Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методическое пособие по истории России с древнейших времен до начала 21века↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Областное Государственное Образовательное Учреждение Начального Профессионального Образования «Профессиональное училище №2» Методическое пособие по истории России с древнейших времен до начала 21века Автор: преподаватель истории Ефимова Ольга Александровна Ковров 2012 Восточные славяне в древности В эпоху неолита и энеолита 4-3 тыс. до нашей эры на территориюЕвропы и Азии пришли индоевропейцы. Они сливались с местным населением, создавая новые общностилюдей. В бронзовом веке 3-2 тыс. до нашей эры они начинали быстро развиваться, что привело к их обособлению друг от друга. Они стали говорить на индоевропейских диалектах из которых позднее выделились восточная группа языков(индейцы, армяне) западно-европейская (англичане, германцы, французы, греки), славянская - (русские, болгары). Предки славян занимали территории в бассейне р. Вислы. В середине 2 тыс. до н.э. они расселялись до реки Одер(запад) и реки Днепр(восток) Карпаты(юг). Родственные племена объединялись в большие этические группы. Праславяне сосредоточились в: 1. Северной части центральной Европы (венеды); 2 Среднем Поднепровье: здесь появились восточные славяне, возникло государство Русь. В 4 веке до нашей эры у славян были тесные контакты с балтами, скифами, сарматами.Эти племена представляли собой единую восточно-европейскую общность. В 6-4 веке до нашей эры зарождались племенные образования. Их формирования шло в ходе военных походов, скифов (6-4 веках до нашей эры) сарматов (2 векдо нашей эры) В 5 веке до нашей эры сложился союз восточно-славянских племен - анты. Экономический подъем привел к росту населения. Славяне осваивали новые территории: из бассейна Балтики в к оз. Ильмень (32 в.д. 58 с.ш.) Образование древнерусского государства (в IX – Xв.в.) К IXвеку у восточных славян сложились предпосылки для создания государства: 1.Имущественное и социальное неравенство вело к противоречиям общественных интересов; 2. единство территории, которые занимали племена;3. появились законы (устное обычное право и письменное права); 4. появилась власть (налоги, суд, дружина) Государство - власть, которая защищает общественные интересы и регулирует отношения между людьми в обществе, опираясь на законы и вооруженную силу. Летопись (Повесть временных лет) повествует, что в 862г. славяне призвали на княжения варяжского князя Рюрика. В настоящее время существует 2 теории образования древнерусского государства, возникшие в 18 веке:1.Миллер (норманнская теория) основано государство норманнами, которых славяне призвали для правления; названеи «Русь» скандинавского происхождения – Руслаген в Швеции; славяне не способны к созданию государства; 2. Ломоносов (антинорманская теория) у восточных славян шел процесс разложения родового строя, развития феодализма, формирования государственности; влияние скандинавов незначительно; название Русь славянского происхождения – река Рось – приток Днепра, остров Руссов в Черном море. После смерти Рюрика государством правил Олег (правитель при сыне Рюрика – Игоре). В 882г. он объединил Новгород и Киев в единое государство Киевская Русь. Система управления государством: великий князь – дружина, бояре – князья племенных союзов – дружины. Таким образом во второй половине 9века племена восточных славян были объединены в единое государство. Древнерусское государство в IX – XI вв. Перед государством стояли задачи 1)защита земель; 2)расширение международного значения;3)сохранение власти знати. Для этого было необходимо:1)объединить все восточные славянские племена; 2)обеспечить безопасность торговых путей;3)подчинить стратегически важные территории: устье Днепра, устье Дуная, Керчинский пролив.Эти задачи решались в 9-11 вв. Олег 879-913г.г. 1.Объединил племена в 882г. обложил данью древлян, дряговичей,радимичей, кривичей, северские земли. Размер дани нефиксированный. 2.Совершил походы на Константинополь в 907, 911 заключил выгодный для Руси договор. Игорь(сын Рюрика 913-945г.г.) 1.Присоединил уличей, предотвратил отделение от Киевской Руси древлян; 2. Война с Константинополем 941-944 победа Руси. Подтверждены условия мира;3.сбор дани. Попытка увеличь размер дани привела к конфликту с древлянами. Игорь убит. Ольга (жена Игоря) (945-962г.г.)1.Отомстила древлянам с целью предотвращения конфликтов она установила размер дани. Стала складываться система налогообложения; 2.Понимая необходимость включения Руси в мировое сообщество, она посещала Византию и приняла христианство Святослав Игоревич (962-972г.г.) 1.Присоединил вятичей; 2. Вел активную внешнеполитическую деятельность: Разбил ВолжскуюБулгарию 964г.; Разбил Хазарский каганат 966г.; Заключил мир с Камской Булгарией; Стремился к расширению Южной Руси, что вызвало недовольство Византии и военный конфликт 970-971г.г. Военные действия закончились поражением Святослава, был заключен мир на прежних условиях. Но Иван Циминский не хотел усиления Руси. После смерти Святослава межу его сыновьями Ярославом, Владимиром и Олегом вспыхнула междоусобица. В результате к власти в Киеве пришел Владимир. К этому времени сформировалось западное направление политики Руси: Польское государство ориентировалось на Рим. Присоединил территорию Червенской Руси (г.Перемышль, Червень); Создал линии оборонительных укреплений на Южных границах Руси; Крестил Русь, причины принятия христианства: 1. Усиливающаяся верховная власть нуждалась в поддержке религии;2.Русь должна была выйти в мировое сообщество.Значение принятия христианства: Ремесло,Огородничество,Культура,Письменность,Смягчение нравов,Рост авторитета князя - помазанника Бога; Рост авторитета Руси в Европе племена; объединились в единую народность. После смерти Владимира Святого на Руси произошла вторая междоусобица между его сыновьями. В 1019 г. великим князем стал Ярослав Мудрый (умер 1054 г.). Он: 1.Кодифицировал законы ввел в действие “русскую правду”; 2. В области внешней политики установил прочные отношения с Польшей, Швецией, Норвегией,Францией, Византией, Венгрией.Заключал династические браки;3. Разбил печенегов, но новой угрозой стали половцы; 4.Уделял внимание развитию культуры, появились библиотеки. С конца XI века стали постоянными междоусобицы Социальные отношения на Руси. Для изучения социальных отношений на Руси используют «Русскую правду». Она была написана Ярославом Мудрым в 1016 г., дополнена его сыновьями к 11 в. В 9-11 в.в складываются феодальные отношения. Появился княжеский домен, вотчинные земли, передающиеся по наследству.Вотчинниками были князья, бояре, дружинники. Население, жившее на вотчинных землях,становилось зависимым от владельцев. Они должны были нести феодальные повинности. Наряду с зависимым населением были свободные люди, жившие на неподчиненных землях. Социальный состав общества: I. свободное население: 1.феодалы (князья, бояре); 2.Люди (платили налог); II. Полузависимое население: 1.смерды (подчинены князю); 2.закупы (подчинены владельцу земли на время отработки суммы); 3.рядовичи (подчинены на время действия договора); III. Зависимые: 1.холопы. С XII века появилась новая форма феодальных владений – поместье – земли, даваемые князем с условие выполнения обязанностей. С конца XI века междоусобицы стали постоянными. В1097г. прошел Любечский съезд: каждый да держит вотчину свою. Процесс распада Руси приостановлен при внуке Ярослава – ВладимиреВсеволодовиче Мономахе (1113-1125г.г.). Он разбил половцев и стремился пресечь междоусобицы. Мстислав Владимирович (1125-1132г.г.) сдерживал центробежные силы. После его смерти Русь вступила в период феодальной раздробленности. Культура Руси IX – XIIIв.в. Культура Руси складывалась под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций(соседних народов, всех восточно-славянских племен). На культуру существенное влияние оказывало язычество. Христианство не преодолело традиций. На Руси долго существовало двоеверие.Русская культура открыта и синтетична. Древняя культура возникает с появлением письменности. В IX веке (Кирилл и Мефодий) на базе греческого алфавита создали древнерусский алфавит. Начали распространяться книги. Историю Руси освещают летописи. В них излагаются важнейшие события. Летописи создавались в крупных политических центрах, под контролем князя, поэтому они пишутся по социальному заказу. В разных княжествах были свои летописи. Создателями летописей были церковники. «Повесть временных лет» Нестора(Киево – Печерский монастырь) освещается история Руси: её место в мировой истории, истоки государственности.Наряду с летописями развиваются другие жанры литературы: «Слово о Законе и Благодати» монаха Иллариона 1040 –е г.г.: о великом прошлом Руси, её вхождение в семью христианских народов. «Жития Бориса и Глеба»(Владимировичей) – первых русских святых. «Поучение детям» Владимира Мономаха: наставление молодым, призыв к труду. «Хождение игумена Даниила в Святые места»XII век(в Иерусалим). «Слово о полку Игореве»XII век: идея единства Руси. Образование: 1.индивидуальное 2. Школы при монастырях, половина городского населения грамотна(берестяные грамоты) Архитектура – душа народа, выражающая в камне. В дохристианский период преобладало строительство из дерева. Десятинная церковь Киев X век.Дмитриевский собор 1197 г., при князе Андрее боголюбском:Успенский собор г. Владимир на Клязьме 1160г., Золотые ворота, Церковь Покрова на Нерли 1165 г. Живопись: иконопись, фрески, мозаика.Наблюдался отход от Византийских канонов; русская живопись была ближе к портретной. Развито было ремесло: Кузнечное дело; гончарное; ткацкое; ювелирное дело(техника зерни, эмали, инкрустация), резьба по дереву. Существовало музыкальное искусство: фольклор(былины, легенды,песни,афоризмы). Внешняя политика ИванаIV Основы направлениями внешней политики были восточное и западное. Цель политики на востоке-расширить территорию.С этой целью 1552г. присоединено Казанское ханство,1556г. Астраханское ханство. В 1581г. начинается освоение Сибири (поход Ермака).Присоединить Крымское ханство не удалось.На востоке задачи решены частично. На западе цель:выход к Балтике.Ливонская война 1558-1583г.г. закончилась поражением.От Россииотошли Нарва,Ивангород и др.земли. Причины поражения:1.отствание экономики России; 2.опричнина; 3.набеги крымских ханов 1556-1572 гг. Таким образом, внешнеполитические задачи не были решены. Культура XVIIв Главные тенденция в культуре XVII века – начало обмирщения - преобладающие светской культуре над религиозной. Грамотность и образование: Растет число грамотных среди торгово-ремесленного посадского населения городов. Производят рукописные и печатные книги. Устав сменился скорописью. В 1621г. появилась первая газета «Куранты». Она представляла собой перевод иностранных новостей для царя. Преобладает индивидуальное образование. Функционируют школы при монастырях. Из-за потребности в специалистах в 1687г. создана Славяно-греко-латинская академия для подготовки чиновников.Развиваются научные знания. Ослабевает влияние церкви. Активизируются контакты с Западной Европой. Растет промышленное производство. Изменяется мировоззрение. Переводят на русский язык научные трактаты, снаряжаются географические экспедиции (Поярков, Хабаров, Дежнев), составляются карты. Исторические знания связаны с хронографами(обзорами событий всемирной истории) и летописями. Культура I /2 XIXв. В стране наблюдался подъем культуры. Образование: реформа 1803г. учредила 4 типа учебных заведений: приходские школы для детей крестьян; уездные училища для горожан; губернские гимназии для дворян; университеты. Страна поделена на 6 округов, центрами которых были университеты. В 1804г. университеты получили широкую автономию(Москва, Харьков, Дерпт, Петербург, Вильно). Наука: центрами развития науки были университеты, научные общества(Вольное экономическое общество, Географическое общество). Развитие промышленности требовало технических изобретений: Петров В.В. исследовал гальванический ток, заложил основы электро-химии и электрометаллургии. Якоби Б.С. сконструировал электромотор, открыл гальванопластику. Аносов П.П. основал металлографию. Зинин Н.Н. синтезировал анилин. Бэр К.М. создал эмбриологию. Лобачевский Н.И. создал основы неэвклидовой геометрии. Струве В.Я. основал первую в России обсерваторию. Пирогов Н.И. провел первую операцию под эфирным наркозом. Лисянский Ю.Ф. и Крузенштерн И.Ф. совершили первую в истории России кругосветную экспедицию. Лазарев М.П. и Беллинсгаузен Ф.Ф. открыли Антарктиду. Карамзин Н.М. написал «Историю государства Российского» в 12 томах. Литература. 19век- золотой век русской литературы. Сменилось несколько литературных стилей: сентиментализм (Карамзин «Бедная Лиза»); романтизм(Жуковский В.А.,ранние произведения Пушкина А.С. и Лермонтова М.Ю.); реализм (Пушкин А.С. «Евгений Онегин», Лермонтов «Герой нашего времени», Тургенев «Записки охотника»,Достоевский «Бедные люди», Гоголь «Ревизор»). Живопись пережила переход от классицизма к романтизму (Кипренский О.А.) и реализму (ТропининВ.А.,Венецианов А.Г.). Скульптура. Монферран О. Александровская колонна на Дворцовой площади в Петербурге. Клодт П.П. «Укрощение коней» на Аничковом мосту в Петербурге. Архитектура. Преобладает классицизм для которого характерна надежность и монументальность построек: Захаров А.Д. Адмиралтейство в Петербурге. Воронихин А.Н. Казанский собор. Росси К.И. здание главного штаба и Александрийского театра. Бове о.и. Большой театр в Москве. Существовал и русско-византийский стиль: Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец (Москва),Николаевский вокзал (Петербург). Музыка. Родилось русское национальное музыкальное искусство. Глинка М.Ю. «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя». Малый театр в Москве, Александрийский (Петербург) создали самобытные актерские школы (Щепкин М.С., Каратыгин В.А., Семенова Е.С.). Отмена крепостного права К середине XIXв. стала очевидной необходимость отмены крепостного права.Причины отмена: 1.Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства; 2.Рост числа крестьянских восстаний; 3.Военно-техническая отсталость страны, ставшая очевидной после Крымской войны Подготовка реформы.Александр II сказал: что «лучше отменить крепостное право сверху, чем отменить крепостное право снизу». В 1857-1858г. – работал главный комитет по разработке проектов отмена крепостничества. 19 февраля 1861г. Александр II подписал манифест обосвобождении крестьян. Основные положения реформы.Крестьяне стали временно-обязанными и должны были выполнить феодальные повинности до их выкупа (это состояние отменили в 1881г.). Кроме этого крестьяне платили выкупные платежи (отменено 1907г.). Согласно манифесту крестьяне получили: личную свободу, право переходить в другие сословия, право заниматься торговлей и предпринимательству, право на выборное крестьянское самоуправление. Темнемение реформа сохранила феодальные порядки: 1.Крестьяне отрабатывали повинности за пользование землей,земля сохранялась за крестьянами на правах пользования о не собственности;3.Сохранилось помещичье землевладения и крестьянская община Итоги реформ: 1.В сельское хозяйство проникли капиталистические отношения; 2.Формировался рынок свободной рабочей силы из числа бывших крестьян; 3.Развивается промышленность; 4.Сохранились элементы крепостничества; 5.Недовольство крестьян условиями свободы и волна восстаний Культура России II/2 XIXв. Социально-экономическое развитие страны вызвало необходимость реформы образования.В 1864г. наряду с государственными и церковно-приходскими вводились земские и воскресные училища.Их программы были более интересны.Гимназии делились на классические (готовили к поступлению в университет) и реальные (готовили к работе в промышленности).С 1858г. появились женские гимназии.Университетам с 1863-1864гг. предоставлялось самоуправление: выборы ректора, устав. Появились курсы с университетской программой для женщин. Увеличивается число библиотек, краеведческих музеев. В периоде смягчения цензуры увеличивается количество печатных изданий. В науке сделан ряд важнейших открытий: Сеченов И.М. заложил основы физиологии. Мечников И.И. основал школу микробиологии. Тимириязев Н.А. исследовал процесс фотосинтеза. Менделеев Д.И. периодический закон химических элементов.Бутлеров А.М. теория химического строения органических тел.Столетов А.Г. теория электричества и магнетизма.Яблочков П.Н. дуговая лампа накаливания. Исследования территории Центральной Азии Пржевальским Н.М.; Новой Гвинеи Миклухо-Маклаем Н.Н. Исторические исследования Соловьёв С.М., Ключевский В.О. философские труды, Леонтьев К.Н., Соловьёв В.С. В литературе: проявляются произведения Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова, Салтыкова-Щедрина. В живописи возникло движение передвижников(художники проводили выставки в провинции.) Живопись представлена Суриковым, Репиным, Васнецовым, Крамским, Шишкиным, Левитаном. Музыкальная жизнь России связана с деятельностью «могучей кучки» - группы композиторов, выступавших за сохранение традиций в русской музыке (Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Кюи).Вершиной русского музыкального искусства стало творчество Чайковского. В театральной жизни переход к постановкам отечественных авторов. Островский А.Н. «Гроза».Появились провинциальные театры. Архитектура: рост промышленного строительства в городах. Революция 1905г-1907г. Причины: социально- экономический и политический кризис; необходимость модернизации страны.По своему характеру первая Русская революция была буржуазно- демократической, крестьянской, народной. Задачи революции: 1ликвидировать феодально- крепостнические пережитки; 2 решить аграрный вопрос; 3 решить национальный вопрос. Основные события: Зима 1905г.: 9 января “ Кровавое воскресенье”.Мощное забастовочное движение по всей стране; крестьянские волнения в центральной России на Украине в Закавказье.Попытки властей стабилизировать ситуацию: Николай II издаёт указ «О Подготовке проекта созыва законосовещательной Думы». Весна-лето 1905г.: усиление рабочего движения, создание Советов рабочих депутатов для руководства стачками (первый совет в Иваново-Вознесенске); активизация крестьянского движения, создание Всероссийского крестьянского союза; волнения в армии, восстание на броненосце «Потемкин» (июнь); Манифест царя об учреждении законосовещательной (без права принимать законы) Государственной Думы. Осень 1905г.: забастовки и вооруженные столкновения перерастают в Октябре во всеобщую стачку; ё17 октября Николай II издает манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», объявляется о созыве законосовещательной Думы, объявляется о свободе печати, слова, совести; создаются либеральные партии – конституционно-демократическая (Милюков П.Н.), «союз 17 октября» (Гучков А.И.); либеральные партии (эсеры, меньшевики) заявили об окончании революции; оформляются монархические (черносотенные) организации – «Союз русского народа»(Дубровин А.И.), русская монархическая партия. Декабрь 1905г.: вооруженное восстание в Москве, поддержанное радикальным крылом РСДРП большевиками; баррикадные бои на Пресне. Армия подавила восстание. 11 декабря опубликовано положение о выборах в IГос Думу. 1906-1907г.г.: забастовочное, крестьянское, студенческое движение, волнения в армии и на флоте идут на спад; 27 апреля 1906 – 9 июля 1906г. работа IГос Думы. Апрель 1906г. принята новая редакция «Основных государственных законов Российской империи», власть царя считается ограниченной.20 февраля 1907г.-3 июня 1907г. работа IIГос Думы. Принято новое положение о выборах – «третьеиюньский переворот» - поражение революции. Итоги революции: власть осуществила ряд преобразований, создана Гос Дума – законосовещательный орган при царе; гарантированы политические свободы;разрешена легальная деятельность партий, профсоюзов, прессы,; пересмотрены «Основные законы империи»; отменены выкупные платежи.Но важнейший вопрос (аграрный) не решен, нет диалога власти и общества. От февраля к Октябрю С марта по октябрь 1917г.власть пережила 4 кризиса.Апрельский кризис: министр иностранных дел П.Н.Милюков выступил с нотой о решимости России продолжать войну. 20 апр. Демонстрация с лозунгами отставки Милюкова и выхода из войны. 21 апр. Столкновение сил Временного правительства и Советов. Отставка Милюкова. Итог кризиса: создано Первое коалиционное правительство: 10 министров капиталистов, 6 министров социалистов. Падение авторитета кадетов, рост численности большевиков. Июньский кризис: демонстрация с требованиями – вся власть Советам, долой войну.Падение авторитета кадетов. Июльский кризис: правительство предприняло попытку разоружить неподчиняющийся приказам командования революционный полк, что привело к столкновениям в столице. Создано Второе коалиционное правительство во главе с Керенским. Лидеры Петроградского Совета объявили об отказе от контроля над правительством. Деятельность партии большевиков запрещалась. Большевики рассматривали это как прекращение двоевластия и провозгласили курс на вооруженное восстание с целью захвата власти. Августовский кризис: попытка установления диктатуры и свертывания демократических процессов (Корниловский мятеж). В поражении главную роль сыграли Советы, влияние которых усилилось. Кризисы власти показали, что из возможных вариантов(1.укрепление демократии, проведение либеральных реформ;2.Установление военной диктатуры с дальнейшим возрождением монархии;3.установление диктатуры революционных партий для осуществления радикальных преобразований) к осени наиболее реальным стал последний. Октябрьская революция К осени численность партии большевиков 400тыс. чел.В ее составе молодежь, рабочие, крестьяне, солдаты. Война способствует утверждению настроений экстремизма. Ленин убеждает соратников в необходимости борьбы за власть для проведения социального переворота. 10 окт. Заседание ЦК. За революцию путем восстания Ленин, Свердлов, Сталин, Троцкий. Каменев и Зиновьев против; они считали, что надо подождать до Учредительного собрания. (16 окт. Расширенное заседание ЦК подтверждает готовность к проведению восстания.) 12 окт. заседание исполкома Петросовета. Создан временный революционный комитет (ВРК) – центр подготовки вооруженного восстания. В его состав вошли большевики, левые эсеры, меньшевики-интернационалисты. 22-23 окт. создается Красная гвардия. Временное правительство с целью предупредить восстание издает указ о наделении крестьян землей. 24-25 окт. захвачены ключевые объекты столицы: вокзалы, телеграф, почта. Берут Зимний дворец,свергают Временное правительство. В ночь на 26 окт. Второй Всероссийский съезд Советов объявил о победе социалистической революции. Правые эсеры, меньшевики, представители других социалистических партий покинули заседание в знак протеста против свержения Временного правительства. Принят «Декрет о мире»(выход России из войны), выступали за мир без аннексий и контрибуций, «Декрет о земле»(передача земли крестьянам на уравнительных началах), «Декрет о власти» (установление власти Советов, сформированы государственные органы власти: Съезд Советов – законодательная власть, Всесоюзный Центральный исполнительный комитет в период между съездами под председательством Свердлова; Совет народных комиссаров – исполнительная власть, под руководством Ленина.) Возможные варианты развития событий в октябре:1. Большевистский(воплощен);2. Социально-демократическое развитие (Ленин: письмо 1сент.1917г. о взятии власти мирным путем);3. Правый контрреволюционный при победе военных сил(Краснов, Корнилов);4. Временное правительство. Гражданская война Гражданская война – особая форма вооруженной борьбы, которая охватывает всю территорию страны и вовлекает в свою сферу все население. Причины гражданской войны в России:1. Социальные противоречия; 2. Нерешенность основных вопросов о земле, о власти, о гражданских правах и свободах, о выборе внешнеполитического курса. Участники войны – все население. Социальные силы разделялись не по классовым признакам, а по мировоззренческим позициям: рабочие, интеллигенция, крестьяне. Расстановка сил
Существуют разные точки зрения на проблему хронологии. Начало войны: 1 т.зр. 25 окт.1917г.,2 т.зр. март 1918г – начало боевых действий. Окончание: 1 т.зр. март 1921г.; 2 т.зр. 1922г. (окончание военных действий на Дальнем Востоке). Этапы гражданской войны: I этап до мая 1918 IIэтап май1918- октябрь1918 позиционная война IIIэтап октябрь1918- февраль 1920 поход Антанты, Колчак,Деникин IV этап февраль 1920-1922 разгром Польши, Врангель разбит Военные действия велись на ряде фронтов. Восточный фронт.(Сибирь). 45 тысячный чехословацкий корпус, состоящий из плененных в 1916 году чехов было дислоцирован на территорию России. После приказа правительства об их разоружении,чехи под командованием Гайда двигались на Восток.В Уфе образовалась Директория во главе с Колчаком;перенесена в Омск 11.11.1918г. Колчак объявлен верховным правителем России. В мае 1919г. Колчак разгромлен. В феврале-марте 1920г. Красная Армия освободила Мурманск и Архангельск. Командование фронтом - Каменев,Вацетис. Южный фронт (Дон). Генерал Краснов, командующий войска Донского при поддержке Германия. Генерал Деникин организовал поход на Кубань при поддержке Антанты. В октябре 1918г. силы юга объединились под властью Деникина. К июню они заняли Донбасс, Белгород, Царицын, часть Украины. В июле 1919г. они начали поход на Москву. В сентябре 1919г. взяли Курск, Орел, Воронеж. В феврале-марте 1920г. разбиты армией Буденного. Против них выступил и Махно, возглавлявший армию крестьян. Врангель занял Крым. В ноябре 1920г. разбит. Командовал фронтом Фрунзе. Северный фронт. В августе 1918г. сформировано правительство при поддержке Антанты, во главе которого стоял социал-демократ Чайковский. Правительство контактировало с Колчаком. Армию возглавил генерал Юденич.Её наступления на Петроград в мае 1919г. и октябре 1919г. были подавлены. Западный фронт (Польша). В апреле 1920г. Пилсудский начал наступление на киев;6 мая 1920г. Киев был взят.Красная армия освободила Киев 12 июня 1920г. Идея мировой революции привела к началу наступления на Польшу.12 окт.1920г. заключает мир с Польшей, согласно которому к Польше отошли Западная Украина и Западная Белоруссия.
Военный коммунизм 23 мая 1918г.(учреждение Чрезвычайной комиссии) – 21 марта 1921г. (Крондштадский мятеж) Суть политики военного коммунизма - построение социализма быстрыми темпами. Основные черты: 1.общественная собственность;преобладание государственной собственности (национализация);2. централизация и обобществление средств производства; 3.государственная монополия на внутреннюю и внешнюю торговлю; 4.ограничение и отмена товарно- денежных отношений; 5. наличие прямого продуктообмена между городом и деревней; 6. продразверстка – изъятие продукции; 7 создание трудовых мобилизационных армий;8 уравнительное распределение; отсутствие материального стимулирования; 9 однопартийность, отсутствие демократии; 10 использование чрезвычайных, насильственных мер. Этапы политики военного коммунизма: 1этап: май – октябрь 1918г. установление хлебной диктатуры. С 13 мая за укрывательство хлеба 10 лет тюрьмы. 11 июня Декрет о создании Комбедов для изъятия продовольствия у крестьян. 2 этап ноябрь 1918г.-март-апрель 1919г. Ослабление политики Военного коммунизма, т.к. большевики боялись потерять власть и поддержку крестьян. 3 этап апрель1919г.-январь 1920г. Сдержанная политика по отношению к середнякам, разрешено развитие мелкой кустарной промышленности. 4этап. Январь 1920г.-март 1923г. Военный коммунизм объявлен государственной политикой большевиков. Итоги – социально-экономический и политический кризис: возросла роль государства; создана административная система управления экономикой; парализована инициатива на местах; окрепли утопии -сохранялась вера в мировую революцию; идеализировалась единая государственная собственность; деление людей на своих и врагов.
Образование СССР. Сложились предпосылки для объединения национальных образований: экономические (единство экономических связей); политические (сходство политических систем – стоявшие у власти компартии входили в состав РКПб); исторические (длительное экономическое и культурное взаимодействие, оборона от внешних врагов). В годы Гражданской войны сложился военно-политический союз республик, были заключены межгосударственные договоры и соглашения. Существовало несколько проектов оформления нового государства:1 проект автономизации (Сталин): вхождение советских республик в РСФСР на правах автономий;2 федерация (Ленин): республики сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об образовании союза. 30 декабря 1922г. договор о создании СССР подписан представителями РСФСР, Украины, Белоруссии, Закавказская федерации (Азербайджан, Армения, Грузия). Условия договора: в ведении Союза вопросы внешней политики, обороны. Внешней торговли, транспорта,, бюджета. Связи, денежного обращения. В ведении республик вопросы здравоохранения, юстиции, просвещения. Они имели право выхода из СССР. Система управления.
В период между съездами полномочия передавались Центральному Исполнительному Комитету. Исполнительная власть: совет народных Комиссаров СССР. В 1930г. произошла фактическая подмена принципов федерации принципами автономизации. СССР становился унитарным государством. Были образованы другими союзные республики: Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Армения, Грузия, Азербайджан, Латвия (1939), Литва, Эстония, Молдавия(1940).
Период июнь 1941- 18.11.1942
Причины неудач СССР в ходе 1 периода: 1. Красная армия не подготовлена к ведению оборонительных боев; 2. Стратегический просчет командования: основной удар ожидался на ю-з направлении, а был на западном; наступления ждали после разгрома Германией Великобритании; 3. Войска приграничных округов не приведены в боевую готовность, рассредоточены вглубь страны на 200 км; 4. Репрессировано в армии 40 тыс. чел., в том числе 4/5 комсостава; 5. Отсутствие второго фронта в Европе. Период 19.11.1942-янв. 1944 Причины перемен в ходе войны: 1. Экономика СССР перестроена на военный лад 2. Численное превосходство ВС СССР 6,6 млн.против 6,2млн. Германии.
Период янв.1944-9.05.1945
Причины победы СССР 1. Мобилизационные возможности страны: армия восстановилась после потерь начала войны; 2. Использование мощного оружия (созданы танковые и воздушные армии, механизированные корпуса); подготовка необходимого числа командиров (к 1943г.) 3. Всенародный характер войны (народное ополчение, партизаны, финансовые пожертвования населения). 4. Героизм тружеников тыла: переход страны на военный режим прошел за 1 год. 5. Помощь союзников. Итоги 1. Огромные людские и материальные потери. Экономическая разруха. Погибло 30 млн. чел. 2. Ликвидация угрозы порабощения человечества фашизмом. 3. Рост международного авторитета СССР, превращение СССР в сверхдержаву. Последствия 1. Рост антиколониального движения в мире 2. Усиление противостояния стран-союзниц за сферы влияния в Европе и на Востоке
Правозащитное движение. Суть движения- борьба за права человека. Это движение объединило все диссидентские движения. Основные группы инакомыслящих: 1.Марксисты (Рой и Жорес Медведевы); 2. Либералы (Сахаров); 3.сторонники идеалов христианства (Солженицын). Недовольство политикой правительства принимало разные формы: устраивались демонстрации протеста, предпринимались попытки создать независимые от партий профсоюза, проводились забастовки (с 1975-1985 примерно 60); участники дискуссий, возникавших в науке и культуре не поддерживали официальную партийную линию. Велась агитационно-публицистическая деятельность (подавались петиции властям, печаталась литература). Участники правозащитного движения были преимущественны интеллигенция и студенты. У них было много сочувствующих во всех социальных группах. Группы диссидентов были не многочисленны и организационно не связаны между собой. Правозащитное движение началось в 1965 г. В это время проводились судебные процессы над Даниэлем и Синявским, обвинённых в подрыве общественного строя. Интеллигенция требовала гласности процесса. В 1968 г. Демонстрация против ввода советских войск в Чехословакии. Создана группа защиты прав человека в СССР. Против прав защитников использовали психиатрию, аресты, высылку из СССР (1974 г. Выслан Солженицын) Значение: общество отвоевало у власти сферы искусства, науки, творчества, независимость личности. Правозащитное движение во многом определило идеи перестройки.
Распад СССР. К середине 1980-х проявился кризис национально-государственного устройства СССР. Центральная партийно-государственная власть ослабла, поэтому местная власть искала поддержки у национальной интеллигенции. Борьба за права народов превращалась в борьбу против единого государства. С 1986г. начались межнациональные столкновения: Алма-Ата. Октябрь1987г. Нагорный Карабах – автономия на территории Азербайджана – потребовал присоединения к Армении. Конфликт возник из-за произвольно установленных границ. Центра<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.53.112 (0.018 с.) |