Тема 1. Философия: место и роль в жизни общества и человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Философия: место и роль в жизни общества и человека



Тема 2. Учение о бытии

Тема 3. Душа, сознание и разум

Тема 4. Теория познания

Тема 5. Человек и его бытие в мире

Тема 6. Человек, общество и природа

Тема 7. Социальная философия: экономика и политика

Тема 8. Личность в истории

Тема 9. Личность в обществе

Тема 10. Общественное сознание и духовная культура

Тема 11. Наука, мораль, искусство

Тема 12. Философия религии

Вместо заключения. Об историческом прогрессе

Приложение 1. Философские школы и направления

Приложение 2. История философии в лицах

 


[1] Исследователь, пытающийся рассмотреть явление лишь через призму какой-либо одной науки, уподобляется слепцам из мудрой древнеиндийской притчи. «Од­нажды три слепых пожелали узнать, что есть слон. К ним подвели слона и предло­жили: одному пощупать хобот, другому — ногу, а третьему — хвост. «Ну как, теперь вы знаете, что такое слон?» — спросили их. «О, да, знаем. Это что-то мягкое и гиб­кое, как Змея», — ответил первый слепой. «Это что-то большое, как колонна», — отозвался второй, ощупывая ногу слона. «Это что-то тонкое и длинное, как верев­ка», — сказал третий». В этой притче есть тонкий намек на то, что знающий нечто лишь частично остается в неведении сути того, что дается обобщающей силой мысли, ориентированной на мир в целом и опирающейся на знание основных до­стижений конкретных наук, определенных областей культуры.

[2] Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 422.

[3] Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. М., 1993. С. 50.

[4] Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 1. С. 172.

 

[5] Солженицын А.И. Сочинения. Вермонт, Париж: ИМКА-Пресс, 1981. Т. 9. С. 297.

 

[6] Различают специальную и общую теорию относительности. Специальная основывается на принципе относительности движения и законе постоянства скорос­ти света, а общая касается свойств пространства и времени в связи с гравитацией: гравитационные явления рассматриваются как искривление пространства и времени.

[7] Для осмысления этого факта необходимо иметь в виду, что пространствен­но-временное описание явлений невозможно без наличия системы отсчета — тела отсчета, ориентира, относительно которого ведется наблюдение.

[8] Согласно общей теории относительности, в очень сильном гравитационном поле течение времени замедляется. Вообразим себе астронавта, который летит в глубинах Галактики на звездолете. Улетая в Космос, он обязался каждую секунду посылать на Землю радиосигнал, который принимают оставшиеся на Земле друзья. Теперь представим себе, что он подлетает к затерявшейся в просторах Галактики чудовищно сжавшейся звезде, плотность которой во много раз превышает плот­ность атомного ядра. Он уже совсем близко к этому телу, а земные наблюдатели с удивлением и страхом замечают, что радиосигналы следуют один за другим не через секунду, а реже. Вот уже между ними проходят минуты, часы, годы, века... и сигналы перестали совсем поступать, а между тем астронавт по своим часам акку­ратно, каждую секунду, посылает сигнал: Из этой плотной звезды не выходят какие-либо частицы. Она взаимодействует с миром только через силу притяжения (см.: Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М., 1965. С. 59).

 

[9] Герцен А.И. Избранные философские произведения. М., 1946. Т. 1. С. 166.

 

[10] Свое классическое выражение механистический детерминизм получил у П. Лапласа, который сформулировал его так: если бы существовал ум, осведомлен­ный в данный момент о всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором.

 

[11] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1929. Т. I. С. 246.

[12] Сам термин «антагонизм» распространен в биологии и медицине: антаго­низм ядов, лекарств, микробов, антагонизм мышц, зубов и т.п. Математики рас­сматривают антагонизм как такую противоположность интересов (имеется в виду теория игр), при которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, т.е. равенство по величине и противоположность по знаку. В такой интерпретации в своем чистом виде антагонизм проявляется редко — в ситуации войны, революции, спортивных состязаниях и т.п. Можно сказать, что одни рассматривают антагонис­тические противоречия применительно к природе и обществу, другие (в том числе автор книги) — лишь применительно к обществу.

[13] Для обозначения непрерывных перемен, т.е. постепенных количественных изменений и изменений отдельных свойств в рамках данного качества, иногда пользуются понятием «эволюция». Однако в более широком и чаще употребляемом смысле это понятие применяется для обозначения развития вообще, например применительно к космогонии (эволюция звезд), к биологии (эволюция раститель­ного и животного царств) и т.д.

 

[14] Цит. по: Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М., 1961. С. 67.

[15] Гофман Э.Т.Л. Избранные произведения: В 3 т. М., 1962. Т. 2. С. 271.

[16] Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — направление в психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психичес­кое, духовное к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

 

[17] О языке, письменности метко и образно сказал У. Шекспир:

Пусть опрокинет статуи война.

Мятеж развеет каменщиков труд,

Но врезанные в память письмена

Бегущие столетья не сотрут.

[18] Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М., 1970. Т. 1. С. 112.

[19] Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. С. 10-11.

[20] Не только наук, но и искусства, религиозного опыта и др. Теория познания, имея более чем двухтысячелетнюю историю, по большей части или преимущест­венно опиралась на опыт естественнонаучного познания и обобщала его. Ныне, как никогда прежде, возникла необходимость обобщить опыт также и гуманитар­ного, и художественного знания. Последнее обычно именуется творческим, как бы исключающим то, что прежде чем творить, нужно очень хорошо знать жизнь...

 

[21] Это можно сопоставить с «математикой для математиков» и той математи­кой, которую изучают физики. Последние совершенно не заботятся о том, «что из чего следует», но берут материал нужного математического раздела целиком. При этом они не теряют смысловых связей материала, но сознательно отказываются от логического «шитья», которое к тому же может быть осуществлено произвольно, не единственным способом.

[22] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1956. Т. IX. С. 5.

[23] Исторически для обозначения «философий сомнения», как полностью отри­цающей познаваемость мира, так и не делающей столь сильных выводов, приме­нялся общий термин «скептицизм» (от греч. skeptikds — склонный к рассматрива­нию, размышлению). Понятия «агностики, агностицизм» (от греч. agnostos — недо­ступный познанию) введены в обращение в 1869 г. Т. Гексли, т.е. это сравнительно новые термины. (В современном западном словоупотреблении слово «агностик» имеет побочный оттенок, часто служит эвфемизмом для «атеист»: последнее поня­тие ассоциируется с тем, что у нас называлось воинствующим безбожником, тогда как агностик — это человек, не то чтобы отвергающий Бога, но не поддерживаю­щий мнения о его существовании, прямо не говорящий ни да, ни нет.)

[24] Бройль Л. де. По тропам науки. М., 1962. С. 291.

[25] От лат. conventionalis — соответствующий договору, условию.

[26] Ли хтенштадт В.О. Гете. СПб., 1920. С. 495.

[27] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М.; Л., 1930. С. 50.

[28] Вот красноречивый диалог: «Я: Что такое солнце? — Она: «Солнышко». — Я: Нет, что оно такое? — Она: «Солнце и есть». — Я: А почему оно светит? — Она: «Да так; солнце и есть солнце, потому и светит. Светит и светит. Посмотри, вон какое солнышко...» — Я: А почему? — Она: «Господи, Павел Александрович, словно я знаю! Вы — грамотный народ, ученый, а мы — неучены» (Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. С. 26).

[29] Ср.: «Все исследователи судят о неизвестном путем соразмеряющего сравни­вания с чем-то уже знакомым, так что все исследуется в сравнении и «через посред­ство пропорции» (Николай Кузанский. Об ученом незнании (De docta ignorantia) // Сочинения. Т. 1. М., 1979. С. 50).

[30] См.: Солженицын A.M. Собрание сочинений. Т. 9. С. 8.

[31] Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. С. 25. Имеется в виду мистика «естественная, без- или внеблагодатная» у индусов, персов, неоплатоников, в ок­культных или теософских системах и др. (Там же. С. 622-624).

[32] «Нередко человек высказывает свои положения с таким самоуверенным и непреклонным упорством, что кажется, будто у него нет никаких сомнений в их истинности. Но пари приводит его в замешательство. Иногда оказывается, что уве­ренности у него достаточно, чтобы оценить ее только в один дукат, но не в десять дукатов, так как рисковать одним дукатом он еще решается, но только при ставке в десять дукатов он видит то, что прежде не замечал, а именно, что он, вполне возможно, ошибается» (Кант И. Критика чистого разума // Сочинения. Т. 3).

[33] Там же.

[34] См.: Ильин И.А. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962. С. 242.

 

[35] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1930. Т. IV. С. 20.

[36] Аристотелъ. Соч.: В 4 т. М., 1976. Т. 1. С. 438.

[37] Можно привести, в порядке шутки, определение крокодила, взятое из одно­го старого словаря: «Крокодил есть водный зверь. Хребет у него аки гребень, хвост змиев, а голова василискова. А егда оный зверь станет человека ясти, тогда начнет плакати и рыдати. А ясти не перестает».

 

[38] Бройль Л. де. По тропам науки. М., 1962. С. 294-295.

[39] Платону, в шутку, принесли ощипанного петуха и сказали: «Вот тебе насто­ящий мужчина!»

 

[40] Гегеяь Г.В.Ф. Сочинения. М., 1956. Т. III. С. 76.

[41] Что касается тела и души и их отношения к Солнечной системе и Космосу в целом, то следует заметить, что астрология ставит судьбы людей и народов и каждого индивидуума в связь с расположением планет, причем эта зависимость от­носится и к моменту зачатия и появления ребенка на свет, и ко всему жизненному пути, и к разного рода перипетиям. Астрологию, разумеется, нельзя отнести к науке, хотя она что-то весьма расплывчатое и схватывает в своих расчетах, но, конечно, она не может претендовать на раскрытие судеб человеческого бытия: это не дано никому из людей. Но все-таки астрологию нельзя относить просто к суеве­рию. Ее скорее можно отнести к одной из вненаучных форм познания. Ведь жизнь каждого человека от зачатия до рождения и все последующее время до конца зем­ного бытия плотно «вписана» в контекст природы и в принципе не может в чем-то не зависеть от того, что происходит в природе. Известно, к примеру, что И.В. Гете и А.С. Пушкин были метеопатами, т.е. болезненно реагировали на всякого рода надломы в природе, на времена года, на перепады давления, температуры и т.п. А в наше время, когда мы силами безудержного прогресса техники «вздыбили» природные процессы, пагубное воздействие «больной» природы не может не от­ражаться на нас. И серьезным ученым не стоит отвергать различного рода вненаучные формы познания.

[42] Замечено, что общение с животными, как правило, улучшает самочувствие человека. Биомасса всего живого порождает особое биополе. Люди не устают от собак, кошек и других домашних животных, они не испытывают дискомфорта, столь распространенного в человеческом общении, от биополевого воздействия животных. Напротив, человек получает от них даже какой-то заряд энергии. Уста­новлено, что кошки и лошади снимают отрицательные, стрессовые состояния че­ловека. Следовательно, человек взаимодействует с природной средой не только на функционально-организменном уровне, но и на эмоционально-духовном. Кому не известно, например, благотворное эмоциональное воздействие, оказываемое на психику чувством полного слияния с природой.

 

[43] См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 239.

[44] Техника и техническая деятельность стали предметом философской рефлек­сии уже в древности, во времена Аристотеля. Появление же философии техники как новой области философского знания обычно связывается с выходом в свет труда Э. Каппа «Основания философии техники» (1877).

 

[45] Сколимовски X. Философия техники как философия человека // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 249.

 

[46] См.: Винер Н. Творец и робот. М., 1966.

[47] См.: Алексеев Н.Н. Собственность и социализм // Русская философия собственности. СПб., 1993.

[48] Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М., 1971. Т. 1. С. 230.

[49] Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 108-109.

[50] См.: Русская философия собственности. XVIII-XX вв. СПб., 1993. С. 349-350.

[51] См.: Русская философия собственности. СПб., 1993. С. 354.

[52] Гегель Г.В.Ф. Философия права. С. 108.

[53] Там же.

 

[54] Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 159.

[55] Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2, С. 312.

[56] Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М., 1971. Т. 2. С. 27.

[57] Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 181.

[58] Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 167.

[59] В русском языке слово «справедливость» произошло от слова «право» (пра­вый, правда), а в латинском justitia (справедливость) — от jus (право).

 

[60] См.: Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986

[61] «Когда человек ходит ночью спокойно по улице, ему и в голову не приходит, что это могло быть иначе, ибо эта привычка к безопасности сделалась второй на­турой, и мы не размышляем о том, что эта безопасность представляет собою лишь результат особых учреждений. Связь-де государства — так часто мнит обычное представление — поддерживается силой, но действительной поддержкой является лишь основное чувство порядка, которым все обладают» (Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. VII. С. 277).

[62] Виндельбанд В. О свободе воли. СПб., 1994. С. 55.

[63] См.: Макиавелли Н. Сочинения. М.; Л., 1934. С. 479.

[64] Кант И. К вечному миру // Трактаты о вечном мире. М., 1963. С. 185.

[65] Монтескье Ш. Избранные произведения. С. 426.

[66] Гегель Г.В.Ф. Сочинения, М., 1934. Т. VII. С. 338.

[67] Монтескье Ш. Избранные произведения. С. 85.

[68] Там же. С. 169.

[69] См.: Филатов В.П. «Тоталитаризм» // Современная западная философия. М., 1991. С. 303-304.

[70] Шовинизм — от имени Н. Шовена (Chauvin) — солдата, поклонника завоева­тельной политики Наполеона; означает проповедь национальной исключительнос­ти, распространение национального чванства, разжигание национальной вражды и ненависти, идею избранности одной нации над другими якобы неполноценными нациями и расами.

[71] См.: Фашизм // Философская энциклопедия. 1970. Т. 5; Мельников Д., Чер­ная Л. Преступник номер 1. Нацистский режим и его фюрер. М., 1981; Рахшмир П.Ю. Происхождение фашизма. М., 1981.

[72] См.: Ильин И.А. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962. С. 244.

[73] Монтескье Ш. Избранные произведения. С. 225.

[74] У нас процветали и вульгарный социологизм, и грубая идеологизация науч­ных исследований. Так, в одной психологической работе (автор — очень талантли­вый человек!) было написано буквально такое: половое влечение при нормальных условиях пробуждается лишь в период полового созревания, но эти нормальные условия для масс осуществимы только при социализме!

[75] Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М., 1970. Т. 1. С. 188.

[76] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 332.

[77] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 240.

[78] Булгаков С.Н. Два града. Т. II. С. 289.

[79] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1932. Т. IX. Ч. 1. С. 9.

[80] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1959. Т. VIII. С. 29-30.

[81] Гюго В. Собрание сочинений. М., 1953-1956. Т. 15. С. 44-45.

[82] Демокрит // Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955. С. 169.

[83] Лихтенберг Г.К. Афоризмы. М., 1963. С. 144

[84] Гельвеций К. Об уме. М., 1938. С. 139-140.

[85] См.: Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций. М., 2000.

[86] Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Л., 1937-1959. Т. 3. С. 279.

[87] Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 45-46.

[88] Чаадаев П.Я. Философические письма. Апология сумасшедшего // Вопросы философии и психологии. 1984. Кн. VII. С. 74-75.

[89] Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М., 1971. С. 68.

[90] Т. Мальтус (1766-1834) — английский экономист и священник, сформулиро­вал «закон», согласно которому народонаселение всегда растет в геометрической прогрессии и опережает темпы роста производства продуктов питания, который происходит в арифметической прогрессии, что и является причиной все усилива­ющейся нехватки последних. Этот процесс фатально неизбежен, и никакие благо­творительные мероприятия не в силах помочь страдающему человечеству. Вся­кая помощь только отодвигает, а вместе с тем и углубляет приближающуюся ката­строфу.

[91] Гете И.В. Собрание сочинений. М.; Л., 1932-1937. Т. 4. С. 160.

[92] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М, 1932. Т. 1. С. 208.

[93] Монтескье Ш. Избранные произведения. С. 417.

[94] Монтескье Ш. Избранные произведения. С. 737.

[95] Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т. 5. С. 211.

[96] Вавилов С.И. Собрание сочинений. М., 1956. Т. 3. С. 607.

[97] Разве может этика пройти мимо проблемы клонирования, особенно если эту идею пытаются реализовать на человеке? Это не просто умаляет, но грубо оскорб­ляет человеческое достоинство. Невольно вспоминаются слова Шекспира о чело­веке: «Краса вселенной! Венец всего живущего!» Бог создал человека не в качестве подопытной крысы, а как свое подобие, и все попытки его клонирования есть тяж­кий грех перед священным даром, перед гордым светочем мироздания в несконча­емом множестве никогда не повторимых уникальностей. Было бы не только дра­матично — трагично, если бы люди и духовно, и физически оказались на одно лицо. Представим себе, что биохимики в союзе с медиками найдут способ само­званной регуляции рождения детей по желанию. Этот механизм дан природой, и нельзя заменить его своеволием: хочу только мальчиков, а теперь только девочек. Что может получиться при вмешательстве человека в этот процесс? Скорее всего, полный хаос: переизбыток то мальчиков, то девочек. Разум природы строго сохра­няет баланс полов — и в мире животных, и в социальном мире. Видимо, тайны жизни должны храниться не только органами безопасности, но и всем благоразум­но мыслящим человечеством от научно-технических фанатиков с дурно направлен­ным интересом. Ведь есть же и нравственно оправданные, т.е. мудрые, пути ис­пользования достижений науки, в том числе и генной инженерии, для поддержа­ния здоровья человека, продления, в рамках возможного, его жизни и многое дру­гое, а не механическая штамповка однотипных «людей-кукол».

[98] Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 290-291.

[99] Цит. по: Гулыга А.В. Кант. М., 1977. С. 162.

[100] Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1982. Т. 3. С. 53-54.

[101] Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. I. С. 499-500.

[102] Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. М., 1970. Т. 1. С. 212.

[103] В античности были разработаны не только фундаментальные категории красоты и гармонии, но и более «технические» эстетические понятия, которые лежат в основе современных представлений. Это прежде всего понятия мимесиса (под­ражание) и катарсиса (очищение). В понятии мимесиса античность отразила про­блему особой формы подражания миру, которая свойственна ремеслам и искусству, создающим вторую наряду с природным миром реальность, а в понятии катарсиса заложено учение об очищающей психологической силе искусства, которое путем потрясения добивается от слушателя эффекта сопереживания и эстетического удовлетворения.

[104] Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965. С. 275.

[105] Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. СПб., 1911-1918. Т. XIX. С. 77

[106] Это особенно выражается в игре талантливых и уж тем более гениальных актеров, для которых сцена — любимое поприще для самостоятельного творчества, не ограничивающегося умелым и достоверным изображением того, что задумано автором. Такой актер стремится в олицетворение созданного автором образа вло­жить свое личное понимание духовной сущности и бытовых условий этого образа. Становясь истолкователем автора публике, он нередко своим пониманием внутрен­него мира изображаемого лица уясняет самому автору то, что им, быть может, бес­сознательно, было вложено в это лицо как возможность, и обращает эту возмож­ность в действительность (см.: Кони Л.Ф. Воспоминания о писателях. М., 1989. С. 126).

[107] Существует три мировые религии («мировые» потому, что имеют широкое межнациональное распространение): христианство, ислам и буддизм.

[108] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1956. Т. III. С. 37.

[109] Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981. С. 50-51.

[110] Франк С.Л. С нами Бог. Париж, 1964. С. 80.

[111] Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Л., 1976. Т. 14. С. 289.

[112] См.: Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т. 3. С. 380.

[113] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1948. Т. VIII. С. 19.

[114] Бердяев Н.А. Русская идея. СПб., 1907. С. 3.

[115] Гейне Г. Полное собрание сочинений. СПб., 1904. Т. 4. С. 390.

[116] Достоевский Ф.М. Записки из подполья // Собрание сочинений: В 12 т. М., 1982. Т. 2. С. 422.

[117] Например, и на Западе, и у нас широко и некритически повторяют представление XIX в. о социализме как некоем общественном идеале, основанном на справедливости, равенстве распределения жизненных благ. Современные прогрессив­ные публицисты у нас теперь нередко усматривают социалистические черты то в Шведском устройстве общества, то едва ли не в современном капитализме США и Германии. Соответственно неуспех, мягко говоря, социального эксперимента в нашей стране интерпретируется, как то, что «социализма мы не построили», «со­циализма у нас еще не было» и т.д. Вопрос не праздный, ибо от ответа на него зависит, что делать дальше, к чему стремиться в практической деятельности. Не­ожиданными для многих могут прозвучать слова А.И. Солженицына, что на самом деле социализм с древних времен (социалистические учения в первую очередь, и социалистические государства, например, империя инков) был вовсе не прогрес­сом, а явлением реакционным, «реакции: Платона — на греческую культуру, гнос­тиков — на христианство, реакции — одолеть распрямление человеческого духа и вернуться к приземленному бытию самых примитивных государств древности» (Сочинения. Т. 10. Вермонт; Париж, 1981. С. 456).

[118] Молох — в мифологии древних финикиян, карфагенян, израильтян и др. бог солнца, огня и войны, которому приносились человеческие жертвы; символ жес­токой силы, требующей множества человеческих жертв.

[119] Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30 т. М., 1956. Т. VI. С. 35-36.

[120] По остроумному замечанию Вл. Соловьева, сторонники «теории прогресса» мыслят странным силлогизмом: человек произошел от обезьяны, следовательно, мы должны любить друг друга.

[121] Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Тектология. М.; Л., 1929. С. 89.

[122] Современные социологи пользуются понятием «качество жизни», более ши­роким, чем «уровень», включающим также общественную защищенность, устойчивость существования и т.д.

[123] «При рыцарях не было концлагерей! И душегубок не было!» (Солженицын А. В круге первом. Вермонт; Париж, 1978. С. 369.)

[124] Хотя... Вот крупноблочное строительство — вполне очевидно прогрессивнее дедовских методов. Но выясняется, что железобетон разрушается едва не в 50 лет (корродирует и лопается стальной прут), а старые каменные дома, сложенные вручную, практически вечны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.066 с.)