Политическая жизнь. Особенности политической жизни России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая жизнь. Особенности политической жизни России.



Важн. сферой жизни людей явл-ся пол-ка. Она представляет собой особую форму жизнедеятельности, к-ая связана с властными отношениями, гос-вом и гос. устройством. Она вкл-ет в себя те институты, принципы, нормы которые обеспечивают жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей. К миру политики отн-ся гос-но-правовые, партийные, избирательные системы, мех-мы принятия решений, пол. процессы и отношения, пол. культура и т. д. Наиб. важными в пол. жизни любого общ-ва явл-ся проблемы пол. господства и правления, господство и сотрудничество, отношения людей с мех-мом власти, проблемы пол. социализации и т. д. Политика – это деят-сть гос. органов, пол. партий, обществ. движений, орг-ций их лидеров, в сфере отношений между большими соц. группами, нациями, гос-вами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочнения пол. власти или её завоёвывания специфическими методами. По критерию направленности политику разделяют на внутр. и внеш. Внутр. пол-ку можно разделить на экономич., социальную, политич. и духовную. Экономич. политика – это сов-ть научных положений, средств, и практич. мер, с помощью к-ых осущ-ся регулирование отношений между гр-ми в сфере экономич. жизни общ-ва. По отраслевому критерию в экономической пол-ке обычно выделяют: политику в области пром-ти, транспорта, финансов, аграрную политику. Внешняя политика – целенаправленная деятельность государства по реализации интересов общества в системе международных отношений (социальная политика, инвестиционная политика и т.д.). Гос-ая пол-ка занимает гл. место в общ-ве. Как вид деят-ти она рассматривается на нескольких уровнях: местном, региональном, национальном и международном. Функционирование политической жизни осуществляется на 3-х уровнях: 1-ый уровень - институциональный уровень – это гос-но-правовая сфера пол. жизни. На этом уровне пол. деят-ть сосредотачивается на утверждении и распр-нии пол. ценностей: национальная безопасность, конституционный порядок, прогресс, права и свободы граждан. 2-ой уровень – представительный. Здесь субъектами пол. жизни являются группы по интересам, различные обществ. объединения и организации. 3-ий уровень – индивидуальный. Здесь субъектами пол. жизни выступают независимые гр-не. Особенностью пол. жизни на этом уровне явл-ся: стихийность, свободное формирование интересов, мнений неорганизованных людей. Основными чертами политической жизни, к-ая проявляется в демократических общ-вах является следующее: 1) Плюралистичность - как форма выражения взаимосвязи и консолидации пол. интересов. 2) Открытость – является формой обществ. контроля за пол. властью. 3) Демократичность - предполагает высокую степень пол. активности и вовлеченности в обсуждение и принятие управленческих решений. 4) Противоречивость - обусловлена многообразием интересов и сложностью пол. отношений. Время от времени приходящих в столкновение и порождающих пол. конфликты. 5) Культурность - выступает как способ осмысления, объяснения, или изменения в пол. реальности. Важнейшими показателями в пол. жизни являются: стабильность, динамизм, изменчивость. Пол. стабильность состояния общ-ва характеризующаяся относительным собранием основных социальных и пол. сил по поводу целей и методов обществ. развития. Она вкл-ет в себя гражданский мир, легитимность, эффективность и прочность власти. К условиям обеспечивающим экономическую стабильность относятся: 1.Устойчивость экон. развития. 2.Формирование массового средн. класса. 3. Обеспечение свободного доступа к пол. институтам нетрадиционных соц. групп, к-ые ранее не участвовали в пол-ке. 4. Наличие хотя бы элементарного согласия нации отн-но гл. принципов функционирования и развития общ-ва. 5. Сдержанная позиция средств массовой информации, способных как раскалять страсти, так и формировать пол. культуру. 6. Эффективность гос. управления. Имеется ряд способов, используемых прав-вом для поддержания стабильности: а) пол. маневрирование, осущ-ние компромиссов с др. пол. силами. б) пол. манипулирование посредством целенаправленного воздействия на общ-ное мнение через ср-ва массовой инф-ции. в) интеграция контр-элиты в систему и приобщение ее к осущ-нию власти. г) силовое давление, сфера которого сужается по мере демократизации общ-ва. Политич. режим современ. России может быть характеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политич. корпоративизма. Авторитарность заложена в традициях российс. общ-ва. В рез-те реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений. С др. стороны, в современ. России все отчетливее проявл-ся характер. черты декмократии: строятся основы правовой государственности и созд-ся устои гражд. общ-ва; власть на федер. и местном уровнях выбираема и сменяема. Для усиления в России демократич. тенденций необх-мо проведение реформ, имеющих положит. рез-т для больш-ва людей: реформа административно-гос. аппарата, создание условий для эффективного функц-ия мелкого и среднего бизнеса, пенсионная реформа и т.д.

8. определение и содержание политики как общественного явления.

Политику можно рассматривать с точки зрения классового и с точки зрения деятельностного подхода. Классовый подход характеризует политику как сферу борьбы классов, связанную с государством. Деятельностный подход является более современным по сравнению с классовым и характеризует политику следующим образом. Политика – деятельность, связанная с управлением государства. Это умение, искусство управлять государством. Роль искусства в политике предопределяется вероятностным характером политического процесса. Поэтому политика как искусство предпола-гает мудрое решение вопросов, тонкое маневрирование, верный психологический расчет, гибкость в политических решениях. Однако искусство политической деятельности невозможно без меры. Если меры нет, политика может перерасти в политиканство, господство амбиций, властолюбия и интриги. Элемент игры также присутствует в политике. Строго говоря, игра является имитацией деятельности, а не самой деятельностью. В отечественной политологии политику делят на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя политика – совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов, связанных с решением проблем, существующих в государстве (создание рабочих мест, решение проблем здравоохранения, образования и т.д.). Внешняя политика – целенаправленная деятельность государства по реализации интересов общества в системе международных отношений (социальная политика, инвестиционная политика и т.д.). В зарубежной политологии политику делят на четыре составляющие.1. Экстракционная политика черпает в обществе человеческие и материальные ресурсы для государственных целей(налоги и т.д).2. Регулирующая политика оказывает влияние на социальные слои, политические ин-ституты и политическую ситуацию в целом с помощью правовых норм и управляющих воздействий.3. Дистрибутивная политика направлена на распределение материальных и духовных благ в обществе, в том числе по программе социального обеспечения и благотворительности.4. Процедурная политика определяет структуры и процедуры, связанные с государст-венным управлением и политической системой. Функции политики. Прогностическая. Эта функция включает в себя прогнозирование как положительных, так и отрицательных последствий политической деятельности правящей элиты. Интегрирующая сводится к объединению различных групп общества на основе возвышенных идей, интересов и ценностей. Мобилизационно-организаторская выражается в мобилизации материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения экономических, социальных и других задач, которые стоят перед обществом. Идеологическая проявляется в разработке определенного общественного идеала(включает политические ценности и духовное обогащение).Воспитательная нацелена на активное включение человека в политическую жизнь, на его социализацию для интеллектуального и духовного развития индивида. Инноваци-онная нацелена на творческое осмысление политической действительности, способов и методов ее изменения.. Субъекты политики.1-я группа включает основные социальные общности (индивиды, социальные группы, слои, классы, нации, народы). Каждый из них обладает своим специфическим интересом, который и побуждает к участию в политике. Их называют первичными субъектами политики.2-я группа включает социальные институты и организации, которые формируются людьми и их общностями с целью участия в политике. Это политические институты, к которым относится государство, политические партии, общественные организации и движения. Все они вторичны по отношению к субъектам 1-ой группы, т.к. создаются для выражения политических интересов различных социальных групп (классов, наций, народов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.004 с.)