Открытия лит-ры Петербурга последней трети 18в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Открытия лит-ры Петербурга последней трети 18в.



1. Общая характеристика лит-ры. 2. Сатира(Лукин). 3. Фонфизин. 4. Державин. 5. Радищев. 6. Карамзин.

Переход от одного культурного этапа к другому осуществлялся в России через резкую ломку целостной социокультурной парадигмы.

Культурные процессы, которые на Западе развертывались на протяжении нескольких столетий, ведя культуру от Возрождения к Просвящению, накладывались друг на друга. Поэтому, отмечает М.С. Каган, художественное развитие Петербурга не знало такой четкой динамики соотношений видов и жанров искусства, которая выразилась на Западе в смене иерархических структур художественной культуры – от безусловного господства живописи в эпоху Возрождения к возвышению смежных прозаических жанров в эпоху Просвещения. В Петербурге шло параллельное развитие всех областей искусства, дополнявших друг друга в художественном самоопределении.

В этот период формируются новые литературные роды и виды. Стремительно развивается драматургия. Особенно широкий размах приобретает развитие сатирических жанров: сатирические комедии, комические оперы и т.д.

Сатирики XVIII века еще следуют правилам классицизма. Но в то же время в их творчестве все более отражаются картины и образы реальной жизни. Они носят не условно-отвлеченный характер, а непосредственно взяты из жизни. Теоретиком этого направления был В.И.Лукин.

Д.И. Фонвизин. В комедии «Бригадир» (1769) высмеивается галломания – раболепное преклонение перед всем французским. В этом пристрастии некоторых своих современников драматург разглядел не просто глупость, а вреднейшее зло, разделившее верхушку русского общества и собственно народ. Фонвизин вплотную подошел к проблеме типизации героев. Писатель создал типизированные образы, наделил их меткими индивидуальными характеристиками. Комедия оказала мощное воздействие на развитие реалистических традиций в русской литературе.

В разнообразном по жанрам творчестве писателей последней трети XVIII века исследователи отмечают постепенный отход от канонической трактовки классицизма, черты сентиментализма и реализма. Достойно завершает допушкинский период русской поэзии Г.Р.Державин. Его наследие нельзя причислить ни к классицизму, ни к реализму, ни к сентиментализму. Особое место в культуре Петербурга XVIII века принадлежит А.Н. Радищеву Радищев пришел к выводу о нравственном праве крестьянства бороться за свободу против деспотизма и произвола. Судьба народа становится главной темой его творчества. Лучшие произведения Радищева – ода «Вольность» и «Путешествие из Петербурга в Москву». В литературе 90-х годов XVIII века благодаря силе таланта и эрудиции Н.М. Карамзина, утверждается сентиментализм. Карамзин и особенно его последователи предпочитают другой вариант сентиментальной прозы – с оттенком некоторой слащавости, жеманства и манерности. Самым популярным сочинением Карамзина была сентиментальная повесть «Бедная Лиза» (1792).

 

 

23.Развитие светской системы образования и науки

Система школьного образования была заимствовано Екатериной 2-ой из Австрии, а воплощать её был приглашён Янкович де Мириево. Когда в августе 1782 г. он прибыл в С-П, ему было 40 лет. В России он прожил 32 года. Первым делом Янкович создал в С-П и возглавил Учительскую семинарию. За годы её существования обучение прошли 400 воспитанников. Впервые в России появились учителя прошедшие спец педагогическую подготовку. Янкович подготови и издал за 5 лет свыше 70 учебников, в том числе 10 собственых: букварь, руководство по чистописанию, учебник по российской истории, правила для учащихся и т.п В августе 1786 г Екатерина 2 утверждает важнейший документ всей школьной реформы «Устав народным училищам в Российской Империи». Составил этот документ Янкович. В губернскиз и уездных городах, а также в сельской местности создавались общеобразовательные и доступные для всех школы – народные училища. Впервые преподавание велось на рус языке. Именно Янкович придал школе тот вид, который она сохранила до сих пор. Впервые в классной комнате появилась одна большая доска, стали устраивать перд уроками перекличку. Было установлено: кто хочет спросить или ответить, должен поднять левую руку. Из 18 века пришли к нами классный журнал, и обязательные экзамены, и каникулы – и всё это придумал Янкович. Поимо государственных в это время существовали и частные учебно-воспитательные заведения, в том числе иностранные, открытые немцами и французами. В 1784 г. В С-П было 22 иностраных частных пансионов, 4 школы. Учителя частных школ были обязаны иметь свидетельство о знании наук, которые они намерены преподавать. Помимо общеобразовательных, доступных для всех школ в С-П была создана сеть закрытых учебных заведений. Инициатором её создания был Бецкой – один из образованнейших людей своего времени. По разработанным Бецким докладам в С-П были открыты: воспитательные дома для детей сирот и подкидышей; училище при Академии художеств для мальчиков всякого звания,исключая крепостных; такое же училище при Академии наук; воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре; Сухопутный шляхетный кадетский корпус. Особое внимание Екатерина уделяла созданию женских учебных заведений. В 1764 г. Именным указом императрицы создаётся Общество благородных девиц в Смольном монастыре. Это было неслыханное новшество – программа создания гражданок, особенно если вспомнить, что совсем недавно эти гражданки сидели взаперти по теремам. Осуществление широкой образовательной программы требовало продолжение начатого при Петре освоение философско-педагогических учений, разработанных просветительской мыслью на Западе, и создания русскими мыслителями своих теоретических концепций. В её основе новое понимание человека, светское прсветительско-рационалистическое: человек – существо разумное, а не божья тварь. Появляются произведения Радищева.

 

26. Переход к классическим градостроительным принципам. Генеральный план 1769года.

1.Переход к классическим градостроительным принципам

2.План Квасова

1. Город во второй половине XVIII века строился и развивался как регулярный город. Необходимость радикального пересмотра сложившейся системы, поискам новых планировочных решений.

Новый подход к застройке города был связан с использованием схем и канонов классицизма. Город начинает мыслиться как завершенная в своем целостность. Более жесткое регулирование плана. Максимальное уплотнение (концентрация) застройки. Функциональное зонирование. Принцип сплошной обстройки улиц. Прямая улица-коридор. Повышение этажности зданий. Резкое возрастание общего объема каменного строительства.

Решающее значение имела работа Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга.

2. Окончательный план Петербурга в целом был утвержден в 1769 году (разработан под руководством А. Квасова). Новый план города во многом основывался на идеях Еропкина. 3 луча, расходящиеся от Адмиралтейства, были композиционно закреплены как главные элементы. Полукольцевые магистрали, параллельные рекам Мойке, Кривуше, Фонтанке. За Фонтанкой магистраль Загородного проспекта, переходящего в Литейный. Садовая - торговая магистраль. Прямолинейность улиц. Отдельные участки рек Мойки, Кривуши, Фонтанки спрямлялись, очищались и одевались в гранит, по обе стороны устраивались транспортные проезды и тротуары. Усадебные дома и парки по Фонтанке и Мойке либо ликвидировались, либо отгораживались от реки новыми зданиями. Водные пространства=парадные улицы. Решалась система центра Петербурга - Адмиралтейской части, Стрелки Васильевского острова и Петропавловской крепости. Основное внимание при разработке центральных районов уделялось Адмиралтейской части. Преодолевалась дробность композиции этого района.

Разработанный под руководством А. Квасова проектный план Петербурга заложил принципиальные основы развития города на перспективу.

В своей основной части проект Квасова был осуществлен.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.83.20 (0.023 с.)