Тема 3. 2 профессиональные обязанности и обучение операторов технических систем и руководящего персонала по бжд. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. 2 профессиональные обязанности и обучение операторов технических систем и руководящего персонала по бжд.



Медицинское освидетельствование. Профессиональная подготовка, инструктаж и обучение операторов технических систем правилам безопасности и экологичности. Профессиональный отбор, возможные пути повышения уровня подготовки операторов.

Подготовка и повышение квалификации руководящего состава по безопасности жизнедеятельности. Ответственность руководителя за соблюдение нормативных требований по безопасности труда. Формы ответственности руководителя. Риск руководителя, восприятие этого риска персоналом, их ответственность за безопасность деятельности.

Тема 3.3.Российская государственная система предупреждения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Международное сотрудничество. Экономические аспекты БЖД

Чрезвычайные ситуации. Государственное управление в ЧС. Законодательные и подзаконные акты. Аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования постоянной готовности. Координация планов и мероприятий гражданской обороны с народнохозяйственными планами. Паспортизация состояний инженерных сооружений ГО. Целевые и комплексные проверки готовности к действиям в ЧС.

Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности, охраны труда и охраны окружающей среды.

Экономический ущерб от производственного травматизма, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций. Рекомендации по укрупненной оценке экономического ущерба от загрязнений атмосферы и водоемов. Затраты на охрану окружающей среды и защитные мероприятия по безопасности труда в РФ и за рубежом.

Содержание практических занятий

№ п/п Наименование Кол-во часов
  Расчет искусственного освещения  
  Мероприятия по борьбе с шумом  
  Оценка пожарной обстановки  
  Мероприятия по борьбе с вибрацией  
  Расчет принудительной вентиляции  
  Чрезвычайные ситуации техногенного характера  
  Само и взаимопомощь при чрезвычайных ситуациях. Психологические аспекты готовности к ЧС.  
  Цели и задачи ГО. Предназначение РСЧС.  
  Всего  

 

3. Учебно-методические обеспечение по дисциплине

3.1 Основная литература

 

1. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для вузов / под общей редакцией С. В. Белова. - Издание 8-е, стереотипное. - М.: Высшая школа, 2008. - 616 с. - Гриф МО "Рекомендовано".

2. Арустамов, Э. А.Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для вузов. - 7-е издание, исправленное. - М.: Академия, 2008. - 176 с. - Гриф МО "Допущено".

3.2 Дополнительная литература

1. Кукин П.П., Лапин В.Л., Пономорев Н.Л., Н.И. Сердюк. Безопасность технологических процессов и производств [Текст]- М.: Высшая школа, 2004.-317с.

2. Петров Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях[Текст]. Челябинск.- Уральское изд-во, 1996.-470с.

3. Алексеев С.В. Гигиена труда [Текст]. -М.: Медицина, 1988.-576с.

4. Юдин Е.Я. Охрана труда в машиностроении [Текст]. –М.: Машиностроение,1983.-432с.

5. Атаманюк В.Г. Гражданская оборона [Текст]. –М: Высшая школа, 1989.-265с.

 

 

Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля

Формы и порядок проведения контроля.

Виды контроля Формы контроля
Текущий Устные и тестовые опросы, написание реферата, выполнение индивидуальных контрольных работ
Промежуточный Аттестация
Рубежный Зачет

 

Критерий оценки знаний студентов

Знания и умения студентов проверяются при текущем, промежуточном и итоговом контроле

и оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» в соответствие с указанием ГОС (по всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка по шкале – отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено). При выставлении оценки могут быть применены рекомендательные критерии:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнении.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

К итоговому зачету (или экзамену) допускаются студенты, освоившие в полной мере учебный план (выполнившие правильно все индивидуальные задания, успешно сдавшие тестовые опросы и защитившие реферат).

Итоговый контроль знаний проводится в форме тестирования или устного зачета (зачтено, не зачтено) или экзамена.

Критерии оценки при тестировании:

до 64% правильных ответов – «неудовлетворительно», не зачтено;

от 65% до 84% правильных ответов – «удовлетворительно», зачтено;

от 85% до 94% правильных ответов – «хорошо», зачтено;

от 95% дот100% правильных ответов – «отлично», зачтено.

4.2. График самостоятельной работы студентов

51 час. Аудиторная работа 19 час. Самостоятельная работа
  Виды самостоятельной учебной работы (час.)
№ недели   Разделы тематического плана   Лекции Практические занятия Самостоятельное изучение тем и разделов и подготовка к лекциям и семинарам Подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных заданий Реферат
  Основы безопасности жизнедеятельности. Физиология труда.            
2-3 Микроклимат и комфортные условия жизнедеятельности. Человек и биосфера.        
4-5 Негативные факторы в системе «человек-среда обитания». Воздействие негативных факторов на человека и техносферу.        
6-8 Анализ опасностей. Методы и средства повышения безопасности технических систем.Электробезопасность. Пожарная безопасность и противопожарная защита.          
9-10 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Социальная безопасность.          
  Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе «человек-машина».        
12-13 Первая медицинская помощь при угрожающих состояниях.        
  Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД        
  Профессиональные обязанности и обучение операторов технических систем и руководящего персонала по БЖД.        
  Российская государственная система предупреждения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Международное сотрудничество. Экономические аспекты БЖД.        
ИТОГО          

Вопросы для изучения теоретического материала смотреть в списке вопросов к экзамену.

Теоретический материал можно найти в учебниках, приведённых в списке литературы.

Задачи для самостоятельной работы рекомендуется брать из учебников, приведенных в списке литературы.

Темы рефератов студенты выбирают из приведенного ниже списка.

Тематика рефератов

1. Обеспечение рациональных (комфортных) условий жизнедеятельности в производственных помещениях.

2. Работоспособность человека и мероприятия по ее поддержке в различных формах трудовой деятельности.

3. Характеристика опасных и вредных (негативных) факторов.

4. Виды и масштабы негативного воздействия объектов экономики на природную среду.

5. Последствия влияния на организм человека вредных химических веществ.

6. Негативные последствия загрязнения атмосферы вредными химическими веществами.

7. Биологическое действие ионизирующих излучений, последствия их влияния на организм человека.

8. Негативные последствия влияния шума и вибрации на человека и среду обитания, способы защиты.

9. Воздействие электромагнитного излучения на организм человека и окружающую среду.

10. Влияние производственной среды на пользователей персональных компьютеров.

11. Профессиональные заболевания пользователей персональных компьютеров, оздоровительные мероприятия.

12. Правила поведения пользователей персональных компьютеров для обеспечения безопасности на рабочем месте.

13. Этапы становления и развития системы защиты населения и территорий в ЧС.

14. Деятельность гражданской обороны в Российской Федерации.

15. Неблагоприятные и опасные природные явления и процессы - источники естественных негативных факторов.

16. Общая обстановка в России в связи с природными угрозами.

17. Поражающие факторы неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов.

18. Общая обстановка в России в связи с техногенными угрозами.

19. Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

20. Катастрофа на Чернобыльской АЭС. Воздействие на население, окружающую среду поражающих факторов и ликвидация последствий.

21. Экологические последствия радиационных аварий.

22. Ликвидация последствий радиационных аварий.

23. Последствия аварий на химически опасных объектах для населения и окружающей среды.

24. Мероприятия по защите населения и территорий при авариях на химически опасных объектах.

25. Пожаробезопасность.

26. Поражающие факторы взрывов, характер их воздействия на население, объекты и окружающую среду.

27. Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций и оказание первой медицинской помощи.

28. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

29. Оценка экономического ущерба от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

30. Экономическое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

31. Этапы становления и развития системы защиты населения и территорий в ЧС.

32. Основные задачи и организационная структура Единой гос. системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

33. Основные задачи и организационная структура Гражданской обороны РФ.

34. Общая характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций.

35. Анализ техногенных угроз в России.

36. Общая характеристика и классификация природных чрезвычайных ситуаций.

37. Социально-экономические последствия природных и техногенных катастроф.

38. Радиационно опасные объекты (РОО). Радиационные аварии, классификация

39. Масштабы экологических последствий радиационных аварий на примере Чернобыльской аварии.

40. Особенности радиационной защиты населения в условиях техногенного радиационного загрязнения окружающей среды.

41. Эвакуация населения при авариях на РОО.

42. Химически опасные объекта (ХОО), химическая авария, зона химического заражения и очаг химического поражения.

43. Характеристика наиболее распространенных аварийно химически опасных веществ (АХОВ).

44. Меры химической защиты и действия населения в чрезвычайных ситуациях, связанных с выбросом АХОВ.

45. Классификация и краткая характеристика пожаров и взрывов как источников чрезвычайных ситуаций.

46. Способы тушения пожаров и меры их предупреждения.

47. Защита населения и территорий от пожаров. Правила пожарной безопасности в РФ.

48. Взрывчатые вещества, основные поражающие факторы взрывов

49. Вторичные последствия взрывов. Защита населения от воздействия взрывов.

50. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.

51. Стихийные бедствия. Природные катастрофы. Источник природной чрезвычайной ситуации.

52. Причины роста природных катастрофических явлений.

53. Геофизические и геологические чрезвычайные события. Специфика мероприятий по защите населения и территорий.

54. Метеорологические и гидрологические чрезвычайные события. Специфика мероприятий по защите населения и территорий в условиях наводнений.

55. Сущность устойчивости функционирования объекта экономики (организации, предприятия) в чрезвычайных ситуациях.

56. Чрезвычайные ситуации военного времени.

57. Специфика мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военного времени.

58. Специфика мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами.

59. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

60. Декларирование промышленной безопасности и лицензирование деятельности опасного производственного объекта.

61. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.

62. Государственная экспертиза. надзор и контроль в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Раздел III. Управление безопасностью жизнедеятельности

63.Основные законодательные и нормативные правовые акты по охране труда.

64.Основные законодательные и нормативные правовые акты по охране окружающей среды.

65. Правовые основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

66. Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности.

67.Экономические механизмы обеспечения защиты объектов экономики, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

4.4. Тематика и методические указания по подготовке к семинарским занятиям



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.091 с.)