Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анкета для родителей «Насколько вы готовы быть родителем школьника» (Автор А.Колеченко)

Поиск

Цель – выяснить, готовы ли родители к принятию новой социальной роли их ребенка.

Предъявление задания. «Уважаемые родители! Чтобы проверить, насколько вы готовы быть родителем школьника, предлагаем заполнить анкету.

Верно ли утверждение... Да Нет
1. Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей.    
2. Я опасаюсь, что мой ребёнок будет часто обижать других детей.    
3. На мой взгляд, четыре урока — непосильная нагрузка для маленького ребёнка.    
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.    
5. Ребёнок может хорошо учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.    
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, читать и считать.    
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить.    
8. Боюсь даже думать о том, что мой ребёнок будет обходить­ся без дневного сна.    
9. Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незна­комый взрослый человек.    
10. Мой ребёнок не ходил в детский сад и никогда не расста­вался с матерью.    
11. Начальная школа, по-моему, мало способна чему-либо научить ребёнка.    
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка.    
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстни­ков.    
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребёнка.    
15. Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе?»    
Всего    

Анализ результатов.

Воспитатель подсчитает количество баллов.

Если ответов «да» 4 или менее — родители вполне готовы принять новую социальную роль своего ребёнка.

Если ответов «да» от 5 до 10 — у родителей возможны трудности в будущем школьном обучении их детей.

Если ответов «да» 10 и более — родителям, возможно, необходима помощь специалиста (педагога-психолога)по решению возможных проблем.

Необходимо обратить внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание; тонкую моторику.

2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли ребенок общаться с другими детьми.

3 - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учителем, надо обратить внимание на сюжетные игры.

5 - ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.

Полученные результаты данной методики дадут возможность воспитателям помочь родителям научиться предвидеть и избегать проблем школьной адаптации.

Анкета «Мое мнение о школьной жизни ребенка» (Е.П. Арнаутовой)

Цель: проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка.

Предъявление задания. Родителям предлагается ответить на вопросы, касающиеся их понимания значимых и связанных с семейной жизнью ребенка факторов по готовности к школьной жизни.

1. Что лично для Вас означает выражение: «Уметь учиться в школе»? (Нужное подчеркните, при необходимости дополните.) «Получать хорошие оценки», «слушаться учителя и не шалить», «знать и выполнять все правила школьной жизни»._______________

2. Считаете ли Вы, что определенную подготовку к школе ребенок получает в семье? (Да, нет, трудно сказать.) Если да, то в чем она проявляется?___________________________________________

3. Когда ребенок пойдет в школу, Вы (нужное подчеркните, до­полните при необходимости): усилите требовательность и конт­роль; возьмете на себя основную заботу о новых обязанностях ребенка, как-то иначе проявите свое участие.____________________

4. Есть ли у Вашего ребенка желание узнавать новое и учиться в школе? (Да, нет, трудно сказать.) Почему Вы так считаете?_______

5. Попадалась ли Вам книга (статья) по подготовке ребенка к школе, вызвавшая у Вас интерес? (Да, нет, не помню.)____________

Обработка данных

Подсчитывается процентное соотношение ответов на вопросы. Анализируется, в чем родители видят роль семьи в предверии школы (вопрос 2), склонны ли дублировать функции общественного воспитания, в чем видят свою особую роль, каких методов воздействия придерживаются (вопрос 3). На основе анализа результатов этой методики может быть сделано предположение о понимании родителями значимых и связаных с семейной жизнью ребенка факторов по готовности к школьной жизни.

Рисуночная методика для родителей «Как я представляю своего ребенка в школе» (Е.П. Аранаутова)

Цели: изучение переживания взрослыми встречи со школой; видение родителями будущих первоклассников школьной действительности своих детей.

Методика проведения. Родителям предлагается дома рисовать на тему «Как я пред­ставляю своего ребенка в школе».

Анализ полученных результатов.

1. Родители, проецируя в рисунках жизненные перспективы ребенка, чаще изображают то, каким хотят видеть своего ребенка (ожидания), реже — каким не хотят (опасе­ния). Не следует оценивать рисунки как «хорошие» или «плохие».

2. На рисунках можно увидеть представления родителей как, в чем они видят школьные перспективы детей: на уроке с учителем и одноклассниками, в общении только с учителем или только со сверстниками, с самим собой, с предметным миром школы или жизнью за ее пределами. Ребенок нередко представлен в образе идеального ученика, отличника, победителя олимпиады. Его изоб­ражают собранным, любознательным, усидчивым, инициативным, волевым, т.е. в качестве эталонов выступают высокие социальные показатели личностной зрелости.

3. При выполнении родителями задания обнаруживаются части рисунков, в которых авторы как бы оставляют в школьных перс­пективах своего ребенка кусочек детства. Это может быть, напри­мер, высовывающаяся из портфеля любимая игрушка, иногда ре­бенок держит ее в руке. Это может выступать как свидетельство готовности родителя воспринимать право ребенка оставаться маленьким. Когда родители включают в пространство школы ситуации, которые казалось бы напрямую к учебе не относятся, это объясняется способностью взрослого видеть жизненные перспективы ребенка, не ограниченные учебой и школьными отметками, желанием принимать своего ребенка таким, какой он есть.

4. Бывают рисунки, в которых родители изображают фигуру ре­бенка лет на десять старше сегодняшнего возраста. Можно предпо­ложить, что ему приятнее оставаться в настоящем, в каждом те­кущем дне.

  1. Нередко рисунки родителей изобилуют многочис­ленными отметками «отлично», которые либо «высыпаются» из портфеля, либо стоят в тетради. Необходимо обратить внимание родителей на фантазии, связанные с ожиданием от ребенка особой исключи­тельности.

Полезно для осознания родителями собственных проекций сформулировать вопрос о том, будет ли симпатичен самому ре­бенку тот образ, который изобразил в своем рисунке взрослый? Захочет ли ребенок следовать ему? Что совпадает и что расходит­ся в представлениях о школьной действительности в рисунках родителей и детей?

Вопросы по рисункам родителей (в письменном виде):

1. Вы нарисовали свои ожидания или опасения?

2. Каким получился образ ребенка: положительным или отрицательным? Какой он в вашем представлении ученик, школьник?

3. Что вы делаете сегодня, чтобы образ ребенка-школьника становился реальностью? Какими правами и ответственностью вы готовы наделить ребенка? Что ему позволено и что запрещено в роли ученика?

4. Проявились положительные представления о школе?

Результаты диагностики позволят воспитателям выяснить, необходима ли помощь родителям по вопросу готовности детей к школе, готовы ли родители к новой социальной роли их ребенка, а также определят особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка, изучат переживания родителями о встрече со школой; как они видят школьную действительность своих детей.

В ходе итоговой диагностики педагогам важно увидеть, произошли ли какие-нибудь изменения в педагогической позиции родителей, какими умениями в воспитании детей они овладели. Для этого воспитатели могут воспользоваться такими методами, как анкетирование родителей (Анкета на выявление уровня педагогической культуры родителей), беседа с детьми «Семья глазами ребенка».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.195.136 (0.01 с.)