Потребности: основные подходы к определению, классификации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребности: основные подходы к определению, классификации.



Потребность – дефицит, нехватка чего-то необходимого в организме.
Потребность выступает стимулом деятельности человека. Она побуждает человека к активности. Активность человека первоначально носит целенаправленный характер и только со временем появляется цель.
Потребности бывают первичные и вторичные; материальные, духовные (эстетическое наслаждение, творчество, познание); социальные (общение, труд, признание и т.д.). Человек рождается с основными органическими потребностями. Потребности высших уровней приобретаются по мере общего развития психики и организма.
Классификация потребностей:
1. Потребности, связанные с трудом (потребности познания).
2. Потребности, связанные с развитием (потребности в игре, обучении, самореализации).
3. Потребности, связанные с социальным общением (нравственные и духовные).
Потребность – внутренний источник активности человека, мотив – внешний

Мотивация и мотивы.

Потребность – внутренний источник активности человека, мотив – внешний.
Под мотивом понимаются любые мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности. Мотив – не сама потребность, а какой-то объект, в котором конкретизирована потребность. Он побуждает человека к действию.
Функции мотива:
1. Побуждающая (активизация человека).
2. Направляющая (определяет выбор, осуществление стратегии и тактики деятельности и поведения).
3. Управляющая (коррекция поведения).
Мотивация – Процесс формирования мотивов человека;
Мотивация - Побуждение к определенному действию или поведению.
Некоторые из мотивационных факторов при их осознанном и продолжительном использовании человеком могут трансформироваться в его личные черты.
Мотивационная сфера человека формируется и развивается в непосредственной связи с той системой деятельности и общественных отношений, в которые он вовлекается по мере взросления.
Неудовлетворение потребностей является причиной расстройств мотивационной сферы, проявляющейся в неврастении, истерии и неврозах навязчивых состояний.

Специфика психических состояний.

Психические состояния - это целостные характеристики психической деятельности человека за определенный период времени.
Характеристики психических состояний:
1. Целостность.
2. Подвижность. Психические состояния обладают стадиями протекания - начало, развитие и завершение.
3. Полярность (активность-пассивность; уверенность-неуверенность).
Классификация психических состояний:
1. В зависимости от роли личности и ситуации (личностные и ситуационные).
2. В зависимости от степени глубины (глубокие и поверхностные).
3. В зависимости от времени протекания (кратковременные, длительные, затяжные).
4. В зависимости от состояния сознания (фрустрация, агрессия, стресс, сон, бодрствование, гипноз, медитация, состояние предсмертия).
Фрустрация - в переводе означает обман, напрасное ожидание. Это состояние напряжения, отчаяния, тревоги и т.д., которое охватывает человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами.
Агрессия - это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями, искаженное отражение реальности, что приводит к неадекватному поведению. Существует агрессивность как свойство личности, которое проявляется в готовности и в предпочтении использования насильственных средств для реализации своих интересов.
Стресс - в переводе с французского означает давление. Стресс - это приспособление организма к измененным условиям к среде обитания. Стресс - это физиологические механизмы адаптации организма человека. Существует биологический и эмоциональный стресс. Биологический стресс необходим организму, т.к. благодаря ему происходит мобилизация всех физических и духовных сил. Эмоциональный стресс представляет собой саморазрушение, капитуляцию организма.
Сон - это отдых организма для восстановления сил, а также время когда происходит обработка информации, которую мы получаем в течение суток. Дня.
Сон состоит из нескольких фаз: «быстрый сон» - когда возрастает активность мозга. Эта стадия длится 15-20 минут; «медленный сон» - активность кары головного мозга уменьшается.
Бодрствование связано с осмысленной деятельностью человека.
Регуляция психических состояний: гипноз, групповой тренинг, методы психоанализа.
Саморегуляция - аутотренинг, медитация, фармакология.

Темперамент.

Темперамент - совокупность природных, индивидуально-своеобразных свойств психики человека, определяющих динамику, быстроту и интенсивность протекания психических процессов.
Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ, живший в V веке до нашей эры.
Типы темперамента:
Холерик в общении стремится к превосходству, доминирует в беседе, в межличностных отношениях старается установить свою власть, самоуверен, гневно реагирует на критику в свой адрес, мимика выразительная и многообразная. Поведение неуравновешенное, временами агрессивное. Обладает слабым терпением. Страстно и увлеченно включается в интересную ему деятельность. Демонстрирует стремление к цели. Переоценивает свои способности и возможности. Характеризуется умеренной внушаемостью.
Сангвиник общается с людьми на равных, стремится расширить круг знакомств, инициатор общения, обладает чувством юмора, самооценка несколько завышена, на критику реагирует спокойно, мимика разнообразная, живая, артистичная. В опасных ситуациях расчетлив. При стремлении к цели демонстрирует энергичность, желание быстрее ее достичь и при этом избежать препятствий. Внушаемость можно оценить как небольшую.
Флегматик в общении пассивен, никогда не является инициатором общения или знакомства, сомооценка несколько занижена, не склонен к внешнему выражению чувств и переживаний, мимика невыразительная. Поведение как правило сдержанное и уравновешенное. Обладает большим терпением. При возникновении опасности демонстрирует хладнокровие. К цели флегматик идет медленно, но при этом проявляет упорство. Внушаемость слабая.
Меланхолик в общении находится в зависимом положении, легко попадает под власть других людей, самооценка устойчиво низкая, неуверен в себе, тяжело переносит критику в свой адрес, мимика небогатая. Поведение неуравновешенное и истеричное. В опасных ситуациях демонстрирует растерянность. Внушаемость большая.

Характер.

Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении.
Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
Черты личности - особенности поведения человека, систематически (но не постоянно) проявляющиеся в различных ситуациях.
В структуре характера можно выделить следующие четыре компонента:
1. Отношение к себе (самоуверенность, неуверенность, самолюбие и т.д.).
2. Отношение к делу (трудолюбие, аккуратность, пассивность и т.д.).
3. Отношение к другим людям (патриотизм, лживость, эгоизм и т.д.).
4. Отношение к собственному.
По преобладающему влиянию психики на активность человека выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера, по времени формирования - первичные (базисные) и вторичные (ситуационные), по сфере деятельности - деловые (проявляющиеся в профессиональной деятельности) и коммуникационные (проявляющиеся в общении) черты характера.
Человек, у которого наблюдается отсутствие или нечеткость жизненных целей, называется бесхарактерным.
Взаимосвязь характера и темперамента имеет множество вариантов объяснения. Характер формируется на основе темперамента, социальная среда оказывает решающее влияние на формирование характера, характер определяет содержание поведения и деятельности человека. В отличие от темперамента характер человека формируется при жизни, может быть изменен упражнениями и тренировками, формируется под влиянием социальных факторов.
Формирование характера - процесс, который охватывает всю жизнь человека. В дошкольном возрасте складываются первичные черты характера. Первые признаки стабилизации характера возникают в возрасте от 2-3 до 9-10 лет. В возрасте 7-15 лет в школе формируется отношение к людям. Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера - в ранней юности. В возрасте 15-17 лет личность приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая сохраняется на протяжении всей формируются такие черты, как доброта, отзывчивость, общительность жизни. После 30 лет вероятность изменений характера резко снижается.
Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний называют акцентуацией (предельная величина проявления нормы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.008 с.)