Глава I. Психология семейных отношений как раздел психологии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Психология семейных отношений как раздел психологии.



Глава I. Психология семейных отношений как раздел психологии.

Тема 1.Развитие науки о семье и исторические изменения семь и брака.

Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновали свои взгляды на супружество и семью ее преобразования.

Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.

Опираясь на этнографические исследования, истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая их них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью.

Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внести швейцарский историк И.Я. Бахофен, написавший книгу «Материнское право» (1861), и шотландский юрист Дж. Ф. Мак-Ленан, автор исследования «Первобытный брак» (1865).

Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке»-каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. Постепенно формировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм(гинекократию)-отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, -прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев переходили в группу к мужчинам . Первоначально доминировала эндогамия - свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия (от греч. «экзо»-вне и «гамос»-брак) – запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Род состоял из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамных племен, или фратрий (дуально-родовая организация), в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак с друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Табу инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал Э. Вестермак. Он доказал, что это мощная социальная норма укрепляла семью. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.

Позднее сложилась пуналуальная семья – групповой брак, охватывающий брак братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключилась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л.Морган в индейских племенах Северной Америки.

Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).

Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.

Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриотах был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство – нет.

В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамской семье стал мужчина – отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось. Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.

Многие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии существовала проституция. В некоторых обществах была распространена так называемая религиозна проституция: вождь племени, священник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеждение, что священник, пользуясь правом первой ночи, освещал супружество. Великой честью для молодоженов считалось, если правом первой ночи пользовался сам король.

В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широка свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту иную женщину 9или мужчину; динамика брачных отношений в истории развития общества заключалось В переходе от группового брака к индивидуальному.

Взаимоотношение родителей и детей также трансформировались на протяжении истории. Различают шесть стилей отношений к детям:

1.Инфантильный – детоубийство, насилие

2.Бросающий – ребенка отдают кормилице, в чужую семью, монастырь и т.д.

3.Амбивалентный – дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления жестко называют.

4.Навязчивый – ребёнок становится ближе к родителям, его поведение строго регламентируются, внутренний мир контролируется.

5.Социализирующий – усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, формировании характера; ребенок для них – объект воспитания и обучения.

6.Помогающий – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребёнка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт

 

Семья в России.

В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в.

Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д.Н.Дубакин, М.М.Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» - литературного памятника XVI в., изданного в 1849 г.

В 20-50- гг. XX столетия в исследованиях отражались тенденции развития современных семейных отношений. Так, П.А.Сорокин проанализировал кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско-детских и родственных связей. Родственные чувства стали менее порочной связью, чем партийное товарищество. В этот же период появились работы, посвященной «женскому опросу». В статьях А.М.Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимы с марксизмом.

С середины 50-х гг. психология семьи начала возрождаться, появились территории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов стала активно развиваться семейная психотерапия.

Анализ источников позволяет проследить динамику развития семейных отношений «от Руси до России». На каждом этапе развития общества преобладала определенная нормативная модель семьи, включающая членов семьи с определенным статусом, правами и обязанностями, нормативным поведением.

Нормативная модель семьи.

Включает в себя родителей и детей. Отношения между матерью и отцом конфликтные или строятся по принципу «доминирования-подчинения». Дети находятся в подчинении у родителей. Распределение ролей в семье предполагало ответственность мужчины за внешнее, природное, социальное окружение, женщина была больше включена во внутреннее пространство семьи, в дом. Статус женатого человека был выше, чем статус одинокого. Женщина была свободной, а у мужчин свобода - ограниченной.

Христианская модель семьи.

Мужчина стал главой семьи, все обязаны ему подчиняться, он нес ответственность за семью. Жена должна была заниматься рукоделием, домашней работой, воспитанием и обучение детей. Главные обязанности детей – абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.

 

Глава I. Психология семейных отношений как раздел психологии.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.025 с.)