Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вслушивайся в звук струнного инструмента

Поиск

Пятая техника, опирающаяся на звук: Слушая звучание струн­ных инструментов, услышь их составной центральный звук; таким образом, вездесущность.

То же самое! Вы слушаете музыкальный инструмент - ситару или что-либо подобное. В ее звучании много тонов. Будьте бдитель­ными и вслушивайтесь в центральное ядро, в спинной хребет, вок­руг которого группируются все тона, в самое глубокое течение, которое держит вместе все тона - в то, что является центральным, как ваш позвоночник. Позвоночник держит все тело. Вслушивай­тесь в музыку, будьте бдительными, проникайте в музыку, найдите основу ее - центральную ось ее, текущую вместе с музыкой, соби­рающую все тона вместе. Тона приходят, уходят и исчезают, а цен­тральная часть продолжает течь. Осознайте это.

Первоначально музыка использовалась в основном для меди­тации; индийская музыка, в частности, создавалась как метод ме­дитации, индийские танцы создавались как метод медитации. Это было глубокой медитацией для исполнителя, это было глубокой медитацией также и для слушающих или смотрящих. Танцор или музыкант может быть мастером своего дела, профессионалом. Если в нем нет медитации, он просто профессионал. Он может быть великим мастером своего дела, но в нем не будет души, будет только тело. Душа появляется только тогда, когда музыкант входит в глу­бокую медитацию.

А музыка есть всего лишь внешняя вещь. Играя на своей ситаре, музыкант не только играет на ситаре, но он также играет и на своей бдительности внутри. Ситара играет снаружи, а его интенсивная осознанность движется внутри. Музыка течет снаружи, но он бди­телен, он все время осознает ее внутреннее ядро. Это становится высочайшей вершиной.

Говорят, что когда музыкант по-настоящему становится музы­кантом, он разбивает свой инструмент, - поскольку он становится бесполезным. Если ему все еще нужен инструмент, он еще не стал настоящим музыкантом. Он еще учится. Если вы умеете играть с музыкой, с медитацией, то рано или поздно внутренняя музыка станет более важной, а внешняя музыка станет не только менее важной - она, в конце концов, станет помехой. Если ваше сознание движется внутрь и может найти внутреннюю музыку, то внешняя музыка становится возмущением. Вы отбросите ситару, вы отбро­сите свой инструмент, потому что теперь вы нашли внутренний инструмент. Но он не может быть найден без внешнего; при нали­чии внешнего инструмента вы более легко можете стать бдительны­ми. Раз вы стали бдительными, оставьте внешнее и двигайтесь внутрь. Это относится также и к слушающему!

Но что вы делаете, слушая музыку? Вы не медитируете. Наобо­рот, вы используете музыку как некоторый вид алкоголя. Вы ис­пользуете ее, чтобы расслабиться, вы используете ее, чтобы забыться. Это несчастье, страдание: техники, которые создавались для осознанности, используются для сна. Вот как человек продол­жает наносить вред самому себе.

Если вам дается нечто, что может заставить вас проснуться, то вы можете использовать его для того, чтобы еще более усилить свой сон. Вот почему тысячелетние учения держались в секрете, - потому что считалось, что бесполезно давать техники спящему человеку. Он будет использовать их для сна; он не может поступать иначе. Поэтому техники давались только отдельным ученикам, которые были готовы стряхнуть свой сон, которые были готовы развеять свою сонливость.

Успенский посвятил одну из своих книг Гурджиеву как «чело­веку, который нарушил мой сон». Такие люди являются нарушите­лями спокойствия. Люди, подобные Гурджиеву, или Будде, или Иисусу, являются нарушителями спокойствия, нарушителями сна. Вот почему мы мстим им. Мы распинаем каждого, кто нарушает наш сон. Он не кажется нам хорошим. Мы, возможно, имели пре­красные сновидения, а он пришел и нарушил наш сон. Мы желаем убить его. Сновидение было таким прекрасным.

Сновидение может быть прекрасным, может и не быть прекрас­ным, но одно определенно: это сновидение, оно тщетное, бесполез­ное! И если оно является прекрасным, то это еще более опасно, потому что оно может еще больше увлечь вас, оно может стать наркотиком.

Мы используем музыку как наркотик, мы используем танец как наркотик. И если мы желаем использовать музыку и танец, как наркотические средства, как лекарства, то они станут не только лекарствами для сна, но и лекарствами для сексуальности. Запом­ните это: сексуальность и сон идут вместе. Чем более сонным явля­ется человек, тем более он сексуален; чем больше он проснулся, тем менее он сексуален. Секс в основном коренится во сне. Когда вы пробуждаетесь, вы становитесь более любящими, вся энергия секса трансформируется в любовь.

Эта сутра говорит: Слушая звучание струнных инструментов, услышь их составной центральный звук - их сложный центральный звук, - таким образом, вездесущность. И тогда вы узнаете, что необходимо познать или что заслуживает того, чтобы его познать. Вы станете вездесущими. При звучании музыки, найдя составное центральное ядро ее, вы станете пробужденными, и вместе с этой пробужденностью вы будете находиться везде.

Непосредственно сейчас вы находитесь где-то - в точке, кото­рую мы называем эго. Если вы сможете стать пробужденными, эта точка исчезнет. Вы теперь не будете где-либо, вы будете везде - как будто вы стали всем. Вы станете океаном, вы станете бесконечно­стью.

Конечность существует вместе с умом.

Бесконечность входит вместе с медитацией.

 

 

Глава 12 (28)

 

МЕДИТАЦИЯ: ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ БРЕМЕНИ ПОДАВЛЕННЫХ ЧУВСТВ

25 января 1973 года, Бомбей, Индия

Вопросы:

Поскольку подавление в нас действует автоматически, то как различить

фальшивое и реальное в самом себе?

Не объясните ли вы процесс посвящения в мантру и причины засекречива-ния мантр?

Не могли бы вы сравнить хаотическую музыку, используемую в вашей Динамической медитации, и западную рок-музыку?

 

Первый вопрос:

Подавление стало автоматической реакцией наших тел и умов, которую мы больше не распознаем и не стремимся изменить. Как нам научиться различать фальшивые и реальные образы самих себя?

Потребуется понять многое. И, прежде всего: все ваши лица являются фальшивыми, у вас нет ни одного реального лица. Вот почему поднят такой вопрос: что является фальшивым и что - реальным. Если вы имеете реальное лицо, вы знаете это. Тогда вопрос никогда не возникает. Все лица являются нереальными, фальшивыми, так что у вас нет ничего для сравнения. Вы не знаете реального - и в этом вся трудность. Вы не видели реального, а реальное обычно не видно; нужно приложить много усилий, чтобы найти его.

В дзэне говорят, что реальным является первоначальное лицо - то, которое вы имели до рождения, и то, которое вы будете иметь после смерти. Это означает, что все лица в жизни, в так называемой жизни, являются фальшивыми. Как выяснить, что является реаль­ным лицом? Вы должны будете вернуться назад, к моменту, пред­шествовавшему вашему рождению. Это единственный путь обнаружить реальное лицо, потому что в тот момент, когда вы рождаетесь, вы начинаете быть фальшивыми. Вы начинаете быть фальшивыми, потому что фальшивым быть выгодно.

Ребенок рождается и начинает быть политиком. В тот момент, когда он связан с миром, с родителями, с семьей, он является политиком. Теперь он должен позаботится о выражениях своего лица. Его улыбка будет взяткой. Он попытается выяснить, каким образом он должен вести себя, чтобы быть более принятым, более любимым, более оцененным. И рано или поздно ребенок выяснит, что именно осуждается его родителями, семьей, и начнет подавлять это. Тогда и войдет в него фальшь.

Таким образом, все ваши лица фальшивы. Не пытайтесь найти реальные лица среди ваших теперешних лиц. Они все фальшивы, одинаковым образом фальшивы. Они полезны, - вот почему они были приняты, - они утилитарны, но не истинны. А величайший обман заключается в том, что когда вы начинаете понимать, что ваши лица являются фальшивыми, вы создаете другие лица, кото­рые будут казаться вам реальными.

Например, человек, который живет обычной жизнью, в обыч­ном мире, который занимается бизнесом, имеет семью, приходит к пониманию всей своей фальшивости, к пониманию не подлинно­сти своей жизни и отрекается от нее. Он становится санньясином и оставляет мир и он, возможно, думает, что теперь его лицо является реальным. Это опять фальшивое лицо. Оно было принято под воз­действием других лиц, а под воздействием других вы никогда не придете к реальному. При взаимодействии с фальшивыми лицами вы создадите еще одно фальшивое лицо. Так что же делать?

Реальное не есть нечто, что следует достигать. Вашим достиже­нием является фальшивое. Реальное не есть нечто, что нужно дости­гать, что можно культивировать. Это нечто, что должно быть обнаружено! Оно уже здесь. Вы не должны пытаться достичь его, потому что любые усилия приведут только к некоторому другому фальшивому лицу. Для создания фальшивых лиц усилия нужны; они должны создаваться искусственно. Для получения реального лица ничего делать не нужно, оно уже здесь. Если вы просто прекра­тите свое цеплянье за ложные лица, то фальшивое отпадет, а то, что является реальным, останется. Когда вам уже нечего будет отбрасы­вать и останется только то, что отбросить невозможно, тогда вы придете к пониманию того, что реально.

Медитация является способом отбросить фальшивые лица. Вот почему мы так много настаиваем на том, что нужно избавиться от мыслей, - потому что без мыслей вы не сможете создавать фальши­вые лица и маски. Когда нет мыслей, не может быть и лиц. Вы будете безликим, или у вас будет реальное лицо - и то и другое означает одно и то же.

Поэтому вам следует осознать процесс своего мышления. Не сражайтесь с ним, не подавляйте его. Просто осознайте: мысли перемещаются в вас, как облака в небе, а вы смотрите на них без какого-либо предварительного суждения - ни за, ни против. Если вы против, вы будете сражаться - и само это сражение породит новый мыслительный процесс. Если вы за них, то вы забудете о самом себе, и будете плыть вместе с одобряемым вами мыслитель­ным процессом. Вы не будете там, как сознательный свидетель. Если вы за, то вы будете участвовать в процессе. Если вы против, то вы будете создавать другой процесс в качестве противодействия.

Так что не будьте за и не будьте против. Позвольте мыслям двигаться, позвольте им плыть туда, куда им хочется, будьте в глубокой расслабленности и просто свидетельствуйте. Что бы ни проходило мимо вас, свидетельствуйте. Не судите; не говорите: «Это хорошо, а это - плохо». Если придут мысли о божественном, не говорите: «Прекрасно!» В тот момент, когда вы скажете это, вы отождествите себя с этим, вы будете сотрудничать со своим мысли­тельным процессом. Вы помогаете ему, вы даете ему энергию, вы питаете его. А если вы питаете его, он никогда не прекратится.

Или, если у вас появляются мысли о сексе, сексуальные мысли, не говорите: «Это плохо, это грех». Потому что, когда вы говорите: «Это грех», вы порождаете другую серию мыслей. Секс является мыслью, грех является мыслью, Бог является мыслью. Никогда не будьте за или против. Просто смотрите непредубежденными глаза­ми, просто наблюдайте с безразличием.

Это потребует времени. Поскольку ваш ум слишком заполнен взглядами и мнениями, это очень трудно. В тот момент, когда мы видим что-нибудь, мы выносим о нем суждение. Мы не ждем; нет никакого временного промежутка. Мы видим цветок и тут же гово­рим: «Он прекрасен». При самом видении происходит интерпрета­ция.

Вы должны будете постоянно осознавать, что нужно отбросить эту механическую привычку обо всем судить. Вы видите лицо и вы уже составили суждение - безобразное, хорошее, плохое или какое-либо еще. Эта привычка к суждению так укоренилась в нас, что мы не можем ни на что посмотреть просто так, без суждения. Ум немед­ленно вмешивается. Он начинает свою интерпретацию; это уже не простое смотрение. Не интерпретируйте. Просто смотрите.

Сидите в расслабленной позе или лежите. Закройте глаза и позвольте своим мыслям двигаться. Если вы говорите: «Плохо!», если вы осуждаете, то вы начинаете подавлять их. Тогда вы не позволяете им двигаться независимо. Вот почему такая потреб­ность в сновидениях - все, что бы вы ни подавляли в течение дня, вы должны будете освободить ночью. То, что подавлено, продолжает требовать своего выражения, оно нуждается в выражении. Так что все, что вы подавили, вы видите во сне. Сновидения являются очи­щением, катарсисом.

Современные исследователи сна утверждают, что вы можете быть лишены сна, и это не принесет в результате практически ника­кого вреда, но вы не можете быть лишенными ваших сновидений. Старая идея о том, что сон очень необходим, признана ложной.

Вместо сна необходимыми являются сновидения, а сон необходим лишь потому, что вы не можете иметь сновидений без сна.

Исследователи разработали устройства, при помощи которых можно судить со стороны, видите ли вы сон или просто спите. Если вы просто спите, то ваш сон нарушают - и так всю ночь. Когда вы видите сон, вам не мешают, а когда сновидений у вас нет, то вам мешают спать, но ни к каким плохим результатам это не приводит. Но если вам мешают, когда вы имеете сновидения, и позволяют спать, когда у вас нет сновидений, то через три дня вы будете испы­тывать головокружение, а через семь дней вы почувствуете глубокое беспокойство. И ваше тело, и ваш ум чувствуют себя больными. Через три недели вы почувствуете в себе нечто вроде душевного расстройства. Что происходит? Это все потому, что сновидения являются очищающими. Если вы все время подавляете свои чувст­ва в течение дня, и если подавленное не имеет возможности выра­зиться, то оно накапливается в вас, и это накопление подавленного приводит к расстройству.

При медитации вы не должны подавлять никакие мысли. Но это трудно, потому что весь ваш ум состоит из суждений, теорий, «измов», доктрин, верований. Так что тот, кто очень глубоко одер­жим какой-либо идеей, философией или религией, не может, на самом деле, войти в медитацию. Это трудно, потому что его одер­жимость станет барьером. Поэтому, если вы являетесь христиани­ном, или индусом, или джайном, для вас будет трудно войти в медитацию, потому что ваша философия дает вам суждения: это хорошо, а это - нехорошо, это должно быть подавлено, это не должно быть разрешено.

Все философии являются подавляющими, и все религии, все идеологии являются подавляющими, потому что они снабжают вас интерпретациями. Они не позволяют вам видеть жизнь такой, ка­кова она есть. Они навязывают ей свою интерпретацию.

Тот, кто желает глубоко войти в медитацию, должен осознать этот абсурд идеологии. Нужно быть простым человеком без какой-либо философии, без какого-либо отношения к жизни. Нужно быть ищущим - тем, кто находится в процессе исследования, глубокого исследования, направленного на то, чтобы узнать, что такое жизнь. Не накладывайте поверх ее никакую идеологию. Тогда очень легко будет входить в медитацию.

Из-за этого величайший медитатор мира, Гаутама Будда наста­ивал на том, что не нужна никакая идеология, не нужна никакая философия, не нужны никакие концепции по отношению к жизни. Существует Бог или нет - не имеет значения, несущественно. Су­ществует мокша, освобождение или нет - не имеет значения. Явля­ется ваша душа бессмертной или нет - не имеет значения.

Будда так резко отрицал философии не потому, что он был антифилософом, но потому что антифилософия могла стать осно­вой для медитирующего, позволяющей ему совершить прыжок в неизведанное. Философия означает знание чего-либо о неизведан­ном без фактического знания. Это просто предвзятые мнения, ги­потезы, искусственные идеологии.

Это следует помнить как самый фундаментальный факт: не судите, позвольте уму течь свободно. Пусть ум свободно течет, как течет река; просто сидите на берегу и наблюдайте. И это наблюдение должно быть чистым - без каких-либо интерпретаций. Рано или поздно, по мере того, как вода будет течь, по мере того, как подав­ленные идеи будут уплывать, вы начнете обнаруживать между ними промежутки. Одна мысль ушла, а другая еще не появилась, между ними образуется промежуток - интервал. В этом промежутке ничто не происходит. В этом промежутке вы получаете первый намек на то, чем является ваше реальное лицо, ваше первоначальное лицо.

Когда нет никаких мыслей, нет никакого общества. Когда нет никаких мыслей, нет никого другого. Когда нет никого другого, нет общества, вам не нужно никакое лицо. Безмыслие есть безликость. В этом интервале, когда одна мысль уже ушла, а другая еще не появилась, в этом промежутке вы в первый раз узнаете, чем, в действительности, является ваше лицо - лицо, которое вы имели до рождения и которое вы будете иметь после смерти.

Все лица в жизни являются фальшивыми. И раз вы знаете свое реальное лицо, раз вы почувствовали эту внутреннюю природу, которую буддисты называют буддха свабхава - природа внутренне­го будды, - когда вы пришли к ощущению этой внутренней приро­ды хотя бы раз, хотя бы в виде проблеска, вы будете совершенно другим человеком, потому что теперь вы будете постоянно знать, что является фальшивым, а что - реальным. Тогда у вас будет критерий. Тогда вы сможете сравнивать, и у вас не будет потребности спрашивать, что является реальным и что - нереальным. Вопросы приходят только тогда, когда вы не знаете, что такое реальное, а все, что вы знаете, является нереальным.

Только посредством медитации вы будете в состоянии узнать, что является фальшивым образом, а что - реальным, подлинным лицом. Конечно, ум работает автоматически и все, что бы вы ни делали, становится механическим. Эту механичность трудно разру­шить.

Первое, что необходимо понять: механичность является по­требностью жизни - и ваше тело имеет внутренний механизм. Колин Вильсон назвал это внутренним роботом; у вас внутри робот. Раз вы обучены, раз вы обучились чему-либо, то соответствующие навыки переходят к роботу. Вы можете называть это памятью, вы можете называть это умом - чем угодно, - но слово «робот» здесь хорошо подходит, потому что он абсолютно механичен, автомати­чен. Он функционирует независимо от вас.

Вы обучаетесь вождению автомобиля. Пока вы обучаетесь, вы должны быть осознающими, бдительными. Существует опасность. Вы не знаете, как управлять автомобилем, и все может случиться, так что вы должны быть бдительными. Вот почему обучение явля­ется таким болезненным, человек должен быть постоянно бдитель­ным. Когда вы научитесь управлять автомобилем, функции управления передаются той части вашего ума, которая является роботом. Теперь вы можете курить, петь, слушать радио или разго­варивать с другом, или даже любить свою подружку. Вы можете делать все, что угодно, а робот будет управлять автомобилем.

Вы не будете нужны; вы освобождаетесь от ноши. Все будет делать робот. Вы не должны даже помнить, где вам нужно повора­чивать - в этом нет необходимости. Робот будет знать, где повер­нуть, где остановиться, где нельзя останавливаться, что можно делать и чего нельзя делать. Вы не нужны, вы освободились от работы. Все делает робот.

Если происходит что-либо неожиданное, авария или что-либо другое, с чем робот не может справиться, потому что не обучен этому, то только тогда появляется потребность в вас. Внезапно ваше тело ощутит некоторый толчок. Робот будет устранен, и вы займете его место. Вы сможете почувствовать этот толчок. Тогда внезапно вы почувствуете, что может произойти авария, вы ощутите внутри себя толчок. Робот удаляется - он уступает место вам. Теперь вы управляете автомобилем. Но вот аварии удалось избежать, управле­ние снова принимает робот. Вы можете расслабиться, а робот будет вести автомобиль.

И это необходимо для жизни, потому что в ней нужно делать очень многое - так много нужно делать! И если бы для этого не было робота, вы были бы не в состоянии сделать все это. Так что робот необходим, это потребность жизни.

Я не против робота. Продолжайте передавать роботу все, чему вы научились, но оставайтесь хозяином. Не позволяйте роботу ста­новиться хозяином. В этом проблема: робот будет стараться стать хозяином, потому что робот является более деятельным, чем вы. Рано или поздно робот заявит вам: «Уходи в отставку. Ты больше не нужен. Я могу все делать более эффективно».

Оставайтесь хозяином. Что можно сделать для того, что бы вы оставались хозяином робота? Возможно только одно, и оно заклю­чается в следующем: иногда, при отсутствии какой-либо опасности, берите управление в свои руки. Велите роботу расслабиться, сесть на сиденье и ведите автомобиль - без какой-либо опасности, потому что при опасности снова все делается автоматически, замена робота вами происходит автоматически.

Вы ведете автомобиль; внезапно, без всякой на то необходимо­сти, велите роботу расслабиться. Вы приходите на его место и ведете автомобиль. Вы идете пешком; внезапно вспомните и скажите сво­ему телу: «Теперь я буду идти сознательно. Робот устраняется. Я хозяин и я буду двигать телом сознательно». Вы слушаете меня: меня слушает та ваша часть, которая является роботом. Внезапно толкните ее; не позволяйте уму входить. Слушайте меня непосред­ственно, сознательно.

Что я имею в виду, когда говорю слушать сознательно? Когда вы слушаете бессознательно, вы всего лишь сфокусировались на мне и полностью забыли про себя. Я существую, говорящий суще­ствует, но слушатель является бессознательным. Вы не осознаете самого себя в качестве слушателя. Когда я говорю вам о том, чтобы взять управление в свои руки, я имею в виду, что вы должны осоз­нать две сущности: говорящего и слушателя. И если вы осознаете этих двоих - говорящего и слушающего, - то вы станете третьим - свидетелем.

Это свидетельствование поможет вам остаться хозяином. А ес­ли вы являетесь хозяином, то ваш робот не сможет возмущать вашу жизнь. Он действительно возмущает вашу жизнь. Из-за этого робо­та вся ваша жизнь становится беспорядочной. Он помогает, он является эффективным, но он пытается отнять у вас все - даже то, что ему передавать не следует.

Вы влюбились; в самом начале это прекрасно, потому что это еще не передано роботу. Вы обучаетесь. Вы являетесь живыми, осоз­нающими, бдительными, любовь имеет свою красоту. Но рано или поздно робот возьмет верх. Вы станете мужем или женой и переда­дите все свои заботы роботу.

Тогда вы будете говорить своей жене: «Я люблю тебя», но это будете говорить не вы. Это будет говорить робот, граммофонная запись. Тогда это все записано. Вы просто проигрываете это снова и снова, а ваша жена будет понимать это, - потому что всякий раз, когда робот произносит: «Я люблю тебя», это ничего не означает. И когда ваша жена говорит: «Я люблю тебя», вы тоже знаете, что это ничего не означает, потому что предложение, выдаваемое граммо­фонной записью, только создает шум. Оно не имеет смысла, в нем нет смысла.

Тогда вы желаете делать все, но вы, в действительности, не будете делать этого. Тогда любовь становится ношей, и вы даже желаете убежать от нее. Все ваши чувства, все ваши взаимоотноше­ния теперь переданы роботу. Вот почему иногда вы настаиваете на том, чтобы не делать чего-либо, но робот настаивает на том, чтобы вы делали это, потому что робот обучен делать это. И вы всегда терпите поражение, а робот всегда добивается успеха.

Вы говорите: «Я не собираюсь больше сердиться», но ваше вы­сказывание не имеет никакого значения, потому что робот обучен делать это. И это обучение было таким длительным, что простое произнесение в уме: «Я больше не собираюсь сердиться» не будет иметь никаких последствий. Этот робот долго тренировался. Так что в следующий раз, когда кто-то обидит вас, ваше решение о том, чтобы не сердиться, не поможет вам. Робот немедленно возьмет все в свои руки и будет делать то, чему он был обучен. А потом, в конце, когда робот уже все сделает, вы будете сожалеть об этом.

Но трудность, огромная трудность заключается в том, что даже это сожаление высказывается роботом, потому что вы всегда дела­ете это - после проявления гнева вы сожалеете об этом, вы раскаи­ваетесь. Робот также выучился этому трюку; он будет сожалеть, и вы снова будете делать то же самое.

Вот почему вы часто ощущаете, что вы делаете что-либо, гово­рите что-либо, ведете себя определенным образом, несмотря на самого себя. Что означает это выражение «несмотря на самого се­бя»? Это означает, что внутри вас есть другое «я», которое может действовать, которое может делать что-то, несмотря на вас. Кто есть это «я»? Это робот!

Что делать? Не издавайте вопли: «Я не буду больше сердиться». Они обречены на поражение; они никуда вас не приведут. Наоборот, все, что вы делаете, делайте сознательно. Отнимите управление у робота - по отношению к чему угодно. Когда вы едите - ешьте сознательно. Не делайте это механически, как вы делали это каждый день. Когда вы курите, делайте это сознательно. Не позволяйте своей руке бессознательно двигаться в карман, не доставайте сига­рету бессознательно. Будьте сознательными, бдительными - в этом все различие.

Я могу поднять свою руку механически, бессознательно; я могу поднять руку с полным сознанием, перетекающим в мою руку. Попробуйте это! Вы почувствуете разницу. Когда вы сознательны, ваша рука будет подниматься очень медленно, очень тихо, и вы почувствуете, что ваша рука наполнена сознанием. А когда рука наполнена сознанием, в вашем уме будут отсутствовать мысли, потому что все ваше сознание переместилось в руку. Теперь для мыслей не осталось никакой энергии.

Когда вы поднимаете свою руку автоматически, механически, вы продолжаете думать, а ваша рука продолжает двигаться. Кто движет этой рукой? Ваш робот. Двигайте ею сами! Двигайте ею в течение дня, в любое время, в любой момент, делая свои обычные дела. Отнимите управление у робота. Скоро вы будете в состоянии управлять своим роботом. Но не пытайтесь делать это в трудных ситуациях - это самоубийственно. Мы всегда пытаемся сделать это в трудных ситуациях, но из-за их трудности мы никогда не добива­емся успеха. Начните с простых ситуаций, в которых, если вы даже и не будете достаточно эффективным, вы не причините никакого вреда.

Мы всегда начинаем с трудных ситуаций. Человек, например, думает: «Я не буду больше сердиться». Гнев - это очень трудная ситуация, и робот не предоставит ее вам. И лучше даже, чтобы робот справился с ней, потому что он знает больше, чем вы. Вы принима­ете решение относительно секса - чего-либо не делать или что-то делать, - но вы не сможете выполнить это. Робот возьмет верх. Ситуация является очень сложной, и требуется более эффективное управление, чем вы можете предоставить прямо сейчас.

Пока вы не станете настолько совершенно осознающими, что вы сможете справиться с любой сложной ситуацией без помощи робота, робот не позволит вам делать это. И это очень нужный защитный механизм. Если бы это было не так, у вас в жизни было бы много путаницы - если бы вы все время отнимали управление у робота в трудных ситуациях.

Попробуйте! Начинайте с простых вещей, таких как ходьба. Попробуйте на этом; от этого никакого вреда не будет. Вы можете сказать своему роботу: «От этого не будет никакого вреда. Я просто иду, гуляю, я никуда не собираюсь - я просто гуляю. Так что в тебе нет необходимости; я могу быть неэффективным».

И затем станьте осознающими и медленно идите. Будьте напол­нены осознанностью во всем вашем теле. Двигая одной ногой, дви­гайтесь вместе с нею. Когда одна нога отрывается от земли, отрывайтесь вместе с нею. Когда другая нога прикасается к земле, прикасайтесь к земле вместе с нею. Будьте полностью сознательны­ми. Не делайте ничего другого своим умом; просто обратите весь ум на осознание.

Это будет трудно, потому что робот будет все время вмешивать­ся. Каждую минуту робот будет пытаться вмешаться, он будет гово­рить: «Что ты делаешь? Я могу сделать это лучше, чем ты». И он действительно может сделать это лучше. Так что попробуйте это на несерьезных вещах, на несложных вещах, на простых вещах.

Будда учил своих учеников ходить, есть и спать с осознанием этого. Если вы сможете делать это по отношению к таким простым вещам, то вы будете также знать, как осознанно подойти к более трудным вещам. Тогда вы можете попробовать это и на них.

Но мы всегда начинаем с трудных вещей; тогда мы терпим поражение. Тогда ощущение поражения приводит вас к глубокому пессимизму относительно самих себя. Вы начинаете думать, что вы не можете ничего сделать. Для робота это очень полезно. Робот всегда позволит вам сделать что-либо в трудной ситуации, потому что тогда вы будете побеждены. Тогда робот сможет сказать вам: «Оставь это мне. Я всегда могу сделать это лучше, чем ты».

Начните с простых вещей. Говорят, что дзэн-буддисты, дзэнские монахи очень часто делали это. Когда у Басе спросили: «В чем состоит ваша медитация? В чем есть ваша садхана, духовная прак­тика?», он ответил: «Когда я чувствую себя голодным, я ем, когда я чувствую, что хочу спать, я иду спать. И это все».

Человек, который спрашивал, сказал: «Но мы все делаем это. В чем здесь особенность?»

Басе снова ответил. Он сказал: «Когда я хочу есть, «я» ем, когда я хочу спать, «я» сплю». И в этом разница. Когда вы голодны, ест ваш робот, когда вы хотите спать, спит ваш робот. Басе сказал «я», и в этом было отличие.

Если вы становитесь более осознающими в вашей каждоднев­ной работе, в вашей обычной жизни, ваша осознанность будет рас­ти. И при наличии этой осознанности вы не будете просто механической вещью. В первый раз вы становитесь личностью - теперь вы не один. Личность имеет лицо, а механическая вещь имеет много масок, - но не лицо.

Вы личность, человек - живой, бдительный, сознательный - вы можете иметь подлинное существование. Если вы механическое устройство, то вы не можете иметь подлинного существования. Каждый момент будет изменять вас; каждая ситуация будет изме­нять вас. Вы будете просто плавающим предметом без какого-либо внутреннего ядра, без какого-либо внутреннего бытия. Осознан­ность дает вам внутреннее присутствие. Без нее вы ощущаете, что вы есть, но вас нет.

Кто-то спросил Будду: «Я хочу служить человечеству. Скажи мне, как я могу сделать это».

Будда посмотрел на человека очень глубоко, проникающе, с глубоким состраданием, а затем сказал: «Но где же ты? Кто будет служить человечеству? Тебя еще нет. Сначала будь, а когда ты бу­дешь, у тебя не будет потребности спрашивать меня. Когда ты бу­дешь, ты будешь делать то, что просто случается с тобой, то, что стоит делать».

Гурджиев замечал, что каждый приходит с сознанием того, что он есть, что он уже есть. Кто-то пришел к Гурджиеву и спросил: «Я очень безумный внутри. Мой ум все время в конфликтах, в проти­воречиях, поэтому скажите мне, что я могу сделать, чтобы раство­рить свой ум, иметь душевный мир, внутренний покой».

Гурджиев ответил: «Не думайте об уме, вы ничего не можете с ним сделать. Самое главное - присутствовать. Прежде всего, вы должны быть; тогда вы сможете сделать что-нибудь. Вас нет».

Что он имел в виду этим «вас нет»? Это означает, что вы робот, механизм, работающий в соответствии с законами механики. На­чните быть бдительными. Накапливайте осознанность на всем, что вы делаете - и начинайте с простых вещей.

 

Второй вопрос:

Объясните, пожалуйста, значение дикши - посвящения в мантру, подготовки к этому и самого процесса посвящения. И в чем причина того, что каждый посвященный должен хранить секрет мантры?

Прежде всего, постарайтесь понять, что такое посвящение, что такое дикша. Это глубокое общение, глубокая передача энергий от мастера к ученику. Энергия всегда течет по направлению вниз. Каж­дая энергия течет вниз - точно так же, как это делает вода. Мастер - тот, кто уже достиг, тот, кто уже знает, тот, кто уже стал - является величайшим пиком энергии, чистой энергии... Эверестом энергии. Эта энергия может стекать вниз к кому угодно, кто является восп­риимчивым, покорным, отказавшимся от самого себя. Для приня­тия этой энергии необходима эта позиция отказа от самого себя - позиция восприимчивости и глубокой покорности. В противном случае вы сами являетесь вершиной; вы не являетесь долиной, низиной. Тогда энергия не сможет течь к вам вниз.

Вы являетесь другим типом вершины, вершиной эго, - а не энергии, не существования, не блаженства, не сознания. Вы являе­тесь сгустком эго, «ячеством». Вы являетесь пиком, и при наличии этого пика невозможно никакое посвящение. Эго является барье­ром, потому что эго покрывает вас, и вы не можете отречься от самого себя.

Чтобы стать учеником, чтобы быть посвященным, человек дол­жен тотально отказаться от самого себя. Не существует никакого частичного самоотречения. Самоотречение подразумевает тоталь­ность. Вы не можете сказать: «Я частично отказался от себя» - это не имеет смысла. Тогда вы все еще здесь со своим эго. Эго должно капитулировать, и когда вы сдаете свое эго, вы становитесь воспри­имчивыми, открытыми. Вы становитесь подобными долине, тогда вершина может стекать в вас. И я не говорю символически, это так реально.

Любили ли вы когда-либо? Тогда вы могли почувствовать, что любовь действительно течет между двумя телами, это реальное те­чение. Энергия передается, переносится, принимается, отдается. Но любовь имеет место на одном и том же уровне. Вы оба можете оставаться вершинами эго, и все же любовь может иметь место.

Но по отношению к мастеру вы не находитесь на том же самом уровне. И если вы пытаетесь быть на том же уровне, посвящение становится невозможным. Любовь возможна, но посвящение ста­новится невозможным. Посвящение возможно только тогда, когда вы находитесь на более низком уровне - вы просто покорны, отрек­лись от себя, открыты для восприятия, стали женщиной, стали подобными матке, пассивными, способными к восприятию. В про­цедуре посвящения мастер является мужским фактором.

Секрет посвящения в настоящее время полностью утерян, по­тому что, чем более мы становимся образованными, цивилизован­ными, окультуренными, тем более мы становимся эгоистичными. И в настоящее время самоотречение становится практически не возможным. Оно всегда было трудным делом, но теперь это невоз­можно.

Посвящение есть передача внутренней энергии, реальной энер­гии, и мастер может ввести ее в вас и может преобразовать вас, если вы готовы и восприимчивы. Но тогда необходимо глубокое доверие - больше доверия, чем это необходимо в любви, - потому что вы не знаете, что может случиться. Вы в полной темноте.

Только мастер знает, что может случиться и что он делает. Он знает; вы знать не можете. И есть вещи, которые могут случиться и о которых невозможно рассказать, потому что с человеческим умом имеется много проблем. Одна из проблем заключается в следую­щем: если о чем-то рассказать до того, как оно случится, то это изменит все случившееся. Об этом нельзя говорить.

Так что очень многое мастер не может вам сказать. Он может сделать это для вас, но он не может сказать вам об этом. Это делание и есть посвящение. Он фактически входит в вас - в ваше тело, в ваш ум. Он очищает вас, изменяет вас. Единственное, что при этом требуется, это ваше тотальное доверие, потому что без этого в вас нет проходов, и он не сможет войти в вас: ваши двери закрыты.

Вы всегда защищаете самого себя. Жизнь есть борьба - борьба за выживание. Эта борьба дает вам прикрытие. Вы закрыты, вы боитесь; вы опасаетесь стать уязвимыми. Кто-то может войти в вас, кто-то может что-нибудь сделать внутри вас. Поэтому вы съежива­етесь, вы остаетесь закрытыми - вы просто прячетесь, вы постоянно защищаетесь. При посвящении вы должны потерять эту защиту; это оружие защиты должно быть отброшено. Вы становитесь уязви­мыми, и тогда мастер может войти в вас.

Это подобно, например, глубокому любовному акту. Вы можете изнасиловать женщину, но вы не можете изнасиловать ученика. Вы можете изнасиловать женщину, потому что это телесное изнасило­вание, а тело может быть изнасиловано, в него можно войти без согласия. Вы можете изнасиловать женщину вопреки ее желанию. Это насилие. Тело является материальным; над ним можно совер­шить насилие.

Нечто подобное этому происходит и при посвящении. Мастер входит в вашу душу, а не в тело. Пока вы не готовы и не восприим­чивы, это вхо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.35.83 (0.015 с.)