Гост p 51303-99 государственный стандарт Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гост p 51303-99 государственный стандарт Российской Федерации



 
 


ТОРГОВЛЯ

Термины и определения

 

Trade.

Terms and definitions

Дата введения 2000—01—01

Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области торговли.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы (по данной научно-технической отрасли), входящих в сферу работ по стандартизации и(или) использующих результаты этих работ.

Настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 16299—78, ГОСТ 16318—77, ГОСТ 17527-86, ГОСТ 18338-73, ГОСТ 21391—84, ГОСТ 23004-78.

2 Стандартизованные термины с определениями

2.1 Общие понятия

1 товарное обращение: Процесс обращения объектов собственности посредством возмездных договоров.

Примечание — Объектами собственности являются продукты труда, ценные бумаги, валютные ценности, деньги, иное движимое и недвижимое имущество.

2 торговля: Вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

3 оптовая торговля: Торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.

4 розничная торговля: Торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семей­ного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

5 развозная торговля: Розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством.

6 разносная торговля: Розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице.

7 посылочная торговля: Розничная торговля, осуществляемая по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений.

8 комиссионная торговля: Розничная торговля, предполагающая продажу комиссионерами то­
варов, переданных им для реализации третьими лицами-комитентами, по договорам комиссии.

9 рынок товаров и услуг; потребительский рынок: Сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда.

10 товарный рынок: Рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производст­венным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг.

Издание официальное


ГОСТ Р 51303-99

2.2 Торговые структуры и их виды

11 субъект торговли: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимаю­щиеся торговлей и зарегистрированные в установленном порядке.

12 торговое предприятие: Имущественный комплекс, используемый организацией для купли
продажи товаров и оказания услуг торговли.

Примечание — Имущественный комплекс включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др.

13 торговая сеть: Совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

14 стационарная торговая сеть: Торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях.

Примечание — Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, имеющие замкну­тый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным комму­никациям.

15 нестационарная торговая сеть: Торговая сеть, функционирующая на принципах разносной и развозной торговли.

Примечание — Нестационарную торговую сеть представляют палатки, автолавки, автоцистерны и т.п.

16 предприятие оптовой торговли: Торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу то­
варов с целью их последующей перепродажи, а также оказывающее услуги по организации оптового оборота товаров.

17 оптовая (торговая) сеть: Торговая сеть, представленная предприятиями оптовой торговли.

18 товарный склад: Организация, обеспечивающая и/или осуществляющая хранение, подготовку к продаже и отпуск товаров оптовым покупателям.

Примечание — Товарный склад может функционировать и как структурное подразделение предпри­ятия оптовой торговли.

19 общетоварный склад: Товарный склад, предназначенный для осуществления складских операций с товарами, не требующими регулируемых режимов хранения.

20 специализированный (общетоварный) склад: Общетоварный склад, осуществляющий склад­ские операции с одной группой товаров.

21 универсальный (общетоварный) склад: Общетоварный склад, осуществляющий складские операции с универсальным ассортиментом товаров.

22 предприятие розничной торговли: Торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.

Примечание — Для ведения хозяйственной деятельности розничные торговые предприятия исполь­зуют магазины, павильоны, киоски и палатки.

23 розничная (торговая) сеть: Торговая сеть, представленная предприятиями розничной тор­говли.

24 мелкорозничная (торговая) сеть: Торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли.

Примечание — К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.

25 вид предприятия розничной торговли: Предприятие розничной торговли, классифицирован­ное по ассортименту реализуемых товаров.

Примечание — Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбини­рованным, а также смешанным ассортиментом товаров.

26 тип предприятия розничной торговли: Предприятие розничной торговли, определенного вида, классифицированное по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей.

Примечание — Типом предприятия розничной торговли являются: универмаг, универсам, магазин «Ткани», магазин «Продукты» и т.д.

27 универсальный магазин: Предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров.

28 специализированный магазин: Предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть.


ГОСТ Р 51303-99

29 магазин с комбинированным ассортиментом товаров: Предприятие розничной торговли, ре­ализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные
потребности.

30 магазин со смешанным ассортиментом товаров: Предприятие розничной торговли, реализую­щее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.

31 торговое объединение: Добровольное договорное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для координации
предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов и
являющееся некоммерческой организацией.

32 торговый комплекс: Совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный
ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции
хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

Примечание — Под функциями хозяйственного обслуживания понимается инженерное обеспече­ние (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализация, средства связи); ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборка мусора, охрана торговых объектов, организация питания служащих и т.п.

33 торговый центр: Совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию
услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной
территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в
границах своей территории стоянку для автомашин.

34 торговый дом (НДП: дом торговли) Многопрофильное торговое предприятие, интегрирован­
ное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.

35 магазин: Специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное
№& продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными,
административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

36 павильон: Оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения
товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

37 киоск: Оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и
помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади
которого хранится товарный запас.

38 палатка (НДП: ларек): Легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная при­лавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или
несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день
торговли.

39 рынок: Организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-
продажи.

40 ярмарка: Самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводите­лей-продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью
заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межго­сударственных хозяйственных связей.

2.3 Материально-техническая база торговли

41 материально-техническая база торговли: Совокупность средств производства, выступающих
в форме реальных активов торговых предприятий, обеспечивающих процессы купли-продажи и
товародвижения.

42 торговое помещение магазина: Часть помещения магазина, включающая торговый зал и
помещения для оказания услуг.

43 торговый зал магазина: Специально оборудованная основная часть торгового помещения
магазина, предназначенная для обслуживания покупателей.

44 помещение (магазина) для приема, хранения и подготовки товаров к продаже: Специально
оборудованная часть помещения магазина, предназначенная для приема, хранения и подготовки
товаров к продаже.

45 подсобное помещение магазина: Часть помещения магазина, предназначенная для размеще­ния вспомогательных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса.

Примечание — В состав подсобного помещения магазина входят помещения для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары, приема стеклянной посуды от населения, экспедиция по доставке товаров на дом, коридоры, тамбуры, вестибюли.


ГОСТ Р 51303-99

46 административно-бытовое помещение магазина: Часть помещения магазина, предназначен­ная для размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения.

Примечание — В состав административно-бытового помещения входят служебные помещения аппарата управления, пункты питания персонала, здравпункт, санитарно-бытовые помещения.

47 техническое помещение магазина: Часть помещения магазина, предназначенная для разме­щения технических служб и/или выполнения работ по техническому обслуживанию рабочих мест,
торгово-технологического и механического оборудования.

Примечание — В состав технического помещения магазина входят вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, электрощитовая, котельная, тепловой узел, камера кондиционирования воздуха, радиоузел, телефонные коммутаторы, опорный пункт автоматизированной сис­темы управления.

48 общая площадь магазина: Площадь всех помещений магазина.

Примечание—В состав общей площади магазина входят все надземные, цокольные и подвальные помещения, включая галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы и переходы в другие помещения.

49 торговая площадь магазина: Площадь торговых помещений магазина.

50 площадь торгового зала магазина: Часть торговой площади магазина, включающая устано­вочную площадь магазина, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих
мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

51 установочная площадь магазина: Часть площади торгового зала, занятая оборудованием,
предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.

52 экспозиционная площадь магазина (Ндп: демонстрационная площадь магазина): Суммарная
площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале.

53 контрольно-кассовый узел магазина: Специально оборудованная часть площади торгового
зала, предназначенная для расчетов с покупателями за товары в зонах самообслуживания магазинов,
в пределах которой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины.

54 складское помещение: Специально оборудованное изолированное помещение основного
производственного, подсобного и вспомогательного назначения предприятия оптовой торговли.

55 складское помещение основного производственного назначения (Ндп: оперативное помещение,
операционное помещение):
Часть складского помещения, предназначенная для приема, сортировки,
хранения, комплектации, отпуска и отгрузки товаров.

Примечание — в состав складских помещений основного производственного назначения входят приемочные, секции хранения, холодильные камеры, цеха фасовки, комплектовочные, экспедиции.

56 складское помещение подсобного назначения: Часть складского помещения, предназначен­ная для размещения подсобных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического
процесса.

Примечание — В состав складских помещений подсобного назначения входят помещения для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары.

57 вспомогательное складское помещение: Часть складского помещения, предназначенная для
размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения.

Примечание — В состав вспомогательного складского помещения входят служебные помещения аппарата управления, пункты питания, здравпункт, санитарно-бытовые помещения, вестибюли, лестничные клетки, тамбуры.

58 общая площадь товарного склада: Площадь всех помещений склада.

Примечание — В состав общей площади товарного склада входят все надземные, цокольные и подвальные помещения, включая галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы и переходы в другие здания.

59 складская площадь товарного склада: Площадь складских помещений основного производ­ственного назначения.

60 подсобная площадь товарного склада: Площадь складских помещений подсобного назначе­ния.

61 грузовая площадь товарного склада: Площадь складских помещений, занимаемая оборудо­ванием, предназначенным для хранения товаров.

Примечание — В состав оборудования входят стеллажи, поддоны, контейнеры.


ГОСТ Р 51303-99

62 емкость товарного склада: Характеристика помещений основного производственного на­
значения, выражающая их вместимость при выбранном способе хранения товаров.

2.4 Объекты торговли, их свойства и показатели

63 товарные ресурсы: Продукция, производимая внутри страны и завозимая по импорту,
предназначенная для продажи населению, снабжения социальных учреждений и спецконтингента
потребителей, переработки и хозяйственных нужд, а также создания товарных запасов.

64 товар; Любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от
одного лица к другому по договору купли-продажи.

65 товары народного потребления: Товары, предназначенные для продажи населению с целью
личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельнос­тью.

66 товары производственного назначения: Товары, предназначенные для продажи юридическим
лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности.

Примечание — К товарам производственного назначения относятся, например, технологическое
оборудование, строительно-дорожная техника, транспортные машины общего пользования, топливно-сырьевые товары и т.п.,

67 класс товаров: Совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение.

Примечание — Класс товаров может быть представлен, например, швейными изделиями, трико­тажными товарами, галантерейными товарами, культтоварами и т.п.

68 группа товаров: Совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным соста­вом потребительских свойств и показателей.

Примечание — Примером конкретной группы товаров являются верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты и т.п.

69 вид товаров: Совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием
и назначением.

Примечание — Примером конкретного вида товаров являются костюм, платье, куклы, сапоги, телевизор, холодильник, видеомагнитофон, кровать, творог и т.п.

70 разновидность товаров: Совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду
частных признаков.

Примечание — Представляется в виде конкретных марок, моделей, артикулов, сортов.

71 ассортимент товаров (Пдп: товарный ассортимент: товарная номенклатура): Набор товаров,
объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.

72 показатель ассортимента товаров: Количественная характеристика одного или нескольких
свойств ассортимента товаров.

73 ассортиментный перечень товаров: Часть торгового ассортимента товаров, который должен
быть постоянно в продаже.

74 промышленный ассортимент товаров (Ндп: производственный ассортимент): Ассортимент
товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным
предприятием.

 

75 торговый ассортимент товаров: Ассортимент товаров, представленный в торговой сети.

76 простой ассортимент товаров: (Ндп: товары простого ассортимента): Ассортимент товаров,
представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам.

77 сложный ассортимент товаров (Ндп: товары сложного ассортимента): Ассортимент товаров,
представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам.

78 укрупненный ассортимент товаров (Ндп: групповой ассортимент): Ассортимент товаров, объ­единенных по общим признакам в определенные совокупности товаров.

Примечание — Совокупностью товаров является класс, группа, вид товаров.

79 развернутый ассортимент товаров (Ндп: внутригрупповой ассортимент): Ассортимент това­ров, представленный разновидностями товаров.

80 структура ассортимента товаров: Соотношение выделенных по определенному признаку
совокупностей товара в наборе.

Примечание — Как правило, для наглядности структура ассортимента выражается в процентах.

81 качество товара: Совокупность потребительских свойств товара.

82 потребительское свойство товара: Свойство товара, проявляющееся при его использовании
потребителем в процессе удовлетворения потребностей.


ГОСТ Р 51303-99

83 потребительский показатель качества товара: Количественная характеристика одного или
нескольких потребительских свойств товара, рассматриваемая применительно к условиям его по­требления.

2.5 Технология торговли и тор го вое оборудование

84 технология торговли: Совокупность параллельно или последовательно выполняемых опера­ций и процедур при продаже товаров и организации товародвижения с использованием определенных средств и методов.

85 товародвижение: Процесс физического перемещения товара от производителя в места про­дажи или потребления.

86 звенность товародвижения: Количество складских звеньев, через которые проходит товар
при его продвижении от производителя к потребителю как на основе перехода прав собственности
на товар, так и без него.

87 форма товародвижения: Организационный прием, представляющий собой разновидность
способов продвижения товаров от производителя в места продажи или потребления.

88 транзитная форма товародвижения: Форма товародвижения от производителя непосредст­венно в места продажи или потребления, минуя склады посредников.

89 складская форма товародвижения: Форма товародвижения от производителя в места прода­жи или потребления через одно или несколько складских звеньев посредников.

90 товароснабжение: Система мероприятий по доведению товаров от производителя до мест
продажи или потребления.

91 торгово-технологический процесс: Последовательность операций, обеспечивающая процесс
купли-продажи товаров и товародвижения.

92 операция торгово-технологического процесса: Отдельная законченная однородная часть торгово-технологического процесса.

93 хранение товаров: Процесс размещения товара в складском помещении, содержание и уход
за ним в целях обеспечения его качества и количества.

94 стеллажное хранение товаров: Хранение упакованных и/или неупакованных товаров на
полках стеллажа.

95 штабельное хранение товаров: Хранение товаров в таре, на поддонах, малогабаритных кон­тейнерах, уложенных по определенной схеме в несколько ярусов.

96 хранение товаров навалом: Хранение товаров насыпью с использованием простейших уст­ройств или приспособлений.

97 хранение товаров в подвешенном виде: Хранение товаров в висячем положении на специ­альных приспособлениях.

Примечание — Приспособлениями являются вешала, кронштейны, крючья.

2.6 Торговое обслуживание

98 услуга торговли: Результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной
деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.

99 ассортимент услуг торговли: Набор различных услуг торговли, объединенных или сочетаю­щихся по определенным признакам.

 

100 безопасность товара: Состояние товара в обычных условиях его использования, хранения,
транспортировки и утилизации, при котором риск вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя
ограничен допустимым уровнем.

101 безопасность услуги торговли: Комплекс свойств услуги, проявление которых при обычных
условиях ее оказания не подвергает недопустимому риску жизнь, здоровье и имущество потребителя.

102 торговое обслуживание: Деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с
покупателем, направленная на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения
товара и/или услуги.

103 система торгового обслуживания: Целостное единство взаимосвязанных элементов, обес­печивающих осуществление торгового обслуживания.

104 процесс торгового обслуживания: Последовательность операций, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания в конкретном типе торговых предприятий.

105 условия торгового обслуживания: Совокупность факторов, воздействующих на покупателя
в процессе торгового обслуживания.

106 форма торгового обслуживания: Организационный прием, представляющий собой сочета­ние методов обслуживания покупателей.

Примечание— Примером формы торгового обслуживания может быть салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок, индивидуальное обслуживание продавцом-кон­сультантом в магазинах самообслуживания.


ГОСТ Р 51303-99

107 продавец (Ндп: оператор): Организация или индивидуальный предприниматель, реали­зующие товары и оказывающие услуги покупателю по договору купли-продажи.

Примечание — В торговле данное понятие используется также для обозначения профессии тор­гового работника.

108 покупатель: Юридические и физические лица, использующие, приобретающие, заказы­вающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары и услуги.

109 продажа товаров; реализация товаров: Передача покупателю товаров на определенных
условиях.

ПО форма продажи товаров: Организационный прием доведения товаров до покупателей.

Примечание — Различают магазинные и внемагазинные формы продажи товаров.

111 методы продажи товаров: Совокупность приемов и способов, с помощью которых осущест­вляется процесс продажи товаров.

112 торговая информация: Сведения о товаре или услуге, изготовителе, продавце, предусмот­ренные законодательством и доводимые до покупателя с целью ознакомления с товаром и особенностями его использования.

113 торговая реклама: Распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о торговом предприятии, товарах и услугах, предназначенная для неопределенного круга лиц
и способствующая реализации товаров.

114 качество торгового обслуживания: (Ндп: уровень торгового обслуживания): Совокупность
характеристик процесса и условий торгового обслуживания покупателей.

115 скорость торгового обслуживания: Среднее время, затрачиваемое на обслуживание одного
покупателя.

116 культура торгового обслуживания: Совокупность характеристик и условий процесса торго­вого обслуживания, определяемых профессионализмом и этикой обслуживающего персонала.

Примечание — Характеристики культуры торгового обслуживания — вежливость, чуткость, ком­петентность, доступность персонала для покупателей, уровень мастерства работников, комфорт, эстетика предоставления услуги и т.п.

2.7 Финансово-экономические показатели торговли

117 цена: Денежное выражение стоимости товара,

118 оптовая цена (Ндп: отпускная цена): Цена товара, реализуемого продавцом или поставщи­ком покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.

119 закупочная цена: Цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у
производителей по договорам контрактации.

120 розничная цена: Цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного,
семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи.

121 торговая надбавка (Ндп: торговая наценка, торговая накидка): Элемент цены продавца,
обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли.

122 торговая скидка: Скидка с цены товара, предоставляемая продавцом покупателю в связи
с условиями сделки и в зависимости от текущей конъюнктуры рынка.

123 товарооборот (Ндп: объем продаж): Объем продажи товаров и оказания услуг в денежном
выражении за определенный период времени.

124 розничный товарооборот (Ндп: розничные продажи): Объем продажи товаров и оказания
услуг населению для личного, семейного, домашнего использования.

Примечания

1 В состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров.

2 Такая продажа может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет.

 

125 оптовый товарооборот (Ндп: оптовые продажи): Объем продажи товаров производителями
и/или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом
обороте.

126 товарная структура товарооборота: (Ндп: ассортиментная структура товарооборота): Со­отношение отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах.

127 товарные запасы: Количество товаров в денежном или натуральном выражении, находя­щихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату.

Примечание — В зависимости от назначения подразделяются на запасы текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза.

 


ГОСТ Р 51303-99

128 товарные запасы в днях оборота (Ндп: уровень товарных запасов): Относительный показа­тель обеспеченности торговли товарными запасами на определенную дату, показывающий на сколь­
ко дней торговли хватит товарных запасов.

129 товарооборачиваемость: Время обращения среднего товарного запаса за определенный
период.

130 норматив товарных запасов (Ндп: норма товарных запасов): Оптимальный размер товарных
запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат.

131 товарные потери: Потери товаров при их перевозке, хранении и реализации.

132 естественная убыль: Товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызы­вающими изменение количества товара.

Примечание — Изменение количества товара может произойти за счет усушки, утруски, утечки, распыла и т.д.

133 нормы естественной убыли: Предельный размер товарных потерь, устанавливаемый нор­мативными документами по конкретному виду товара.

134 издержки обращения (Ндп: торговые издержки): Денежная оценка затрат, произведенных
продавцом в процессе продвижения товаров к покупателю за определенный период времени.

Примечание— Различают материальные, финансовые, трудовые и иные затраты.

135 затраты торгового предприятия (Ндп: экономические издержки торгового предприятия): Де­
нежная оценка суммарной величины затрат торгового предприятия, как относимых на издержки
обращения, так и не учитываемых в их составе.

136 валовый доход торговли: Показатель, характеризующий финансовый результат торговой
деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами
по их приобретению за определенный период времени.

137 прибыль от реализации товаров: Показатель, характеризующий финансовый результат тор­говой деятельности и определяемый как превышение валового дохода за вычетом обязательных
платежей, над издержками за определенный период времени.

Примечание — Обязательным платежом является, например, налог на добавленную стоимость, акцизы.

138 валовая прибыль торгового предприятия (Ндп: бухгалтерская прибыль): Показатель, харак­теризующий конечный финансовый результат деятельности торгового предприятия и представляю­щий собой сумму прибыли от реализации товаров, услуг, имущества и сальдо доходов и расходов от
внереализационных операций.

139 чистая прибыль торгового предприятия: Часть валовой прибыли, которая остается в распо­ряжении торгового предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.

2.8 Организационно-технологические показатели торговли

140 обеспеченность населения торговой площадью: Показатель, характеризующий фактическое
наличие торговой площади в расчете на 1000 жителей.

141 норматив обеспеченности населения торговой площадью: Показатель, выраженный установ­ленной торговой площадью на 1000 жителей.

142 уровень обеспеченности населения торговой площадью: Отношение фактической обеспечен­ности населения торговой площадью к нормативной, выраженное в процентах.

143 обеспеченность населения розничной сетью: Показатель, характеризующий фактическое
наличие розничных торговых предприятий в расчете на 1000 жителей.

144 обеспеченность населения складской площадью: Показатель, характеризующий фактичес­кое наличие складской площади в расчете на 1000 жителей.

145 коэффициент использования складской площади: Показатель, характеризующий отношение
грузовой площади товарного склада к складской площади.

 

146 коэффициент использования складского объема: Показатель, характеризующий отношение
грузового объема склада к складскому объему.

147 пешеходная доступность магазина: Установленное расстояние от магазина до центра жилой
застройки, обеспечивающее рациональное размещение розничной торговой сети.

148 грузооборот склада: Объем товарной массы в натуральном исчислении, проходящий через
склад за определенный календарный период.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.147 с.)