Функции политической культуры.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции политической культуры.



Функции политической культуры. Одна из важнейших функций политической культуры – интеграция различных социальных групп. Ее целью является сохранение целостности общества. Взаимодействие всех институтов и субъектов власти на основе использования системы ценностей, общепринятых символов, обеспечивается такой функцией, как коммуникация. Кроме того, функциями политической культуры являются идентификация, раскрывающая потребность человека в понимании своей групповой принадлежности, адаптация, выражающая потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде, а также ориентация, характеризующая стремление человека к осмыслению политических явлений. Важнейшей функцией политической культуры является политическая социализация, понимаемая как процесс вхождения человека в политику, его подготовку и включение в отношения власти.

Следует отметить, что не всегда перечисленные функции осуществляются в полной мере. Так, при нестабильных политических процессах коммуникативная функция значительно снижается, а функция интеграции общества уступает место функции дезинтеграции.

Основные признаки патриархальной, подданнической, активистской политической культуры.

Наиболее распространенной в политической науке является классификация типов политических культур, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой. Они выделяют три основных типа политической культуры: патриархальный, подданический и активистский.

Патриархальная политическая культура характеризуется отсутствием интереса граждан к политической жизни. Ее носители - аполитичные люди, обладающие минимальной информацией о власти и политической системе в целом. Этот тип политической культуры является основным в отсталых, патриархальных странах.

Подданическая политическая культура доминирует в странах с тоталитарными и авторитарными режимами. Ее отличает, с одной стороны, сильная ориентация, на политические институты, определенная ин­формированность о политической системе, а с другой – низкая вовлеченность населения в политику, незначительный уровень индивидуальной активности, заорганизованность политической жизни и деятельности.

Активистская политическая культура (или культура участия) доминирует в странах развитой демократии. Ее носители отличаются заинтересованностью в политической системе, хорошей информированностью о политической жизни, сознательной активностью, умением предъявлять власти требования.

Основные признаки доиндустриальной, тоталитарной, европейско-континентальной и англо-американской политической культуры.

В зависимости от характера проявления политических интересов и политического поведения Г. Алмонд и С. Верба выделяют доиндустриальную, тоталитарную, европейско-континентальную и англо-американскую политическую культуру.

Доиндустриальная политическая культура отличается отсутствием ярко выраженных политических интересов, стабильных политических институтов. Тоталитарный тип – конформизмом, политической апатией, принудительными формами политической активности. Европейско-континентальный тип представляет собой соединение в политической культуре старых и новых ценностей, т.е. сочетание элементов доиндустриальной и современной политической культуры. И, наконец, плюрализм ценностей, интересов, компромисс относительно целей и средств социального развития характеризует англо-американскую политическую культуру.

Политическая культура Рк: состояние и перспективы развития.

В некоторых странах, занимающих срединное геополитическое положение, противоположность западных и восточных ценностей преодолевается и формируется особая синтезированная политическая культура. Наиболее ярким примером политической культуры подобного типа является Казахстан.

Геополитическое положение Казахстана таково, что на протяжении веков он был связующим звеном, своего рода мостом между Европой и Азией. Поэтому, если оценивать политическую культуру Казахстана с точки зрения отнесения к цивилизации, то она представляет собой синтез ценностей Востока и Запада. Если же принимать за основу классификацию Г. Алмонда и С. Вербы, то политическую культуру Казахстана можно отнести к промежуточному типу, сочетающую в себе элементы подданического, патриархального и активисткого типа.

В советское время в Казахстане, являющемся составной частью советского государства, безусловно, доминирующей была подданическая политическая культура. С распадом СССР и провозглашением суверенитета Республика Казахстан взяла курс на демократизацию политической системы. Резко упало число носителей подданической культуры и начал формироваться слой активистов. Однако процесс стабилизации экономики затянулся, продолжилось падение уровня жизни значительной части населения. Ожидание и надежды на быстрые позитивные результаты не оправдались. Следствием этого стало снижение социально-политической активности и увеличения доли патриархалов, которые в решении своих жизненных проблем полагаются только на себя, вследствие чего интерес к политическим преобразованиям теряется.

Понятие и функции политической элиты.

К понятию лидерства тесно примыкает понятие политической элиты, которая трактуется как группа (или совокупность групп), выделяющаяся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее. В состав политической элиты входят лица, занимающие руководящие или господствующие позиции в обществе.

Факты реальной жизни, а также многочисленные исследования под­тверждают, что политическая элита – это реальность сегодняшнего и, вероятно, завтрашнего этапов развития человеческой цивилизации. Сама элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную контроэлиту; на высшую, принимающую значимые для всего государства решения, среднюю, а также административную – служащие-управленцы (бюрократия). Имеются и другие классификации элит.

Классические теории элит (Т.Моска, В.Парето).

Первые классические концепции элит были разработаны в конце XIX -начале XX века Т. Моской, В. Парето Они исходят из идеи неизбежности и закономерности деления любого общества на привилегированный относительно малочисленный класс управляющих и на составляющий большинство общества класс управляемых. В основе принадлежности к элите, как и в лидерстве, лежат особые индивидуальные качества и, в первую очередь, организаторские способности. Различия же в характеристике элит авторами разных теорий связаны с оценкой места и роли элиты в обществе, ее структурного состава. Так, родоначальники макиавеллистской школы (Моска, Парето) рассматривали элиту как легитимную, внутренне сплоченную, наделенную особыми психологическими качествами группу людей, формирование и смена ко­торой происходят в процессе борьбы за власть.

 

Типология политического лидерства.

Существуют разнообразные классификации лидерства, т.е. его типология. Так, в зависимости от отношения руководителя к подчиненным лидерство может быть авторитарное и демократическое. Широко распространено в политологии предложенное еще М. Вебером деление лидерства на традиционное (вожди племен, монархи – их авторитет основан на обычае, традиции); легально-рациональное, избранное демократическим путем и харизматическое, наделенное, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами и способностями к руководству. В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго – разум, третьего – вера (часто слепая), эмоции.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.012 с.)