Унитарное государство и его черты. Государственное устройство Республики Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Унитарное государство и его черты. Государственное устройство Республики Беларусь.



Являясь одним из аспектов формы государства, государственное устройство играет очень большую роль для стабильности и четкого взаимодействия между субъектами, определяя внутреннюю структуру государства. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами. Характер подобных связей зависит от правового статуса, как государства в целом, так и каждый из его территориальных единиц. Таким образом, под формой государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Форма государственного устройства тесно связанна не только с публичной властью, но и с территориальной организацией населения - еще одним существенным свойством государства

С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств, отличается полным политическим единством, оно неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы или области, отличающиеся известным своеобразием, не имеют своего собственного законодательства, своего особого судоустройства (правда, есть унитарные государства, имеющие в своем составе автономии:Италия, Испания, Китай и др.). Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Достоинство унитарного государства заключается в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.

Федеративная форма гос.устройства,её черты

Фед-я-это союзное гос-во,сост.из гос-х образований(респ-к,штатов и т.д.),облад.опред.юрид-й и полит-й самостоят-ю.Это сложное гос-во,представ-ее собой союз ряда гос-в(членов федерации).При данном типе устройства образ.общие для всей фед-ии высшие органы власти и органы управл-я,причем сохран.высшие органы власти и органы управления у каждого из членов фед-ии.Последние могут иметь собственное законод-во,судебную,налоговую с-мы.На сегодняшний день довольно-таки много стран явл.фед-ми.К фед-м смешанного типа относ.РФ.В ее составе наход.субъекты,представ-е собой нац-гос-е и нац–террит-е образования(респ-ки,автономии),а также админ-но-террит.образования(края,области).Выд.наи.общие черты,хар-ые для больш-у фед-х гос-в:1.терр-я фед-ии сост.из территорий ее отд.субъектов:штатов,кантов,земель,респ-к и т.д.;2.в союзном гос-ве верховная исполн-я,законод.и судебная власть принадлежит федер-м гос-м органам;3.субъекты фед-ии имеют право принятия собственной конст-и,имеют свои высшие исполн-е,законод.и судебные органы;4.в больш-е фед-ии сущ.союзное граж д-во и гражд-во фед-х единиц;5.при федеральном гос-м устройстве в парламенте имеется палата,представ-я ин тересы членов фед-ии;6.основную общегос-ю внешнепо лит.деят-ть в фед-ях осущ.союзные федеральные орган ы.Они офиц.представляют фед-ю в межгос-х отнош.(СШ А,Бразилия,Индия,ФРГ и др.).

 

Конфед.как форма гос.устр-ва,её отлич.особ-ти

Конфед.-это временный юрид.союз суверенных гос-в,со зданный для обеспеч.их общих интересов.При конфед-ом устройстве гос-ва-члены конф-ии сохран.свои суверенные права,как во внутр.,так и во внешних делах.В отли ч.от федер-го устройства конфед.хар-ся след.чертами: конфед.не имеет своих общих законод.,исполнит.и суде бных органов,в отлич.от федерации;конфед-е устройств о не имеет единой армии,единой с-мы налогов,единого гос.бюджета;сохран.гражданство тех гос-в,кот.находятся во временном союзе;гос-ва могут договориться о ед.ден. системе,о ед.таможенных правилах,о межгос.кредитной политике на время сущ-я союза.Как правило конфед-е го с-ва не долговечны,либо они распад.,либо превращают ся в федерацию:Герм.союз(1815-1867),Швейц.союз(1815 -1848)и США,когда в1781была законод-но утверждена конфедерация.

22.Правовое гос-во и гражд-е общество:понятие,чер ты,проблемы формир-я. Правовое гос-во это форма осущ-я народовластия,полит-я орга-ия граждан,функц-я на основе права,инструмент защиты и обеспеч.прав,свобод и обязан-й каждой личности.Формир.правового гос-ва-гарантия поступат-го развития и углубления демократии,кот.может сущ-ть только при госпо-ве закона.Признаки правового гос-ва:1.приоритет правовой личности,равная ответс-ть и обяз-ть гос-ва перед гражд-ми и гражд-ми перед гос-ом; 2.верхов-во гуманис-х законов;3.сферы отношений между гос-ом и личн-ю и обществом регул-ся не только законом,но и нормами демокр-го самоупр-я граждан; 4. разделение властей,общ-й контроль за их функц-ем;5.со ц.основа-это зрелое гражд-е общ-во.Принципы правовог о гос-ва:1.пр-п приоритета права;2.пр-п правовой защ-ти человека и гражданина;3.пр-п единства права и закона; 4.пр-п правового разграничения деят-ти различных ветвей гос.власти.Власть в гос-ве может олицетворять один человек,она может принадлеж.группе.Гражд-е обществ-этообщ-во,в кот.осущ.превращение«подданных»гос-ва в свободных граждан,способных делать самост.выбор.Признаки:-существенное огранич.гос-го вмеш-ва в эк-ю деят-ть граждан;-обеспеч.широкого круга их эк-х,полит-х,культ.прав и свобод.

Законод.власть в РБ

Законод.власть-это с-ма полномочий и представ-х органов гос.власти,кот.разраб.и принимают законы,им.прямое действие на терр-и гос-ва.Органы законод.(представ-й)власти в РБ:•Парламент-Нац.собр.РБ;•Советы депут.(област-е,рай-е,гор-е,поселковые,сельские).Парл-т сост.из двух палат-Палаты представ.и Сов.Рес-ки.Состав Палаты представ.-110 деп-в.Избрание деп-в Палаты представ.осущ.на основе всеобщего,свободного,равного,прямого избир-го права при тайном голосовании.Совет Рес-ки явл.палатой терр-го представ-ва. От каждой области и Минска избир.выборщиками(Советами деп-в)по 8 членов Совета Рес-ки.8 членов назнач.През.РБ.Депутат Палаты предст-й осущ.свои полномочия в Парл-те на профес-й основе,может быть одновр-но членом Прави-ва.Срок полномочий Парл-та-4 года.Полномочия Палаты предст-й могут быть досрочно прекращены в случ.грубого нарушения Конст-и и при отказе в доверии Прави-ву.Решения по этим вопросам прин.През.страны.Палаты собир.на две очередные сессии в год.Палата предст-й избирает из своего состава Предсе-ля и его заместителя.Совет Рес-ки также избир.из своего состава Предс-ля и его заместителя.Эти рук-ли Парл-та ведут заседания и ведают внутр.распорядком Палат.При Палате предст-й функц-т Совет Палаты,пост.комиссии,врем.комиссии,депутатские группы.Совет Палаты явл.постоянно дейс-м органом,подотчетным Палате предс-й.При Совете Рес-ки функц-т президиум,а также пост.(врем.)комиссии.

25.Исполн.власть:сущность,стр-ра,роль и место в полит.системе общества. Исполнит.власть-это с-ма полномочий и органов гос.власти,реализ.законы и иные нормат-е правовые акты,обеспеч-х разработку и осущ.внутренней и внешней пол-ки гос-ва.Высший орган исполнит.власти-прав-во;на регио-м и местном у-не ее ф-ии вып.органы местного управ-я и самоуп-я.Исполн.власть в гос-ве осущ.Правительство-СовМинРБ.Это центр-й орган гос-го управления.Прав-во в своей деят-ти подотчетно През.и ответ-но перед Парл-м.Оно слагает свои полномочия перед вновь избр.През.Состав Прав-ва:Премьер-мин.и его заместители,министры,председатели госкомитетов,рук-ли иных респуб-х органов упра-я.Компетенция Прав-ва:•разраб.основных направ-й внутр.и внеш.политики и принятие мер по их реализ.;•проведение единой гос.политики;•разработка респуб.бюджета и отчет о его исп-и;•принятие мер по обеспеч.прав и свобод граждан,защите интересов гос-ва,нац.безоп-ти и обороносп-ти,охране собст-ти и общ-го порядка,борьбе с преступностью;•орга-я управления гос.собств-ю.Премьер-мин:1)осущ.непосред-е рук-во деят-ю Прав-ва и несет персональную ответс-ть за его работу;2)подпис.постановления Прав-ва;3)в двухмес.срок после своего назнач.представляет Парл-ту программу деят-ти Прав-ва,а в случ.ее отклон.предст-т повторную программу деят-ти Прав-ва в теч.двух месяцев;4)информ-т През.об основных направ-х деят-ти Прав-ва и обо всех его важн-х решениях;5)вып.другие ф-и,связ.с орга-й и деят-ю Прав-ва.През.вправе по собственной иниц-ве принять реш.об отставке Прав-ва и освободить от должности любого чл ена Прав-ва.В случ.отставки или сложения полном.Прав -во РБпо поручению През.продолжает осущ.свои полном очия до сформир.нового Прав-ва.

Исполнит.власть в РБ

Конст-я не относит През.к с-ме органов исполн.(админист.)власти гос-ва(после реф-ма 1996),однако,его статус,как главы гос-ва опред.ст.79 Конст-и указ.на его активное участие в реш.вопросов связ.с хоз-й,эк-ой,соц.и полит.деят-ю,в частности,в соотв-и с Конст-й он опред.основные направ-я внешней и внутр.политики гос-ва.Его участие в заключ.междунар.договоров безусловно оказ.значительное влияние на эф-ть развития гос-ва.Треб.к кандидатам:1.Гра-н РБпо рождению;2.Возраст более35 лет;3.Наделен избир-м правом;4.Постоянно проживает вРБ более10 лет перед выборами.Полномочия:1)определяя основные напр-я внутр.и внеш.политики,През.РБформир.цели,задачи и конкретные напр-я деят-ти Прав-ва,ведущих минис-в и др.центр-х органов гос.управления;2)През.РБназнач.с согласия Палаты предст-й Премьер-министра РБ,назнач.на долж-ть и освобождает от должности заместителей Председ-ля Прав-ва РБ,министров,председ.гос.комитетов,комитетов при Сов.Мин.и др.членов Прав-ва;3)Президент РБвносит в Палату предст-й законопроекты;4)ПрезидентРБ опред.с-му органов исп.власти,назнач.рук-ей респ-х органов гос.управления,опред.их статус;5)Президент РБим.право председате-ть на заседаниях Прав-ва РБ,принимает реш.об отставке Прав-ва;6)През.РБформир.и возглавляет Совет Безоп.РБ;7)През.РБформир.Администрацию През.РБ;8)През.РБназнач.и освобождает высшее командование Вооруж.Сил РБ;9)Президент РБим.право отменять акты Прав-ва,местных органов исполн.власти.Президент РБна основе и в соотв.с Конст-й издает указы и распор-я,им.обязательную силу на всей террит.РБ.Полномочия през.достаточно широки и касаются по сути всех направ-й орга-и и осущ-я гос-власти.На этом основании в научной лит-ре получило опред.представления президента как о 4 власти.

27.Понятие и ф-ии полит-й партии.Правовая регламентация деят-ти полит-х партий Полит.партия-организ ованная группа единомыш-в,представ-я интересы опред.части народа и ставящая целью их реал-ю путём завое вания гос.власти или участия в её осущ-и.Цель-завоева ние и осущ-е полит.власти.Есть детальная полит.програ мма и устав.Есть орган-я стр-ра в центре и на местах.Активно участвуют в выборных кампаниях.Термин“партия” ведет свое начало от лат.слова partio-часть,разделять. Первые прообразы современных полит.партий возникли в Др.Гр.и Др.Риме.Это были немногочи-е и узкие по груп пировки,кот.выражали в основном интересы не столько различных соц.общностей,слоев,классов,сколько различ ных течений внутри них.В период бурж-х революций в Евр.в появл.прототипы современных полит.партий.Ф-ии: -выражение интересов опред.страт.и попытка реализ.этих интересов;-участие в формир.правите-ва;-выработка курса соц-полит-го развития страны;-осущ.политической власти или попытка влиять на неё.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.007 с.)