Тема №2 «понятие как форма мышления» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №2 «понятие как форма мышления»



Практикум ПО ЛОГИКЕ

студента_______________________

Вариант 1

Тема №2 «Понятие как форма мышления»

Задание 1.

Распределите 24 пары понятий по графам таблицы, отражающим 4 вида логических отношений между ними и один вид фактического соотношения частей и целого предмета. Внимание! Среди них есть «лишние» пары, не входящие ни в одну из граф.

Бодрость-вялость; похвала-брань; месть-поджог; смелость-геройство; пение-искусство; отравление-смерть; свобода-воля; десять - число; глава-роман; прохлада-мороз; тумбочка-шкаф; овца-стадо; страна-город; плакса-рева; покой-движение; обман-недоверие; свет-тьма; море-океан; физика-наука; испуг-бегство; правильный ответ - верный ответ; грядка-огород; пара - два; слово-фраза.

 

Тождество Вид – род Соподчинение Противоположность Часть-целое
         
           
           
           

Задание 2.

Даны 5 терминов, 4 из которых объединены общим родовым понятием, а пятый термин не связан с ним логически. Вычеркните «инородный» термин и впишите в строку родовое обобщающее понятие: дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий________________________________

 

Задание 3.

Подберите понятия, отношения между которыми удовлетворяют следующей круговой схеме:

А –

 
 


В –

С –

Для проверки правильности найденных понятий составьте все возможные истинные суждения, исходя из типа отношений. Например, некоторые А являются В, в некоторые таковыми не являются и т.п.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Определите в соответствии с алгоритмом отношения между понятиями, изобразите их в кругах Эйлера: «студент – мастер спорта по дзюдо – обвиняемый- судимость».

Алгоритм решения:

1.Находим в этом ряду несравнимое с остальными понятие____________

 

2. Обозначаем символами каждое из оставшихся понятий:

А - В - С -

3. Между сравнимыми понятиями устанавливаем попарно отношения:

между А и В -, А и С -,

В и С -

4. Изображаем графически общую для всех понятий круговую схему

 

 

5.Проверяем с помощью истинных суждений правильность получившейся схемы (например, все словари –книги, но лишь некоторые книги словари и т.д.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Задание для эрудитов

Найдите способ расшифровать загаданное слово из 9 букв, учитывая, что при его зашифровке была допущена ошибка:

 

 

Ключ - подсказка:

½ ¾

1. Крутой кипяток.

2. Площадка для молотьбы

 
 

 

 


Ответ - __________________________________

ЗАНЯТИЕ №2

Задание 1.

Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «государство», приняв его за А:

Алгоритм решения:

1. Проводим операцию обобщения понятия:

понятие В - понятие С –

2.Изображаем круговую схему:

 

 

3. Проводим операцию ограничения понятия:

понятие В - понятие С –

4.Изображаем круговую схему:

Задание 2.

 

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: « Брак – добровольный союз мужчины и женщины».

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы определения:

- определяемое понятие –_____________________________________

-определяющее понятие – ____________________________________

- в том числе: родовое понятие –_______________________________

- видовое понятие – ________________________________________

2.Определяем вид определения– ______________________________________

3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия:

1 правило________________________________________________________

2 правило ______________________________________________________

3 правило_____________________________________________________

4 правило_____________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________

5.Даем правильное определение –____________________________________

_______________________________________________________________

Задание 3.

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « Различают умышленные, неосторожные преступления и убийства».

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы деления:

- делимое понятие –______________________________________

- члены деления: __________________________________________

- основание деления - ______________________________________

2.Определяем вид деления____________________________________

Изображаем схему деления

 

 

3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия:

1 правило_____________________________________________________

2 правило_____________________________________________________

3 правило_________________________________________________________

4 правило_________________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________

 

5.Даем правильное деление_____________________________________

__________________________________________________________________

Практикум ПО ЛОГИКЕ

студента_______________________

Вариант 2

ЗАНЯТИЕ №2

Задание 1.

Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «вымогательство», приняв его за А:

Алгоритм решения:

1. Проводим операцию обобщения понятия:

понятие В - понятие С –

2.Изображаем круговую схему:

 

 

3. Проводим операцию ограничения понятия:

понятие В - понятие С –

4.Изображаем круговую схему:

Задание 2.

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: «Логика – это наука о безошибочном мышлении».

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы определения:

- определяемое понятие –_____________________________________

-определяющее понятие – ____________________________________

- в том числе: родовое понятие –_______________________________

- видовое понятие – ________________________________________

2.Определяем вид определения– ______________________________________

3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия:

1 правило________________________________________________________

2 правило ______________________________________________________

3 правило_____________________________________________________

4 правило_____________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________

5.Даем правильное определение –____________________________________

_______________________________________________________________

Задание 3.

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « Сделки могут быть долгосрочные, действительные и недействительные, а недействительные в свою очередь делятся на мнимые, притворные и ничтожные».

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы деления:

- делимое понятие –______________________________________

- члены деления: __________________________________________

- основание деления - ______________________________________

2.Определяем вид деления____________________________________

Изображаем схему деления

 

 

3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия:

1 правило_____________________________________________________

2 правило_____________________________________________________

3 правило_________________________________________________________

4 правило_________________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________

 

5.Даем правильное деление_____________________________________

__________________________________________________________________

Практикум ПО ЛОГИКЕ

студента_______________________

Вариант 3

ЗАНЯТИЕ №2

Задание 1.

Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «опасный преступник», приняв его за А:

Алгоритм решения:

1. Проводим операцию обобщения понятия:

понятие В - понятие С –

2.Изображаем круговую схему:

 

 

3. Проводим операцию ограничения понятия:

понятие В - понятие С –

4.Изображаем круговую схему:

Задание 2.

 

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: «Ректор – это то же самое, что директор, но не в школе».

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы определения:

- определяемое понятие –_____________________________________

-определяющее понятие – ____________________________________

- в том числе: родовое понятие –_______________________________

- видовое понятие – ________________________________________

2.Определяем вид определения– ______________________________________

3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия:

1 правило________________________________________________________

2 правило ______________________________________________________

3 правило_____________________________________________________

4 правило_____________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________

5.Даем правильное определение –____________________________________

_______________________________________________________________

 

Задание 3.

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « Для удобства применения и повышения лечебного эффекта используются жидкие, твердые и мягкие лекарственные формы».

 

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы деления:

- делимое понятие –______________________________________

- члены деления: __________________________________________

- основание деления - ______________________________________

2.Определяем вид деления____________________________________

Изображаем схему деления

 

 

3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия:

1 правило_____________________________________________________

2 правило_____________________________________________________

3 правило_________________________________________________________

4 правило_________________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________

 

5.Даем правильное деление_____________________________________

__________________________________________________________________

Практикум ПО ЛОГИКЕ

студента_______________________

Вариант 4

ЗАНЯТИЕ №2

Задание 1.

Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «преступление против личности», приняв его за А:

Алгоритм решения:

1. Проводим операцию обобщения понятия:

понятие В - понятие С –

2.Изображаем круговую схему:

 

 

3. Проводим операцию ограничения понятия:

понятие В - понятие С –

4.Изображаем круговую схему:

Задание 2.

 

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: «Организованная преступность есть не что иное, как партизанская война против общества».

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы определения:

- определяемое понятие –_____________________________________

-определяющее понятие – ____________________________________

- в том числе: родовое понятие –_______________________________

- видовое понятие – ________________________________________

2.Определяем вид определения– ______________________________________

3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия:

1 правило________________________________________________________

2 правило ______________________________________________________

3 правило_____________________________________________________

4 правило_____________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________

5.Даем правильное определение –____________________________________

_______________________________________________________________

Задание 3.

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « Человек может быть европейской, кавказской, монгольской, азиатской наружности».

 

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы деления:

- делимое понятие –______________________________________

- члены деления: __________________________________________

- основание деления - ______________________________________

2.Определяем вид деления____________________________________

Изображаем схему деления

 

 

3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия:

1 правило_____________________________________________________

2 правило_____________________________________________________

3 правило_________________________________________________________

4 правило_________________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________

 

5.Даем правильное деление_____________________________________

 

 

Практикум ПО ЛОГИКЕ

студента_______________________

Вариант 5

ЗАНЯТИЕ №2

Задание 1.

Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «старшина присяжных», приняв его за А:

Алгоритм решения:

1. Проводим операцию обобщения понятия:

понятие В - понятие С –

2.Изображаем круговую схему:

 

 

3. Проводим операцию ограничения понятия:

понятие В - понятие С –

4.Изображаем круговую схему:

Задание 2.

 

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: «Софизм – это логическая ошибка в доказательстве».

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы определения:

- определяемое понятие –_____________________________________

-определяющее понятие – ____________________________________

- в том числе: родовое понятие –_______________________________

- видовое понятие – ________________________________________

2.Определяем вид определения– ______________________________________

3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия:

1 правило________________________________________________________

2 правило ______________________________________________________

3 правило_____________________________________________________

4 правило_____________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________

 

5.Даем правильное определение –____________________________________

_______________________________________________________________

Задание 3.

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « Понятия бывают конкретные, абстрактные и единичные».

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы деления:

- делимое понятие –______________________________________

- члены деления: __________________________________________

- основание деления - ______________________________________

2.Определяем вид деления____________________________________

Изображаем схему деления

 

 

3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия:

1 правило_____________________________________________________

2 правило_____________________________________________________

3 правило_________________________________________________________

4 правило_________________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________

 

5.Даем правильное деление_____________________________________

 

 

 

Практикум ПО ЛОГИКЕ

студента_______________________

Вариант 6

ЗАНЯТИЕ №2

Задание 1.

Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «президент», приняв его за А:

Алгоритм решения:

1. Проводим операцию обобщения понятия:

понятие В - понятие С –

2.Изображаем круговую схему:

 

 

3. Проводим операцию ограничения понятия:

понятие В - понятие С –

4.Изображаем круговую схему:

Задание 2.

 

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: «Преступлением признается любое общественно опасное деяние».

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы определения:

- определяемое понятие –_____________________________________

-определяющее понятие – ____________________________________

- в том числе: родовое понятие –_______________________________

- видовое понятие – ________________________________________

2.Определяем вид определения– ______________________________________

3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия:

1 правило________________________________________________________

2 правило ______________________________________________________

3 правило_____________________________________________________

4 правило_____________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________

 

5.Даем правильное определение –____________________________________

_______________________________________________________________

Задание 3.

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « Население Брянска в 19 веке состояло в основном из ремесленников и евреев».

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы деления:

- делимое понятие –______________________________________

- члены деления: __________________________________________

- основание деления - ______________________________________

2.Определяем вид деления____________________________________

Изображаем схему деления

 

 

3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия:

1 правило_____________________________________________________

2 правило_____________________________________________________

3 правило_________________________________________________________

4 правило_________________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________

 

5.Даем правильное деление_____________________________________

__________________________________________________________________

Практикум ПО ЛОГИКЕ

студента_______________________

Вариант 7

ЗАНЯТИЕ №2

Задание 1.

Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «трусость», приняв его за А:

Алгоритм решения:

1. Проводим операцию обобщения понятия:

понятие В - понятие С –

2.Изображаем круговую схему:

 

 

3. Проводим операцию ограничения понятия:

понятие В - понятие С –

4.Изображаем круговую схему:

Задание 2.

 

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: « Юрист – это человек с высшим юридическим образованием».

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы определения:

- определяемое понятие –_____________________________________

-определяющее понятие – ____________________________________

- в том числе: родовое понятие –_______________________________

- видовое понятие – ________________________________________

2.Определяем вид определения– ______________________________________

3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия:

1 правило________________________________________________________

2 правило ______________________________________________________

3 правило_____________________________________________________

4 правило_____________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________

 

5.Даем правильное определение –____________________________________

_______________________________________________________________

Задание 3.

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « Различаются два вида деления понятий: по видообразующему признаку и дихотомическое».

 

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы деления:

- делимое понятие –______________________________________

- члены деления: __________________________________________

- основание деления - ______________________________________

2.Определяем вид деления____________________________________

Изображаем схему деления

 

 

3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия:

1 правило_____________________________________________________

2 правило_____________________________________________________

3 правило_________________________________________________________

4 правило_________________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________

 

5.Даем правильное деление_____________________________________

__________________________________________________________________

Практикум ПО ЛОГИКЕ

студента_______________________

Вариант 8

ЗАНЯТИЕ №2

Задание 1.

Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «учебник логики», приняв его за А:

Алгоритм решения:

1. Проводим операцию обобщения понятия:

понятие В - понятие С –

2.Изображаем круговую схему:

 

 

3. Проводим операцию ограничения понятия:

понятие В - понятие С –

4.Изображаем круговую схему:

Задание 2.

 

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: «Истец – одна из сторон по гражданскому делу, противоположная ответчику».

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы определения:

- определяемое понятие –_____________________________________

-определяющее понятие – ____________________________________

- в том числе: родовое понятие –_______________________________

- видовое понятие – ________________________________________

2.Определяем вид определения– ______________________________________

3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия:

1 правило________________________________________________________

2 правило ______________________________________________________

3 правило_____________________________________________________

4 правило_____________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________

 

5.Даем правильное определение –____________________________________

_______________________________________________________________

Задание 3.

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « Всех преподавателей нашего вуза можно разделить на опытных, молодых, не имеющих юридического образования и достигших пенсионного возраста».

 

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы деления:

- делимое понятие –______________________________________

- члены деления: __________________________________________

- основание деления - ______________________________________

2.Определяем вид деления____________________________________

Изображаем схему деления

 

 

3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия:

1 правило_____________________________________________________

2 правило_____________________________________________________

3 правило_________________________________________________________

4 правило_________________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________

 

5.Даем правильное деление_____________________________________

__________________________________________________________________

Практикум ПО ЛОГИКЕ

студента_______________________

Вариант 9

ЗАНЯТИЕ №2

Задание 1.

Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «логика»,

приняв его за А:

Алгоритм решения:

1. Проводим операцию обобщения понятия:

понятие В - понятие С –

2.Изображаем круговую схему:

 

 

3. Проводим операцию ограничения понятия:

понятие В - понятие С –

4.Изображаем круговую схему:

Задание 2.

 

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: « Арендатором называется человек, получающий помещение во временное пользование за определенную плату».

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы определения:

- определяемое понятие –_____________________________________

-определяющее понятие – ____________________________________

- в том числе: родовое понятие –_______________________________

- видовое понятие – ________________________________________

2.Определяем вид определения– ______________________________________

3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия:

1 правило________________________________________________________

2 правило ______________________________________________________

3 правило_____________________________________________________

4 правило_____________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________

 

5.Даем правильное определение –____________________________________

_______________________________________________________________

Задание 3.

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « По темпераменту людей можно поделить на сангвиников, холериков и флегматиков».

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы деления:

- делимое понятие –______________________________________

- члены деления: __________________________________________

- основание деления - ______________________________________

2.Определяем вид деления____________________________________

Изображаем схему деления

 

 

3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия:

1 правило_____________________________________________________

2 правило_____________________________________________________

3 правило_________________________________________________________

4 правило_________________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________

 

5.Даем правильное деление_____________________________________

__________________________________________________________________

Практикум ПО ЛОГИКЕ

студента_______________________

Вариант 10

ЗАНЯТИЕ №2

Задание 1.

Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «юридическая консультация», приняв его за А:

Алгоритм решения:

1. Проводим операцию обобщения понятия:

понятие В - понятие С –

2.Изображаем круговую схему:

 

 

3. Проводим операцию ограничения понятия:

понятие В - понятие С –

4.Изображаем круговую схему:

Задание 2.

 

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: « Реституция есть возврат сторонами, заключившими сделку, части полученного ими по сделке имущества».

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы определения:

- определяемое понятие –_____________________________________

-определяющее понятие – ____________________________________

- в том числе: родовое понятие –_______________________________

- видовое понятие – ________________________________________

2.Определяем вид определения– ______________________________________

3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия:

1 правило________________________________________________________

2 правило ______________________________________________________

3 правило_____________________________________________________

4 правило_____________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________

 

5.Даем правильное определение –____________________________________

_______________________________________________________________

Задание 3.

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « Волосы могут быть русыми, светло-русыми, темно-русыми, черными, рыжими, седыми, крашеными».

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы деления:

- делимое понятие –______________________________________

- члены деления: __________________________________________

- основание деления - ______________________________________

2.Определяем вид деления____________________________________

Изображаем схему деления

 

 

3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия:

1 правило_____________________________________________________

2 правило_____________________________________________________

3 правило_________________________________________________________

4 правило_________________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________

 

5.Даем правильное деление_____________________________________

__________________________________________________________________

Практикум ПО ЛОГИКЕ

студента_______________________

Вариант 1

Тема №2 «Понятие как форма мышления»

Задание 1.

Распределите 24 пары понятий по графам таблицы, отражающим 4 вида логических отношений между ними и один вид фактического соотношения частей и целого предмета. Внимание! Среди них есть «лишние» пары, не входящие ни в одну из граф.

Бодрость-вялость; похвала-брань; месть-поджог; смелость-геройство; пение-искусство; отравление-смерть; свобода-воля; десять - число; глава-роман; прохлада-мороз; тумбочка-шкаф; овца-стадо; страна-город; плакса-рева; покой-движение; обман-недоверие; свет-тьма; море-океан; физика-наука; испуг-бегство; правильный ответ - верный ответ; грядка-огород; пара - два; слово-фраза.

 

Тождество Вид – род Соподчинение Противоположность Часть-целое
         
           
           
           

Задание 2.

Даны 5 терминов, 4 из которых объединены общим родовым понятием, а пятый термин не связан с ним логически. Вычеркните «инородный» термин и впишите в строку родовое обобщающее понятие: дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий________________________________

 

Задание 3.

Подберите понятия, отношения между которыми удовлетворяют следующей круговой схеме:

А –

 
 


В –

С –

Для проверки правильности найденных понятий составьте все возможные истинные суждения, исходя из типа отношений. Например, некоторые А являются В, в некоторые таковыми не являются и т.п.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Определите в соответствии с алгоритмом отношения между понятиями, изобразите их в кругах Эйлера: «студент – мастер спорта по дзюдо – обвиняемый- судимость».

Алгоритм решения:

1.Находим в этом ряду несравнимое с остальными понятие____________

 

2. Обозначаем символами каждое из оставшихся понятий:

А - В - С -

3. Между сравнимыми понятиями устанавливаем попарно отношения:

между А и В -, А и С -,

В и С -

4. Изображаем графически общую для всех понятий круговую схему

 

 

5.Проверяем с помощью истинных суждений правильность получившейся схемы (например, все словари –книги, но лишь некоторые книги словари и т.д.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Задание для эрудитов

Найдите способ расшифровать загаданное слово из 9 букв, учитывая, что при его зашифровке была допущена ошибка:

 

 

Ключ - подсказка:

½ ¾

1. Крутой кипяток.

2. Площадка для молотьбы

 
 

 

 


Ответ - __________________________________

ЗАНЯТИЕ №2

Задание 1.

Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «государство», приняв его за А:

Алгоритм решения:

1. Проводим операцию обобщения понятия:

понятие В - понятие С –

2.Изображаем круговую схему:

 

 

3. Проводим операцию ограничения понятия:

понятие В - понятие С –

4.Изображаем круговую схему:

Задание 2.

 

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: « Брак – добровольный союз мужчины и женщины».

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы определения:

- определяемое понятие –_____________________________________

-определяющее понятие – ____________________________________

- в том числе: родовое понятие –_______________________________

- видовое понятие – ________________________________________

2.Определяем вид определения– ______________________________________

3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия:

1 правило________________________________________________________

2 правило ______________________________________________________

3 правило_____________________________________________________

4 правило_____________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________

5.Даем правильное определение –____________________________________

_______________________________________________________________

Задание 3.

Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « Различают умышленные, неосторожные преступления и убийства».

Алгоритм решения:

1.Устанавливаем структурные элементы деления:

- делимое понятие –______________________________________

- члены деления: __________________________________________

- основание деления - ______________________________________

2.Определяем вид деления____________________________________

Изображаем схему деления

 

 

3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия:

1 правило_____________________________________________________

2 правило_____________________________________________________

3 правило_________________________________________________________

4 правило_________________________________________________________

4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________

 

5.Даем правильное деление_____________________________________

__________________________________________________________________

Практикум ПО ЛОГИКЕ

студента_______________________

Вариант 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.38 с.)