Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии. Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Еще в древности многие философы интересовались проблемами мотивации. Взгляды на сущность мотивации человека неоднократно менялись на протяжении веков. Но можно выделить две основные точки зрения на проблему мотивации: рационалистическую и иррационалистическую. Философы, придерживавшиеся рационалистической позиции, утверждали, что человек – уникальное существо, не имеющее ничего общего с животным. Только он наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора. Поэтому мотивы поведения человека лежат исключительно в области разумного, сознательного, волевого. Иррационалистическая позиция, распространявшаяся в основном на животных, утверждала, что поведение животного, в отличие от поведения человека, несвободно и неразумно. Оно управляется неосознаваемыми биологическими силами, исходящими из органических потребностей. Первые собственно психологические теории мотивации появились XVII – XVIII вв. Они вобрали в себя идеи рационализма и иррационализма. Теория принятия решения объясняла на рационалистической основе поведение человека, а теория автомата – поведение животного на иррационалистической основе. Теория принятия решения появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний для объяснения поведения человека в ситуации экономического выбора, а затем и для объяснения человеческих поступков и в других сферах его деятельности. Возникновение теория автомата связано с развитием механики в XVII – XVIII веках, и далее с идеей рефлекса как автоматического (механического) ответа живого организма на внешние раздражители. Такое разделение двух мотивационных теорий (одной для человека, другой для животных) поддерживалось теологией и продолжалось вплоть до конца XIX века. Во второй половине XIX века благодаря появлению эволюционной теории Чарльза Дарвина произошло сближение между миром человека и миром животных. Под влиянием данной теории в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения животных (В.Келлер, Э. Торндайк) с одной стороны, и инстинктивных форм поведения человека (У. Макдугалл, И.П. Павлов, З. Фрейд и др.), с другой. Теперь для объяснения поведения человека начали использовать понятие потребности, которое до этого ассоциировалось только с нуждами организма и объяснялось только для объяснения поведения животных. Человеку в качестве мотивационных факторов начали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животных. Такую биологизаторскую точку зрения на поведение человека впервые высказали в своих теориях З. Фрейд (психоанализ) и У.Макдугалл (теория инстинктов). В их теориях социальное поведение человека понимается по аналогии с поведением животных, и все формы человеческого поведения сводятся к врожденным инстинктам. Однако данные теории не смогли дать удовлетворительного ответа на вопросы мотивации человеческого поведения, и в 20-е годы XX века на смену теории инстинктов пришла теория потребностей. Данная теория утверждала, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое действие на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению напряжения. Принципиальных различий между понятиями «инстинкт» и «потребность» введено не было. Различие виделось только в том, что инстинкт являлся врожденным и неизменным, а потребность может приобретаться в течение жизни (особенно у человека). Также в начале XX века возникло еще два новых направления: бихевиористская (поведенческая) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Бихевиористы (Дж. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер) объясняли мотивацию поведения человека по схеме «стимул – реакция». Развитие теория высшей нервной деятельности (И.П. Павлов) было продолжено созданием теории психофизиологической регуляции движений (Н.А. Берштейн), модели функциональной системы (П.К. Анохин), открытием ориентировочного рефлекса (Е.И. Соколов). Начиная с 30-х годов XX века начали появляться теории мотивации, относящиеся только к человеку (К. Левин, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.). А. Маслоу предложил оригинальную концепцию мотивации о том, что люди обладают психологической структурой потребностей, склонностей и способностей, обычно направленных на благо общества. А. Маслоу считал, что для здорового развития необходима реализация наших способностей, а симптомы психических расстройств являются результатом торможения или подавления этих потребностей. Более всего известна схема иерархии потребностей по А. Маслоу, основанная на предпосылке, что главные физиологические потребности (голод и жажда) должны удовлетворяться перед высшими потребностями (такими как самоуважение и самоактуализация). Конкретные виды самоактуализации меняются в зависимости от характера человека. Это может быть создание художественных произведений, спортивная карьера или хорошее выполнение родительских обязанностей.
Пирамида потребностей по А. Маслоу Самоактуализация Самооценка Чувство общности и потребность в любви Потребность в безопасности Физиологические потребности
В отечественной психологии развивалась теория деятельностного подхода к мотивационной сфере человека (А.Н. Леонтьев и др.). Согласно данной теории мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности обнаруживаются те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы. Они функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, - разнообразие мотивов; действиям, формирующим деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельностей.
Понятие о способностях в психологии. Анатомо-физиологические основы способностей. Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в процессе их использования и развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем ухудшается и может быть утрачена почти полностью. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, соответствующими видами деятельности, человек поддерживает и развивает свои высшие способности. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни, и если человек про должает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, то данный процесс не прекращается до конца его жизни. Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур (задатков) или с формированием нужных функциональных органов на их основе. Этот этап обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит становление и совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков к. г. м., связей между ними и органами движения. Все это вместе взятое создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка элементарных общих способностей, определенный уровень развития которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.164.176 (0.01 с.) |