Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль политических партий в политической системе общества

Поиск

Любой тип политической деятельности осуществляется в каких-либо организационных формах. Организация направляет действия многих людей к единой цели, регулирует их в соответствии с определенными нормами. Благодаря организации присущие ей идеологические или моральные установки превращаются в материальную силу. Организация выступает важнейшим средством выражения интересов, формирования единой воли, она способна снимать внутренние противоречия, конфликты, она становится единым политическим субъектом. В.И.Ленин указывал: "Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем всю Россию". Без политической организации интеграция общества на длительный период оказывается просто невозможной. В первую очередь, такими политическими организациями являются партии. Одни считают, что в партии вступают наиболее активные граждане, стремящиеся к политической деятельности, воспринявшие общественные интересы как свои личные. Другие полагают, что в партии идут люди для удовлетворения своих карьеристских побуждений, удовлетворения своих амбиций. К.Маркс и Ф.Энгельс, характеризуя, например, партию коммунистов, отмечали, что "коммунисты... являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения". Далеко не все коммунистические партии и далеко не во всем оправдали такой общий подход к определению роли и значения партии, но подобный методологический подход приемлем и для сегодняшнего дня: партия должна побуждать к движению вперед, партии необходимо хорошо осмыслить и определить интересы социальной группы, которую она представляет, партия обязана четко представлять формы и методы движения к осуществлению этих интересов. Значит, главное в деятельности партий - изучение интересов социальных групп и слоев и их защита. Для защиты интересов нужны свои люди в парламенте. Поэтому партии не могут стоять в стороне от борьбы за власть. Становление политических партий как необходимых элементов политической структуры общества отражает процесс приобщения к политике все более широких кругов населения. Макс Вебер выделял в развитии партий три периода:1 • в ХУ1-ХУП вв. партии в Европе представляли собой аристократические группировки, объединяющие немногочисленных представителей политической элиты

________________

1. Основы политологии. Под редакцией В.А. Мальцева, 1996, стр. 336

 

• в ХУ11-Х1Х вв. - это уже политические клубы, стремящиеся привлечь к активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в политике, но и в других сферах жизни;

• в Х1Х-ХХ вв. формируются современные массовые партии. Первой массовой партией было основанное в 1861 г. Либеральное товарищество регистрации выборов в Англии. В 1863 г. возникла первая массовая рабочая партия - Всеобщий немецкий рабочий союз, основанный Ф.Лассалем. Основными причинами появления массовых партий были: • повсеместное распространение избирательных прав;

• развитие рабочего движения, организационное оформление рабочего класса. Необходимо отличать партии от других организаций, участвующих в политической жизни по следующим признакам: • партия характеризуется долговременностью действия своей организации (в "смутные" времена создаются многочисленные "партии-однодневки", практически не играющие значительной роли в жизни общества);

• наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих постоянную связь с центром;

• стремление партии в одиночку или в блоке с другими организациями завоевать власть, а не только оказывать на нее воздействие;

• поиск поддержки у народа в ходе выборов или другими способами.

Важное место в теории о партиях имеет вопрос об их институционализации (правовом признании). Известно, что многие партии в первой половине XX в. действовали на нелегальном положении. Процесс институционализации широко начался после второй мировой войны, многие коммунистические, социал-демократические партии были юридически признаны и вышли из подполья. С новой силой проблема институционализации партий встала в результате политического взрыва в Восточной Европе и в процессе реформирования советского общества. В 1990 г. в нашей стране был принят специальный закон "Об общественных объединениях". Институционализация партий предусматривает: а) санкционирование места партий в публичной жизни; б) условия деятельности партий в политической системе; в) участие партий в избирательной системе; г) способы представительства партий в органах государственной власти; д) финансирование деятельности партий из госбюджета. Правовое закрепление такой практики широко распространено в Германии, Швеции, Италии и ряде других стран. Здесь исходят из того, что партия, выполняя конституционные функции, способствует формированию здорового общества, а потому вправе получать государственные дотации. Сложность, неоднозначность феномена политической организации порождает и неодинаковое противоречивое отношение к ее институционализации. В таких политических течениях, как анархизм, либерализм, неоконсерватизм, действует идущая от А.Бергсона, Р.Пеги, Л.Бона оппозиция воли к организации. Институционализация здесь рассматривается как негативное и нежелательное явление, как омертвление мысли и действия в заранее заданном порядке. Однако и теория и практика доказывают невозможность политического действия вне организации. Показательным примером здесь может служить судьба воззрений Г.Маркузе. Как леворадикальный политолог, он приобрел известность резкой критикой любых форм рационального руководства и любых форм организации. Однако в ходе столкновения движения "новых левых" (Г.Маркузе был их идеологом) с организованной силой политического аппарата буржуазии Г.Маркузе приходит к выводу, что те черты "нового левого" движения (постоянные конфликты, безответственность суждений, неорганизованность и т.д.), которые он возводил в ранг достоинств, оказались губительными недостатками. Г.Маркузе признал необходимыми факторами политического действия контрорганизацию и контробразование.

1.2. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности

В систему политологической терминологии понятие "политическая культура" введено американскими политологами Г.Алмондом и С.Вербой в начале 60-х-годов нашего века1. Они подчеркивали ее динамичность, рассматривали ее как интериоризацию (постепенное преобразование внешних действий во внутренние действия) политической системы через познание, чувства и суждения ее членов. Побудительным мотивом интереса к изучению политической культуры были события в странах третьего мира, прежде всего в Африке, характеризующиеся крахом колониальной системы и выходом к самостоятельному политическому творчеству народов, обладающих отличными от европейских стран традициями, культурой, началом государственности. Интерес к вопросам политической культуры шел от самой жизни, диктовался реально происходящими процессами. В нашей стране интерес к проблема политической культуры был разбужен указанием обществоведам со стороны КПСС заняться исследованием данной проблемы в середине 70-х годов, а с середикы 80-х годов этот интерес был продиктован самой жизнью. Существуют глубокие основания для единства и взаимодействия политики и культуры: и та и другая действую! в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Культура влияет на способы осуществления власти, но в то же время само развитие культуры в значительной степени зависит от политики. Например, политика в условиях реформирования общества способна серьезно деформировать содержание и функционирование всех сфер культуры. Однако факт единства, взаимодействия политики и культуры не означает их тождества: смысл политики

_______________

 

1. Основы политологии. Под ред. В.А. Мальцева, 1996, стр. 357

 

- в развитии и преобразовании власти, смысл культуры - в развитии и преобразовании личности.

Политическая культура служит каналом взаимодействия человека и политической власти. Ее основное назначение - вовлечение людей в политическую деятельность, в политическую систему в целом. Поэтому современные представления о политической культуре исходят из единства двух начал: духовного (идеологического) и практического (деятельного). Способность того или иного качества стать элементом политической культуры определяется в первую очередь его значением для практической политической деятельности. На характер, содержание и специфику политической культуры значительное воздействие оказывают региональные и исторические особенности страны. Это выражается в свойственном данной модели сочетании, взаимодействии ее основных компонентов, в приоритете одних ценностей над другими. Для Японии характерно, что здесь персональная лояльность значит для человека больше, чем лояльность к какой-либо организации или политической программе. Для узбекской политической культуры характерно сочетание двух основных моделей поведения: с ориентацией на местные обычаи и нормы в сельской местности и на современные стандарты поведения в городских поселениях. Известны различия в предпочтениях американцев и европейцев: если 74% опрошенных американцев считают себя приверженцами свободы и только 20% - равенства, то предпочтения европейцев равномерно распределены между этими двумя важнейшими ценностями. Российская политическая культура продолжает оставаться на низком уровне, ее носители во многих случаях не владеют навыками решительного влияния на политику, впадают в апатию или истерию на поворотах исторической судьбы. "Политическая невоспитанность россиян сказывается, между прочим, в неумении искать точных доказательств по спорным и важным историческим вопросам, в наивном доверии к восклицаниям и выкрикам, к заверениям и клятвам заинтересованных лиц", - писал В.И.Ленин. Эти слова остаются актуальными и для нашего времени. Политическая культура как многогранное явление включает в себя следующие элементы: наличие определенного уровня знаний о политике в целом и в различных ее сферах; умение давать самостоятельную оценку политическим явлениям, партиям, движениям и отдельным личностям; способность участвовать в политической деятельности, выражать собственную позицию и волю как в сфере политической борьбы, так и политического компромисса, консенсуса; умение управлять эмоциональной стороной политических действий, взвешенно и трезво оценивать как действия оппонентов, так и свои собственные. Эти элементы могут носить как позитивный, так и негативный характер. Именно в этом значении они влияют на состояние всей политической системы или положительно, или отрицательно, что и позволяет утверждать, что политическая культура является составным элементом политической системы. Роль политической культуры в совершенствовании политической системы можно представить в следующих тезисах: - в длительные исторические периоды политическая культура модифицирует политическую систему; - реально функционирующая в данном обществе политическая система отражает в себе историю его политической культуры; - политическая культура относительно самостоятельна в своем функционировании, хотя и является подсистемой политической системы. Современное состояние общественного развития характеризуется острым противоборством политических сил, доходящим порой до кровавых конфликтов. В этих условиях возникает необходимость в изучении места и роли политической конкуренции, культуры ее составляющих. Конкуренция часто наделяется свойствами, ей не присущими, определяется как война всех против всех, как явление, не гнушающееся никакими средствами. На самом деле конкуренция - это соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами, группами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. В современной теории демократии на Западе механизму соперничества политических партий, групп, лидеров отводится ведущая роль. "Элемент соперничества -...сущность демократии", - писал И.Шумпетер в начале XX века, чьи идеи во многом определили развитие теории демократии в современной американской науке. Нетрудно заметить, что политическая конкуренция – внутренне противоречивое явление. Открытая политическая конкуренция вне всякого сомнения стимулирует индивидуальные усилия, направленные на развитие политических знаний, навыков, умений и т.п., то есть на развитие политической культуры. Однако в обществе, где нет устойчивых демократических и вообще культурных традиций, политическая конкуренция может вести к рецидивам самых аморальных принципов политического поведения. Избирательные кампании, прошедшие в нашей стране, дают обильный материал о фактах глубокого политического невежества и аморализма претендентов на депутатские места. Об этом же свидетельствует поведение отдельных депутатов даже высшего политического органа страны. Однако в этом нельзя винить политическую конкуренцию, в этом повинно общее состояние политической культуры в обществе. Бесспорно, что за последние два десятилетия культурный и образовательный уровень масс неизмеримо вырос. Но и этого роста оказалось недостаточно для верного осмысления современной политической ситуации и личного участия в политической жизни.

 

Page 1

В. С. Силаев



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.164.47 (0.01 с.)