Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конфликты в детском оздоровительном лагере↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Конфликты в детском оздоровительном лагере Психологические механизмы возникновения и способы их разрешения Конфликтологии как науке пошел уже второй век. И за этот период ученые раскрыли много закономерностей протекания конфликта и управления им. Конфликты имеют многообразные области своего проявления. Но особенно острые проблемы они создают в педагогической сфере, поскольку в ней присутствует ребенок - формирующаяся личность. Что такое конфликт? Какими он обладает характеристиками? Конфликт в самом обобщенном виде понимается как столкновение (от лат. conflictus - столкновение), противоречие. Сталкиваться могут цели, интересы, позиции, мнения и взгляды, культуры и т. п. Особенно острыми могут быть такие столкновения во временном детском коллективе оздоровительного лагеря. Функции конфликта и его динамика (стадии протекания) В массовом педагогическом сознании существует мнение о том, что в конфликтной ситуации в большинстве случаев реализуется деструктивная функция - когда протекание конфликта наносит разрушающее воздействие на сферу отношений, деятельности либо личностную сферу. Однако в конфликте вполне может реализоваться и конструктивная функция - в том случае, когда процесс и результаты конфликта способствуют развитию личности или коллектива, преодолению разногласий и движению вперед. Кроме того, в конфликте присутствует также диагностическая функция - реализуемая тогда, когда происходит осознание существующих проблем и противоречий, понимание необходимости и путей изменений. Динамика конфликта находит свое выражение в следующих стадиях протекания: 1. Предконфликтная стадия - стадия ухудшения эмоциональных состояний, нарастания напряженности, ухудшения отношений. 2. Стадия конфликтного взаимодействия - на этой стадии возникает собственно конфликтное взаимодействие, чаще всего направленное на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений и целей. 3. Постконфликтная стадия - стадия улучшения (либо сохранения напряженных) отношений и эмоционально-психологических состояний. Виды конфликтов Классифицировать виды конфликтов можно по наличию тех или иных участников конфликта. Так, если в конфликте в качестве участников выступают две стороны одной личности - это внутриличностный конфликт. Если в конфликте принимают участие две или несколько личностей - это межличностный конфликт. Когда конфликтуют личность и группа либо несколько группировок в группе - это внутригрупповой или личностно-групповой конфликт. И наконец, когда конфликтуют две или несколько групп - это межгрупповой конфликт. Формула конфликта Для эффективного психолого-педагогического анализа конфликта некоторые исследователи предлагают опираться на формулу конфликта, которая отражает его структуру: Конфликт = проблема, причина конфликта + стороны, участники конфликта + конфликтная ситуация + повод (инцидент) к конфликту. Проблема, причина конфликта чаще всего проистекает из двух сфер - сферы отношений либо сферы деятельности. Конфликты деятельности разрешаются достаточно быстро и чаще всего конструктивно, если не добавляется конфликт отношений. Конфликт отношений разрешается сложнее, поскольку может дополняться внутриличностным конфликтом (т. е. проблемным отношением к себе). Сторонами, участниками конфликта могут становиться две стороны одной личности, несколько личностей или несколько групп. Конфликтная ситуация развивается по стадиям конфликта. На первой - предконфликтной - стадии важно улавливать сигналы конфликта, к которым относятся: дискомфорт, нарастание тревожности, рост числа каких-либо недоразумений (забыл, перепутал, недослышал и т. п.), кризис (способность проявлять физическую агрессию). Если вы заметили наличие данных сигналов, а также нарастание в коллективе напряжения, ухудшения эмоциональных состояний, раздражительности, апатии, ухудшения отношений, то можно утверждать, что вы диагностируете конфликт, даже если пока он имеет скрытый характер и не проявлен как социальное явление. На второй стадии - стадии конфликтного взаимодействия - следует учитывать возможные стратегии поведения в конфликте: компромисс, избегание (уход), подавление, соперничество и сотрудничество. На третьей - постконфликтной - стадии необходимо анализировать эмоции участников конфликта. Если они улучшаются, значит, конфликт разрешен. Если сохраняются негативные эмоции, значит, снят только повод, а проблема была в другом и осталась не разрешена. Поводом (инцидентом) к конфликту чаще всего выступают конфликтогены - слова или действия, провоцирующие конфликт. В качестве ведущих конфликтогенов в современной психолого-педагогической науке выделяются такие: - стремление к превосходству, - проявление эгоизма, - проявление агрессии. Способы разрешения конфликта К наиболее традиционным способам разрешения конфликтов относятся следующие: - приглашение третейского судьи (независимого третьего); - создание ситуации успеха; - переключение на деятельность; - организация стола переговоров; - драматизация конфликта (игровое проигрывание сюжета и ведущих ролей конфликта). Картография конфликта Психолого-педагогический анализ конфликта может осуществляться с помощью картографии конфликта. Картография конфликта предполагает составление карты конфликта благодаря нахождению ответов на следующие основные вопросы: - В чем суть проблемы, какова основная причина конфликта? - Кто есть основные стороны - участники конфликта? - Чего они хотят? - Почему они хотят того, чего хотят? - Каковы основные пути решения, удовлетворяющие обе стороны? Типология конфликтов в детском оздоровительном лагере Типы основных конфликтов в детском оздоровительном лагере (ДОЛ): Конфликты в системе «взрослые - взрослые»: вожатый - администрация; вожатый - родитель; вожатый - вожатый. Конфликты в отношениях «вожатый - администрация» Конфликты в отношениях «вожатый - администрация» чаще всего возникают из-за нарушений норм жизнедеятельности ДОЛ (как вожатыми, так и детьми), невыполнения должностных обязанностей, требований администрации и т. п. Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов: - четкое знание своих функциональных обязанностей; - обращение за консультацией к более опытным вожатым, методистам; - неэмоциональный анализ ситуации, объективная рефлексия; - компромиссный подход к разрешению ситуации; - демонстрация неагрессивного и непротестного поведения во взаимодействии с представителями администрации. - наличие четких договорных отношений (подписанный договор). Конфликты в отношениях «вожатый - вожатый» Конфликты в отношениях «вожатый - вожатый» обычно возникают из-за следующих типичных проблем: конкуренция лидеров в вожатском отряде; разница темпераментов, которая может восприниматься как лень или нерешительность; лень одного из вожатых в отряде (нежелание работать); недостаточное освоение вожатым элементарных основ своей профессиональной деятельности; конкуренция за любовь детей или потребность одного из напарников быть «хорошим» для детей и вследствие этого его нетребовательность по отношению к детям, когда требования вынужден предъявлять только один из вожатых; ревность к успешности напарника; разные представления о сущности вожатской работы и т. п. Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов: - четкое распределение профессиональных обязанностей между напарниками-вожатыми; - изменение пары вожатых в отряде по сезонам, предоставление возможности попробовать себя в разных социально-профессиональных ролях; - везде и всегда помнить, что мнение может быть у каждого свое и каждый имеет потребность быть успешным. Типы конфликтов В системе «взрослые - дети» Конфликты в системе «взрослые - дети» включают в себя следующие типичные случаи: - «вожатый - ребенок»; - «администрация - ребенок»; - «обслуживающий персонал - ребенок». Конфликты в детском оздоровительном лагере
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.204.43 (0.008 с.) |