Зарождение и развитие политических знаний в эпоху античности. Политическая мысль средневековья. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение и развитие политических знаний в эпоху античности. Политическая мысль средневековья.



1 ) античность (с I тысю до нэ до Vв нэ). Платон оставил свою теорию идеального государства, изложенную в трактатах «Государство» и «Законы». Пол упр-е по Платону – рез-т умственной деятельности. Гос-во сост из: философов, воинов и трудящихся. Пл первый указал на взаимосвязь политики с соц-ми процессами (разделением труда, появлением классов, нерав-ва). Чел живет ради гос-ва, а не наоборот! Аристотель «Политика», «Афинская политика», «Этика» положил начало политической науке об общественной жизни. А не разделял гос-во и о-во. Политика предст собой возм-ть для всех пользоваться властью и подчиняться ей во имя достижения общественного блага и счастья. Источник закона – коллективная мудрость всех граждан. А выступал защитником прав человека, моногамной семьи, частной собственности, кот считал справедливой и заставляющей человека добросовечтно трудиться. Цицерон «О гос-ве», «О законах», «Республика». Он первым проследил переход людей от естественного права к гос-му. Построение лучшего о-ва возможно с помощью человеческого разума, знаний, воли.

2 ) средневековье (V-XVвв) пол мысль была сосредоточена в основном вокруг вопроса о происхождении гос (светской) и духовной власти, взаимоотношениях, соподчинении и компетенции. Аврелий Августин «О граде Божием» - приоритет церкви над государством. Фома Аквинский в работах «Сумма теологии», «О правлении государей» оправдывал вмешательство церкви в дела светской власти. А некоторые мыслители того времени выступали в защиту светского гос-ва и светской власти, против сосредоточения духовной и светской власти в руках церкви.


5. Социально-политические концепции эпохи Возрождения и Нового Времени. Эпохой Возр. принято называть историч. период, связ. с разложением феод. и появлением первых ростков капиталистич. отношений. Это время бурного роста городов, ремесла, торговли, эпоха великих геогр. открытий и техн. изобрет., научн. идей и взлёта культуры. Одна из особенн. ранней бурж. культуры прояв. в том, что её представители использ. античное культурное наследие, как бы возрождая его от многовек. затмения церкви. Центр. идеей духовной жизни общ-ва стан. гуманизм, кот. в отличие от господствующей религии поставил в центр своих интересов не бога, а человека с его земными запросами и потребностями.

Представители: Микола Макиавелли – классик политтеории эпохи Возр.

В это время Италия была раздробл. и подвергалась нашествию иноземных войск. Он считал, что бедствия Италии объясн. раздробл. страны. Он создал теорию гос-ва, способн. преодолеть эти бедствия. Он отверг средневек. теологич. концепцию гос-ва и противопост. концепцию светского гос-ва. Подход Макиавелли со светских, а не теологич. позиций был важным вкладом в историю политидей эпохи Возр. Лучшей формой гос-ва он считал респ., однако он был убеждён что итальянская действит-ть, т.е. непрерывная вражда требует установл. единовластия, поэтому в труде ''Государь'' он доказ. что при сильном правителе возможно создать независ. Итальянское гос-во, свободное от чужеземного иго, а для достиж. этой цели пригодны всякие, в т.ч. и аморальные ср-ва, поскольку важный з-н политики – это благополучие гос-ва. Государь, ставший на путь сильного централиз. гос-ва д. сочетать в себе кач-ва льва и лисицы. В последствии для обозначения такой политики появляется термин маккиавелизм - политика пренебрежения законами морали, неразборчивость в ср-вах достижения цели.

Наряду с полит. идеями, обосновавшими возникший бурж. полит. строй в Зап. Европе, появились полит. учения, авторы кот. выступали с отрицаниями этого строя. Первым это сделал Томас Мор (1478-1535). Он является основоположником методики социализма, в своём труде ''Утопия'' он критикует сущ. строй несправедливости, нерав-ва, критикует паразитизм эксплуататоров и причиной всех бед считает частную собственность, противопоставляя сущ. государству, строй выдуманного им острова Утопия. Устанавливает выборность случайных лиц, общественную собственность на средства производства, всеобщность труда и т.д.

Т. Гоббс (1588-1679). в трудах ''О чел-ке'', ''О гражданине'', ''Левиафан''. Гоббс исходит из того, что все люди созд. равными и каждый из них имеет одинак. с др. права на всё, однако чел-к – сущ-во эгоистичное, и честолюб., поэтому в общ-ве неизбежно царит война всех против всех. И избавл. от неё происх. тогда, когда люди, движимые инстинктом самосохр. отказ. от своих прав, передавая их по договору опред. лицу или группе лиц. Последние и представл. собой гос-во, кот. и явл. гарантом мира между людьми. Чтобы успешно выполн. эту миссию, гос-во д. облад. абсол. властью, неогранич. правами, и обладат. этой верховной власти никакими з-нами с народом не связан и ответств. перед ним не несёт. Долг властителя – хорошо управл. своим народом, но отвечает он только перед совестью и разумом. И воспротивиться воле м. только в одном случае – если он обязывает убивать или запрещает защищаться от напад. врагов. Гос-во д. было выполнять не только полицейско-охранит. ф-ции, его задачи – поощрять всякого рода промыслы, силой принуждать к труду здоровых людей, а также заниматься воспитанием и просветительской деятельностью. Гос-во гарантирует подданным право делать то, что не запрещено законом.


6.Развитие полит. мысли Зап. Европе в XIX в. В к. XIX –н. XX вв., Основные идеи: -демократическое устройство государства; -зарождение и развитие либеральной, консервативной, социалистической и др. идеологии; -утверждение принципов свободы, индивидуализма, парламентаризма и др.

Либерализм. И.Бентам (1748-1832): -общественное благо+частичные интересы + удовольствия; - всеобщее избирательное право; -демократическая модель демократии;

Джеймс Милль 91773-1836); Джон Стюарт Милль (1806-1873): труды: «о свободе», «собрание о представительном правлении» и др. – идеи представительной демократии; - концепции выборов на основе пропорционального большинства; - парламент-совмещательный орган,которым управляют эксперты-профессионалы; -нельзя продавать личную свободу ради сильного государства.

Алексис де Гоквиль (1805-1859):-теория демократии; - идея федеративного устройства государства; -соблюдение прав и свобод человека.

Консерватизм. Эрмунд Бёрк (1729 – 1797). Труды: «Рассуждения о революции во Франции», «Мысли о причине существенногонедов-ва и др.».Критиковали: - теорию общественного договора; - теорию естественных прав человека; - теория народного верховенства. Предлагали: -сохранять традиции, опыт, обычаи; - отказаться от насильственных изменений общ. порядка; -управление ментшинства большинством в благожелательной форме; -политический политизм

Гегель (1770-1831): -признавая свободу человека только в праве иметь частичную собственность; -разграничим понятия государства и гражданского общества; -идея конституциональной монархии; -необходимость бюрократии.

Расизм, фашизм, нацизм. Людвиг Гумпнович (1838-1909) –«теория завоеваний»: - главная движущая сила развития человечества – борьба пар – побеждает сильнейший.

Ф.Ницше (1844-1900): -история человечества – борьба рас; -естественный и высший закон жизни – эксплуатация человека человеком; - демократия – упадочная форма государства; - идея «сверхчеловека»

Критический утопический социализм. Анри Клод де ан-Симон (1760-1837):индустриализм:-переход от феодализма к пром. режиму; - отсутствие деления на управляющих и управляемых; - власть – административная функция.

Шарль Фурье (1772-1837): -гармония; -социалист. общество; -ассоциации производителей; -распределение производственного продукта внутри фаланги; -основа хозяйства-земледелие.

Роберт Оуэн (1771-1858): коммунизм:-критика капитализма,частной собственности,денег; -замена денег на рабочие деньги; -средства производства находится у профсоюзов.

Марксизм. (коммунистическая идеология). К.Маркс (1808-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) «манифест коммунистической партии»: -теория общественно-экономических формаций; -экономический детерминизм; -движущая сила развития человечества – борьба классов; -пролетариат –носитель всеобщего интереса; -идея социалистической революции; -конечная цель – коммунизм.


7. Социально-политические идеи Беларуси в XVI-XIX вв.

Генезис бел пол мысли принято связывать с возникновением и развитием Полоцкого, Витебского, Минского, Туровского и Пинского княжеств, кот входили в состав Киевской Руси.В то время актуальными были идеи пол единства, укрепления христианской веры. Е. Полоцкая выступала за мягкое княжеское законодательство, расширение соц функций гос-ва. Поддерживала введение гос помощи обездоленным слоям, выдвинула идею создания оширной сети школ и библиотек. Кирилла Туровский – против раскольнических и вероломных действий отдельных князей. Без преувеличения можно сказать, что именно Полоцкая и Туровский заложили основы белорусского самосознания, национальной этической и пол мысли. Ф.Скорина – культ права, любовь к родному языку. М.Гусовский – «Песнь о зубре» (единение европейских держав, с целью защитить христианские ценности и славянские народы. Будный – сформулировал осн функии пол власти. Лев Сапега. Под его редакцией вышел первый статут ВКЛ. Гус-й, Буд-й, Сап выступали за реформаторский путь развития феодального о-ва.

Особое место в истории белорусской пол мысли занимает революционно-демократический этап, кот начинает проявляться в 30-е гг XIXв. Его яркий представитель в Беларуси – Франц Савич. Он выступает за уничтожение крепостного права посредством вооруженного восстания, освобождение народа от деспотизма. Еще один яркий представитель – это Кастусь Калиновский. Известность он приобрёл не только как революционер-демократ, но и как пол мыслитель, создавший полную и основательную программу преобразований о-ва. Он всегда свои мысли излагал в газете «Мужыцкая прауда», говорил, что не народ существует для правительства, а правительство для народа. Его мечта – раздать всю поземельную собственность крестьянам. Ф. Богушевич в сборнике «Дудка белорусская» изложил суть национальной идеи, обосновал права и свободы бел народа, его стремление к национальному возрождению, сохранению «бацькавай спрадвечнай, ад Бога данай мовы».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.50.161 (0.025 с.)