Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические игры и упражнения. Часть 3

Поиск

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ. Часть 3

Практическое пособие для педагогов и школьных психологов

Научный редактор Альбина Локтионова

© 1996 by iskopress, Salzhausen

© Издательство ЦСПА «Генезис», 1998

© Екатерина Патяева, перевод с немецкого, 1998

© Василий Храмов, рисунок на обложке

© Виктор Топылин, иллюстрации, 1998

«Как научить детей сотрудничать?» — это сборник психологических игр и упражнений. Он адресован психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоциональном опыте, о необходимом каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе.

Проведение подобных игр с детьми младшей школы способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчив тем самым процесс совместного обучения.

От издательства

Уважаемый читатель!

Мы предлагаем Вашему вниманию серию книг немецкого психолога Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать?». Серия состоит из четырех частей, и так получилось, что в России первой выходит четвертая часть, которую Вы и держите сейчас в руках. В ближайшее время, в 1998 году, в издательстве «Генезис» будут изданы остальные книги серии.

«Как научить детей сотрудничать?» — это сборники психологических игр и упражнений. Они адресованы психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоциональном опыте, о необходимом каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе. Книги написаны психологом, живущим в Германии, но прочитав Введение, Вы, вероятно, будете удивлены тем, насколько то, что автор пишет о ситуации в немецкой школе и вокруг нее, похоже на положение дел в нашей стране.

Сегодня усилия многих людей, в том числе и психолога К.Фопеля, направлены на создание школы, обеспечивающей здоровые условия для уникальных процессов, происходящих с ребенком. Для многих читателей школа была важным жизненным опытом, нередко, к сожалению, стрессогенным и неприятным. 10 или 11 лет, проведенные в школе — это целый кусок жизни, это время встреч, время завязывания отношений, время формирования самоуважения. Школа ставит человека лицом к уникальной ситуации, требующей от него прежде всего личностного развития, и очень хотелось бы, чтобы она стала как для ребенка, так и для учителя прежде всего явлением ценным и позитивным. Глубокое убеждение мое и моих коллег состоит в том, что сейчас это возможно.

Клаус Фопель давно занимается приложением открытий, сделанных разными школами психотерапии, к решению конкретных задач в различных областях жизни: образовании, менеджменте, рекламе, управлении. Экономные немцы, встречаясь с Клаусом Фопелем и желая сказать ему приятное, обязательно заметят, что потратили уже немало средств на покупку его трудов. И это правда. В личных библиотеках психологов, психотерапевтов, учителей, социальных работников, специалистов по консалтингу и рекламе я обязательно видела от пары книг до пары полок с книгами К. Фопеля. Наше издательство, ориентирующееся на поиск практических психологических технологий для системы образования, не могло пройти мимо трудов этого автора.

Мы с радостью представляем Вам его книги и выражаем надежду на то, что они будут Вам не просто полезны, но и доставят массу удовольствия и радости. Нам было бы очень интересно и полезно узнать о Вашем новом опыте.

Желаем успехов!

Научный редактор издания А.В.Локтионова

Введение

«Как научить детей сотрудничать?» — новый сборник интерактивных игр. Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.

Естественно, мы не случайно перечислили именно эти ценности, поскольку я полагаю, что сегодня особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.

Задачи учителя

Предлагая детям Вашего класса интерактивные игры, Вы тем самым дарите им совершенно особое время. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. Обогатите ваше общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игры предложите детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз подчеркивайте ценность выводов, сделанных самими детьми.

Поначалу предлагайте игры сами. Чем больше дети будут с Вами играть, тем чаще они будут просить Вас провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас, например: «Мы хотим такую игру, в которой можно научиться улаживать споры» и т. п.

После окончания игры учитель помогает детям выразить и обсудить свои впечатления. Выражайте заинтересованность и с пониманием относитесь к ответам детей, побуждайте их искренне и подробно рассказывать о своих переживаниях или проблемах. Для этого не нужны сложные теории или владение особыми методическими приемами. Важнее всего обычный здравый смысл, тактичность и Ваше умение, будучи взрослым, помогать детям.

Скорее всего, Вам не надо будет жестко управлять процессом обсуждения. Понаблюдайте за тем, как дети сами приходят к продуктивным решениям или за тем, как они помогают друг другу при затруднениях. Помогите им понять, что их контролю неподвластно, а что они могут контролировать сами. Поддерживайте детей в формулировании доступных им конкретных целей и в активном стремлении к их достижению. Доходчиво объясните, что допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение. Побуждайте детей искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно по отношению к другим. Радуясь их искренности и умению следовать принятым правилам, Вы тем самым помогаете детям соединить воедино вчерашние и сегодняшние ценности. Прежде важным считалось лишь корректное поведение, и мало кого волновало, какие чувства испытывает ребенок. В девяностые годы стало приемлемым проявление любых чувств, но в то же время общество стало сквозь пальцы смотреть на проблематичные и не всегда соответствующие социальным нормам формы поведения. На самом же деле детям необходимо научиться связывать между собой чувства и мораль, чтобы затем быть счастливыми в личной и профессиональной жизни.

Сегодня у детей, подростков и взрослых больше возможностей выбора, что осложняет взаимоотношения. Это значит, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все более важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе так и не приобретают этого важнейшего социального навыка, но хорошие учителя могут научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь — следовать социальным нормам и правилам.

Важным аспектом работы с интерактивными играми является организация времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Хорошо, если учитель предоставляет детям такое время. Конечно, это непросто, учитывая перегруженную программу и 45-минутный ритм школьных уроков. Для многих детей класс — это единственное место, где они могут спокойно поговорить о своей жизни. Возможность выговориться и послушать других целебна уже сама по себе. У многих первобытных народов есть обычай организовывать так называемые «круги бесед», то есть места, где каждый член племени может изложить свое отношение к любому событию или проблеме, в то время как все остальные в это время внимательно слушают и пытаются понять говорящего. Мы следуем древней и мудрой традиции, приглашая детей сесть в круг для того, чтобы поговорить друг с другом и поделиться переживаниями, почувствовав общность многих проблем и своеобразие каждого человека.

Особенно целебен такого рода опыт для «трудных» детей, поскольку благодаря этому они видят, что педагог и одноклассники пытаются понять их и интересуются их жизнью. На это тоже требуется время. Никакой учитель и никакой ребенок не в состоянии мгновенно понять жизнь другого. Нет простых детей и детей «таких, как все», поэтому для психосоциального обучения необходимы покой и время.

Учитель может помочь детям осознать свои ценности и установить приоритеты, может также помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Он может научить их простым жизненным мудростям:

— проанализируй ситуацию, в которой ты оказался, и прими решение, не позволяя себя подгонять

— взаимоотношения людей — большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились

— не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь

— не обижай других людей и не давай им «потерять лицо»

— не нападай на других, когда тебе плохо.

Педагог может помочь детям найти смысл жизни. Он может помочь им ценить правду. Он может научить их простым жизненным принципам: избегай лжи и тайн, не трать больше, чем у тебя есть, научись отдыхать, доводи начатое дело до конца.

Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий учителя и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие, подобно музыкантам одного оркестра.

Глава 1. Внимание

Крошечные друзья

ИГРА 1 (с 6 лет)

Цели: Мы покажем, как можно сосредоточить внимание детей перед уроком или, например, перед каким-нибудь рассказом. Эта игра настроит детей на то, чтобы успокоиться, говорить тихо и внимательно слушать.

Материалы: Две-три небольшие игрушечные фигурки в коробке.

Инструкция: Прежде чем я расскажу вам следующую историю, я хочу представить вам моих маленьких друзей. Они очень, очень маленькие, у них крошечные нежные ушки и очень тонкий слух, такой тонкий, что они слышат, как мы шепчемся, и слышат даже, как мы дышим. А если мы говорим слишком громко — мои маленькие друзья пугаются. Поэтому я прошу вас вести себя очень тихо, чтобы я могла вам их показать.

Когда дети успокоятся, достаньте из коробки фигурки.

Мои крошечные друзья хотят остаться с вами и послушать историю, которую я вам буду рассказывать. Поэтому давайте вместе подумаем, как мы их будем называть, какие имена мы дадим этим существам. (Дайте детям возможность подобрать имя для каждой фигурки.) Пусть теперь они с нами тоже познакомятся. Мы будем передавать по кругу наших новых друзей. И каждый из вас, взяв маленького друга в руку, должен сказать ему шепотом на ушко свое имя и пообещать, что будет сидеть тихо, потому что не хочет его нежным ушкам причинить боль.

Когда дети "познакомятся" с фигурками, Вы можете рассказывать свою историю. По окончании дайте детям попрощаться с "крошечными друзьями" и положите их обратно в коробку. Превратите присутствие этих фигурок на Ваших занятиях в некий ритуал, которого Вы постоянно придерживаетесь. Чтобы дети более серьезно относились к "маленьким крошечным друзьям", Вы можете придумать историю о происхождении этих фигурок и о приключениях, которые они пережили. Если дети во время занятий будут шуметь, напомните им о присутствии в классе особенных участников: "Подумайте о наших маленьких друзьях. Мы не должны причинять боль их ушкам!".

Волшебная звезда

ИГРА 2 (с 6 лет)

Цели: Прежде чем рассказывать детям какую-нибудь историю, создайте в классе атмосферу таинственности, чтобы они настроились слушать со всем вниманием. Игра поможет Вам настроить детей на нужный лад.

Материалы: Необходимо вырезать из картона небольшую звезду, наклеить на нее солому. Если хотите, можно напылить на эту звезду золотистую краску или смазать клейковиной и обсыпать блестками.

Инструкция: Я принесла вам сегодня нечто особенное — волшебную звезду. Она имеет таинственную силу. Если я качну ее взад-вперед, то вы почувствуете, что начинаете успокаиваться и внимательно слушать историю, которую я буду вам рассказывать.

Большинство детей охотно начинают чувствовать "волшебную силу" звезды. Если какой-нибудь ребенок настроен критически, Вы можете его включить в игру, сказав: "Ты будешь держать волшебную звезду, пока я рассказываю историю".

Для того чтобы поддерживать интерес детей к волшебной звезде, Вы можете ее использовать и в других случаях. Время от времени Вы можете давать ее кому-нибудь из детей в конце учебного дня, чтобы он на прощанье мягко коснулся ею других.

Я хорошо слушаю

ИГРА 3 (с 6 лет)

Цели: Эта простая игра пробудит фантазию ребенка и настроит его внимательно слушать Вас. Кроме того, дети выучат "таинственный сигнал", которым можно "раскрывать свои уши", и позже Вы сможете пользоваться этим сигналом, чтобы концентрировать внимание детей.

Материалы: Повязка для глаз.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните глубоко три раза…

Сейчас ты должен очень внимательно прислушаться к тому, что я скажу. Представь себе какую-нибудь собачку, которая тебе очень нравится. Дай ей немного еды, чтобы она знала, что ты ее друг. Представь, что она виляет хвостом, показывая, что тоже хочет быть твоим другом. Ты знаешь, что у собаки очень хороший слух. Если она напряжется, то может услышать даже самый тихий шорох. Ты можешь со своей воображаемой собачкой проделать такой опыт: скажи ей, что она должна сесть и ждать. Посмотри, как здорово она это делает и как внимательно на тебя смотрит. Погляди на ее уши. Они подняты? Возможно, у твоей собачки уши висячие. Это тоже не страшно, поскольку и у таких собак очень-очень тонкий слух.

Представь теперь, что ты отходишь от собачки до тех пор, пока не окажешься на таком же расстоянии от нее, как самый дальний ребенок в классе — от меня. Теперь обернись к собачке и очень тихо шепни ей сначала что-нибудь приятное. Посмотри, как она слегка приподняла голову и внимательно пытается понять твои слова… Теперь шепни еще тише, подзывая собачку к себе. Посмотри, что делает собачка, когда слышит твою тихую команду. Дай ей подойти к тебе. Что именно делает твоя собачка? Она медленно подходит или бежит к тебе большими прыжками? Когда она подойдет, дай ей что-нибудь вкусненькое. Если хочешь, можешь ее и погладить. Скажи ей, что ты удивлен тому, что она так хорошо тебя слушает. А теперь попрощайся с собачкой… и открывай глаза.

Ты тоже можешь своими ушами очень хорошо слышать все, что вокруг тебя происходит. А иногда ты можешь уши и "закрывать", например, когда слишком громкий шум тебе мешает. Теперь положи, пожалуйста, свою руку, как раковину, на правое ухо и держи так, как будто твое правое ухо очень большое и особенно хорошо все слышит. Что ты должен для этого делать рукой?

Подождите, пока все дети приставят руку к правому уху.

А сейчас сделайте это еще раз обеими руками. Сначала "закройте" свои уши, а потом сделайте их снова открытыми и большими. При этом можно себе сказать: "Я могу очень хорошо слышать. У меня очень внимательные уши". Теперь убери руки и сосредоточься на том, что я тебе сейчас скажу, повтори себе тихонько: "Я могу хорошо слушать". Теперь ты свои уши "открыл".

Анализ упражнения:

— Какой звук ты совсем не любишь слушать?

— Какой шум тебе всего приятней?

— Когда ты "закрываешь" свои уши в школе, а когда — "открываешь"?

— Есть ли слова, от которых твои уши "закрываются"?

— Есть ли слова, которые "открывают" твои уши?

Птенцы

ИГРА 4 (с 6 лет)

Цели: Игра даст Вам прекрасную возможность установить в группе спокойную атмосферу и сконцентрировать внимание детей; кроме того, играя в нее, дети учатся внимательно слушать. Во время игры дети могут сидеть на своих местах или в кругу.

Инструкция: Я хочу предложить вам игру, которая называется "Птенцы". Кто из вас хотел бы быть Птицей-мамой или Птицей-папой?

Птицы-родители идут к двери. Затем выбираются пять детей, которые будут Птенцами. Все опускают головы на руки, и Птица-мама приглашается обратно в класс. Один из Птенцов очень тонким голосом пищит; остальные дети сидят очень тихо. Птица-мама идет вдоль круга и пытается найти своего Птенца. Когда она обнаружит одного, она кладет руку ему на плечо и говорит: "Вот ты где!". Этот Птенец может поднять голову. Когда все Птенцы будут найдены, можно сыграть в эту игру еще раз.

При повторе можно обыгрывать других зверей, например щенят, котят, телят, ягнят и т.д.

Где я?

ИГРА 5 (с 8 лет)

Цели: Эта игра будит любопытство детей и заставляет их собраться и внимательно прислушиваться. При этом у детей также развивается чувство пространства и визуальная память.

Материалы: Повязка для глаз.

Инструкция: Сейчас я хотела бы сыграть с вами в игру, в которой кто-то из вас будет Детективом. Мы завяжем Детективу глаза, чтобы он мог "видеть" только ушами. Один ребенок ведет Детектива в угол классной комнаты. Затем все дети расходятся по комнате и где-нибудь встают. Когда каждый займет свое место, Детектив кричит имя одного из детей. Этот ребенок с того места, где он стоит, стучит по какому-нибудь предмету, который находится рядом с ним. Например, стучит по столу, ударяет по корпусу батареи и т.д. Для того чтобы дать Детективу "информацию к размышлению", стук надо повторить несколько раз. Потом Детектив должен сказать, где стоит ребенок, которого он звал. (Если детям трудно описывать вер-бально местонахождение ребенка, они могут показать на него рукой.) Затем Детективом становится другой ребенок.

Анализ упражнения:

— Что для тебя было трудно в этой игре?

— Можешь ли ты с закрытыми глазами представить себе классную комнату?

— Ты можешь представить, какие звуки производят разные предметы, если по ним постучать или до них дотронуться?

— Хороший ли ты Детектив?

Внутренний слух

ИГРА 6 (с 8 лет)

Цели: Это хорошее медитативное упражнение, в ходе которого дети могут снять напряжение и научиться "активно слушать", т.е. могут научиться различать разнообразные звуки в окружающей обстановке и в собственном теле. При этом они используют уши наподобие глаз, фокусируя их то на близкие, то на дальние шумы.

Инструкция: Сядьте или лягте поудобнее на пол и закройте глаза… Давайте попробуем научиться слышать "внутренними ушами".

Расслабь каждую часть твоего тела, как будто ты стал тряпичной куклой, которая набита мягкой шерстью. Теперь глубоко вдохни, набери побольше воздуха и медленно выдохни, как будто ты хочешь охватить своим дыханием всю землю. Еще раз так же глубоко вдохни и медленно выпускай воздух обратно, посылая его во все концы земли…

Теперь обрати внимание на звуки, которые исходят от тебя, когда ты вдыхаешь и выдыхаешь. Возможно, твой желудок немного урчит, может быть, ты даже сможешь услышать или почувствовать, как бьется твое сердце или ощутить легкую дрожь в своем теле. Прислушайся очень внимательно к звукам, которые производит твое тело. Слушай только звуки собственного тела. (1 минута).

Теперь внимательно прислушайся к шорохам, которые раздаются вокруг тебя, вне твоего тела. Прислушайся к звукам и шорохам, которые можно слышать здесь, в помещении, или далеко за его пределами. Отметь, что ты слышишь. (Перечислите звуки, которые сейчас слышны в классной комнате, например: "Слышу, как вдали идет поезд" и т.д.)

Твои глаза по-прежнему закрыты, а теперь ты закрой еще и уши. Не давай далеким звукам проникать в твои уши… Прислушайся снова к звукам в своем теле. Слушай только свое тело. Послушай, как ты дышишь… Послушай, как бьется твое сердце… Послушай, как урчит твой желудок… (30 секунд.)

Теперь открой глаза и оглядись вокруг.

— Ты слышишь по-другому, не так, как прежде?

— Можешь ли ты пропускать мимо ушей внешние звуки и слышать только свое тело?

— Какие звуки извне ты слышал сначала?

— Можешь ли ты слышать очень тихие звуки вокруг тебя, те, которые ты раньше не замечал?

— Можешь ли ты после этого снова переключиться и слышать звуки твоего тела?

Анализ упражнения:

— Что и как ты слышишь, когда просыпаешься?

— Как ты слышишь, когда бываешь усталым?

— Обращаешь ли ты иногда внимание на звуки, которые издает твое собственное тело?

Громко и тихо

ИГРА 7 (с 8 лет)

Цели: В этой игре дети смогут представить себе различные звуки и прислушаться к ним "внутренним ухом". Рисование громких и тихих звуков даст детям возможность еще больше ощутить разницу между ними. По окончании игры Вы можете завести разговор о том, когда нужно вести себя тихо, а когда уместен шум, в каких местах мы можем быть громкими, а в каких — тихими.

Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вздохните три раза…

Дайте мне услышать, как вы дышите…

Сначала ты должен представлять себе только тихие вещи. Я сейчас назову несколько таких вещей, и ты как можно отчетливее представишь их себе. Как ты думаешь, у тебя это получится?

Начнем. Представь себе шорох, один совсем тихий шорох… Представь себе, как падает на траву моросящий дождь. Представь себе, как ты идешь на цыпочках босиком по очень мягкому ковру… Представь себе те тихие шорохи, которые ты слышишь, просыпаясь ночью…

Представь себе, как кто-то напевает вполголоса красивую песню… Представь себе, какой ты тихий, когда с интересом слушаешь какую-нибудь историю…

Теперь ты можешь снова открыть глаза и рассказать мне о том, как ты представлял себе разные вещи и звуки.

Дайте детям по возможности больше времени, чтобы они могли спокойно поделиться своими переживаниями.

Сейчас вы можете взять листы бумаги и карандаши и нарисовать несколько тихих вещей. (10 минут.)

Теперь мы будем представлять себе громкие вещи. Мы сами иногда бываем громкими? Да… Мы умеем быть такими шумными!

Теперь я прошу закрыть всех глаза и снова три раза глубоко вздохнуть.

Я хочу слышать, как вы выдыхаете…

Ты слышишь, как другие дети дышат? Я думаю, что это еще не громкие звуки. Я назову сейчас несколько действительно громких вещей. И я хотела бы, чтобы ты как можно отчетливее представил их себе.

Представь себе: как звонит телефон… как наш класс на перемене резвится и веселится… как гремит гром в грозу… как огромный самолет стартует с взлетной полосы и поднимается все выше и выше…

Представь, что ты стоишь возле набора ударных инструментов и бьешь в ударники и тарелки… Представь, как твой лучший друг подкрадывается и пугает тебя громким криком: "БууГ. Это звучит действительно очень громко…

Сейчас открой глаза и скажи мне, что ты слышал в своем воображении и что видел.

Снова дайте детям достаточно времени, чтобы они могли рассказать об этом друг другу.

Теперь возьмите снова бумагу и карандаши и нарисуйте громкие вещи.

Анализ упражнения:

— В каких местах нужно быть особенно тихими?

— Где можно быть очень шумными?

— Когда в школе можно быть громкими, а когда необходимо быть тихими?

— Посмотри на свои рисунки. Что бросается в глаза, когда ты сравниваешь обе картинки? Разные цвета? Или одни и те же предметы выглядят как-то по-разному?

— Есть ли звуки, которые тебя успокаивают?

— Пугался ли ты когда-нибудь слишком громкого звука? Существуют ли тихие звуки, которые могут напугать? Когда ты радуешься, ты бываешь громким или тихим?

Чувства и интонации

ИГРА 8 (с 10 лет)

Цели: Наши голоса несут собеседнику информацию о наших чувствах. Иногда мы можем узнать о других по звуку их голоса больше, чем по содержанию их речи. Голосом часто выражаются вещи, которые нельзя передать словами. Поэтому очень хорошо, если дети научатся слышать все, что передает собеседник, замечая все нюансы и оттенки чувств по изменению его голоса. Они смогут тогда лучше настраиваться на других и станут более чуткими. В этой игре детям предоставляется возможность попытаться выразить свои чувства с помощью интонации. В конце игры можно провести дискуссию о невербальных аспектах речи.

Инструкция: Представьте себе, что весь класс перенесся на машине времени в другой мир, где разговаривают только длинными гласными, например: Аааааа, Ееееее, Ииииии… Люди, разговаривающие на этом языке, могут выражать все свои чувства только разным произнесением этих звуков.

Попробуйте показать, как люди этой страны говорят, что они счастливы? Скажите мне все радостное Аааа, радостные Еееее, Ии-иии, Ооооо, Ууууу…

Проследите при этом, чтобы дети действительно вкладывали чувства в произносимые звуки. Дайте детям выразить интонацией страх. Выразите так другие чувства: гнев, печаль, любовь, волнение, гордость, любопытство и др. Помогите детям обратить внимание, как изменяется их мимика и поза, их ощущения при выражении разных чувств.

Меняется ли ваша осанка, когда вы выражаете новое чувство? А выражение лица? Как вы дышите при разных эмоциях?

В завершение Вы можете сами произнести поочередно все гласные, демонстрируя оттенки разных чувств: радостное Ааааа, потом грустное Еееее…

Теперь сядьте по двое. Я хотела бы, чтобы вы поговорили друг с другом, используя только гласные звуки, но они должны выражать те чувства, которые вы сейчас испытываете. Обращайте внимание не только на голос, но и на позу и выражение лица вашего партнера. (3 минуты.) Давайте вместе обсудим то, что вы при этом переживали.

Анализ упражнения:

— Что тебе было труднее всего понять в чужой речи?

— Какое чувство тебе легче всего выразить?

— Обращаешь ли ты внимание на интонацию собеседника для того, чтобы понять его чувства?

— Можешь ли ты сказать про кого-нибудь из класса, что ты понимаешь его чувства сразу же?

— Как звучит твой голос, когда ты радуешься? А как он звучит, когда тебе страшно? Как звучит твой голос, когда ты ласковый?

— Когда ты чувствуешь себя неуютно при разговоре: когда собеседник гневается? Когда он грустен? Когда он выражает любовь?

— Почему у людей есть чувства? Для чего они нужны?

— Есть ли у тебя какое-нибудь свое "правило" по отношению к выражению чувств?

Музыка земли

ИГРА 9 (с 6 лет)

Цели: Вы сможете гораздо лучше познакомить детей с "активным слушанием", если будете регулярно ставить им специально подобранную музыку. Мы предлагаем Вам использовать музыкальные произведения, которые могут дать детям чувство уверенности, защищенности и надежности. Необходима спокойная, теплая и мелодичная музыка, которая вызывает чувство покоя и общности с другими. Предложите эту игру детям, когда они находятся в спокойном настроении, могут ее воспринять и испытать особое тепло и чувство защищенности.

Материалы: Аудиокассета с записью двух вариантов спокойной мелодичной музыки.

Инструкция: Когда вы сосредоточены и внимательны, ваши уши как будто широко раскрываются. Можете ли вы себе представить, что вы в состоянии слышать не только ушами, но и носом, ртом и кожей? Как бы вы стали слышать, если бы у вас по всему телу были бы крошечные ушки? Это, наверное, очень хорошо, особенно когда вы слушаете прекрасные звуки музыки. Я сейчас поставлю вам два музыкальных произведения, их очень приятно слушать.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните…

Когда начнется музыка, представь себе, что ты "вдыхаешь" звуки музыки ушами, носом и ртом и всеми порами твоей кожи… (Звучит первая мелодия.)

Дыши глубоко через нос… и через уши… через кожу… Почувствуй, как звуки везде проникают в тебя, в твои руки, в твои ноги, в твой живот и в твое сердце… Пусть твое тело будет как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается. Почувствуй, что музыка делает в твоем теле, как она дарит тебе покой, тепло и защиту…

Сделайте краткую паузу после первой мелодии и повторите инструкцию.

Когда начнется вторая мелодия, представь себе, что ты вдыхаешь все звуки своими ушами, носом, ртом и всеми порами своего тела…

Анализ упражнения:

— Что ты переживал во время первой мелодии?

— Что ты чувствовал, когда слушал второе произведение?

— Ты смог представить себе, что ты вдыхаешь звуки всем телом?

— Какая музыка тебе ближе?

— В этот раз ты слушал музыку по-другому, не так, как обычно?

Колокол

ИГРА 10 (с 8 лет)

Цели: Мы используем в этой игре воображаемый звон колокола для того, чтобы дать детям возможность научиться внимательно прислушиваться к звукам; кроме того, они смогут понять, что может привнести в их восприятие окружающего активное вслушивание. Когда мы сосредоточенно слушаем, простой звон может дать нам ощущение радости, внутренней силы и уверенности.

Инструкция: Есть ли на свете звуки, которые будят ваши чувства, затрагивают душу? Какие звуки вас радуют? Есть ли какой-нибудь шум, который вас пугает? Знаете ли вы звуки, которые вас взбадривают? Есть ли шум, приносящий вам беспокойство?

У нас есть особая память — память на звуки. Можете ли вы мне описать, как звучит мотор машины? А как звучит голос мамы? Пропойте мне пару тактов своей любимой песни.

Теперь сядьте поудобнее и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните…

Представь себе, что ты лежишь на лугу, который окружен живописными небольшими холмами. Под тобой мягкая свежая трава, и когда ты вдыхаешь воздух, ты ощущаешь запах травы, зелени и цветов. Над тобой — голубое небо с белыми пушистыми облаками. Где-то невдалеке — маленькая деревенская церковь. На башенке висит колокол. Когда он четыре раза в час отбивает время, ты это слышишь. Звон колокола — ясный и веселый. Он доносится до тебя по воздуху, и это особенный звук. Когда ты его слышишь, ты становишься бодрым и радостным.

Сейчас ты снова слышишь колокол. Теперь он звучит громче. Почувствуй, как звуковые волны плавно плывут и, мягко и легко достигая тебя, собираются вместе. От этого ты становишься бодрым и чувствуешь, что твоя голова стала очень легкая и ясная. Послушай, как медленно замирает звук, и отметь момент, когда звук совсем затихнет и наступит тишина… (15 секунд.)

Теперь послушай звон колокола еще раз. На этот раз тебе кажется, что колокол звучит прямо рядом с тобой, ты чувствуешь, как твое тело начинает от него вибрировать. Твое тело упруго, кажется, что ты — это сам звон, легкий, светлый и сильный… (15 секунд.)

А теперь возвращайся в класс и открывай глаза. Будь снова здесь, повеселевший и бодрый.

Анализ упражнения:

— Слышал ли ты звон колокола своими "внутренними ушами"?

— Можешь ли ты представить себе звуки разных музыкальных инструментов: скрипки, флейты, гонга?

— Ты можешь пропеть, изобразить своим голосом звук, от которого ты чувствуешь гармонию во всем своем теле?

Слушай внимательно

ИГРА 11 (с 10 лет)

Цели: В этой игре дети смогут почувствовать, как интересно слушать другого, и понять, что они чувствуют, когда слушают из самих. Может быть, это поможет им в дальнейшем замечать, когда их перестают слушать. Одновременно эта игра способствует сплоченности группы — в классе всегда есть дети, которые считают себя "важными персонами", держатся отдельно и мало заботятся о других. Особенно полезна эта игра в конфликтных ситуациях, когда никто никого не слушает. Наконец, она может помочь ребенку разобраться со своими сильными чувствами (яростью, страхом). Выберите сами темы, которые актуальны именно для Вашего класса.

Инструкция: Порой мы что-то говорим и чувствуем, что наш собеседник в своих мыслях находится где-то далеко-далеко. Как мы это узнаем? Каким образом вы можете заметить, что вас, наоборот, внимательно, хорошо слушают — ваша мама, лучший друг или лучшая подруга?

Разделитесь по двое, чтобы мы могли поупражняться в настоящем слушании. Решите, кто из вас будет А, кто — Б. Вы оба должны будете говорить на одну и ту же тему. Сначала А должен будет говорить минуты две. Б смотрит на него и внимательно слушает. Через две минуты Б должен повторить все, что он слышал. При этом Б должен показать, что он понял своего собеседника. Тема следующая: "Что я делаю, когда бываю по-настоящему разъярен". (2 минуты.)

В ходе игры дети меняются ролями. Это даст ребятам полезный опыт общения в классе. Другие возможные темы для разговора:

— Что я делаю, когда сильно радуюсь?

— Как я приобретаю новых друзей?

— Что меня тревожит (заботит)?

— Что мне нравится в нашем классе?

— Что мне не нравится в нашем классе?

— Как я себя чувствую в классе?

— Что я делаю для нашего класса?

— Когда я бываю одинок?

Анализ упражнения:

— Кто особенно внимательно тебя слушал?

— Как ты это заметил?

— Ты хорошо настраивался на разговор?

— Ты сам прилагаешь усилия для того, чтобы слушать других?

— Кто хорошо слушает тебя?

Камень мудрости

ИГРА 12 (с 6 лет)

Цели: Эта игра очень хороша для группы, члены которой не слушают, постоянно перебивают друг друга или ведут посторонние разговоры. "Камень мудрости" имеет магическое свойство: он направляет внимание участников группы на говорящего и делает из них более внимательных слушателей, чем обычно. Эта игра улучшает взаимодействие детей и дает им возможность контролировать свое поведение при общении с другими. Часто эта игра так быстро приносит плоды, что "камень мудрости" становится уже не нужен, но при необходимости Вы можете потом прибегать к его помощи при любом разговоре или дискуссии в группе.

Материалы: Красивый, не слишком маленький камень.

Инструкция: Я принесла вам что-то необыкновенное — это камень мудрости. Сейчас, пока я его держу, я могу говорить. Когда кто-то другой захочет о чем-то рассказать — он должен сообщить об этом и взять у меня камень. Пока камень находится в руках у одного ребенка, остальные говорить не могут. Затем камень передается другому ребенку и т.д. Можно также передавать камень ребенку, который просто хочет что-то сказать.

Анализ упражнения:

— Нравится ли тебе, когда другой человек перебивает тебя?

— Что ты чувствуешь, когда хочешь что-то сказать, а в это время все заняты своими разговорами?

— Что ты чувствуешь, когда все внимательно тебя слушают?

Охота

ИГРА 13 (с 6 лет)

Цели: Эта игра пробуждает детскую жажду приключений. Это подходящий случай собраться, вести себя тихо и внимательно прислушиваться. Детям нравится быть и активными игроками, и зрителями. Это своеобразная проверка на смелость, здесь требуется и готовность идти на риск, и уверенность в себе.

В качестве игровой площадки Вам потребуется поле 3x6 м. Для обозначения границ поля расставьте по периметру детей-зрителей, чтобы Заяц и Охотник нигде не ударились.

Инструкция: Я хочу вам предложить одну игру, в которой надо быть очень быть тих



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.25 (0.013 с.)