Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оставьте свой фальшивый образ

Поиск

Рана заставляет нас создавать себе фальшивый образ. Мы находим у себя какие-то дарования или таланты и пытаемся жить, эксплуатируя их. Например, Стюарт понял, что у него есть способности к точным наукам. Он перестал обращать внимание на свое сердце и стал тратить все силы на то, чтобы совершенствовать свой новый образ – образ мистера Спока. В стенах своей академии он чувствовал себя в безопасности, он заслужил признание и был вознагражден. Алекс же преуспел в спорте и создал себе образ "мачо", он превратился в животное, поедающее стекло. Стэн стал самым приятным парнем, которого вы когда-либо встречали. "Цель моей жизни, – признался он, – заключалась в том, чтобы быть для окружающих Славным Парнем". Я же стал перфекционистом с несносным характером; стремясь добиться совершенства во всем, я ощущал себя в безопасности и надеялся получить всеобщее признание. "Когда мне было восемь, – сознался Бреннан Мэннинг, – родился мой фальшивый образ, он стал для меня защитой от боли. Этот самозванец, поселившийся внутри меня, шептал: «Бреннан, перестань быть самим собой, потому что таким ты никому не нравишься. Придумай себе новый образ, которым все будут восхищаться, не зная, какой ты есть на самом деле»". Обратите внимание на ключевую фразу: "он стал для меня защитой от боли", способом сохранить свою жизнь. Фальшивый образ – это образ, благодаря которому мы планируем спастись.

Поэтому Бог должен его разрушить. Часто это происходит на начальном этапе нашей инициации. Бог уничтожает наш план спасения, Он разрушает наш фальшивый образ. В предыдущей главе я рассказал вам о плане, который придумал Брэд, чтобы спастись: он собирался найти хорошую компанию и присоединиться к ней. Но даже после того, как несколько раз ему не удавалось осуществить этот план, после того, как несколько раз его сердце было разбито вдребезги, он не оставил своей идеи. Он просто считал, что выбрал не ту цель, но если он найдет "правильную" группу, то его план осуществится. Нам трудно отказаться от нашего плана спасения, он, как осьминог, обвивает наше сердце. Так что же Бог сделал для Брэда? Он все разрушил. Он позволил Брэду думать, что тот нашел ту самую группу людей, а затем Он лишил его всякой свободы действовать по собственному усмотрению. Брэд написал мне письмо, в котором описал свои переживания:

Бог все разрушил, лишил меня всего, чем я обычно приводил людей в восхищение. Я знаю, к чему Он стремился. Он поставил меня в такое положение, когда мои самые глубокие сердечные раны – и грехи – стали очевидны. Я стал плакать и тут отчетливо увидел все эти образы, в которых хотел предстать перед окружающими, – оратор, консультант по вопросам семьи и брака, член "правильной" группы, – и мне показалось, что Иисус просит меня, чтобы я от них отказался. Реакция моего сердца меня удивила – я почувствовал невероятный страх. И понял, что никогда не добьюсь того, чего хочу. В моей душе созрел вывод: "Бог хочет моей смерти! Если я откажусь от этих образов, то никогда не войду ни в какую группу, никогда никем не стану. Бог просит меня умереть". Это было моей надеждой на спасение.

Почему Бог бывает таким жестоким? Почему Он совершает такие ужасные вещи: наносит удар в то самое место, куда мы уже были ранены? Иисус предупреждал нас: "...кто хочет жизнь* свою сберечь, тот потеряет ее..." (Лк. 9:24). Иисус говорит здесь не о физиологическом существовании человека. Этот отрывок вовсе не о попытке спасти свою жизнь, отказавшись принять мученическую смерть, или о чем-то в этом роде. Под словом "жизнь" Христос подразумевает душу, наш внутренний мир, наше сердце. Он говорит, что, пытаясь спасти свою душу и строя планы спасения и защиты своей внутренней жизни, мы на самом деле разрушаем себя. "Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их – путь к смерти", – говорится в Книге Притчей (16:25). Фальшивый образ, наш план спасения, кажется нам таким правильным. Он укрывает нас от боли и гарантирует нам немного любви и признания. Но фальшивый образ – это ложь, весь наш план строится на обмане. Это смертельная ловушка. Бог слишком сильно любит нас, чтобы позволить нам снова и снова пытаться осуществить этот план. Поэтому Он препятствует нам самыми разными способами.

* В русском Синодальном переводе – "душу". – Примеч. пер.

Чтобы напомнить мужчине о его ране и таким образом дать шанс на исцеление и освобождение его настоящего "я", Бог разрушает его фальшивый образ. Он лишает нас всего, чем мы так дорожим, чтобы дать нам жизнь. Роберт Редфорд в фильме "Природный дар" играет бейсболиста по имени Рой Хоббс, возможно, самого талантливого бейсболиста всех времен. Он – настоящее чудо, одаренный молодой человек, который попадает в высшую лигу. Но всем его мечтам о карьере профессионального бейсболиста приходит конец, когда из-за судебной ошибки его приговаривают к тюремному заключению за убийство. Годы спустя Хоббс получает второй шанс. Он подписывает контракт с командой "New York Knights" ("Рыцари Нью-Йорка") – самой слабой командой в этой лиге. Но благодаря своему удивительному дару, не пропавшему у него с годами, Хоббс ведет "Рыцарей" от бесславия к серии решающих игр на первенство в национальной лиге. Он сплачивает свою команду, становится центром надежд и мечтаний своих товарищей.

Кульминацией фильма становится борьба за звание чемпиона. "Рыцари" проигрывают. Счет 2:0 в пользу команды из Питсбурга. Когда Хоббс взял в руки биту, у "Рыцарей" было два "аута", а игроки стояли на первой и третьей базе. Он был их единственным шансом, это был его час. А теперь вы должны узнать о чем-то очень важном, о решающем моменте всей этой истории. Еще со времен учебы в школе Хоббс всегда играл битой, которую сам вырезал из дерева, росшего у него во дворе и погибшего от удара молнии. На бите были выжжены молния и слова "чудо-мальчик". Эта бита была символом его силы, его одаренности. Он никогда не пользовался другой. Сжимая в руках свою биту, Хоббс выходит на поле. В первый раз он промахивается, второй удар оказывается неудачным. Третьим ударом он отправляет мяч в долгий полет вдоль линии первой базы; кажется, этот удар должен принести команде победу, но в итоге он тоже оказывается неточным. Когда Хоббс возвращается на свое место, он видит, что его бита... разлетелась на кусочки. Настолько сильным был его последний удар.

Это и есть решающий момент в жизни мужчины, когда все, на что он надеялся, рушится, когда его любимая бита разлетается на кусочки. Все его усилия оказываются тщетными; его увольняют с работы; его отстраняют от служения в церкви; его подкашивает болезнь; от него уходит жена; выясняется, что его несовершеннолетняя дочь беременна. Что он должен делать? Останется ли он в игре? Спрячется ли он в убежище? Попытается ли вернуть все на круги своя, как поступают многие мужчины? Настоящая проверка для мужчины, его искупление начинается именно тогда, когда он перестает надеяться на то, на что уповал всю свою жизнь. Настоящее путешествие начинается тогда, когда фальшивый образ перестает оправдывать ваши ожидания. Казалось, прошла вечность, пока Хоббс неподвижно стоял над битой, сжимая в руках то, что от нее осталось, пытаясь осознать свою потерю. Бита была безнадежно испорчена. Затем он сказал мальчику на поле: "Бобби, пойди и принеси мне другую биту". Он остался в игре и произвел удар, благодаря которому его команда победила.

Бог отберет и нашу "биту". Он что-то сделает, чтобы разрушить наш ложный образ. Стюарт "спасал" себя, пытаясь стать бесчувственным. Год назад от него ушла жена. Ей надоело его "двухмерное" существование; да и какой женщине понравится быть замужем за мистером Споком? Алекс недавно пережил серию таких серьезных приступов панического страха, что даже боялся выходить из дома. Его образ уверенного в себе "мачо" рассыпался в пух и прах. Поначалу в это никто не мог поверить; этому не верил и сам Алекс. Ведь он был непобедимым, самым сильным из всех, кого вы когда-либо встречали. Но это была всего лишь зашита от боли, которую причиняла ему его рана. Наше поражение не обязательно будет таким драматическим. Просто мужчина может однажды проснуться и понять, что он потерялся, потерялся, как Данте, который написал о себе: "Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу". Так произошло со мной, и этот момент стал поворотным в моей жизни.

Молодым человеком я отправился в город Вашингтон, пытаясь стать кем-то, доказать что-то, добиться чего-то. Самое ужасное заключалось в том, что мне это удалось. Я заслужил признание и одобрение. Но всю мою жизнь можно было назвать попыткой выжить – все мои поступки были продиктованы не желаниями сердца, а стремлением что-то доказать, преодолеть, ухватить. Вот что рассказал Мэннинг о созданном им фальшивом образе: "Я усердно учился, мне ставили отличные оценки, я получил право на стипендию, но каждую минуту меня преследовал ужас одиночества, ощущение, что я никому не нужен". Однажды утром, после двух лет такого существования, я проснулся и понял, что ненавижу свою жизнь.

Тому, кто урок Твой усвоить готов,
Как многое можешь Ты дать!
Кому-то даешь ты безмерную боль,
Которую нечем унять;
В того отвратительной смерти стрела
Нацелена ночью и днем,
А этого яд безответной любви
Сжигает палящим огнем.
Одним Ты мучительный голод даешь
И робкое сердце – другим;
Кому-то – бессилье, что боли больней,
А кто-то тревогой томим;
Кому-то на весь окружающий мир
Даешь Ты безрадостный взгляд:
Не зная гармонии в злобной душе,
Он собственной жизни не рад;
Исполнен презренья ко всем и всему
(И даже к себе в том числе),
Зимою и летом лишь мерзость одну
Он видит на грешной земле.
Безумье поймало в капкан одного,
Другой – до того одинок,
Что хочет порой в тишине заскулить,
Как брошенный жалкий щенок.
Кому-то даешь Ты сполна испытать
Обиды, болезни, вдовство;
Иные живут с ледяною душой – А это ужасней всего!

Чем больше старается дьявол вредить,
Тем дальше от фальши и лжи
Он нас отвращает, и к вере святой
Тем тверже стремленье души –
К Тебе, Кто навек нас с Собой примирил,
В Ком заново мы родились,
К Тебе, Тот единственный, Сущий над всем,
В Ком "есть" и "возможно" слились.*

* Джордж Макдоналд, "Diary of an Old Soul". – Перевод Н.Бобровой.

Этот момент, когда кажется, что Бог настроен против всего, что мы считаем важным в своей жизни, является очень опасным. Сатана использует свой шанс и набрасывается на наше сердце, чтобы обвинить Бога. "Видишь, – говорит он, – Бог зол на тебя. Ты разочаровал его. Если бы Он любил тебя, то облегчил бы твою жизнь. Он не хочет для тебя лучшей участи, понимаешь?" Враг будет искушать нас, подталкивая к тому, чтобы мы попытались снова взять все в свои руки и восстановить свой фальшивый образ. Но мы должны помнить, что Божьи поступки продиктованы любовью, что именно из любви Он разрушает наш ложный образ. Как напоминает нам автор Послания к Евреям, Господь наказывает именно сына, поэтому не теряйте своего сердца (см.: Евр. 12:5-6).

Бог ранит нас, чтобы спасти. Мы думаем, что это уничтожит нас, но на самом деле все наоборот – то, что разрушает нас, должно нас спасти. Если мы хотим отправиться с Ним в путешествие, которое вернет нам наше истинное "я", мы должны оставить свой фальшивый образ – отказаться от него добровольно. Это кажется нам безумием, и мы начинаем чувствовать себя необычайно уязвимыми. Брэд перестал искать "свою" группу. Стюарт открыл свое сердце для чувств, для близких отношений, для всего, что давно отверг. Алекс перестал "есть стекло", отказался от образа "мачо", чтобы увидеть в себе то, чего раньше не позволял себе видеть. Я перестал быть перфекционистом, уехал из Вашингтона и отправился на поиски своего сердца. Нам нужно всего лишь согласиться оставить все, на что мы надеялись раньше, и отправиться в рискованное путешествие вместе с Богом. Мы можем решиться на этот шаг самостоятельно или можем ждать, пока Бог подтолкнет нас к этому.

Если вы не знаете, как выглядит ваша маска, какой ложный образ вы создали себе, тогда спросите тех людей, с которыми вы живете и работаете: "Какое впечатление я на тебя произвожу? Каково тебе жить со мной (или работать со мной)? Чего ты опасаешься, находясь рядом со мной?" Если вы всегда молчите на собрании, потому что боитесь сказать какую-нибудь глупость, значит, пришло время высказаться. Если же вы привыкли доминировать на собрании, так как лишь роль руководителя позволяет вам чувствовать себя достойным человеком, значит, вам надо немного помолчать. Если вы занимаетесь спортом, потому что эти занятия придают вам уверенности в себе, значит, возможно, пришло время немного передохнуть и побыть дома с семьей. Если же вы никогда не играли в спортивные игры, значит, пора отправиться в спортзал и размяться с другими парнями. Иными словами, надо встретиться лицом к лицу со своими страхами. Отбросить фиговый лист, выйти из тени. И надолго? Сколько это должно продолжаться? Дольше, чем вам хотелось бы; достаточно долго, чтобы вы смогли поднять глубинные вопросы, позволили своей ране обнаружить себя.

Утрата ложного образа переживается очень болезненно; вы долгие годы носили маску, и ее потеря воспринимается как потеря близкого друга. Под этой маской скрывалась вся ваша боль, все ваши страхи, от которых вы бежали и прятались. Когда мы позволяем им выйти наружу, то до основания сотрясаем свой мир. Брэду казалось, что он вот-вот умрет, вы тоже можете это пережить. А может быть, вы будете чувствовать себя как Энди Галлахорн, написавший песню "Железные стержни":

Так вот как чувствуешь себя на дне отчаяния,
Когда дом, который ты строил, рухнул.
Так вот что чувствуешь, когда понимаешь, что наедине с собой
Ты совсем не тот, каким хотел казаться.

Но это не конец пути, это начало тропинки, ведущей вперед. И вы направляетесь по ней к свободе, исцелению и обретению своего настоящего "я". Послушайте продолжение песни Энди:

Так вот что чувствуешь, когда возвращаешься к жизни
И начинаешь снова бороться, чтобы овладеть ситуацией.
Так вот что чувствуешь, когда обретаешь свободу
И разбиваешь цепи, которые сковывали твою душу.

Уйдите от женщины

Когда мы оставим свой фальшивый образ, мы почувствуем себя уязвимыми и беззащитными. У нас появится непреодолимое желание обратиться за помощью к нашим утешителям, к тем, у кого мы обычно находили успокоение. Слишком многие из нас обращались к женщине, чтобы почувствовать себя мужчиной, поэтому мы должны оставить и ее. Я вовсе не имею в виду, что вам нужно бросить свою жену. Я имею в виду, что вам нужно перестать требовать от нее, чтобы она вас оценивала, сражалась за вас; вы должны оставить попытки получить ответ на свой вопрос от нее. Некоторые мужчины думают, что таким образом разочаруют свою женщину. Если вы все эти годы были пассивным, ходили вокруг своей жены на цыпочках, никогда не "раскачивали лодку", значит, пришло время это сделать. Начните ей прекословить, заставьте ее разозлиться на вас. Если же вы человек жесткий и вспыльчивый (или всегда стремящийся добиться своего), значит, вам надо перестать плохо обращаться с ней. Вам надо перестать срывать на ней свой гнев; и вы должны прекратить думать о ней как о той, которой суждено сделать из вас мужчину. Раскаяться для такого человека означает стать добрым. Мужчины обоих типов по-прежнему приходят к женщине. Их раскаяние будет зависеть от того, с чем они придут к ней. Многим молодым людям я советовал разорвать отношения с женщиной, с которой они встречались, так как они делали ее смыслом своей жизни. Она была Солнцем их галактики, вокруг которого они вращались. Но мужчине нужна другая орбита. Ему нужно иметь дело, цель в жизни, ему нужно узнать свое имя. Только тогда он будет готов встретиться с женщиной, так как лишь тогда ему будет куда ее пригласить. Один мой друг рассказал мне, что в африканском племени масаи молодой человек не может начать ухаживать за женщиной до тех пор, пока не убьет льва. То есть до тех пор, пока не пройдет обряд инициации. Я видел слишком много молодых людей, состоящих в своеобразной эмоциональной интимной связи с девушкой. Они ухаживают за ней, не предлагая ей свою силу, они наслаждаются ее красотой, находят у нее подтверждение своей мужественности и чувствуют себя настоящими мужчинами. Они ведут с ней задушевные, "интимные" разговоры. Но при этом не связывают себя никакими обязательствами; они не способны это сделать. Такое отношение к девушке нельзя назвать честным. Одна моя хорошая знакомая, целый год состоявшая в подобной "связи" с молодым человеком, сказала: "Я никогда не была уверена в том, что я для него что-то значу".

Если мы чувствуем влечение к Златовласке, то должны признать, что за ним стоит нечто большее. Как заметил Блай,

Что можно сказать о мужчине, который влюбляется в ослепительно красивое лицо, которое видит в другом конце комнаты? Можно сказать, что его душе надо проделать определенную работу. Его душа требует внимания. Вместо того чтобы добиваться женщины и пытаться сделать се своей во что бы то ни стало... ему нужно остаться в одиночестве, удалиться куда-нибудь, возможно в горы, месяца на три, писать стихи, плавать по реке на каноэ и мечтать. Это спасло бы некоторых женщин от больших неприятностей. – Iron John

Повторюсь, все вышесказанное вовсе не дает вам права на развод. Мужчина, женясь на женщине, дает ей торжественное обещание; ему никогда не залечить свою рану, если он заменит ту, которую обещал любить вечно, другой. Иногда женщина сама оставляет мужчину; это совсем другая история. Слишком много мужчин ухаживали за ней, упрашивая ее не уходить. Если же она уходит, возможно, вашей душе надо проделать определенную работу. Я хочу сказать, что путь к мужественности всегда уводит мужчину от женщины, для того чтобы он смог вернуться к ней, найдя ответ на свой вопрос. Мужчина приходит к женщине не для того, чтобы обрести силу; он приходит к ней, чтобы проявить свою силу. Вам не нужна женщина, чтобы стать настоящим мужчиной; и настоящему, сильному мужчине она не нужна. Августин сказал: "Позволь моей душе восхвалить Тебя за всех этих красавиц, но не позволь ей привязаться к ним, попавшись в ловушку любви". Мы попадаемся в эту ловушку, когда позволяем женщине давать оценку своей душе.

Однако здесь замешано что-то еще, что-то более глубокое, чем наш главный вопрос. Что еще мы пытаемся найти у Златовласки? Какую боль мы хотели бы смягчить с ее помощью? Мы пытаемся найти у нее милосердие, поддержку, красоту, восторг – другими словами, мы пытаемся найти Бога. Я не шучу. На самом деле мы ищем Бога.

Было время, когда Адам беспрепятственно пил из источника Любви. Он – наш праотец и прообраз – жил в тесном общении с самым прекрасным и незамутненным Источником жизни. У Адама был Бог. Правильно, не хорошо было быть человеку одному, и Бог дал нам Еву, позволил нам нуждаться и в ней тоже. Но после падения что-то произошло, что-то изменилось. Ева заняла в жизни мужчины место Бога. Позвольте мне прояснить этот момент.

Адам не был обманут змеем. Знаете ли вы об этом? Павел ясно указывает на это в Первом послании к Тимофею (2:14) – Адам согрешил не потому, что прельстился. Его грех был другого рода; в некотором смысле этот грех был более тяжким, так как Адам совершил его с открытыми глазами. Мы не знаем, как долго длился этот период, но в истории Эдема был момент, когда Ева согрешила, а Адам был безгрешен; она уже вкусила запретный плод, но у него все еще был выбор. Я думаю, что он рассуждал примерно так: "Я потерял свою ezer kenegdo, свою родственную душу, самого близкого друга, который у меня был. Я не знаю, какой отныне будет жизнь, но я знаю, что не смогу жить без нее".

Адам предпочел Еву Богу.

Если вы думаете, что я преувеличиваю, просто оглянитесь вокруг. Посмотрите на изобразительное искусство, поэзию, музыку, шедевры драматургии, посвященные прекрасной женщине. Прислушайтесь к языку, которым мужчины описывают ее. Обратите внимание на одержимость, с какой они делают это. Что же это, как не поклонение женщине? Мужчина приходит в мир, где нет Бога, Который был самой большой радостью человека, его восторгом. Испытывая сильное стремление к тому, чему он не может дать названия, он встречает дочь Евы, и дальше все развивается по знакомому сценарию. Она – самое близкое создание, с которым мы когда-либо встречались, венец творения, воплощение Божественной красоты, тайны, нежности и очарования. И стремясь к ней, мы стремимся не только к женщине, но и к Богу. Мужчина, лишенный своей истинной любви, своей жизни, Бога, находит нечто другое. Что может быть лучшей заменой всему этому, как не дочь Евы? Ничто в окружающем нас тварном мире даже близко не может сравниться с ней.

Одному молодому человеку, который с восьмого класса ни разу не оставался без подруги, я посоветовал как-то разорвать все отношения и целый год ни с кем не встречаться. Если бы вы взглянули на него в этот момент, вам показалось бы, что я предложил ему отрезать руку... или еще что похуже. Понимаете, что на самом деле скрывается за этим? Заметьте, что борьба с порнографией или мастурбацией становится значительно более трудной, если вы остались в одиночестве, или потерпели какое-то поражение, или ищите утешения. Она становится еще более напряженной, если вы "приближаетесь" к своей ране. Стремление к тому, чтобы боль прошла, и влечение к другим утешителям могут казаться неодолимыми. Я наблюдал это, общаясь со многими мужчинами. Я знаю это по себе. Но если вы полагаете, что именно это поможет вам утолить жажду, то почему вам по-прежнему хочется пить, после того как вы сделали не один глоток? Это не тот колодец.

Мы не должны повторять выбор Адама; мы должны предпочесть Еве Бога. Мы должны прийти со своей болью к Нему. Так как только Бог может исцелить наши раны.

ИСЦЕЛЕНИЕ РАНЫ

Сорвиголова, почему ты никак не образумишься?
Ты слишком долго преодолевал препятствия,
Да, с тобой нелегко, но я знаю.
Что у тебя есть на это свои причины...
Лучше бы ты позволил кому-нибудь полюбить тебя,
Пока еще не слишком поздно.

"Иглз"

Задача исцеления сводится к тому, чтобы научиться уважать себя как творение Божье, не больше и не меньше.

Уэнделл Берри

Самое сильное желание нашего сердца – это союз с Богом. Бог создал нас для союза с Собой: в этом заключается подлинная цель нашей жизни.

Бреннан Мэннинг

Мне кажется, у вас сложилось неверное представление о моих отношениях с сыновьями. Лазанье по горам, плавание на каноэ, борьба, поиски приключений – вы могли подумать, что наш дом напоминает военную академию в каком-нибудь захолустье или что мы состоим в одной из милитаристских сект. Поэтому я хотел бы рассказать вам о самом приятном для меня моменте в течение дня. Он наступает поздно вечером, когда мальчики собираются ложиться спать, когда они почистили зубы и мы все вместе помолились перед сном. Когда я укладываю их в постель, один из них просит: "Пап, а можно мы сегодня полежим вместе?" Обычно после этого мы уютно устраиваемся в кровати, которая не достаточно широка для нас двоих – поэтому мы оказываемся очень близко друг к другу, – и, лежа в темноте, просто разговариваем. Обычно мы начинаем смеяться, а затем переходим на шепот, потому что остальные дети начинают просить нас "вести себя потише". Иногда все заканчивается щекоткой, а иногда мальчики используют это время, чтобы задать мне серьезные вопросы о жизни. Но чем бы мы ни занимались, самое главное – то, что стоит за всем этим: дружба, близость, ощущение единства.

Конечно, мои мальчики хотят, чтобы я отправился вместе с ними на поиски приключений, и они любят меряться со мной силами. Но за всем этим стоит глубокое чувство привязанности и любви, которое не выразить словами. То, чего они хотят больше всего, то, к чему и я стремлюсь больше всего на свете, – это единство наших душ. Том Вульф сказал:

Как мне кажется, самым важным для любого мужчины является поиск отца, не просто отца по плоти, не просто отца, которого он потерял в юности, но отца, который был бы воплощением силы и мудрости, не имеющим отношения к его нуждам и превосходящим его голод; поиск того, с кем его объединяла бы вера и сила. – The Story of a Novel

Источник настоящей силы

Парни, все как один, стесняются своей внутренней пустоты и своих ран; для большинства из нас – это мощный источник стыда, как я уже говорил. Но так быть не должно. С самого начала, еще до грехопадения и атаки сатаны, наше существование было абсолютно зависимым по своей сути. Посмотрите на дерево и его ветви. Христос объясняет нам: мы – ветви, а Он – лоза, Он дает нам жизнь. Вот как все было задумано. Он говорит даже больше: "...без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15:5). Он не ругает нас, не насмехается над нами, в Его словах нет сожаления, и Он не думает что-то типа "Как бы Я хотел, чтобы они взяли себя в руки и перестали так сильно во Мне нуждаться". Вовсе нет. Мы созданы быть зависимыми от Бога; мы созданы для союза с Ним, без этого наша жизнь не будет счастливой. Как заметил К.С.Льюис, "машина создана так, что ей необходим бензин, чтобы ехать, и без него она не тронется с места. Человек же создан так, что он не может жить без Бога. Бог – это горючее, которое по Его замыслу способно воспламенять наши души, это пища, которая по Его замыслу способна питать их. И никак иначе".

Здесь наш грех и наша культура действуют заодно и держат нас связанными и сломленными, не дают нам исцелить нашу рану. Наш грех – это упрямая часть нашего "я", которая хочет, помимо всего прочего, быть независимой. Эта та часть нашей души, которая настойчиво стремится жить так, чтобы ни от кого не зависеть – особенно от Бога. Наша культура услужливо предлагает нам образы Джона Уэйна, Джеймса Бонда и других "настоящих мужчин", у которых есть лишь одна общая черта – они одиночки, им никто не нужен. В глубине души мы начинаем верить, что если нам кто-то для чего-то нужен, значит, мы слабы, мы неполноценны. Именно поэтому мужчина никогда не останавливается, чтобы спросить дорогу. Я сам такой: "Я знаю, как добраться до нужного места, я сам найду дорогу, большое спасибо". Только когда я уже окончательно и бесповоротно заблудился, я останавливаюсь и прошу мне помочь, но при этом ощущаю себя полным ничтожеством.

Иисусу все это было незнакомо. Мужчина, Который без колебания отвечал на вызов лицемеров и открыто противостоял им, Тот, Кто, сделав бич из веревок, выгнал всех торгующих из храма, Властелин ветра и моря, жил в полной зависимости от Своего Отца. "...Истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего..."; "...Послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом..."; "Слова, которые говорю Я вам, говорю не от себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела". Все это не смущает Иисуса; совсем наоборот. Он хвалится Своими отношениями с Отцом. Он счастлив сказать всем, кто готов Его слушать: "Я и Отец – одно" (см.: Ин. 5:19; 6:57; 14:10; 10:30).

Почему это так важно? Потому что слишком много знакомых мне мужчин живут, абсолютно не понимая сути христианства. Для них христианство становится "вторым шансом" привести в порядок свою жизнь. Они получили прощение, а дальше они видят свою задачу в том, чтобы следовать определенным правилам поведения. Они пытаются закончить марафон со сломанной ногой. А теперь следите за моей мыслью предельно внимательно: помните ли вы, что мужественность – это субстанция, которая передается от отца к сыну? На самом деле за этим, как и за многим в жизни, скрывается нечто гораздо более глубокое. Настоящая сила передается нам от Бога, когда мы живем в тесном союзе с Ним. Обратите внимание, насколько важен и значим был этот союз в жизни царя Давида. Не забывайте, что это был настоящий мужчина, отважный боец, но послушайте, как он описывает в псалмах свои отношения с Богом:

...Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! – Пс. 17:2

Но Ты, Господи, не удаляйся от меня;
Сила моя! Поспеши на помощь мне... – Пс. 21:20

...Я к Тебе прибегаю,
Ибо Бог – заступник мой. – Пс. 58:10

Осмелюсь предположить, что Давид в любой момент мог бы бросить вызов Джону Уэйну или Джеймсу Бонду; и все же этот настоящий мужчина не стыдился признавать свою полную зависимость от Бога. Мы знаем, что должны были быть воплощением силы; знаем, что мы не такие, какими были созданы, и для нас это несоответствие становится источником стыда. Когда совсем недавно мы с Дейвом обсуждали его рану и говорили о необходимости прикоснуться к ней, чтобы исцелить ее, он стал протестовать. "Я даже не хочу говорить об этом. Для меня это слишком болезненно". Обычно мужчины не любят говорить о своих душевных ранах. Многие рассказывают, что в душе чувствуют себя ребенком и ненавидят себя за это. "Перестань вести себя как мальчишка", – приказывают они сами себе. Но Бог так не думает. Он в ярости от того, что с вами произошло. "...Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих" (Лк. 17:2). Представьте, что бы вы почувствовали, если бы все полученные вами раны, если бы все перенесенные вами удары достались мальчику, которого вы любите, – например, вашему сыну. Почувствовали бы вы презрение к нему из-за того, что он никак не может оправиться от этих ударов? Нет. Вы почувствовали бы сострадание. Как написал Джерард Мэнли Хопкинс,

Мое сердце позволило мне быть более сострадательным;
Позволило с этих пор по-доброму относиться к своей печали.

В фильме "Умница Уилл Хантинг" мы видим прекрасный пример того, что может произойти, когда мужчина понимает, что "свыкся" со своей раной, и узнаёт, что это положение можно изменить. Уилл Хантинг (его играет Мэтт Деймон) – одаренный молодой человек, гений, который работает уборщиком в Массачусетском технологическом институте и живет в самом бандитском районе города. Никто не знает о его таланте, потому что он прячет его под маской "упрямого парня, сбившегося с пути истинного". Он – боец (жесткий, сильный мужчина). Его ложный образ сформировался под воздействием раны, нанесенной отцом; Уилл не знал своего настоящего отца, а его отчим часто приходил домой пьяным и безжалостно избивал пасынка. После того как Уилла арестовали за участие в драке – а он ввязывался в драки бесчисленное количество раз, – по приговору суда он был отпущен на свободу с одним условием: он должен прийти на прием к психологу Шону (его играет Робин Уильямс). Между ними возникает определенная близость, впервые в жизни Уилла о нем проявляет заботу старший мужчина. И с этого момента для него начинается обряд инициации. В конце одной из последних встреч Шон и Уилл заговорили об избиениях, которым подвергался Уилл в детстве, ведь теперь о них было написано в его деле.

Уилл: Так, э-э-э... слушай, что значит "Уилл не способен почувствовать привязанность к кому-либо", это то, о чем мы говорили? "Страх быть брошенным"? Именно поэтому я разорвал отношения со Скайлер [его подружка]?
Шон: Я не знал, что ты с ней больше не встречаешься.
Уилл: Не встречаюсь.
Шон: Хочешь об этом поговорить?
Уилл: (уставившись в пол) Нет.
Шон: Эй, Уилл... Я, конечно, многого не знаю, но посмотри сюда (берет в руки его дело)... Это не твоя вина.
Уилл: (пытаясь уклониться от разговора) Да, я знаю.
Шон: Посмотри на меня, сынок. Это не твоя вина.
Уилл: Я знаю.
Шон: Это не твоя вина.
Уилл: (занимая оборонительную позицию) Я знаю.
Шон: Да нет же, ты не знаешь. Это не твоя вина.
Уилл: (обороняясь) Я знаю.
Шон: Это не твоя вина.
Уилл: (пытаясь закончить разговор) Хорошо.
Шон: Это не твоя вина... не твоя вина.
Уилл: (со злобой) Не [путай] меня, Шон, только не ты.
Шон: Это не твоя вина... не твоя вина... не твоя вина.
Уилл: (бросаясь к нему в объятия, плача) Извини меня, извини.

Вам не надо стыдиться того, что вы нуждаетесь в исцелении; вам не надо стыдиться того, что вы обращаетесь к кому-то в поисках силы; вам не надо стыдиться, что вы чувствуете себя юным и испуганным. Это не ваша вина.

Прикосновение к ране

Отец Фредерика Бучнера покончил жизнь самоубийством, когда его сыну было десять лет. Он оставил записку своей жене: "Я обожаю и люблю тебя, но я – плохой человек... Отдай Фредди мои часы. Отдай Джейми мою перламутровую булавку. Я люблю тебя всей душой", – затем он закрылся в гараже и завел мотор своей машины, так что все помещение очень скоро наполнилось выхлопными газами. Это случилось осенним субботним утром. В тот день он должен был вести Фредерика и его брата на футбольный матч. Вместо этого он навсегда ушел из их жизни. Как десятилетнему мальчику относиться к подобному событию?

Ребенок воспринимает жизнь такой, какая она есть, потому что у него нет выбора. В то субботнее утро мир пришел к концу, но каждый раз, когда мы переезжали на новое место, я видел, что мир рушится, а потом ему на смену приходил другой мир. Как сказал Марк Твен, когда кто-то, кого вы любите, умирает, вы чувствуете то же, что чувствует человек, который в огне пожара лишился дома; только спустя многие годы вы понимаете невосполнимость своей потери. Я шел к осознанию этого дольше, чем другие, если я вообще смог осознать это полностью. А со временем я так глубоко "закопал" эту потерю, что боялся даже мимоходом вспомнить или заговорить о ней. – The Sacred Journey

Так и мы поступаем со своей раной. Мы предаем ее забвению и никогда не вспоминаем о ней. Но мы должны вспомнить о ней, или точнее, мы должны "прикоснуться" к ней. Я сумел "прикоснуться" к своей ране неожиданно для самого себя, обратив внимание на свои вспышки гнева. После того как около одиннадцати лет назад мы переехали в Колорадо, я заметил, что срываю свой гнев на сыновьях по незначительным поводам. Опрокинутый стакан с молоком мог спровоцировать целую бурю. "Да, Джон, – подумал я, – что-то происходит в твоей душе, и тебе лучше разобраться в этом как следует". Когда я стал исследовать причины своего гнева с помощью моего дорогого друга Брента, я понял, что на самом деле я был так зол из-за того, что чувствовал себя одиноким в мире, который постоянно требовал от меня больше, чем я мог ему дать. По какой-то причине в глубине души я ощущал себя очень юным, десятилетним мальчишкой в мире взрослых мужчин, лишенным мужской силы, позволяющей справляться с трудностями. За этим скрывался еще больший страх – страх потерпеть неудачу, быть разоблаченным и, наконец, страх оказаться никому не нужным. "Откуда взялся этот страх? – спрашивал я себя. – Почему в этом мире я чувствую себя таким одиноким... таким незрелым? Почему в моем сердце есть чувство какой-то осиротелости?"

Я нашел ответы на эти вопросы благодаря нескольким фильмам. Как я уже писал в других своих книгах, сначала меня поразил фильм "И катит воды река". Меня тронула в нем прекрасно рассказанная история о мальчиках, которые, можно сказать, росли без отца, за исключением тех моментов, когда он брал их с собой на рыбалку, но в конце концов они лишились даже этого. Я понял, что тоже потерял своего отца, и, как Бучнер, "закопал" свою потерю настолько глубоко, что со временем боялся даже вспоминать о ней. Глубокий след оставил во мне фильм "Совершенный мир", так как благодаря ему я понял, как много для мальчика значит отец; понял, как я стремился к таким близким отношениям с кем-то по-настоящему сильным, кто любил бы меня и мог бы сказать мне мое имя. Я был слишком похож на Уилла Хантинга, потому что я, как и он, был бойцом, который ощущал, что он одинок, и противостоял этому миру. Я так же свыкся со своей раной и не мог избавиться от боли, которую она мне причиняла. Я думал, что все это происходит по моей вине.

Таким образом, посредством этих историй Господь незаметно подбирался к



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.157.111 (0.015 с.)