Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №2 «понятие как форма мышления»
Практикум ПО ЛОГИКЕ студента_______________________ Вариант 1 Тема №2 «Понятие как форма мышления» Задание 1. Распределите 24 пары понятий по графам таблицы, отражающим 4 вида логических отношений между ними и один вид фактического соотношения частей и целого предмета. Внимание! Среди них есть «лишние» пары, не входящие ни в одну из граф. Бодрость-вялость; похвала-брань; месть-поджог; смелость-геройство; пение-искусство; отравление-смерть; свобода-воля; десять - число; глава-роман; прохлада-мороз; тумбочка-шкаф; овца-стадо; страна-город; плакса-рева; покой-движение; обман-недоверие; свет-тьма; море-океан; физика-наука; испуг-бегство; правильный ответ - верный ответ; грядка-огород; пара - два; слово-фраза.
Задание 2. Даны 5 терминов, 4 из которых объединены общим родовым понятием, а пятый термин не связан с ним логически. Вычеркните «инородный» термин и впишите в строку родовое обобщающее понятие: дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий________________________________
Задание 3. Подберите понятия, отношения между которыми удовлетворяют следующей круговой схеме: А – В – С – Для проверки правильности найденных понятий составьте все возможные истинные суждения, исходя из типа отношений. Например, некоторые А являются В, в некоторые таковыми не являются и т.п. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4. Определите в соответствии с алгоритмом отношения между понятиями, изобразите их в кругах Эйлера: «студент – мастер спорта по дзюдо – обвиняемый- судимость». Алгоритм решения: 1.Находим в этом ряду несравнимое с остальными понятие____________
2. Обозначаем символами каждое из оставшихся понятий: А - В - С - 3. Между сравнимыми понятиями устанавливаем попарно отношения: между А и В -, А и С -, В и С - 4. Изображаем графически общую для всех понятий круговую схему
5.Проверяем с помощью истинных суждений правильность получившейся схемы (например, все словари –книги, но лишь некоторые книги словари и т.д.) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________
Задание для эрудитов Найдите способ расшифровать загаданное слово из 9 букв, учитывая, что при его зашифровке была допущена ошибка:
Ключ - подсказка: ½ ¾ 1. Крутой кипяток. 2. Площадка для молотьбы
Ответ - __________________________________ ЗАНЯТИЕ №2 Задание 1. Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «государство», приняв его за А: Алгоритм решения: 1. Проводим операцию обобщения понятия: понятие В - понятие С – 2.Изображаем круговую схему:
3. Проводим операцию ограничения понятия: понятие В - понятие С – 4.Изображаем круговую схему: Задание 2.
Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: « Брак – добровольный союз мужчины и женщины». Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы определения: - определяемое понятие –_____________________________________ -определяющее понятие – ____________________________________ - в том числе: родовое понятие –_______________________________ - видовое понятие – ________________________________________ 2.Определяем вид определения– ______________________________________ 3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия: 1 правило________________________________________________________ 2 правило ______________________________________________________ 3 правило_____________________________________________________ 4 правило_____________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________ 5.Даем правильное определение –____________________________________ _______________________________________________________________ Задание 3. Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « Различают умышленные, неосторожные преступления и убийства». Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы деления: - делимое понятие –______________________________________ - члены деления: __________________________________________ - основание деления - ______________________________________ 2.Определяем вид деления____________________________________ Изображаем схему деления
3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия: 1 правило_____________________________________________________ 2 правило_____________________________________________________ 3 правило_________________________________________________________ 4 правило_________________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________
5.Даем правильное деление_____________________________________ __________________________________________________________________ Практикум ПО ЛОГИКЕ студента_______________________ Вариант 2 ЗАНЯТИЕ №2 Задание 1. Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «вымогательство», приняв его за А: Алгоритм решения: 1. Проводим операцию обобщения понятия: понятие В - понятие С – 2.Изображаем круговую схему:
3. Проводим операцию ограничения понятия: понятие В - понятие С – 4.Изображаем круговую схему: Задание 2. Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: «Логика – это наука о безошибочном мышлении». Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы определения: - определяемое понятие –_____________________________________ -определяющее понятие – ____________________________________ - в том числе: родовое понятие –_______________________________ - видовое понятие – ________________________________________ 2.Определяем вид определения– ______________________________________ 3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия: 1 правило________________________________________________________ 2 правило ______________________________________________________ 3 правило_____________________________________________________ 4 правило_____________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________ 5.Даем правильное определение –____________________________________ _______________________________________________________________ Задание 3. Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « Сделки могут быть долгосрочные, действительные и недействительные, а недействительные в свою очередь делятся на мнимые, притворные и ничтожные». Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы деления: - делимое понятие –______________________________________ - члены деления: __________________________________________ - основание деления - ______________________________________ 2.Определяем вид деления____________________________________ Изображаем схему деления
3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия: 1 правило_____________________________________________________ 2 правило_____________________________________________________ 3 правило_________________________________________________________ 4 правило_________________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________
5.Даем правильное деление_____________________________________ __________________________________________________________________ Практикум ПО ЛОГИКЕ студента_______________________ Вариант 3 ЗАНЯТИЕ №2 Задание 1. Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «опасный преступник», приняв его за А: Алгоритм решения: 1. Проводим операцию обобщения понятия: понятие В - понятие С – 2.Изображаем круговую схему:
3. Проводим операцию ограничения понятия: понятие В - понятие С – 4.Изображаем круговую схему: Задание 2.
Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: «Ректор – это то же самое, что директор, но не в школе». Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы определения: - определяемое понятие –_____________________________________ -определяющее понятие – ____________________________________ - в том числе: родовое понятие –_______________________________ - видовое понятие – ________________________________________ 2.Определяем вид определения– ______________________________________ 3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия: 1 правило________________________________________________________ 2 правило ______________________________________________________ 3 правило_____________________________________________________ 4 правило_____________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________ 5.Даем правильное определение –____________________________________ _______________________________________________________________
Задание 3. Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « Для удобства применения и повышения лечебного эффекта используются жидкие, твердые и мягкие лекарственные формы».
Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы деления: - делимое понятие –______________________________________ - члены деления: __________________________________________ - основание деления - ______________________________________ 2.Определяем вид деления____________________________________ Изображаем схему деления
3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия: 1 правило_____________________________________________________ 2 правило_____________________________________________________ 3 правило_________________________________________________________ 4 правило_________________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________
5.Даем правильное деление_____________________________________ __________________________________________________________________ Практикум ПО ЛОГИКЕ студента_______________________ Вариант 4 ЗАНЯТИЕ №2 Задание 1. Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «преступление против личности», приняв его за А: Алгоритм решения: 1. Проводим операцию обобщения понятия: понятие В - понятие С – 2.Изображаем круговую схему:
3. Проводим операцию ограничения понятия: понятие В - понятие С – 4.Изображаем круговую схему: Задание 2.
Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: «Организованная преступность есть не что иное, как партизанская война против общества». Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы определения: - определяемое понятие –_____________________________________ -определяющее понятие – ____________________________________ - в том числе: родовое понятие –_______________________________ - видовое понятие – ________________________________________ 2.Определяем вид определения– ______________________________________ 3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия: 1 правило________________________________________________________ 2 правило ______________________________________________________ 3 правило_____________________________________________________ 4 правило_____________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________ 5.Даем правильное определение –____________________________________ _______________________________________________________________ Задание 3. Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « Человек может быть европейской, кавказской, монгольской, азиатской наружности».
Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы деления: - делимое понятие –______________________________________ - члены деления: __________________________________________ - основание деления - ______________________________________ 2.Определяем вид деления____________________________________ Изображаем схему деления
3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия: 1 правило_____________________________________________________ 2 правило_____________________________________________________ 3 правило_________________________________________________________ 4 правило_________________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________
5.Даем правильное деление_____________________________________
Практикум ПО ЛОГИКЕ студента_______________________ Вариант 5 ЗАНЯТИЕ №2 Задание 1. Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «старшина присяжных», приняв его за А: Алгоритм решения: 1. Проводим операцию обобщения понятия: понятие В - понятие С – 2.Изображаем круговую схему:
3. Проводим операцию ограничения понятия: понятие В - понятие С – 4.Изображаем круговую схему: Задание 2.
Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: «Софизм – это логическая ошибка в доказательстве». Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы определения: - определяемое понятие –_____________________________________ -определяющее понятие – ____________________________________ - в том числе: родовое понятие –_______________________________ - видовое понятие – ________________________________________ 2.Определяем вид определения– ______________________________________ 3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия: 1 правило________________________________________________________ 2 правило ______________________________________________________ 3 правило_____________________________________________________ 4 правило_____________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________
5.Даем правильное определение –____________________________________ _______________________________________________________________ Задание 3. Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « Понятия бывают конкретные, абстрактные и единичные». Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы деления: - делимое понятие –______________________________________ - члены деления: __________________________________________ - основание деления - ______________________________________ 2.Определяем вид деления____________________________________ Изображаем схему деления
3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия: 1 правило_____________________________________________________ 2 правило_____________________________________________________ 3 правило_________________________________________________________ 4 правило_________________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________
5.Даем правильное деление_____________________________________
Практикум ПО ЛОГИКЕ студента_______________________ Вариант 6 ЗАНЯТИЕ №2 Задание 1. Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «президент», приняв его за А: Алгоритм решения: 1. Проводим операцию обобщения понятия: понятие В - понятие С – 2.Изображаем круговую схему:
3. Проводим операцию ограничения понятия: понятие В - понятие С – 4.Изображаем круговую схему: Задание 2.
Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: «Преступлением признается любое общественно опасное деяние». Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы определения: - определяемое понятие –_____________________________________ -определяющее понятие – ____________________________________ - в том числе: родовое понятие –_______________________________ - видовое понятие – ________________________________________ 2.Определяем вид определения– ______________________________________ 3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия: 1 правило________________________________________________________ 2 правило ______________________________________________________ 3 правило_____________________________________________________ 4 правило_____________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________
5.Даем правильное определение –____________________________________ _______________________________________________________________ Задание 3. Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « Население Брянска в 19 веке состояло в основном из ремесленников и евреев». Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы деления: - делимое понятие –______________________________________ - члены деления: __________________________________________ - основание деления - ______________________________________ 2.Определяем вид деления____________________________________ Изображаем схему деления
3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия: 1 правило_____________________________________________________ 2 правило_____________________________________________________ 3 правило_________________________________________________________ 4 правило_________________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________
5.Даем правильное деление_____________________________________ __________________________________________________________________ Практикум ПО ЛОГИКЕ студента_______________________ Вариант 7 ЗАНЯТИЕ №2 Задание 1. Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «трусость», приняв его за А: Алгоритм решения: 1. Проводим операцию обобщения понятия: понятие В - понятие С – 2.Изображаем круговую схему:
3. Проводим операцию ограничения понятия: понятие В - понятие С – 4.Изображаем круговую схему: Задание 2.
Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: « Юрист – это человек с высшим юридическим образованием». Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы определения: - определяемое понятие –_____________________________________ -определяющее понятие – ____________________________________ - в том числе: родовое понятие –_______________________________ - видовое понятие – ________________________________________ 2.Определяем вид определения– ______________________________________ 3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия: 1 правило________________________________________________________ 2 правило ______________________________________________________ 3 правило_____________________________________________________ 4 правило_____________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________
5.Даем правильное определение –____________________________________ _______________________________________________________________ Задание 3. Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « Различаются два вида деления понятий: по видообразующему признаку и дихотомическое».
Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы деления: - делимое понятие –______________________________________ - члены деления: __________________________________________ - основание деления - ______________________________________ 2.Определяем вид деления____________________________________ Изображаем схему деления
3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия: 1 правило_____________________________________________________ 2 правило_____________________________________________________ 3 правило_________________________________________________________ 4 правило_________________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________
5.Даем правильное деление_____________________________________ __________________________________________________________________ Практикум ПО ЛОГИКЕ студента_______________________ Вариант 8 ЗАНЯТИЕ №2 Задание 1. Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «учебник логики», приняв его за А: Алгоритм решения: 1. Проводим операцию обобщения понятия: понятие В - понятие С – 2.Изображаем круговую схему:
3. Проводим операцию ограничения понятия: понятие В - понятие С – 4.Изображаем круговую схему: Задание 2.
Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: «Истец – одна из сторон по гражданскому делу, противоположная ответчику». Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы определения: - определяемое понятие –_____________________________________ -определяющее понятие – ____________________________________ - в том числе: родовое понятие –_______________________________ - видовое понятие – ________________________________________ 2.Определяем вид определения– ______________________________________ 3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия: 1 правило________________________________________________________ 2 правило ______________________________________________________ 3 правило_____________________________________________________ 4 правило_____________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________
5.Даем правильное определение –____________________________________ _______________________________________________________________ Задание 3. Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « Всех преподавателей нашего вуза можно разделить на опытных, молодых, не имеющих юридического образования и достигших пенсионного возраста».
Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы деления: - делимое понятие –______________________________________ - члены деления: __________________________________________ - основание деления - ______________________________________ 2.Определяем вид деления____________________________________ Изображаем схему деления
3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия: 1 правило_____________________________________________________ 2 правило_____________________________________________________ 3 правило_________________________________________________________ 4 правило_________________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________
5.Даем правильное деление_____________________________________ __________________________________________________________________ Практикум ПО ЛОГИКЕ студента_______________________ Вариант 9 ЗАНЯТИЕ №2 Задание 1. Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «логика», приняв его за А: Алгоритм решения: 1. Проводим операцию обобщения понятия: понятие В - понятие С – 2.Изображаем круговую схему:
3. Проводим операцию ограничения понятия: понятие В - понятие С – 4.Изображаем круговую схему: Задание 2.
Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: « Арендатором называется человек, получающий помещение во временное пользование за определенную плату». Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы определения: - определяемое понятие –_____________________________________ -определяющее понятие – ____________________________________ - в том числе: родовое понятие –_______________________________ - видовое понятие – ________________________________________ 2.Определяем вид определения– ______________________________________ 3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия: 1 правило________________________________________________________ 2 правило ______________________________________________________ 3 правило_____________________________________________________ 4 правило_____________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________
5.Даем правильное определение –____________________________________ _______________________________________________________________ Задание 3. Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « По темпераменту людей можно поделить на сангвиников, холериков и флегматиков». Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы деления: - делимое понятие –______________________________________ - члены деления: __________________________________________ - основание деления - ______________________________________ 2.Определяем вид деления____________________________________ Изображаем схему деления
3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия: 1 правило_____________________________________________________ 2 правило_____________________________________________________ 3 правило_________________________________________________________ 4 правило_________________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________
5.Даем правильное деление_____________________________________ __________________________________________________________________ Практикум ПО ЛОГИКЕ студента_______________________ Вариант 10 ЗАНЯТИЕ №2 Задание 1. Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «юридическая консультация», приняв его за А: Алгоритм решения: 1. Проводим операцию обобщения понятия: понятие В - понятие С – 2.Изображаем круговую схему:
3. Проводим операцию ограничения понятия: понятие В - понятие С – 4.Изображаем круговую схему: Задание 2.
Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: « Реституция есть возврат сторонами, заключившими сделку, части полученного ими по сделке имущества». Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы определения: - определяемое понятие –_____________________________________ -определяющее понятие – ____________________________________ - в том числе: родовое понятие –_______________________________ - видовое понятие – ________________________________________ 2.Определяем вид определения– ______________________________________ 3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия: 1 правило________________________________________________________ 2 правило ______________________________________________________ 3 правило_____________________________________________________ 4 правило_____________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________
5.Даем правильное определение –____________________________________ _______________________________________________________________ Задание 3. Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « Волосы могут быть русыми, светло-русыми, темно-русыми, черными, рыжими, седыми, крашеными». Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы деления: - делимое понятие –______________________________________ - члены деления: __________________________________________ - основание деления - ______________________________________ 2.Определяем вид деления____________________________________ Изображаем схему деления
3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия: 1 правило_____________________________________________________ 2 правило_____________________________________________________ 3 правило_________________________________________________________ 4 правило_________________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________
5.Даем правильное деление_____________________________________ __________________________________________________________________ Практикум ПО ЛОГИКЕ студента_______________________ Вариант 1 Тема №2 «Понятие как форма мышления» Задание 1. Распределите 24 пары понятий по графам таблицы, отражающим 4 вида логических отношений между ними и один вид фактического соотношения частей и целого предмета. Внимание! Среди них есть «лишние» пары, не входящие ни в одну из граф. Бодрость-вялость; похвала-брань; месть-поджог; смелость-геройство; пение-искусство; отравление-смерть; свобода-воля; десять - число; глава-роман; прохлада-мороз; тумбочка-шкаф; овца-стадо; страна-город; плакса-рева; покой-движение; обман-недоверие; свет-тьма; море-океан; физика-наука; испуг-бегство; правильный ответ - верный ответ; грядка-огород; пара - два; слово-фраза.
Задание 2. Даны 5 терминов, 4 из которых объединены общим родовым понятием, а пятый термин не связан с ним логически. Вычеркните «инородный» термин и впишите в строку родовое обобщающее понятие: дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий________________________________
Задание 3. Подберите понятия, отношения между которыми удовлетворяют следующей круговой схеме: А – В – С – Для проверки правильности найденных понятий составьте все возможные истинные суждения, исходя из типа отношений. Например, некоторые А являются В, в некоторые таковыми не являются и т.п. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4. Определите в соответствии с алгоритмом отношения между понятиями, изобразите их в кругах Эйлера: «студент – мастер спорта по дзюдо – обвиняемый- судимость». Алгоритм решения: 1.Находим в этом ряду несравнимое с остальными понятие____________
2. Обозначаем символами каждое из оставшихся понятий: А - В - С - 3. Между сравнимыми понятиями устанавливаем попарно отношения: между А и В -, А и С -, В и С - 4. Изображаем графически общую для всех понятий круговую схему
5.Проверяем с помощью истинных суждений правильность получившейся схемы (например, все словари –книги, но лишь некоторые книги словари и т.д.) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________
Задание для эрудитов Найдите способ расшифровать загаданное слово из 9 букв, учитывая, что при его зашифровке была допущена ошибка:
Ключ - подсказка: ½ ¾ 1. Крутой кипяток. 2. Площадка для молотьбы
Ответ - __________________________________ ЗАНЯТИЕ №2 Задание 1. Проведите в соответствии с алгоритмом последовательную трехступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия «государство», приняв его за А: Алгоритм решения: 1. Проводим операцию обобщения понятия: понятие В - понятие С – 2.Изображаем круговую схему:
3. Проводим операцию ограничения понятия: понятие В - понятие С – 4.Изображаем круговую схему: Задание 2.
Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность определения понятия: « Брак – добровольный союз мужчины и женщины». Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы определения: - определяемое понятие –_____________________________________ -определяющее понятие – ____________________________________ - в том числе: родовое понятие –_______________________________ - видовое понятие – ________________________________________ 2.Определяем вид определения– ______________________________________ 3.Проверяем соответствие 4 правилам определения, указывая причины несоответствия: 1 правило________________________________________________________ 2 правило ______________________________________________________ 3 правило_____________________________________________________ 4 правило_____________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок -________________________________ 5.Даем правильное определение –____________________________________ _______________________________________________________________ Задание 3. Определите в соответствии с алгоритмом структуру, вид, правильность деления понятия: « Различают умышленные, неосторожные преступления и убийства». Алгоритм решения: 1.Устанавливаем структурные элементы деления: - делимое понятие –______________________________________ - члены деления: __________________________________________ - основание деления - ______________________________________ 2.Определяем вид деления____________________________________ Изображаем схему деления
3. Проверяем соответствие 4 правилам деления, указывая причины несоответствия: 1 правило_____________________________________________________ 2 правило_____________________________________________________ 3 правило_________________________________________________________ 4 правило_________________________________________________________ 4.Устанавливаем имена (имя) ошибок - _______________________________
5.Даем правильное деление_____________________________________ __________________________________________________________________ Практикум ПО ЛОГИКЕ студента_______________________ Вариант 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.118.36 (0.013 с.) |