой механике.

12.Мега-, макро- и микромиры (объекты и соответствующие физические теории). Физический вакуум.

13.Фундаментальные частицы . Бозоны и фермионы. Принцип Паули. Фундаментальные взаимодействия.

14.Вещество как система частиц, строение молекул, атомов и их ядер. Понятия «химический элемент», «валентность» и «химическая связь». Периодическая система Д. И. Менделеева. Заполнение электронами энергетических состояний в атоме.

15.Начала термодинамики Закон сохранения и превращения энергии. Процессы преобразования энергии (например, тепловой в механическую). Понятие энтропии. Основные отличия реальных процессов от идеальных.

16.Статистические распределения в молекулярно-кинетической теории. Связь термодинамических и статистических свойств макроскопических систем. Принцип Больцмана. Статистический смысл энтропии.

17.Понятие о простых и сложных, изолированных и открытых системах. Открытые системы, находящиеся вблизи термодинамического равновесия Принцип локального равновесия.Теорема о минимуме производства энтропии.

18.Макросистемы вдали от равновесия. Понятие диссипативной структуры. Закономерности самоорганизации . Примеры самоорганизации в физике, химии, биологии. Синергетика как наука о самоорганизации ..

19.Моделирование сильно неравновесных систем. Понятия «динамический хаос», «аттрактор», «фрактал» и «бифуркация». Поведение сложных систем на примере динамики Ферхюльста.

20.Возраст Вселенной. Наблюдаемая часть - Метагалактика. Многообразие мира галактик как элементов Вселенной. Крупномасштабная структура Вселенной.

21.Стационарные и нестационарные сценарии развития. Космологические модели Вселенной. Космология «Большого Взрыва». Теория эволюции Вселенной по модели инфляционной Вселенной. Антропный принцип и фундаментальные константы.

22.Разнообразие звезд, их строение и устойчивость. Рождение звезд из газо-пылевых облаков космического пространства. Термоядерная жизнь звезд (источник энергии и продолжительность жизни). Эволюция звезд, конечные стадии эволюции звезд разной массы (белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры). Перспективы эволюции Солнца.

23.Состав солнечной системы. Движение планет и солнца. Планеты гиганты и планеты земной группы. Гипотезы формирования тел Солнечной системы.

24.Образование Земли и Луны. Движения Земли. Возникновение Земли и основные периоды геологической эволюции. Внутренние и внешние оболочки Земли. Тектоника литосферных плит. Эволюция атмосферы и гидросферы

25.Основные формы, свойства и уровни организации живой материи. Молекулярно-генетический уровень.

26.Эволюционные идеи в естествознании. Дарвинизм и современный биологический эволюционизм. Понятия микро- и макроэволюции.

27.Основные концепции происхождения жизни. Концепции биохимической эволюции. Химическая эволюция преджизненных форм.

28.Основные стадии антропогенеза. Феномен человека. Антропный принцип. Человек как качественно новая ступень развития биосферы.

29.Понятие “биосфера”, ее функции и оболочки. Основы учения Вернадского о биосфере. Процесс фотосинтеза и дыхания. Круговорот веществ в биосфере. Этропийный баланс Земли и живых организмов

30.Биотический круговорот и биосферная роль хозяйственной деятельности человека. Глобальный экологический кризис, его причины и перспективы преодоления. Концепция коэволюции и ноосферы.

31.Научно техническая революция. Основные достижения НТР. Особенности эпохи НТР, ее связь с промышленными революциями, влияние НТР на мировоззрение. Наука и техника в современном мире.

 

3.2. Общие положения проведения зачета

Предварительно студент получает билет, в который входит:

· Два теоретических вопроса из вопросов к зачету;

· Тестовое задание из 10 вопросов

· Два практических задания.

Он готовит письменный ответ по всем заданиям билета.

При подготовке ответов студентом должны быть систематизированы знания, полученные в ходе самостоятельного изучения отдельных разделов и тем, на практических (семинарских) занятиях, в процессе работы с литературой.

В содержании ответа на вопросы билета следует придерживаться понятийного аппарата, определенного Рабочей программой учебной дисциплины и содержанием лекционного материала.

Ответ должен быть развернутым, но при этом лаконичным, логично выстроенным. Приветствуется обращение внимание на практические ситуации, приведение примеров.

Тестовое и практические задания проверяются преподавателем, и в случае необходимости он задает по ним дополнительные вопросы.

На теоретические вопросы студент отвечает устно.

Ответ оценивается, в зависимости от уровня представленных студентом знаний, степени его компетентности в предметной области учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»

Зачетная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложение к диплому (выписке из зачетной книжки).


Приложение 1

Требования к оформлению различных видов

самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов выполняется на листах бумаги формата A4, или на двойных тетрадных листах.

Оформление титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ» Кафедра современного естествознания и наукоемких технологий   Учебная дисциплина: Концепции современного естествознания   ВИД СРС[1] №_______   Выполнил: Студент (ФИО) Номер группы:   Проверил: ФИО преподавателя     Дата регистрации на кафедре: «___» ________ 20 г.   (Год) 20_

 


[1] ВИД СРС – видами самостоятельной работы студентов в рамках изучений дисциплины «Концепции современного естествознания», могут быть такие, как: отчет, по лабораторной работе, расчетно графическое задание, домашнеезадание.

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»

Кафедра современного естествознания и наукоемких технологий

 

 

Рег. № ____________________

«____»______________20__г.

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по МР и ЗО НГУЭУ

_______________Т. А. Половова

«___»_____________ 20__ г

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Учебная дисциплина



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.170.169 (0.033 с.)