Техника проведения исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника проведения исследования



Методика используется как для индивидуального обследования, так и для группового. Разработан бланк обследования, включающий инструкцию для испытуемого (стр. 22). Задание выполняется отдельно каждым членом семьи. В работе с младшими школьниками бланк обследования заполняется психологом. Подростки, старшеклассники и взрослые члены семьи заполняют бланк самостоятельно.

Задание заключается в следующем: испытуемому предлагается вспомнить и указать события, которые произошли в его жизни с момента знакомства со своим будущим супругом (либо с момента рождения – для детей) до настоящего времени, а также отметить события, которые как предполагает испытуемый, могут произойти в будущем. При этом количество событий исследователем не ограничивается. Испытуемому необходимо также оценить каждое событие (и состоявшееся, и ожидаемое) и указать его дату.

Инструкция: «Перечислите наиболее важные события, которые в Вашей жизни, с момента знакомства с мужем (женой), а также те, которые Вы ожидаете в будущем. Каждое событие, как состоявшееся, так и ожидаемое, было (будет) радостным или грустным. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиям, оценив радостные от +1 до +5, а грустные от –1 до –5. При этом события прошлого, в отличие от событий будущего, оцените дважды:

1) первая оценка – ретроспективная – это то, как Вы оценивали событие в момент его свершения.

2) вторая оценка – актуальная – это то, как Вы сейчас оцениваете событие.

Отметьте на бланке примерные даты событий».

Инструкция (вариант для детей младшего школьного возраста): «Вспомни, пожалуйста, и назови самые важные события, которые произошли в твоей жизни до сегодняшнего дня. (Ребенок называет событие, исследователь его фиксирует) … Это было для тебя грустное или радостное событие? … Если это было радостное событие, то какую оценку ты можешь ему поставить по шкале радости от +1 до +5? Если это было очень радостное событие в твоей жизни, то поставь ему оценку «+5». Если это событие было радостным, но в жизни бывают и более приятные моменты, то оценка «+4» будет для него в самый раз. Когда то, что произошло, обрадовало тебя не очень сильно, оцени событие на «+3». Если это было приятное событие, поставь ему оценку «+2». Ну, а если оно было «не так чтобы и очень приятное», тогда оно заслуживает оценку «+1». Какую же оценку ты поставишь? … Если это было грустное событие, то насколько грустное? Попробуй оценить его по шкале грусти: от 1 до 5 баллов, но со знаком «-». Самое грустное событие получает оценку «-5», немного неприятное для тебя событие – «-1». Помнишь, когда это было (случилось)? (Исследователь задает данные вопросы по поводу каждого события, которое называет ребенок. Все ответы испытуемого фиксируются.)

А теперь попробуй предположить, какие события тебя ожидают в будущем. (Ребенок называет событие, исследователь его фиксирует) … Это событие будет радостным, или грустным? Оцени его, пожалуйста. Через какое время произойдет это событие, как ты думаешь?».

При чтении инструкции и в процессе выполнения задания со стороны испытуемого возможен вопрос: «Что такое событие?». Исследователь необходимо дать определение понятию «событие», не приводя конкретных примеров.

Основные параметры интерпретации данных:

Продуктивность восприятия образов жизненного пути.

Определяется по количеству названных событий (таблица № 1). Чем больше называется событий, тем выше продуктивность испытуемого. Продуктивность характеризует богатство психологического времени, т.е. богатство и легкость актуализации образов прошлого и будущего, а также адекватность психического состояния и социальную адаптированность. Особенно важный признак – наличие ответов о будущих событиях (особенно грустных) и грустных событиях прошлого. Чем меньше таких ответов, тем большее беспокойство за будущее, в том числе и за будущее семьи. Исследователи жизненного пути отмечаю, что испытуемые наиболее уверенно называют прошедшие события, что отражает большую роль прошлого опыта естественную опору для человека на радостные события. Вместе с тем, высокая продуктивность, проявляющаяся в большом количестве называемых событий, может означать стремление преодолеть беспокойство, «разложив всю жизнь по полочкам».

2) Оценка событий. Определяется по «весу», которым наделяет испытуемый то или иное событие (таблица № 2).

Недостаточно учитывать только количество событий. Оценка событий позволяет определить значимость для личности данного события по сравнению с другими. Желательно учитывать два показателя – количество и «вес» событий. Дело в том, что в событийных исследованиях учет при анализе событий только общего их взятого в совокупности «веса», означающего степень выраженности переживания, не дает информации о составляющих общего «веса». Так, общий больший «вес» может быть, как при одном большом событии, так и при множестве малых.

Степень влияния.

Данный показатель конкретизирует предыдущие. По степени влияния на испытуемого принято выделять следующие группы событий (таблица № 3):

· события, оказывающие значительное влияние (4-5 баллов).

· события, оказывающие умеренное влияние (3 балла).

· события, оказывающие малое влияние (1-2 балла)

4) Среднее время ретроспекции и антиципации событий (таблица № 4).

Для получения показателя среднего времени ретроспекции следует суммировать время, прошедшее после каждого казанного факта, и разделить полученную сумму на общее количество событий прошлого. Среднее время антиципации: это суммарное время удаленности каждого события в будущее, деленное на общее количество событий будущего. При этом, чем больше удаленность событий в прошлое (среднее время ретроспекции), тем больше степень их реализованности, а чем больше удаленность событий в будущее (среднее время антиципации), тем больше степень их потенциальности.

Содержание событий.

Наиболее важным для психолога является качественный (содержательный) анализ событий. Именно он дает возможность выявить, какие события жизненного пути переживаются (оцениваются) личностью как положительные или отрицательные, даже травмирующие. Существует множество попыток классифицировать события по содержанию. В данной методике, как и в авторском варианте, возможно применение классификации H.W. Reese, M.A. Smyer (1983). Эта классификация представляет возможность проведения подробного анализа и побуждает исследователя к тщательному выяснению того, что стоит за каждым указываемым событием. Согласно данной классификации для каждого события определяются тип и вид.

Типы событий:

1. Биологический (например: травма, рождение ребенка).

2. Личностно - психологический (например: выбор жизненного пути, события, связанные с проведением свободного времени).

3. Тип событий, относящихся к изменениям физической среды (например, землетрясение, полет).

4. Тип событий, относящихся к изменениям социальной среды (например: вступление в брак, продвижение по службе).

По виду события могут относится к следующим жизненным сферам:

· Родительская семья.

· Брак.

· Дети.

· Место жительства.

· Здоровье.

· «Я».

· Общество.

· Межличностные отношения (дружба, социальные отношения).

· Материальное положение.

· Учеба, повышение квалификации.

· Работа.

· Природа.

· Столкновение с законом.

Работа со «смешанными» событиями. Если одно и то же событие в процессе анализа можно отнести к двум видам одного типа, то условно относим к каждому из двух видов по «0,5 события»; к трем видам – к каждому из трех по «0,33 события»; к четырем – к каждому по «0,25 события». Также поступаем, если одно и то же событие можно отнести к одному или нескольким видам разных типов. Нередко отнесение события к смешанному происходит в результате беседы, когда уточняется, что имел в виду испытуемый, называя то или иное событие.

При сравнении протоколов обследования необходимо также обращать внимание на синхронность (асинхронность) субъективных картин событийного пути семьи:

  1. синхронность (асинхронность) в восприятии прошедших событий.

а) степень совпадения (несовпадения) списков прошедших событий, составленных всеми членами семьи,

б) степень совпадения (несовпадения) оценок прошедших событий, названных всеми членами семьи.

Если то или иное событие встречается в протоколах всех членов семьи (в зависимости от этапа жизненного цикла семьи и ее состава на данном этапе), то можно делать вывод, что это событие является значимым для обследуемой семьи в целом, более того, является событием совместного жизненного пути. Чем больше наблюдается совпадений в содержательном и оценочном планах субъективных картин событийного пути семьи испытуемых (членов одной семьи), тем больше психологическая близость между ними, тем сильнее переживание сопричастности друг другу, «общности судьбы».

  1. характер событий будущего, оценка этих событий.

Данные позволяют сделать выводы об ожиданиях супругов по поводу своего брака, об оценке членами семьи своего совместного будущего.

Предлагаемая методика сохраняет достоинства индивидуально ориентированного анализа и в то же время позволяет обобщить результаты исследования значительного количества испытуемых и вывести групповые закономерности.

 


Таблицы обработки данных

Таблица №1

Количество событий

 

События прошедшие будущие Σ
радостные      
грустные      
Σ      

 

Таблица №2

Суммарный «вес» событий

 

События прошедшие будущие Σ
радостные      
грустные      
Σ      

Таблица №3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.013 с.)