Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии.

Поиск

Основные теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии. Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Еще в древности многие философы интересовались проблемами мотивации. Взгляды на сущность мотивации человека неоднократно менялись на протяжении веков. Но можно выделить две основные точки зрения на проблему мотивации: рационалистическую и иррационалистическую. Философы, придерживавшиеся рационалистической позиции, утверждали, что человек – уникальное существо, не имеющее ничего общего с животным. Только он наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора. Поэтому мотивы поведения человека лежат исключительно в области разумного, сознательного, волевого.

Иррационалистическая позиция, распространявшаяся в основном на животных, утверждала, что поведение животного, в отличие от поведения человека, несвободно и неразумно. Оно управляется неосознаваемыми биологическими силами, исходящими из органических потребностей.

Первые собственно психологические теории мотивации появились XVII – XVIII вв. Они вобрали в себя идеи рационализма и иррационализма. Теория принятия решения объясняла на рационалистической основе поведение человека, а теория автомата – поведение животного на иррационалистической основе.

Теория принятия решения появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний для объяснения поведения человека в ситуации экономического выбора, а затем и для объяснения человеческих поступков и в других сферах его деятельности.

Возникновение теория автомата связано с развитием механики в XVII – XVIII веках, и далее с идеей рефлекса как автоматического (механического) ответа живого организма на внешние раздражители.

Такое разделение двух мотивационных теорий (одной для человека, другой для животных) поддерживалось теологией и продолжалось вплоть до конца XIX века. Во второй половине XIX века благодаря появлению эволюционной теории Чарльза Дарвина произошло сближение между миром человека и миром животных. Под влиянием данной теории в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения животных (В.Келлер, Э. Торндайк) с одной стороны, и инстинктивных форм поведения человека (У. Макдугалл, И.П. Павлов, З. Фрейд и др.), с другой. Теперь для объяснения поведения человека начали использовать понятие потребности, которое до этого ассоциировалось только с нуждами организма и объяснялось только для объяснения поведения животных.

Человеку в качестве мотивационных факторов начали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животных. Такую биологизаторскую точку зрения на поведение человека впервые высказали в своих теориях З. Фрейд (психоанализ) и У.Макдугалл (теория инстинктов). В их теориях социальное поведение человека понимается по аналогии с поведением животных, и все формы человеческого поведения сводятся к врожденным инстинктам.

Однако данные теории не смогли дать удовлетворительного ответа на вопросы мотивации человеческого поведения, и в 20-е годы XX века на смену теории инстинктов пришла теория потребностей. Данная теория утверждала, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое действие на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению напряжения. Принципиальных различий между понятиями «инстинкт» и «потребность» введено не было. Различие виделось только в том, что инстинкт являлся врожденным и неизменным, а потребность может приобретаться в течение жизни (особенно у человека).

Также в начале XX века возникло еще два новых направления: бихевиористская (поведенческая) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Бихевиористы (Дж. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер) объясняли мотивацию поведения человека по схеме «стимул – реакция».

Развитие теория высшей нервной деятельности (И.П. Павлов) было продолжено созданием теории психофизиологической регуляции движений (Н.А. Берштейн), модели функциональной системы (П.К. Анохин), открытием ориентировочного рефлекса (Е.И. Соколов).

Начиная с 30-х годов XX века начали появляться теории мотивации, относящиеся только к человеку (К. Левин, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.). А. Маслоу предложил оригинальную концепцию мотивации о том, что люди обладают психологической структурой потребностей, склонностей и способностей, обычно направленных на благо общества. А. Маслоу считал, что для здорового развития необходима реализация наших способностей, а симптомы психических расстройств являются результатом торможения или подавления этих потребностей. Более всего известна схема иерархии потребностей по А. Маслоу, основанная на предпосылке, что главные физиологические потребности (голод и жажда) должны удовлетворяться перед высшими потребностями (такими как самоуважение и самоактуализация). Конкретные виды самоактуализации меняются в зависимости от характера человека. Это может быть создание художественных произведений, спортивная карьера или хорошее выполнение родительских обязанностей.

 

Пирамида потребностей по А. Маслоу

Самоактуализация

Самооценка

Чувство общности и потребность в любви

Потребность в безопасности

Физиологические потребности

 

 

В отечественной психологии развивалась теория деятельностного подхода к мотивационной сфере человека (А.Н. Леонтьев и др.). Согласно данной теории мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности обнаруживаются те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы. Они функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, - разнообразие мотивов; действиям, формирующим деятельность, - упорядоченный набор целей.

Таким образом, в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельностей.

 

Понятие о способностях в психологии. Анатомо-физиологические основы способностей.

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в процессе их использования и развития. Способность, которая не раз­вивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со вре­менем ухудшается и может быть утрачена почти полностью. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, соответствующими видами деятельности, человек поддер­живает и развивает свои высшие способности.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способнос­тей это развитие начинается с первых дней жизни, и если человек про должает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, то данный процесс не прекращается до конца его жизни.

Первичный этап в развитии любой способности связан с со­зреванием необходимых для нее органических структур (задатков) или с формированием нужных функциональных органов на их осно­ве. Этот этап обычно относится к дошкольному детству, охватыва­ющему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит становление и совершенствование работы всех анализаторов, разви­тие и функциональная дифференциация отдельных участков к. г. м., связей между ними и органами движения. Все это вместе взятое создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка элементарных общих способностей, определенный уровень развития которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.226 (0.006 с.)