Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарождение и развитие политических знаний в эпоху античности. Политическая мысль средневековья.
1 ) античность (с I тысю до нэ до Vв нэ). Платон оставил свою теорию идеального государства, изложенную в трактатах «Государство» и «Законы». Пол упр-е по Платону – рез-т умственной деятельности. Гос-во сост из: философов, воинов и трудящихся. Пл первый указал на взаимосвязь политики с соц-ми процессами (разделением труда, появлением классов, нерав-ва). Чел живет ради гос-ва, а не наоборот! Аристотель «Политика», «Афинская политика», «Этика» положил начало политической науке об общественной жизни. А не разделял гос-во и о-во. Политика предст собой возм-ть для всех пользоваться властью и подчиняться ей во имя достижения общественного блага и счастья. Источник закона – коллективная мудрость всех граждан. А выступал защитником прав человека, моногамной семьи, частной собственности, кот считал справедливой и заставляющей человека добросовечтно трудиться. Цицерон «О гос-ве», «О законах», «Республика». Он первым проследил переход людей от естественного права к гос-му. Построение лучшего о-ва возможно с помощью человеческого разума, знаний, воли. 2 ) средневековье (V-XVвв) пол мысль была сосредоточена в основном вокруг вопроса о происхождении гос (светской) и духовной власти, взаимоотношениях, соподчинении и компетенции. Аврелий Августин «О граде Божием» - приоритет церкви над государством. Фома Аквинский в работах «Сумма теологии», «О правлении государей» оправдывал вмешательство церкви в дела светской власти. А некоторые мыслители того времени выступали в защиту светского гос-ва и светской власти, против сосредоточения духовной и светской власти в руках церкви. 5. Социально-политические концепции эпохи Возрождения и Нового Времени. Эпохой Возр. принято называть историч. период, связ. с разложением феод. и появлением первых ростков капиталистич. отношений. Это время бурного роста городов, ремесла, торговли, эпоха великих геогр. открытий и техн. изобрет., научн. идей и взлёта культуры. Одна из особенн. ранней бурж. культуры прояв. в том, что её представители использ. античное культурное наследие, как бы возрождая его от многовек. затмения церкви. Центр. идеей духовной жизни общ-ва стан. гуманизм, кот. в отличие от господствующей религии поставил в центр своих интересов не бога, а человека с его земными запросами и потребностями.
Представители: Микола Макиавелли – классик политтеории эпохи Возр. В это время Италия была раздробл. и подвергалась нашествию иноземных войск. Он считал, что бедствия Италии объясн. раздробл. страны. Он создал теорию гос-ва, способн. преодолеть эти бедствия. Он отверг средневек. теологич. концепцию гос-ва и противопост. концепцию светского гос-ва. Подход Макиавелли со светских, а не теологич. позиций был важным вкладом в историю политидей эпохи Возр. Лучшей формой гос-ва он считал респ., однако он был убеждён что итальянская действит-ть, т.е. непрерывная вражда требует установл. единовластия, поэтому в труде ''Государь'' он доказ. что при сильном правителе возможно создать независ. Итальянское гос-во, свободное от чужеземного иго, а для достиж. этой цели пригодны всякие, в т.ч. и аморальные ср-ва, поскольку важный з-н политики – это благополучие гос-ва. Государь, ставший на путь сильного централиз. гос-ва д. сочетать в себе кач-ва льва и лисицы. В последствии для обозначения такой политики появляется термин маккиавелизм - политика пренебрежения законами морали, неразборчивость в ср-вах достижения цели. Наряду с полит. идеями, обосновавшими возникший бурж. полит. строй в Зап. Европе, появились полит. учения, авторы кот. выступали с отрицаниями этого строя. Первым это сделал Томас Мор (1478-1535). Он является основоположником методики социализма, в своём труде ''Утопия'' он критикует сущ. строй несправедливости, нерав-ва, критикует паразитизм эксплуататоров и причиной всех бед считает частную собственность, противопоставляя сущ. государству, строй выдуманного им острова Утопия. Устанавливает выборность случайных лиц, общественную собственность на средства производства, всеобщность труда и т.д. Т. Гоббс (1588-1679). в трудах ''О чел-ке'', ''О гражданине'', ''Левиафан''. Гоббс исходит из того, что все люди созд. равными и каждый из них имеет одинак. с др. права на всё, однако чел-к – сущ-во эгоистичное, и честолюб., поэтому в общ-ве неизбежно царит война всех против всех. И избавл. от неё происх. тогда, когда люди, движимые инстинктом самосохр. отказ. от своих прав, передавая их по договору опред. лицу или группе лиц. Последние и представл. собой гос-во, кот. и явл. гарантом мира между людьми. Чтобы успешно выполн. эту миссию, гос-во д. облад. абсол. властью, неогранич. правами, и обладат. этой верховной власти никакими з-нами с народом не связан и ответств. перед ним не несёт. Долг властителя – хорошо управл. своим народом, но отвечает он только перед совестью и разумом. И воспротивиться воле м. только в одном случае – если он обязывает убивать или запрещает защищаться от напад. врагов. Гос-во д. было выполнять не только полицейско-охранит. ф-ции, его задачи – поощрять всякого рода промыслы, силой принуждать к труду здоровых людей, а также заниматься воспитанием и просветительской деятельностью. Гос-во гарантирует подданным право делать то, что не запрещено законом.
6.Развитие полит. мысли Зап. Европе в XIX в. В к. XIX –н. XX вв., Основные идеи: -демократическое устройство государства; -зарождение и развитие либеральной, консервативной, социалистической и др. идеологии; -утверждение принципов свободы, индивидуализма, парламентаризма и др. Либерализм. И.Бентам (1748-1832): -общественное благо+частичные интересы + удовольствия; - всеобщее избирательное право; -демократическая модель демократии; Джеймс Милль 91773-1836); Джон Стюарт Милль (1806-1873): труды: «о свободе», «собрание о представительном правлении» и др. – идеи представительной демократии; - концепции выборов на основе пропорционального большинства; - парламент-совмещательный орган,которым управляют эксперты-профессионалы; -нельзя продавать личную свободу ради сильного государства. Алексис де Гоквиль (1805-1859):-теория демократии; - идея федеративного устройства государства; -соблюдение прав и свобод человека. Консерватизм. Эрмунд Бёрк (1729 – 1797). Труды: «Рассуждения о революции во Франции», «Мысли о причине существенногонедов-ва и др.».Критиковали: - теорию общественного договора; - теорию естественных прав человека; - теория народного верховенства. Предлагали: -сохранять традиции, опыт, обычаи; - отказаться от насильственных изменений общ. порядка; -управление ментшинства большинством в благожелательной форме; -политический политизм Гегель (1770-1831): -признавая свободу человека только в праве иметь частичную собственность; -разграничим понятия государства и гражданского общества; -идея конституциональной монархии; -необходимость бюрократии. Расизм, фашизм, нацизм. Людвиг Гумпнович (1838-1909) –«теория завоеваний»: - главная движущая сила развития человечества – борьба пар – побеждает сильнейший. Ф.Ницше (1844-1900): -история человечества – борьба рас; -естественный и высший закон жизни – эксплуатация человека человеком; - демократия – упадочная форма государства; - идея «сверхчеловека» Критический утопический социализм. Анри Клод де ан-Симон (1760-1837):индустриализм:-переход от феодализма к пром. режиму; - отсутствие деления на управляющих и управляемых; - власть – административная функция. Шарль Фурье (1772-1837): -гармония; -социалист. общество; -ассоциации производителей; -распределение производственного продукта внутри фаланги; -основа хозяйства-земледелие. Роберт Оуэн (1771-1858): коммунизм:-критика капитализма,частной собственности,денег; -замена денег на рабочие деньги; -средства производства находится у профсоюзов. Марксизм. (коммунистическая идеология). К.Маркс (1808-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) «манифест коммунистической партии»: -теория общественно-экономических формаций; -экономический детерминизм; -движущая сила развития человечества – борьба классов; -пролетариат –носитель всеобщего интереса; -идея социалистической революции; -конечная цель – коммунизм.
7. Социально-политические идеи Беларуси в XVI-XIX вв. Генезис бел пол мысли принято связывать с возникновением и развитием Полоцкого, Витебского, Минского, Туровского и Пинского княжеств, кот входили в состав Киевской Руси.В то время актуальными были идеи пол единства, укрепления христианской веры. Е. Полоцкая выступала за мягкое княжеское законодательство, расширение соц функций гос-ва. Поддерживала введение гос помощи обездоленным слоям, выдвинула идею создания оширной сети школ и библиотек. Кирилла Туровский – против раскольнических и вероломных действий отдельных князей. Без преувеличения можно сказать, что именно Полоцкая и Туровский заложили основы белорусского самосознания, национальной этической и пол мысли. Ф.Скорина – культ права, любовь к родному языку. М.Гусовский – «Песнь о зубре» (единение европейских держав, с целью защитить христианские ценности и славянские народы. Будный – сформулировал осн функии пол власти. Лев Сапега. Под его редакцией вышел первый статут ВКЛ. Гус-й, Буд-й, Сап выступали за реформаторский путь развития феодального о-ва. Особое место в истории белорусской пол мысли занимает революционно-демократический этап, кот начинает проявляться в 30-е гг XIXв. Его яркий представитель в Беларуси – Франц Савич. Он выступает за уничтожение крепостного права посредством вооруженного восстания, освобождение народа от деспотизма. Еще один яркий представитель – это Кастусь Калиновский. Известность он приобрёл не только как революционер-демократ, но и как пол мыслитель, создавший полную и основательную программу преобразований о-ва. Он всегда свои мысли излагал в газете «Мужыцкая прауда», говорил, что не народ существует для правительства, а правительство для народа. Его мечта – раздать всю поземельную собственность крестьянам. Ф. Богушевич в сборнике «Дудка белорусская» изложил суть национальной идеи, обосновал права и свободы бел народа, его стремление к национальному возрождению, сохранению «бацькавай спрадвечнай, ад Бога данай мовы».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.011 с.) |