Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По философии и методологии науки для аспирантов

Поиск

Примерный перечень вопросов

Для контроля знаний на кандидатском экзамене

По философии и методологии науки для аспирантов

И соискателей естеcтвеннонаучных специальностей

 

Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем.

Осн. смысл: Общая характеристика философии как социокультурного феномена.

План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия, наука). Соотношение философия-мифология, философия-религия, философия-наука. Предназначение философии в культуре. Природа философских проблем

Национальное самосознание и философские традиции в культуре Беларуси и России.

Осн. смысл: Репрезентация проблемы национального самосознания в русской классической философии и философской мысли Беларуси.

План: Проблема национального самосознания в транзитивных обществах. Экспликация проблемы в русской классической философии. Особенности философской мысли Беларуси.

Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии.

Осн. смысл: Структурирование массива развивающегося философского знания.

План: Многомерность рассмотрения проблемы: диахронный и синхронный срез. Классика и постклассика: две эпохи в развитии западноевропейской философии. Основные принципы структурирования на основных этапах эволюции философского знания. Развертка стратегий в рамках выделенных этапов.

Многомерность феномена философии. Социальный статус и функции философии в современном мире.

Осн. смысл: Репрезентация социального статуса и основных функций такого многомерного социокультурного феномена, как философия.

План: Определения философии. Различные подходы к констатации многомерности феномена философии. Диахронный срез: классика и постклассика. Синхронный срез: тематика, методы, функции. Социальный статус философии в современных условиях и основные функции.

Онтология как учение о бытии и его освещение в классической и современной философии.

Осн. смысл: Развертка онтологической проблематики в классической и постклассической философии.

План: Определение философии. Историческая развертка процесса: формирование и эволюция онтологии. Античность: натурфилософия, онтология Платона и метафизика Аристотеля. Основные смыслы метафизики в истории философии. Натурфилософия Возрождения. Натурфилософия Шеллинга. Философия природы в оценке позитивизма и марксизма. Онтологическая проблематика в ХХ веке. Фундаментальная онтология Хайдеггера. Постмодернистский подход к онтологической проблематике. Основные формы бытия и проблема виртуальной реальности.

Философия и современная научная картина мира. Системно-структурная организация материального мира.

Осн. смысл: Характеристика современной научной картины мира и ее фрагмента, в котором сосредоточена информация о системно-структурной организации Универсума.

План: Определение НКМ, ее основные составляющие и функции. Блок системно-структурной организации. Система, структура, элемент. Основные уровни структурной организации Универсума. Виды материи.

Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.

Осн. смысл: Образ природы в современной культуре, создаваемый усилиями науки и философии.

План: Определение природы. Типы отношения к природе в истории общества. Идея коэволюции человека и природы, ее генезис и эвристика. Экологические приоритеты современной цивилизации и формирование экологического сознания.

Основные стратегии научного исследования природы.

Осн. смысл: Репрезентация многомерности подхода современной науки к изучению природы.

План: Определение природы. Понятие исследовательской стратегии в изучении природы. Комплексный подход к изучению природы. Основания для выделения исследовательских стратегий: диахронный и синхронный срез. Детерминистская, эволюционная, системная, синергетическая стратегия в исследовании природы. Физико-космологическая, геобиохимическая и социально-экологическая стратегия.

Роль биологии в становлении эволюционного стиля мышления.

Осн. смысл: Репрезентация биологии в качестве фундатора эволюционного стиля мышления в современной науке.

План: Отличительные особенности современной науки. Эволюционный стиль мышления в современном научном исследовании. Идея развития в классическом дарвинизме и у его исторических предшественников. Современный дарвинизм и синтетическая теория эволюции. Эволюционный стиль мышления вне рамок биологической науки: социальный дарвинизм, социобиология, космология, синергетика, генетические алгоритмы, эволюционная эпистемология, теория генно-культурной коэволюции.

Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.

Осн. смысл: Принцип глобального эволюционизма как основание современной НКМ.

План: Определение НКМ. Современная НКМ: предистория (основные противоречии генезиса). Принцип глобального эволюционизма: основное содержание и роль в современном научном познании.

Динамическая организация бытия. Диалектика как философская теория развития, основные исторические формы диалектики.

Осн. смысл: Диалектика как репрезентация динамической организации бытия, ее эволюция в качестве теории развития.

План: Изменчивость бытия и подходы к ее философскому осмыслению. Движение, взаимодействие, развитие. Основные исторические форма диалектики. Идеи диалектики в ХХ веке.

Диалектика и синергетика. Синергетическая парадигма в современной науке.

Осн. смысл: Разные версии репрезентации процесса развития в концепциях диалектики и синергетики. Соотношение диалектики как философской теории развития и синергетической парадигмы в современном научном познании.

План: Диалектика как исторически первая теоретическая модель развития в философии. Основные формы диалектики (перечисление). Моделирование процессов развития в специальном научном знании. Становление синергетики, ее концептуальный аппарат. Синергетический подход в современной науке. Соотношение диалектики и синергетики.

Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии. Сущность и существование человека.

Осн. смысл: Многообразие подходов к проблеме человека в классической и постклассической философии.

План: Актуальность обращения к проблеме человека. Образы человека в истории философии. Специфика подходов к проблеме в классической и постклассической философии. Сущность и существование человека. Субъективистская (экзистенциально-феноменологическая) стратегия исследования человека. Объективистский подход: научный материализм, бихевиоризм, социобиология. Попытка синтетического подхода в философии марксизма.

Происхождение человека. Научные и философские концепции антропогенеза.

Осн. смысл: Основные подходы к проблеме происхождения человека.

План: Актуальность проблемы. Проблема происхождения человека в современном научном познании. Основные философские концепции происхождения человека: трудовая, психоаналитическая, игровая, семантическая (знаково-символическая).

Человек в системе социальных коммуникаций. Личность и общество.

Осн. смысл: Коммуникативный срез проблемы взаимоотношения человека и общества.

План: Коммуникация как параметр человеческого бытия. Определение коммуникации, типология ее основных видов (межличностная, публичная, массовая, автокоммуникация, аудиовизуальная, и др.) Доминирующий тип коммуникации в современном обществе, и особенности личности, рождающиеся в процессе такой коммуникации.

Примерный перечень вопросов

Для контроля знаний на кандидатском экзамене

по философии и методологии науки для аспирантов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.96 (0.006 с.)