Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Может ли христианская музыка быть современной?

Может ли христианская музыка быть современной?

 

Иногда складывается впечатление, что для некоторых христиан понятие «устаревший» тождественно понятию «хороший». Почему-то принято считать, что «золотой век» христианской музыки — 30е-50е годы двадцатого века. Чем же современнее музыка, тем больше у нее противников. Увы, это не новое явление. Однако, нравится нам это или нет, но христианская музыка всегда стремилась быть современной. Григорианский хорал был в свое время обычной музыкой. То же можно сказать и о многоголосии (полифонии), оно было введено в церковное богослужение практически одновременно с появлением многоголосных мирских песен. Мартин Лютер использовал песни в мирском стиле для прославления Бога. Известно, что песня «О, благодать, спасен тобой» — это немного переделанная популярная кабацкая мелодия. Может быть, кому-то небезынтересно будет узнать, что M. C. Hammer, известный чернокожий репер, который был жутко популярен в России лет десять назад — христианин. А его хит, «Can`t touch this» который в начале 90-х прошлого века крутили на всех дискотеках — песня с христианским смыслом, которого, правда, почти никто в СССР не понял ввиду того, что неверующая молодежь английский знала только на уровне школьной программы, а верующие в России тогда еще не приловчились слушать рэп. Итак, христианство всегда использовало современную музыку. Не всегда этот процесс проходил гладко и без споров. Но, что интересно: проходило время и мелодии и стили, когда-то считавшиеся мирскими, прочно приживались в христианстве. Об использовании современной музыки в богослужениях мы еще поговорим при ответе на седьмой вопрос. А пока снова подчеркнем, что в истории христианства всегда находилось место современной музыке. Так что наше поколение не исключение. Но в связи с этим часто возникает третий вопрос.

 

Можно ли разделить музыку на духовную и «недуховную»?

 

Мне не раз доводилось слышать, что рок не может быть духовной музыкой потому, что… не может быть ею никогда! Дескать, все христианские рок-группы просто копируют мирские мелодии, а сами ничего не придумывают. Сторонники этой точки зрения забывают, что создание нового стиля — дело непростое. Ведь и в протестантской среде за весь 20 век не было создано ничего нового. Все наши песни из сборников — это уже известные стили и жанры. Стиль в основном неоклассический, модерн, и т.д. По жанру это или городской романс, или народная песня, или даже калька с советских маршевых массовых песен (например, «Христос — надежда тех сердец…»). Так что обвинять христианский рок в подражании миру бессмысленно. Это не подражание, а работа в рамках определенного стиля и жанра. Но вопрос остается. Что же делает музыку духовной? Ответ. О духовности нужно судить по содержанию. (Причем речь не только о жанре песни, в ней содержание определяется текстом). Существует программное и непрограммное искусство. Программное произведение содержит в себе ясно выраженный замысел автора. Иногда даже на симфонические произведения (где слов нет и быть не может) автор пишет программу, где говорит, что эта симфония рассказывает, например, о любви. Первая часть — о пробудившемся чувстве, вторая — о робости влюбленного, третья — о нескладном признании в любви, а четвертая — о торжестве разделенной любви. Непрограммное искусство предлагает слушателю самому решить, о чем данное произведение. Послушав непрограммную симфонию, кто-то услышит шум ветра, кто-то — плеск воды, а кто-то — конский топот и лязганье шпаг. И каждый будет по-своему прав, ибо автор того и хотел, чтобы его произведение трактовали как угодно. (Тут уж никто не сможет безапелляционно заявить, что эта музыка пробуждает высокие чувства, а та — низменные инстинкты). Так вот, всю программную музыку можно поделить на духовную и недуховную, исходя из содержания. Духовной назовем ту музыку, в программу которой автор заложил мысли о Боге, вечности, душе и т.д. «Недуховной» назовем всю остальную. Причем не вся она будет плоха. Будет музыка, программа которой воспевает дружбу, любовь или верность. Вряд ли найдется хоть один христианин, который будет против этих идей, ведь о них говорится в Библии. Христианин должен удерживаться от всякого рода зла. Поэтому он не должен услаждать свой слух музыкой, чья программа призывает к греху: разврату, убийству, лжи. Или если грех выставляется в положительном свете. Ну уж, по крайней мере, всегда должен помнить, что так, как учит это произведение, поступать нельзя. Что же касается непрограммной музыки, то мне кажется, мы должны поступать с ней как со всем, что «продается на торгу», — «есть» (слушать) без исследования. А если скажут, что программа ее идоложертвенная, то не слушать ради сказавшего и ради совести. (см. 1-е Кор.10:25-28). Что делает музыку христианской? Посвящение Христу. Даже танцевальная музыка может быть посвящена Ему, и тогда она станет духовной. Почему-то некоторые современные христиане думают, что экстатическое начало в музыке Церковь всегда считала грехом и проявлением недуховности, но вот послушайте, какую песню написал в средние века один вполне верующий человек:

 

Иисус — мастер танцовщиков.

Он танцует очень мастерски.

Он поворачивается вправо и влево.

Все должны следовать его учению.

 

Эти строки принадлежат Бернару Клервосскому, одному из крупнейших богословов своего времени.

 

В наши дни принято (и вполне справедливо) считать Баха гением духовной музыки. Но экстатическое начало присутствует во всех его духовных произведениях. Современный слушатель его не чувствует, но те, кто жил в одно с Бахом время, свидетельствуют, что его фуги заставляют пуститься в пляс. Гензер, ректор протестантской школы Св. Фомы, где работал кантором Бах, писал, что когда тот репетирует, «…ритм овладевает всеми его конечностями…Тому, кто обладает слухом и тому, кто способен двигаться, „Глория“ Баха может придать гораздо больше воодушевления, чем любые достижения нашего пресытившегося мира». А вот что пишет о духовной музыке Баха современный христианский музыковед Вилфрид Меллерс: «Это апофеоз танца…Чтобы правильно исполнить „Cum Sancto“ [Cum Sancto Spiritu (С Духом Святым) из си-минорной мессы] и многие другие подобные пассажи Баха, необходимо научиться раскачиваться не хуже, чем в наши дни это делает цветное население Северной и Южной Америки, славящее Бога…»

 

Так что любой стиль музыки, чья программа не противоречит учению Христа, стиль музыки, посвященный Богу, можно считать духовным. Исполняя или слушая музыкальное произведение, христианин должен прежде всего обращать внимание на состояние своего сердца, прославляет оно Бога или нет. Славлю [Тебя], Господи, всем сердцем [моим]… (Псалтирь 110:1).

 

Каковы истоки рок-музыки?

Весьма часто мне приходится выслушивать обвинение в том, что христианские рок-музыканты тащат мирскую музыку в Церковь. Мы действительно тащим в церковь музыку, но только не мирскую. Мы возвращаем Церкви то, что принадлежало ей изначально, но было похищено оттуда врагом душ. Простой экскурс в историю рока показывает нам, что именно Церковь стояла у истоков этой музыки. Песни чернокожих рабов, всем сердцем принявших Христа (спиричуэллс), стали основой того, что сегодня зовется джазом, блюзом, и рок-н-роллом. Короли американского рок-н-ролла взяли свою музыку в церквах, в которых были воспитаны. Фортепианные соло Джерри Ли Льюиса, «Тутти Фрутти» Элвиса Пресли — это имитация того, что они с детства видели и слышали в пятидесятнических церквах, куда их водили родители. На творчество Элвиса Пресли в значительной мере повлияли негритянские квартеты, поющие о Благой Вести, которые во множестве разъезжали в то время по США. Сами рок музыканты признавали, что взяли свою музыку в церкви. Мик Джаггер сказал, побывав на концерте Литтл Ричарда (известного рок-н-ролльщика): «Возникает впечатление, что ты на евангелизационном собрании…» Джони Кэш и Карл Перкинз (автор знаменитой «Blue Suede Shoes») позже обратились в христианство. Карл рассказывал: «Госпел (стиль церковного пения, в стиле „госпел“ написаны такие песни как: „О благодать…“ и „Великий Бог“) в те дни оказывал на рок-н-ролл такое же сильное влияние, как и на все остальное … Госпел очень многое дал рокабилли». Рэй Чарльз, знаменитый слепой блюзмен, снискал популярность, «сочинив» песню «I?ve got a woman». Он взял за образец блюзовую музыку американских баптистов, наложил на нее мирской текст, исполнял эту песню в ночных клубах и стал популярнейшим рок-музыкантом, чья слава не померкла и по сей день. Конечно, жалко их всех. Они действительно заблудились и ушли от Бога (правда, некоторые потом вернулись). Но они не создали ничего нового. Дьявол украл рок-музыку и заставил музыкантов служить себе. Это вылилось в безбожие и откровенный сатанизм 70-х годов. Но истоки у рока все же христианские. Так что современные христиане просто возвращают эту музыку туда, откуда она вышла, — в Церковь.

 

Коринф. 9:19-23

19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:

20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;

21 для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона;

22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.

23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.

 

Представьте себе американца, который вздумал бы проповедовать в нашей церкви без перевода. Хотя он мог бы сказать: «Я же проповедую Слово Божье, а оно живо и действенно, поэтому, понимаете вы его или нет, я буду проповедовать по-английски». Мы бы наверняка стали критиковать его. Но почему-то считается нормальным проповедовать Евангелие молодежи 21 века музыкой конца 19 века. Нам нужно использовать и понятную проповедь, и понятную музыку.

 

В связи с этим появляется еще одна проблема. Многие из моих друзей рок-музыкантов отвергли Евангелие только потому, что христианские материалы по вопросам рок-музыки не столько проповедовали Христа, сколько поносили рок. Я не понимаю, почему мы должны, разъясняя Благую Весть, непременно сказать, что Джон Леннон антихрист и «нехороший человек»? Почему бы не сказать, что он — талантливый, но сбившийся с пути человек? И не переходить на оскорбление личности и прекрасной музыки, а сосредоточится на прощении греха, в который впадает каждый человек. Нам нужно учиться благовествовать рок-музыкантам. Использовать любовь и понятный им язык. Пока Боб Ларсон и ему подобные критики рока стращают нас творчеством группы «Иглз» (их песня «Отель Калифорния» действительно с оккультным душком), один из музыкантов этой группы покаялся. Приходили к Богу Лари Норман и Боб Дилан. Они не оставляли своей музыки, а проповедовали Евангелие своим слушателям. Техно-группа «D.C. Talk» сотрудничает с Билли Грэмом, и знает Бог, сколько тысяч подростков пришло ко Христу в результате их служения!

 

Итак, мы можем использовать рок в благовести. А как насчет богослужений? Многие тут же готовы крикнуть: «Никогда, только через мой труп!!!» Может быть, именно так и случится. Я уверен, что хотим мы того или нет, а предрассудки, связанные с использованием рока в богослужении, уйдут в прошлое так же, как ушли осуждение галстуков, обручальных колец и видеомагнитофонов. История Церкви свидетельствует нам о том, что все новое всегда воспринималось в штыки. Вот какова реакция официального церковного лица на первые попытки (после многовекового использования одноголосного григорианского хорала) использовать многоголосное хоровое пение в церкви (партии верхних голосов исполняли мальчики): «…Манерный характер исполнения делает введенных в заблуждение их [певчих] малолетних последователей женоподобными, ибо они берут ноты и заканчивают фразы совершенно по-девичьи…Честное слово, если это дело зайдет слишком далеко, то они скорее будут вызывать соблазн между ног, чем возвышенные мысли». Но сегодня хоровое пение никого не соблазняет, даже если партии верхних голосов поют самые настоящие женщины. Нелишним будет вспомнить, что баптисты в 17 веке вообще не пели в церкви, считая общее пение подражанием миру. А песня «Тихая ночь…» запрещалась как развратная, мирская мелодия. Но прошли годы, и ничего… привыкли. Теперь уже не видим греха, ибо не было его там никогда. Да и в христианской рок-музыке нет. Снова хочется процитировать: «Славлю [Тебя], Господи, всем сердцем [моим] в совете праведных и в собрании. (Псалтирь 110:1).

 

Может ли христианская музыка быть современной?

 

Иногда складывается впечатление, что для некоторых христиан понятие «устаревший» тождественно понятию «хороший». Почему-то принято считать, что «золотой век» христианской музыки — 30е-50е годы двадцатого века. Чем же современнее музыка, тем больше у нее противников. Увы, это не новое явление. Однако, нравится нам это или нет, но христианская музыка всегда стремилась быть современной. Григорианский хорал был в свое время обычной музыкой. То же можно сказать и о многоголосии (полифонии), оно было введено в церковное богослужение практически одновременно с появлением многоголосных мирских песен. Мартин Лютер использовал песни в мирском стиле для прославления Бога. Известно, что песня «О, благодать, спасен тобой» — это немного переделанная популярная кабацкая мелодия. Может быть, кому-то небезынтересно будет узнать, что M. C. Hammer, известный чернокожий репер, который был жутко популярен в России лет десять назад — христианин. А его хит, «Can`t touch this» который в начале 90-х прошлого века крутили на всех дискотеках — песня с христианским смыслом, которого, правда, почти никто в СССР не понял ввиду того, что неверующая молодежь английский знала только на уровне школьной программы, а верующие в России тогда еще не приловчились слушать рэп. Итак, христианство всегда использовало современную музыку. Не всегда этот процесс проходил гладко и без споров. Но, что интересно: проходило время и мелодии и стили, когда-то считавшиеся мирскими, прочно приживались в христианстве. Об использовании современной музыки в богослужениях мы еще поговорим при ответе на седьмой вопрос. А пока снова подчеркнем, что в истории христианства всегда находилось место современной музыке. Так что наше поколение не исключение. Но в связи с этим часто возникает третий вопрос.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.119 (0.008 с.)