Глава государства. Полномочия главы государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава государства. Полномочия главы государства.



Существует шесть вариантов реализации должности главы гос-ва:

1-й вариант - глава гос-ва в лице монарха;

2-й – гл. гос-ва – президент (президент, избранный народом, гражданами; президент, избранный парламентом; президент, избираемый специальными коллегиями);

3-й – гл. гос-ва в виде коллегиального органа, избираемого парламентом на определенный срок;

4-й – гл. гос-ва по совместительству;

5-й – гл. гос-ва "как бы является" генерал-губернатор;

6-й - единоличный или коллегиальный гл. гос-ва, который получил свою власть незаконно.

Представительские функции: Гл. гос-ва председательствует на различных торжественных церемониях, обращается с приветствием и посланием к народу. Главный дипломат: глава гос-ва имеет полномочия в сфере международных отношений и внешней политики. Если это "сильный" президент или абсолютный монарх, то он по своей инициативе проводит встречи, переговоры (представительство "первого порядка"). Если это так называемый "слабый" президент все эти действия проводит по поручению исполнит. и законодат. власти (функция "второго порядка"). Сфера гос. управления: В парламентских респ. и монархиях гл. гос-ва обязан назначить премьер-министра. В презид. респ. президент олицетворяет исполнит. власть, назначает всех министров – членов кабинета и сам его возглавляет. К полномочиям гл. гос-ва в области гос. управл. можно отнести право гл. гос-ва назначать иных должностных лиц, не обязательно высшего уровня (представители судебной власти). Сфера законодательная: имеет право созывать парламент на очередные или внеочередные сессии, открывать или закрывать сессию, имеет право роспуска палаты или обеих палат и назначать новые парламентские выборы. Право законодательной инициативы принадлежит не всем главам гос-в, но в большинстве стран оно присутствует («президентская инициатива»). право вето: абсолютное (з-н или законопроект после налож-я вето не рассматривается) и отлагательное (для того, чтобы закон вступил в действие без подписи главы государства, требуется повторное принятие его парламентом)). Используются "выборочное вето" (президент не согласен с какой-то частью закона) и "карманное вето" (использовании правил регламента). Назначение членов верхних и нижних палат парламента; издания нормативных и ненормативных актов (декреты, исполнит. приказы). В парламентских респ. и монархиях акты, издающиеся от имени главы государства, являются актами правительства, В президентских республиках и дуалистических монархиях- носят вполне самостоятельный характер. Военная сфера: Глава государства - верховный главнокомандующий. В странах с "сильным" президентом и монархом решение ряда военных вопросов – это реальное право главы государства (принимает парады). Права главы гос-ва в сфере вопросов войны и мира(объявление войны). Область правосудия: назначение на высшие судебные должности, право помилования и иногда – отсрочки исполнения приговора. В некоторых странах имеет право смягчения наказания, замены наказания и даже изменения приговора. Сфера личного статуса: награждение орденами и медалями, присвоение различных званий, предоставление гражданства. Сфера гос. безопасности: координации вопросов, связанных с разведкой, контрразведкой, борьбой с подрывными проявлениями, может возглавлять спец. межведомственные органы. Чрезвыч. полномочия: право введения или назначения чрезвычайного положения. Экономич. сфера: полномочия главы государства в сфере определения курса страны, в сфере выбора экономических приоритетов. Др. полномочия.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. ПАРЛАМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.

По Дж. Локку, законодат. и исполнит. власти в своей деятельности независимы, но обе эти власти имеют над собой высшего судью в лице народа. Законодат. власти принадлежит исключ. право издавать законы, обязательные для всех. Монтескье сделал вывод, что только разделение властных функций между разными гос. органами способно обеспечить согласие в обществе, права и свободы человека.

Законодат. власть – это ветвь гос. власти, которая занимается разработкой и принятием законов и других нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны. Важнейшими субъектами законодат. власти явл. парламенты. Парламент – это высший представительный и законодат. орган гос-ва. От его работы зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты. Представительный – в составе парламента работают избираемые народом или частично назначаемые его представители, которые получили право представлять интересы людей. Законодат. – основная задача парламента – разработка и принятие законопроектов.

«Совет четырехсот»- первый законотворческий орган (по законам Солона) и «совет пятисот» (по реформе его преемника Клисфена).

В Римской республике - Народное собрание. В Англии слово parliament появилось вначале для обозначения любого обсуждения. Дословным переводом этого термина является «говорить, разговаривать».

Первый парламент в Западной Европе — это Кортесы Кастилии, а в российской истории — Земский собор князя Всеволода III Большое гнездо. Законодат. структуры того времени были сословными органами, представительными - после буржуазных революций.

Факторы, оказывающие влияние на форм. парламента: соотношение политических и социальных сил в обществе, уровень правовой культуры, традиции, зарубежный опыт. Представительный и законодательный орган РБ - Парламент — Нац. Собр. РБ. Структура парламента: парламенты: двухпалатные, либо однопалатные. ХХ ст. парламент в ЮАР – трехпалатный.

Функции парламентов: правотворческая, законодательная, разрабатывают, обсуждают и принимают законы и другие нормативно–правовые акты. Гл. задача законодат. функции – обеспечение благосостояния людей, счастья и процветания граждан страны. Представительная функция: парламент является выразителем интересов и воли народа. Задача представительной власти – выражение мнения и интересов избравшего ее народа. Идеологическая функция: идеологическое информирование населения, целенаправленное воздействие на общественное мнение. Властная функция: принимает политические и управленческие решения, осуществляет выбор альтернатив общественно–экономического и политического развития. Финансово–бюджетная функция: принимает бюджет, утверждает статьи доходов и расходов государства. Рассмотрение и принятие бюджета является важным направлением всей парламентской деятельности. Контроль за деятельностью исполнительной власти при помощи постоянного контроля за исполнением бюджета, отчетов членов правительства депутатскому корпусу, дачей разрешения на назначения тех или иных руководящих лиц. Функция политической гласности: парламент требует от политических партий и депутатов открытой политической дискуссии.

 

 

СУЩНОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА.

Парламентаризм – это «система властных отношений и управления обществом, которая характеризуется четким разделением и распределением законодат., исполните. и судебных функций, наличием специального органа гос. власти – парламента, способного выразить множественность интересов различных соц. групп и идейно–политический плюрализм, верховенством закона и права, развитой культурой демократии».

Важно рассматривать парламентаризм как целостную властную систему. Правомерно говорить о парламентаризме в том случае, когда, кроме парламента, в обществе существует такая система управления, в которой имеются: четкое разделение законодательных и исполнительных функций; доминирующее или привилегированное положение законодательного. Всесторонний анализ парламентаризма провел Локк. Законодат. власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких–либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей. Локк стремился предоставить законодательной власти необходимые аргументы в борьбе против исполнительной власти. Он утверждал, что законодательная ветвь власти подчиняется власти народа, имеет его доверенный характер и зависит от воли народа. Руссо отстаивал идею абсолютности народной воли, неделимость и неотчуждаемость верховной власти, непосредственно осуществляемой народом – законодателем. Наряду с законодат. властью в гос-ве должна существовать исполнит. власть, уполномоченная реализовывать требования законов. Руссо не допускал независимости исполнительной власти. Для того, чтобы правительство не узурпировало прав верховной власти, он предлагал распределить функции управл. между различными органами, имеющими независимую от других сферу деятельности. Основатели Соединенных Штатов Америки Т. Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Вашингтон, Дж. Мэдисон и другие не только декларировали право народа на свержение неугодного правительства, но и закрепили это право законодательно. Из Конституции США отчетливо видно, что доминирующее положение среди всех ветвей амер. власти занимает законодат. власть. Великобритания-родина парламентаризма, законодат. власть осущ. монархом и парламентом. Парламент состоит из двух палат – палаты общин и палаты лордов.К сущности современного парламентаризма необходимо подходить диалектически, учитывая изменение социально–политической ситуации, исторически, прослеживая процесс формирования его функций, систем и институтов. Как правило, в переходных обществах роль парламентаризма существенно падает.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.008 с.)