Организационная структура группы, коммуникации в организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационная структура группы, коммуникации в организации.



В зависимости от вида подразделений и от характера связей между ними, в организациях существуют различ­ные организационные структуры. Организационная струк­тура — это совокупность органов управления в органи­зации вместе с горизонтальными и вертикальными свя­зями между ними.

Различают два типа организационных структур: бюро­кратическую и небюрократическую. Для первого типа струк­туры характерен высокий уровень специализации рабо­ты, централизованное управление, жесткие нормы и правила подчинения. Для небюрократических структур характерно децентрализованное управление, когда пра­во принятия решения частично передается вниз, в том числе и отдельным работникам.

Кроме организационных структур, в организациях су­ществуют также социально-демографические и профес­сионально-квалификационные структуры, представляе­мые соответствующими структурными группами. Социально-демографическую структуру составляют груп­пы по полу, возрасту, национальности, религиозной принадлежности и т.п., имеющие свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать в процессе управления. Профессионально-квалификационная структу­ра организации может быть представлена такими группа­ми, как рабочие, специалисты среднего звена, инженер­но-технические работники, управленческий персонал, а также работники со средним и высшим образованием, ма­локвалифицированные, высококвалифицированные и т.п.

Коммуникация — это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Чтобы коммуникации были успешными, необходимы обратные связи о том, как ее участники воспринимают и понима­ют друг друга, как относятся к решаемым проблемам.

Коммуникационный процесс в организации имеет два аспекта. Во-первых, он присутствует на всех ее уровнях и во всех структурах, в том числе и не связанных непосред­ственно с руководителем. Во-вторых, коммуникация — это непосредственная практика контактов руководителя с отдельными подчиненными, их группами, структур­ными подразделениями организации.

По признаку ориентации эту сложную совокупность коммуникационных процессов подразделяют на внешнеорганизационные и внутриорганизационные, верти­кальные и горизонтальные, нисходящие и восходящие коммуникации.

В организациях различают также формальные (офици­альные) и неформальные (неофициальные) каналы комму­никаций.

Организация как объект управления.

Организацию можно рассматривать как социальную группу, объединяющую определенное множество людей с общими стремлениями для достижения единой цели. В больших организациях существует го­ризонтальное и вертикальное разделение труда. Горизон­тальное разделение труда в таких организациях требует создания подразделений, выполняющих особые функ­ции.

В зависимости от вида подразделений и от характера связей между ними, в организациях существуют различ­ные организационные структуры. Организационная струк­тура — это совокупность органов управления в органи­зации вместе с горизонтальными и вертикальными свя­зями между ними.

Различают два типа организационных структур: бюро­кратическую и небюрократическую. Для первого типа струк­туры характерен высокий уровень специализации рабо­ты, централизованное управление, жесткие нормы и правила подчинения. Для небюрократических структур характерно децентрализованное управление, когда пра­во принятия решения частично передается вниз, в том числе и отдельным работникам.

Внутри организаций могут складываться неформальные группы людей - добровольные объединения работников на осно­ве общих интересов, дружбы или какой-то прагматиче­ской выгоды, которые, естественно, имеют своих лиде­ров, свои ритуалы, традиции, правила, обязанности и санкции.

Как руководитель должен относиться к неформаль­ным группам?

а) признать существование неформальной группы, ра­ботать с ней и ни в коем случае не принимать мер к ее уничтожению, не угрожать ее существованию;

б) стремиться выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп, регулярно встречаться с лидера­ми, поощряя те группы, которые не мешают, а способ­ствуют достижению целей организации;

в) чтобы ослабить сопротивление переменам со сто­роны неформальных групп, разрешить им участвовать в разработке и принятии решений.

 

Личность как объект и субъект управления

В каждой системе управления есть субъект —управляющее звено и объекты управления. Объекты управления —это отдельные люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воз-действия субъекта управления.

Рассматривая различные ситуации и роли, в которых человек выступает в качестве объекта управления выделяют пять возможных вари­антов:

1. Человек как объект собственного управления.

2. Человек — объект управления как работник, произ­водитель, исполнитель.

3. Человек — объект управления как гражданин госу­дарства, в соответствии с требованиями, нормами зако­нов, действующих в стране и мире.

4. Человек как объект управления со стороны соци­альной группы (например, семьи).

5. Человек как объект управления со стороны своего непосредственного окружения, общественного мнения, средств массовой информации.

К типичным условиям, когда человеку приходится ста­новиться объектом внешнего управления, относится его ра­бота, профессиональная деятельность, исполнение слу­жебных обязанностей.

При этом объект (личность) управляется посредст­вом приказов, распоряжений, указов, установленных правил поведения, инструкций, моральных и матери­альных стимулов, наказаний, повышения в должности и увольнения с работы, поощрений и порицаний.

Руководитель, его личность и деятельность как субъекты управления.

Руководитель — это официальное лицо, облеченное властными полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Руководитель назначается сверху или выбирается официально. Гибкий, уверенный в себе и членах команды руководитель действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества.

Руководителю для управления группой требуются специальные властные полномочия, то есть возможность оказывать влияние на поведение людей, действия «сверху». Руководитель выполняет лишь основные управленческие функции. Центральным звеном всей деятельности руководителя является выработка и принятие решений.

В процессе управленческого общения руководитель получает и отдает распоряжения или указания; дает или получает советы, рекомендации; оценивает работу подчиненных и т.п.

 

Руководство и лидерство, виды власти и стили руководства.

Лидер, как правило, выдвигается для решения груп­повых задач стихийно. Лидер — это член группы, прини­мающий на себя роль вожака в структуре внутригрупповых отношений.

Руководитель — это официальное лицо, облеченное вла­стными полномочиями и связанное с организацией основ­ной деятельности группы. Руководитель назначается сверху или выбирается официально.

При определенных условиях лидерство и руководство могут совмещаться в одном лице.Вместе с тем, в социальной психологии и теории управ­ления существуют также понятия «формальный лидер» (ру­ководитель) и неформальный (выдвигаемый стихийно).

Основные признаки лидерства:

- более высокая инициативность и активность инди­вида при решении групповых задач;

- большая информированность о ситуации в группе и решаемых ею задачах;

- большее соответствие поведения ценностям и нор­мам, принятым в данной группе;

- большая выраженность личных качеств, принимае­мых данной группой.

Виды лидерства:

- эмоциональное («сердце» группы);

- информационное («разум» группы);

- деловое («руки» группы).

Чтобы обладать лидерским влиянием, руководитель должен восприниматься подчиненным как:

- один из нас, а не чужак;

- подобный большинству из нас;

- лучший из нас, чтобы служить примером, образцом для подражания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.01 с.)