Перечислите основные хозяйственные и производственные постройки белорусов и расскажите об их назначении.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечислите основные хозяйственные и производственные постройки белорусов и расскажите об их назначении.



Клеть – для хранения зерна, продуктов, бытовых предметов. Сруб клети ставился на высокие штандары, чтобы припонять ее над землей. Иногда в клетях жили взрослые молодые люди. Иногда клетей было несколько. По числу взрослых мужчин в семье.

Свиран – близко по назначению к клети. Служил для хранения отборного зерна и строился, как правило, отдельно от хаты (отличие от клети). Небогатые хозяйства обходились чем-то одним, а в богатых могли быть и свиран, и клеть. Как и клеть, свиран приподнимался над землей.

Истопка – полуназемное помещение, на полметра углуюбленное в землю, служило для хранения овощей, фруктов, молочных продуктов. В середине помещения – небольшой очаг-жаровня, куда зимой ссыпали горячий уголь для поддержания температуры. Истопка по Беларуси распространена не везде, а там, где к поверхнсти земли близко подходят грунтовые воды (Полесье, Поозерье).

Склеп (погреб) – тоже углубленное в землю помещение для хранения овощей. Склеп и погреб местами идентичны, но в некоторых регионах разные. Склеп обычно строился в системе жилья (под сенями или клетью) и имел каменные, реже деревянные стены. Погребы выкапывали отдельно от жилья.

Гумно – хозяйственная постройка для хранения и обмолота зерна. В центре гумна – ток для молотьбы, утопланная земляная площадка, по бокам – засторонки, куда складывали снопы. Имело высокую крышу, которую поддерживали несколько сох (столбов с развилкой на конце). Заметно отличались по всей Беларуси.

Осеть – предназначена для сушки зерна в снопах, строилась непосредственно в гумне или рядом с ним. Обычно имела два яруса: на нижнем – печь-каменка, а на верхнем расставлялись необмолоченные снопы.

Одрина (пуня) – для хранения сена, соломы, сельхозинвентаря, иногда и транспортных средств. Просторное срубно-каркасное помещение с широкими воротами.

Мельница – бывают водяные, ветряные и механические (конные и воловые).

Баня – строилась на краю усадьбы либо за ее пределами у реки, озера. Два основных типа – срубные и землянки. Иногда сельская община строила одну большую общую баню. Распространены не по всей Беларуси.

Расскажите о белорусских орудиях труда, предназначенных для обработки земли.

Для распахивания полей – сохи (полесская, витебская и поднепровская), которые отличаются формой дышла и тем, какой скот в них запрягали (коней либо волов). Для рыхления земли – бороны: суковатка, смык, плетеная, рамная и брусковая. Из ручных – лопаты, заступы, грабли, вилы, сошки и т.д.

Расскажите о белорусских орудиях труда, предназначенных для сбора урожая и его переработки.

Основные традиционные орудия уборки урожая - серпы, косы, вилы, грабли, цепы. Сжатые серпом хлеба сушили в снопах, расставляя их на поле в "бабки" ("мэндлiки"); затем свозили к гумнам, сушили в срубных помещениях (асець), а затем обмолачивали на току.
Для обмолота использовали цеп, валек, специально приспособленную решетку (абiвалка) и др. Обмолоченное и провеянное зерно сортировали, ссыпали в закрома амбаров (свiран) и клетей (клець, кладовка). Отдельные виды зерна или муки на текущий расход хранили в бочках, кадях, соломенных кошах. Для хранения зерна "про запас" служили специальные зерновые ямы, которые рыли в глинистом грунте, обкладывая стенки слоем бересты. Картофель и корнеплоды ссыпали в истопки и погреба; часть также хранили зимой в "копцах": картофель или свеклу собирали в большую кучу, обкладывали тут же в поле толстым слоем соломы и присыпали сверху землей.

Перечислите основные виды зимних наземных транспортных средств белорусов и расскажите о них.

Весь гужевой транспорт делится на колесный и полозной, либо зимний и летний.

Зимние – сани трех типов: рабочие, грузовые (для перевозки леса) и выездные (возки). Грузовые сани – лесовозы, служили для перевозки крупногабаритного груза, обычно – бревен, в них запрягался конь. Рабочие – для домашних работ: перевозка кадушек с водой от колодца домой, дров, всего тяжелого по двору. Запрягать в них коня не надо, можно везти самому. Выездные сани – украшенные, с наборным кузовом из светлых дощечек.

Белорусы издавна считали, что ездить на санях престижнее, чем на колесном транспорте. Богатые купцы и шляхта могли кататься на санях даже летом. Крестьяне, конечно, так не развлекались.

Отдельный подвид саней – детские санки, такие же как рабочие, только маленькие. Такие санки играли важную роль не только в детских играх, но и в обрядах – свадебном, например.

Сани – важная часть обрядовой культуры белорусов. И свадебный санный поезд, то, что покойника на кладбитще в любое время года отвозили на санях, это демонстрирует.

Перечислите основные виды летних наземных транспортных средств белорусов и расскажите о них.

С апреля по октябрь ездили на колесах. В отличие от зимних саней, возки отличались большим разнообразием форм. Их изготовление было труднее, так что были даже специальные профессии, связанные с изготовлением транспорта (стельмахи – те, кто делает колеса).

Основной для крестьян – воз, он рабочий. До начала 20 века делался целиком из дерева, потом появляются металлические детали (ободы колес, например).

Повозки улучшенной конструкции – «калёсы». Там, в отличие от воза, уже есть стационарный кузов из досок. «калёсы» - что-то среднее между возом и колымажкой.

В Центральной и Западной Беларуси основной тип рабочих возов – мажара либо дробина. Ее бока – лестницы, при перевозке габаритных грузов могли сниматься для увеличения площади, а при перевозке сыпучих – заменяться на цельные дощатые щиты.

Для перевозки леса – раскаты, Фактически, две пары колес, между которыми закреплялся лес любой длины, он же и являлся связью колесных пар.

Все рабочие повозки – просты и функциональны, а выездные – вычурны и украшены.

Выездные – брички, фаэтоны, фурманки, кориолки, и т.д. Отличались размерами, силуэтом и были своего рода показателем богатства и социального положения.

Расскажите о традиционных водных транспортных средствах белорусов.

Реки всегда были важными путями сообщения в Беларуси, даже после появления нормальной сети наземных дорог. Весной мосты и дороги часто разрушались паводками, или просто затапливались, и белорусам приходилось перебираться вплавь. Для переправы больших грузов, групп людей и транспортных средств использовались паромы. Паромами же пользовались и в городах, где не быо мостов – Могилеве, Гомеле, Гродно. Мосты там появились только в конце 19 века.

В качестве личного транспорта использовались плоты и челны. Челны отличались по конструкции, но чаще всего это было плоскодонные лодки с выступающими из-под днища поплавками. Управляли плотами и челнами с помощью шестов, которыми отталкивались от дна.

Объясните отличие ремесел от промыслов. Перечислите основные виды ремесел.

Промысел – подсобное занятие с целью добычи дополнительных средств к существованию. Ремесло – фактически, это профессия, которая требует знаний, умений и инструментов. В зависимости от обрабатываемого материала все промыслы делятся на:

  • Деревообрабатывающие: плотническое дело, столярное, стельмашеское, бондарское, токарное, резьба по дереву и изготовление кровельных материалов
  • Металлообрабатывающие: кузнечное дело, слесарное, изготовление посуды, оружия, чеканка
  • Обработку минерального сырья: гончарное дело, кирпичное, штукатурное, кафельное, кладка печей, камнетёсное дело, строительство с использварнием раствора («мураванае дойлiдства»)
  • Кожевенно-меховые: кожевенное дело, меховое, овчинно-шубное, изготовление сафьяна, портняжное дело и изготовление ремней
  • Обработку волокнистого сырья и изготовление одежды: ткачество, сукновальное дело, шаповальное, вязание, вышивание, бисероплетение и портняжное дело
  • Изготовление продуктов питания и их хранение: мукомольное дело, сыроварение, винокурение, маслобойное и маслодельное, кулинарное, приготовление и хранение мяса, рыбы, консервирование
  • Народно-художественные промыслы (стоят отдельно)

Ремесла делятся еще и на домашние, заказные и рыночные. Также можно делить их на стационарные и отходные.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.007 с.)