Государственный институт управления и социальных технологий БГУ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный институт управления и социальных технологий БГУ



Государственный институт управления и социальных технологий БГУ

 

Содержание УЧЕБНой ПРАКТИКи

студентов 2 курса специальности «социальная работа»

 

Подготовительный этап
Деятельность Функции Результат
Познакомиться с программой практики, распределением по объектам, с руководителем практики от кафедры, со своими руководителями от организации Участвовать в работе установочной конференции. Оформить документы для прохождения практики (договор, дневник по практике, отчет-рабочую тетрадь)
Рабочий этап
1. Составить индивидуальный план работы Совместно с руководителем практики на рабочем месте наметить порядок и сроки выполнения заданий. В отчете (рабочей тетради) заполнить страницу «Индивидуальный план работы»
2.Познакомиться с учреждением: ознакомление с целями, задачами, структурой деятельности организации В беседе с представителями администрации выявить общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, специфике деятельности, о проблемах учреждения. Привести в отчете (рабочей тетради) запись беседы со специалистами данного учреждения, зафиксировав вопросы и ответы. Определить круг проблем, решаемых данными специалистами. Оценить и проанализировать направления предоставления социальных гарантий в организации; проанализировать документы, в которых регламентируются данные гарантии
3.Познакомиться с деятельностью специалиста, реализующего задачи социальной работы в организации   В беседе со специалистом ознакомиться: с его должностными обязанностями; планом работы; - особенностями той группы, с которой предстоит работать. Зафиксировать в рабочей тетради общие сведения: об особенностях работы специалиста; о категории населения, с которыми он работает, об их индивидуальных личностных особенностях; об основных проблемах.
4. Изучить этические правила взаимоотношений в коллективе в системах: «специалист-клиент»; «специалист-специалист»; «специалист-руководитель»   Наблюдая взаимодействие специалиста с «клиентом», выявить степень применения нравственно-этических норм и правил в профессиональном общении специалиста. Представить в рабочей тетради краткую характеристику этических проблем взаимоотношений специалиста с клиентом, существующих в данном учреждении. Сформулировать основные этические правила взаимоотношений специалиста, реализуемые в различных системах взаимоотношений
5.Определить социально-психологические особенности клиентов, выявить уровень осведомленности клиентов о возможности и содержании получения социальных услуг в организации Составить обобщенный социально-психологический портрет клиентов, в отношении которых осуществляется деятельность организации (учреждения), дать характеристику осведомленности клиентов о возможности и содержании получения социальных услуг в организации Отразить в рабочей тетради: особенности статусных характеристик (пол, возраст, состав семьи, уровень доходов, образование, личностные особенности); поведение клиентов в основном виде деятельности (учебной, игровой, трудовой и др.).
6. Выявить уровень качества жизни клиентов при помощи методики Вычислить обобщенный показатель уровня качества жизни клиентов В рабочей тетради описать результаты проведенного исследования, сделать обобщенные выводы
7. Выявить какие факторы влияют на социальное благополучие клиентов Изучить факторы, влияющие на социальное благополучие клиентов В рабочей тетради описать психологический климат в коллективе специалистов; поведение в профессионально и личностно значимых ситуациях; наличие «внешней» поддержки у клиентов и т.д.; проанализировать полученные результаты, сделать выводы
8. Провести индивидуальную работу с клиентом (под руководством специалиста) Согласовать со специалистом учреждения тему и форму работы. Разработать его план-проект. Провести индивидуальную работу. Провести ее самоанализ. Представить в рабочей тетради методическую разработку (сценарий) индивидуальной работы с самоанализом по результатам его проведения
Провести под руководством специалиста групповое мероприятие с клиентами (профилактической, образовательно-просветительской направленности) Согласовать со специалистом учреждения тему и форму работы. Разработать его сценарий-проект. Провести мероприятие. Провести его самоанализ. Представить в рабочей тетради методическую разработку (сценарий) индивидуальной работы с самоанализом по результатам его проведения
Разработать тематическую памятку (стенд) (по актуальной социальной проблематике) Согласовать со специалистом учреждения тему памятки, изучить методическую литературу, разработать практикоориентированную памятку Обосновать в рабочей тетради актуальность темы памятки для организации, описать этапы подготовки тематической памятки (в т.ч. используемую литературу), результат представить в приложении
Итоговый этап
1. Обобщить полученные на практике результаты.   Оформить документы (дневник по практике, написать отчет по практике, на основании материалов рабочей тетради).
2. Подготовить и провести на заключительном этапе тематическое выступление в организации по итогам практики   Получить отзыв руководителя от организации с оценкой по практике. Подготовить презентацию результатов прохождения практики (с предоставлением в комиссию кафедры пакета документов); защитить практику.
           

 


 

Индивидуальные творческие задания

Студент выбирает задание и выполняет его письменно в рабочей тетради, выполнение задания оценивается - высший балл – 3.

1. Охарактеризуйте каждую группу детей, нуждающихся в помощи социального педагога

2. Покажите комплексный характер проблемы конкретного ребенка, определите, с какими специалистами должен сотрудничать социальный педагог, решая возникшие у ребенка проблемы.

3. Какие виды социально-педагогических технологий применяются в учреждении, где Вы проходили практику? В чем их сущность?

4. Раскройте содержание и организацию социально-профилактических мероприятий проводимых в учреждении

5. Выделите наиболее эффективные технологии социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, детей-правонарушителей, детей-сирот, детей группы риска.

6. Каковы основные педагогические требования к организации досуга детей? Выполняются ли они в том учреждении, где Вы были на практике?

7. Чем определяются интересы детей в досуговой деятельности?

8. Соблюдаются ли нравственно-этические нормы и правила во взаимоотношениях социального педагога и ребенка в том учреждении, где Вы были на практике?

 

 

Наблюдение за взаимодействием социального педагога с ребенком

 

В отделении «Социальный приют» сложно фиксировать конкретно каждое взаимодействие социального педагога с ребенком, т.к. оно происходит постоянно, в течение всего рабочего дня специалиста. Кабинет Нелли Анатольевны расположении так, что воспитанники все время проходят мимо него и так или иначе происходит взаимодействие. Она интересуется делами детей, их эмоциональным состоянием; всегда прибежит и разрешит какую-либо конфликтную ситуацию между детьми, где нужно поддержит, поможет, ну и может пожурить и наказать при надобности.

Конкретно выделить можно 24 февраля – осуществлялся выезд на квартиры, в связи со снятием с учета когда-то неблагополучных семей. Эта процедура заняла временной промежуток от 15 00 до 16 00.

 

Результаты наблюдений

- дать характеристику этических проблем взаимоотношений социального педагога и ребенка, существующих в данном учреждении.

- сформулировать основные этические правила взаимоотношений социального педагога и ребенка.

Оценивание: высшая оценка 2 балла.

 

Социально-демографический паспорт семьи

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Формы Примечания  
Бесплатное питание  
Бесплатный проезд  
Пособие на школьную (спортивную) форму  
Обеспечение учебниками  
Льготы по оплате жилья  
Летний отдых  
Страхование  
Другое  

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА_______ КЛАССА

Учебный год

1. Количество детей в классе_____________________________________________

2. Количество семей:__________________________________

А) полных____________________________________________

Б) неполных_________________________________________

3 Количество родителей_________________________________

4 Образовательный уровень родителей___________________

а) имеющих высшее образование________________________

б) среднее специальное________________________________

в) 11 классов_________________________________________

г) 9 классов__________________________________________

д) меньше 9 классов___________________________________

1. Количество детей в семье:

А) более 3_х чел._______________________________________

Б) 3 чел._____________________________________________

В) 2 чел.____________________________________________

Г) 1 чел_____________________________________________

2. Работают на государственных предприятиях_____________

3. В частных организациях_____________________________

4. Не работают нигде_________________________________

5. Количество семей, имеющих нормальные_жилищные условия_____________________________________________

10 Количество семей, не имеющих нормальных жилищных условий______________________________________________

11. Материально обеспечены___________________________

12 Материально не обеспечены__________________________

13 Количество родителей, имеющих разносторонние интересы_________________________________________________

14 Не интересуются ни чем_______________________________

15 Наличие домашней библиотеки_________________________

16. Количество пьющих родителей:________________________

а) матерей_____________________________________________-

б) отцов_______________________________________________

17 Оказывают помощь в подготовке уроков__________________

18 Не оказывают помощи в подготовке уроков___________________________________________________

19 Отношение родителей к дальнейшему образованию ребенка__________________________________________

А) получение высшего образования_______________________

Б) среднего специального________________________________

В) среднего_____________________________________________

Г) профессионально – технического_______________________

Д)9классов_______________________________________________

 

 

Личности учащегося

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия их содержанием по следующей шкале:

4 – всегда;

3 – почти всегда;

2 – иногда;

1 – очень редко;

0 – никогда.

 

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то не буду с ними общаться.

15. стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

 

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

 

         
         
         
         

 

Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основании аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух. Но меньше трех, то это свидетельство о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух балов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

 

Учащихся школьной жизнью

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения. Учащимися предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

 

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. в нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

 

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Разработка воспитательного дела с самоанализом и оценкой методиста по педагогике или руководителя, специалиста учреждения.

 

Примерная схема конспекта воспитательного мероприятия:

1. Обоснование выбора формы, цели и темы мероприятия.

2. Где, с кем, когда проводится мероприятие.

3. Подготовительная работа (распределение поручений, контроль за их выполнением, оформление и др.)

4. Список использованной литературы.

5. План проведения мероприятия.

6. Описание всех этапов мероприятия.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Примерная схема анализа воспитательного мероприятия

 

1. Тема и цель мероприятия ( актуальность темы, ее соответствие воспитательным задачам, возрастным особенностям, запросам и интересам детей. Целесообразность выбранной формы. Участие детей в выборе темя мероприятия).

2. Подготовка мероприятия (наличие и продуманность плана мероприятия, его соответствие методическим требованиям. Качество оформления: содержательность, эмоциональность. Участие детей в подготовке мероприятия).

3. Проведение мероприятия (организованность начала, четкость, соответствие программе, его завершение, отступления от плана и их обоснованность, продолжительность мероприятия).

4. Содержание мероприятия (педагогическая целесообразность, воспитывающий и развивающий характер, соответствие возрастным особенностям, интересам детей, связь с жизнью, соответствие формы мероприятия его содержанию).

5. Поведение студента и детей (участие детей в проведении мероприятия, формы их участия, отношение к поручениям, самостоятельность, заинтересованность, инициативность, ответственность. Организаторские умения студента, стиль его работы, находчивость, решительность, четкость, педагогический такт и т.д.).

6.Общие выводы (достижение цели, степень подготовленности студента к проведению данной формы работы с детьми, предложения по усовершенствованию работы студента).

Воспитательное мероприятие и его анализ оценивается: 5 баллов – соответствует всем требованиям; 4 балла – есть незначительные отклонения от требований; 3 балла – отклонения значительны; 2, 1 балл – мероприятие в основном не соответствует принятым требованиям.

 

 

Отчет по практике

 

1. Общее впечатление от учреждения, его педагогического и детского коллективов.

2. Что особенно удалось в проведении социально-педагогической, воспитательной работы?

3. Какие встретились трудности, как они преодолевались?

4. Какие навыки социально-педагогической деятельности Вами приобретены во время педагогической практики?

5. Какие отношения сложились с социальным педагогом, какие выводы сделаны из наблюдения за его работой, какую помощь Вы ему оказали?

6. Какие пробелы в своих знаниях по педагогике, психологии, социальной педагогике Вы обнаружили?

7. В какой мере Вас удовлетворяют организация и содержание педагогической практики? Ваши замечания и пожелания на будущее.

Отчет оценивается: 5 баллов – умение анализировать свою деятельность (что, как, почему), видение путей и способов самообразования; 4 балла – несоответствие требованиям незначительное; 3 балла – отчет носит поверхностный, констатирующий характер; 2, 1 балл – отчет не соответствует предъявляемым требованиям.

 

 

Государственный институт управления и социальных технологий БГУ

 

Содержание УЧЕБНой ПРАКТИКи

студентов 2 курса специальности «социальная работа»

 

Подготовительный этап
Деятельность Функции Результат
Познакомиться с программой практики, распределением по объектам, с руководителем практики от кафедры, со своими руководителями от организации Участвовать в работе установочной конференции. Оформить документы для прохождения практики (договор, дневник по практике, отчет-рабочую тетрадь)
Рабочий этап
1. Составить индивидуальный план работы Совместно с руководителем практики на рабочем месте наметить порядок и сроки выполнения заданий. В отчете (рабочей тетради) заполнить страницу «Индивидуальный план работы»
2.Познакомиться с учреждением: ознакомление с целями, задачами, структурой деятельности организации В беседе с представителями администрации выявить общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, специфике деятельности, о проблемах учреждения. Привести в отчете (рабочей тетради) запись беседы со специалистами данного учреждения, зафиксировав вопросы и ответы. Определить круг проблем, решаемых данными специалистами. Оценить и проанализировать направления предоставления социальных гарантий в организации; проанализировать документы, в которых регламентируются данные гарантии
3.Познакомиться с деятельностью специалиста, реализующего задачи социальной работы в организации   В беседе со специалистом ознакомиться: с его должностными обязанностями; планом работы; - особенностями той группы, с которой предстоит работать. Зафиксировать в рабочей тетради общие сведения: об особенностях работы специалиста; о категории населения, с которыми он работает, об их индивидуальных личностных особенностях; об основных проблемах.
4. Изучить этические правила взаимоотношений в коллективе в системах: «специалист-клиент»; «специалист-специалист»; «специалист-руководитель»   Наблюдая взаимодействие специалиста с «клиентом», выявить степень применения нравственно-этических норм и правил в профессиональном общении специалиста. Представить в рабочей тетради краткую характеристику этических проблем взаимоотношений специалиста с клиентом, существующих в данном учреждении. Сформулировать основные этические правила взаимоотношений специалиста, реализуемые в различных системах взаимоотношений
5.Определить социально-психологические особенности клиентов, выявить уровень осведомленности клиентов о возможности и содержании получения социальных услуг в организации Составить обобщенный социально-психологический портрет клиентов, в отношении которых осуществляется деятельность организации (учреждения), дать характеристику осведомленности клиентов о возможности и содержании получения социальных услуг в организации Отразить в рабочей тетради: особенности статусных характеристик (пол, возраст, состав семьи, уровень доходов, образование, личностные особенности); поведение клиентов в основном виде деятельности (учебной, игровой, трудовой и др.).
6. Выявить уровень качества жизни клиентов при помощи методики Вычислить обобщенный показатель уровня качества жизни клиентов В рабочей тетради описать результаты проведенного исследования, сделать обобщенные выводы
7. Выявить какие факторы влияют на социальное благополучие клиентов Изучить факторы, влияющие на социальное благополучие клиентов В рабочей тетради описать психологический климат в коллективе специалистов; поведение в профессионально и личностно значимых ситуациях; наличие «внешней» поддержки у клиентов и т.д.; проанализировать полученные результаты, сделать выводы
8. Провести индивидуальную работу с клиентом (под руководством специалиста) Согласовать со специалистом учреждения тему и форму работы. Разработать его план-проект. Провести индивидуальную работу. Провести ее самоанализ. Представить в рабочей тетради методическую разработку (сценарий) индивидуальной работы с самоанализом по результатам его проведения
Провести под руководством специалиста групповое мероприятие с клиентами (профилактической, образовательно-просветительской направленности) Согласовать со специалистом учреждения тему и форму работы. Разработать его сценарий-проект. Провести мероприятие. Провести его самоанализ. Представить в рабочей тетради методическую разработку (сценарий) индивидуальной работы с самоанализом по результатам его проведения
Разработать тематическую памятку (стенд) (по актуальной социальной проблематике) Согласовать со специалистом учреждения тему памятки, изучить методическую литературу, разработать практикоориентированную памятку Обосновать в рабочей тетради актуальность темы памятки для организации, описать этапы подготовки тематической памятки (в т.ч. используемую литературу), результат представить в приложении
Итоговый этап
1. Обобщить полученные на практике результаты.   Оформить документы (дневник по практике, написать отчет по практике, на основании материалов рабочей тетради).
2. Подготовить и провести на заключительном этапе тематическое выступление в организации по итогам практики   Получить отзыв руководителя от организации с оценкой по практике. Подготовить презентацию результатов прохождения практики (с предоставлением в комиссию кафедры пакета документов); защитить практику.
           

 


 

Индивидуальные творческие задания

Студент выбирает задание и выполняет его письменно в рабочей тетради, выполнение задания оценивается - высший балл – 3.

1. Охарактеризуйте каждую группу детей, нуждающихся в помощи социального педагога

2. Покажите комплексный характер проблемы конкретного ребенка, определите, с какими специалистами должен сотрудничать социальный педагог, решая возникшие у ребенка проблемы.

3. Какие виды социально-педагогических технологий применяются в учреждении, где Вы проходили практику? В чем их сущность?

4. Раскройте содержание и организацию социально-профилактических мероприятий проводимых в учреждении

5. Выделите наиболее эффективные технологии социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, детей-правонарушителей, детей-сирот, детей группы риска.

6. Каковы основные педагогические требования к организации досуга детей? Выполняются ли они в том учреждении, где Вы были на практике?

7. Чем определяются интересы детей в досуговой деятельности?

8. Соблюдаются ли нравственно-этические нормы и правила во взаимоотношениях социального педагога и ребенка в том учреждении, где Вы были на практике?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.095 с.)