Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема № ___ Медико-психологические аспекты помощи при нарушениях психики у пострадавших, медицинских работников и спасателей в чрезвычайных ситуациях ЛЕКЦИЯ для студентов лечебного факультета
Москва 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Литература ОСНОВНАЯ 1. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. И.М.Чижа. – М: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2012. – 200 с. 2. Бойко Ю.П. Особенности антистрессовой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и их последствиях // Социальная и клиническая психиатрия. – 2003. - № 2. – С. 61-68. 3. Кекелидзе З.И., Щукина Б.П. Медицинские работники в чрезвычайных ситуациях. Материалы ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского – М., 2009. - 46 с. 4. Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Учебное пособие для мед.вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011. - 272 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 1. Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». 2. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547«О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24.10.2002 N 325 «О психологической и психиатрической помощи в чрезвычайных ситуациях». 4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) от 17 мая 2012 г. N 566н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения».
Технические средства обучения 1. Мультимедийный проектор. 2. Компьютер (программное обеспечение Microsoft Power Point 2010). Введение. Последние десятилетия характеризуются возрастающим числом катастроф и локальных войн, несущих тяжелые медико-социальные последствия. Международный опыт свидетельствует о том, что среди комплекса мероприятий, направленных на уменьшение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, медицинская помощь является приоритетной. Особое внимание при этом уделяется вопросам организации и оказания медико-психологической помощи пострадавшим на различных (раннем и отдаленном) этапах чрезвычайных ситуаций. Данное обстоятельство определяется тем, что психотравмирующее влияние катастроф и войн не ограничивается только «острым» периодом, а в значительной, иногда даже более выраженной, степени зависит от полученного в последующем морального, материального и социального ущерба. Поэтому не случайно имеется точка зрения о том, что отрицательные медико-психологические последствия экстремальных ситуаций могут длиться годами и десятилетиями, определяя психическое здоровье не только пострадавших, но и членов их семей, а также последующих поколений. При стихийных бедствиях и авариях медико-психологическая помощь требуется во всех без исключения случаях: непосредственно в очаге бедствия, на разных этапах эвакуации пострадавшим психиатрического, хирургического и терапевтического профиля, при обследовании и оказании помощи лицам, находившимся в очаге поражения и перенесшим тяжелую психическую травму и стресс. И наконец, обследованию и коррекции (психологической, психотерапевтической, психофармакологической, психогигиенической, психопрофилактической) в обязательном порядке должны быть подвергнуты: личный состав спасательных воинских формированиях МЧС России, нештатных аварийно-спасательных и специальных формирований, выполняющий специальные задачи по оказанию помощи, охране объектов, патрулированию в очаге бедствия. Однако в зависимости от вида катастрофы объем, и содержание медико-психологической помощи могут быть разными. Речь идет не только о медицинской помощи, но и о поддержании необходимого уровня трудо- и боеспособности спасателей и ликвидаторов последствий чрезвычайных ситуаций.
Психотравмирующие факторы чрезвычайных ситуаций Стихийные бедствия, аварии, террористические акты и другие явления, и процессы создают опасные для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения ситуации. Эти опасные явления становятся катастрофическими, когда они приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания значительного числа людей. Люди, находясь в экстремальных условиях чрезвычайной ситуации, испытывают психотравмирующие факторы, при воздействии которых происходит нарушение психики и снижается эффективность любой деятельности. При этом психогенное воздействие испытывают и те лица, которые находятся вне зоны действия чрезвычайной ситуации вследствие ожидания или представления ее последствий. Если радиус действия опасных и вредных факторов чрезвычайных ситуаций можно определить расчетом с помощью имеющихся математических формул, то радиус действия психотравмирующего воздействия может быть любым и поэтому трудно определяемым. Выраженное воздействие чрезвычайной ситуации на эмоциональную сферу пострадавших происходит как непосредственно в период возникновения катастрофы, так и опосредованно в результате гибели родственников и близких, а также материальных потерь и социальных проблем, возникающих после катастрофы. Характер психического реагирования населения на явления и процессы при чрезвычайной ситуации и особенности развития нервно-психических расстройств, возникающих после нее, зависят от: - факторов, характеризующих чрезвычайную ситуацию (ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия и др.); - готовности отдельных людей к деятельности в экстремальных (необычных) условиях; - степени психологической устойчивости пораженных, медицинских работников и спасателей; их волевой и физической закалки; - организованности и согласованности проведения спасательных работ; - психологической поддержки окружающих; - наличия наглядных примеров мужественного преодоления трудностей; - адекватности оказания медицинской помощи. Различный весовой вклад указанных факторов объясняют многообразные проявления нервно-психических расстройств, развивающихся в чрезвычайных ситуациях. При этом наибольшее значение имеют факторы обстановки, острота и сила их воздействия, смысловое содержание психотравмы. Острые и сильные психотравмирующие воздействия обычно связаны с ситуациями катастроф, стихийных бедствий, при которых возникает страх за свою жизнь, за здоровье и жизнь близких людей, что и определяет характеристику психического состояния людей в чрезвычайных ситуациях.
Людей, подвергшихся психологическому воздействию факторов чрезвычайной ситуации и нуждающихся в медико-психологической помощи, необходимо распределять на следующие группы: Пострадавшие люди, изолированные в очаге разрушения. Пострадавшие люди, деблокированные, но получившие травмы, заболевшие, потерявшие имущество, потерявшие своих родных и близких или не имеющие информации об их судьбе. Очевидцы, то есть люди, которые остались невредимыми физически, их родственники и имущество не пострадали. Наблюдатели-зеваки, не имеющие отношения к ситуации, но прибывшие на место чрезвычайной ситуации из-за любопытства. Телезрители, эмоционально вовлеченные в получаемую информацию о трагическом событии.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.169 (0.011 с.) |