Глава 3. Экологическая оценка состояния перекрестков в городе Лобня , районе Центральное Чертаново города Москва . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Экологическая оценка состояния перекрестков в городе Лобня , районе Центральное Чертаново города Москва .



Описание города Лобня.

Лобня — городской округ в Московской областиРоссии, расположен в 15 км к северу от Москвы (считая от МКАД) или в 25 км (от Савёловского вокзала).

Город находится в узле транспортных путей Московско-Савеловской железной дороги, Рогачевским, Дмитровским и Ленинградским шоссе, рядом с Лобней находятся аэропорт Шереметьево и канал имени Москвы.

Изначально — пристанционный посёлок, 18 декабря 1961 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Лобня был преобразован в город. 14 марта 1975 года Лобня стал городом областного подчинения с населением в 47400 человек.

Рис 3.1.

Население — 71,0 тыс. жителей (2010). Глава города — Гречишников, Николай Николаевич, до этого занимавший пост председателя совета депутатов (этот пост он продолжает занимать и в настоящее время).

 

 

Рис.3.2.Флаг города Лобня.

 

Рис 3.3.Расположение города.


История города Лобня.

Лобненская земля имеет многовековую историю, которая насчитывает несколько эпох.
Исторические источники свидетельствуют, что первые следы проживания на ней людей датированы концом каменного века. Это сейчас считается, что славяне – коренные жители Лобни, а тогда, в IV тысячелетии до н.э., его территорию населяли неолитические племена льяловской археологической культуры.
На протяжении многих лет исторические процессы в регионе проходили параллельно с развитием Российского государства и становлением его столицы, и во многом зависели от них. Особо ярко это проявилось в XIV-XVII в.в., когда было основано большинство сел и поселений вокруг Лобни, многие из которых исчезли, но некоторые впоследствии гармонично влились в её состав.
Исчезновение некоторых деревень происходило потому, что начиная с 26 ноября (Юрьев день) в течение двух недель крестьяне могли переходить от одного феодала к другому, т.е. еще не были полностью закрепощены. Такое положение крестьян, длившееся до конца XVII века, обусловило особенности местных поселений, которые состояли из одного – двух дворов. Деревни не могли расширяться из-за права крестьян передвигаться между ними, от одного феодала к другому, что и приводило к образованию так называемых «пустошей», которые упоминаются в исторических справках.
Так как крестьяне обладали правом передвижения, то деревни не могли разрастаться и часто переставали существовать после перехода того или иного крестьянина к другому феодалу. Вот почему в исторических документах Лобни часто фигурируют так называемые «пустоши». Интересной особенностью этих селений являлось то, что при переписи в них населения велся учет лишь мужской его части, которая несла все феодальные повинности. Женщин стали регистрировать только в XVIII веке.

Рабочие поселки Лобня и Красная Поляна, село Киово, деревни Пучки, Горка, Букино, Горки Киовские, Катюшки, Нестериха были образованы в разные годы, но на сегодняшний день все они являются составляющими этого города. Поговорим о некоторых из них.
Киово (Киево) – это самое древнее село из ныне входящих в состав Лобни. Его история, начавшаяся в XVI веке, насчитывает уже 5 веков, а первым документом о нем считают Духовную грамоту князя Ивана Юрьевича Патрикеева (правнука Дмитрия Донского), написанную им в 90-е годы XV века.

В 1623 году царь Михаил Федорович Романов презентовал очередную пустошь на суходоле Киёва братьям И. и Г. Борняковым, которые, не фигурировали среди знати Подмосковья. Однако Дворцовые разряды того времени содержат упоминание о Г.И. Борнякове, который в 1646 году стал товарищем своего зятя Б.М. Хитрово, служившем полковым воеводой. Благодаря активной деятельности братьев, пустошь Киово за довольно короткий срок преобразилась, превратившись в маленькое, но довольно зажиточное поселение, в состав которого вошли помещичий двор, три крестьянских двора и одно имение задворного человека. Общая численность поселения составила 10 человек.

После того, как царь Михаил Федорович издал соответствующее разрешение, в 1649 Киово из поместного Приказа перешло в собственность Г.И. Борнякова, а в 1658 году Киово стало вотчиной Богдана Матвеевича Хитрово, который являлся довольно состоятельным человеком, постоянно светящимся в общественных делах. В 1667 он стал боярином и получил право находиться возле царя на посольских приемах. В этом же году его усилия по благоустройству поселения перешли на качественно новый уровень, в результате чего увидела свет деревянная церковь Спаса Нерукотворного, которая в те времена поражала своей красотой и архитектурой. Да это и немудрено, ведь благодаря своему богатству Хитрово нанял для её возведения лучших мастеров Московского государства. Киово получил статус села и поменял свое название на Киово-Спасское. В 1678 году в Киово-Спасском имелся один боярский двор с несколькими служащими, скотный двор (4 человека), задворные жители (16 человек). В 1680 году Б.М. Хитрово умер и Киово-Спасское унаследовала его жена, боярыня Марья Ивановна, у которой, впрочем, он надолго не задержалось, перейдя в том же году к Ивану Максимовичу Давыдову. 1769 год ознаменован возведением ещё одной церкви в Киово. Эту кирпичную церковь можно лицезреть в современной Лобне и сегодня. За последующие несколько десятилетий у села было несколько владельцев, среди которых графы Салтыков, Орлов, Панин. Активно расширяться село начало после отмены крепостного права в 1861 году. Довольно много людей перестали заниматься земледелием и из крестьян превратились в рабочих ткацкой фабрики в соседнем поселении Поляны.

Более оперативное транспортное сообщение с другими населенными пунктами стало возможно благодаря Савеловской железной дороге, которую проложили рядом в 1902 году. Неподалеку с Киово появилась железнодорожная станция Лобня. В 1905 году в Киово начало функционировать земское училище.


Букино
Деревня Букино, история которой начинается с 1850 года, является вторым по возрасту населенным пунктом, вошедшим в состав Лобни. Её на мелколесье основали староверы, изгнанные из Москвы и прячущиеся от царя. Их жильем на первых порах выступали землянки, а чуть позже – деревянные дома. Это сейчас мы можем наблюдать здесь современные многоэтажные постройки и здания, а в середине 50-х годов XX века на этом месте стоял небольшой военный городок. Все что осталось с тех времен – это название «Букино», которым и назван современный район Лобни.


Лобня
Деревня, давшая название нашему городу, появилась в 1897 году. Её основателями по праву можно считать фабрикантов Крестовниковых, построивших в березовой роще свою дачу, которая впоследствии начала обрастать другими домами и постоялыми дворами. В 1902 году рядом с деревней проложили Савеловскую железную дорогу, и появилась железнодорожная станция. Стали более четко видны контуры довольно большого поселка с тремя волостями: Озерецкой, Марфинской и Троице-Сельцовой. Все они были объединены в результаты создания в 1918 году в поселке Лобня 1-го волостного совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В 1920-х г.г. в Лобне стали появляться первые промышленные предприятия, лесопильный и кирпичный заводы. Стоит также отметить, что своё название деревня Лобня получила от реки с одноимённым названием. Гидроним из балтийского loba, lobas - "долина, русло реки".


Красная поляна (Поляны)
Та территория, которая с 1919 года называется Красной Поляной, довольно долгое время была пустошью среди леса. Несмотря на то, что у неё был законный владелец – потомок Петра I Нарышкин, на ней не проводилось никаких работ по благоустройству. И лишь в 1835 году купец Крестовников, взявший эту землю в аренду, стал заниматься на ней активной деятельностью, основав село Поляны. Благодаря ему здесь появилось шерсте-отделочное производство, бумаго-прядильная фабрика и казармы для рабочих. Дальнейшее развитие села характерно появлением сначала на фабрике, а потом и в селе электричества в результате начала возведения здесь в 1913 году электростанции, строительство которой, впрочем, закончилось уже при советской власти. Крестовников также построил в селе Катюшки женский монастырь, который едва не сгорел в 1923 году.

 

Великая Отечественная война в истории Лобни
Война оставила свой неизгладимый кровавый след на славной Лобненской земле. Здесь защитники Москвы и Подмосковья отдавали свои жизни, чтобы остановить немецко-фашистских захватчиков на подступах к столице. Десятки обелисков, памятников, мемориальных досок и плит, установленных в местах боевой славы, напоминают нам о героизме и храбрости наших воинов, остановивших врага. В середине ноября 1941 г. стали ясны направления движущихся на Москву гитлеровских войск. Одним из них было Клинское направление, выводившее в обход Москвы с севера на Дмитров и Загорск, в тыл частей Западного фронта. Наличие двух шоссейных дорог, идущих непосредственно к столице, давало фашистам удобные возможности для передвижения военной техники.

28 ноября 1-я и 2-я танковые, 23-я пехотная фашистские дивизии наступали вдоль Рогачевского шоссе в сторону Лобни. Оборону по линии Озерецкое - Мышецкое - Владычино - Красная Поляна - Катюшки - Киово держали части 2-й Московской стрелковой дивизии 60-й армии Московской зоны обороны.

Жестокий и кровопролитный бой у развилки Краснополянского и Рогачевского шоссе близ с. Горки закончились гибелью всех 28 пулеметчиков одной из рот 438 стрелкового полка под командованием лейтенанта Н. А. Бойко и младшего политрука Л. Е. Женевского. В честь этих людей, отдавших свои жизни, но не пустившие немцев в Москву, названы улицы в Красной Поляне, являющейся одним из районов Лобни.

Героизм и сила воли ещё двух рот 438 полка не позволил немцам пройти в столицу в районе Красной Поляны и Мышецкого.

1 декабря 1941 г. на развилке Рогачевского шоссе около Киово была отражена последняя попытка немецко-фашистских захватчиков прорвать нашу защиту, а 2 декабря советские войска в районе Рогачевского шоссе нанесли контрудар по фашистским захватчикам. Его итогом стал окончательный срыв попыток немцев прорваться в столицу по Рогачевскому шоссе.

В память о боях на Рогачевском шоссе получил свое название один из московских переулков, расположенный в Тимирязевском районе. На пересечении Рогачевского и Краснополянского шоссе возведен мемориал - зенитное орудие на бетонном постаменте.


Лобня в наши дни
18 декабря 1961 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Лобня получил статус города, а 14 марта 1975 года Лобня стал городом областного подчинения с населением. Численность его населения на тот момент составляла 47400 человек. В 1976 году городу был административно подчинен дачный поселок Луговая.

Природа Лобни

Леса и растительность
Лобня располагается рядом с зеленой зоной Москвы, а вокруг неё раскинулись луга, сосновые боры, лиственные и смешанные леса. Береза, осина, ольха, дуб, липа, клен гармонично соседствуют с елями и соснами, образуя неповторимую ауру леса с чистым и свежим воздухом.

Из кустарников преобладают можжевельник, крушина ломкая, волчье лыко, на почве — мхи. Под деревьями притаилась черника, сплошной покров кислицы, грушанка, седмичник, майник двулистный, копытень европейский, крапива. Среди елей и сосен то тут, то там просматриваются участки сосняка. В Лобненском районе растет брусника, черника, ландыш, первоцвет, папоротник, земляника, осока волокнистая, копытень, зеленчук, чистяк весенний, сныть, медуница, таволга, купальница, одуванчик, мать-и-мачеха, плауны, встречается багульник. А во влажных местах растет недотрога обыкновенная, плоды-стручки которой «стреляют семенами», как только идущий мимо путник решит до них дотронуться. В лесах и на лугах Лобни можно собирать грибы. Белые грибы, подберезовики и подосиновики, золотисто-желтые лиственничные маслята, рыжики и петушки, сыроежки и грузди игриво выглядывают из травы и так и просятся в лукошко грибника. А вот красавцы-мухоморы так и останутся доживать свой век в лесу рядом со своими подружками – поганками. Вокруг города Лобни существуют 3 типа болот: верховые, низинные и переходные.


Животный мир
В лесах Лобни можно встретить белок и зайцев, следы лосей, лис, кабанов. Например, там, где побывал лось, все ветки и стволы ивняка и молодых осинок обглоданы, а присутствие белки можно определить по валяющимся на снегу остаткам шишек, лесных орехов и молодых еловых веточек.

Весной повсюду можно наблюдать десятки отверстий в земле, которые оставляют полевые мыши, а разбросанные кучки земли – следствие активной деятельности кротов. Здесь водятся кроты, ежи, хорьки, полевки и землеройки. В изумрудной траве иногда слышно шуршание – это, виляя хвостами, убегают из-под ног ящерицы. Нужно быть начеку, потому что иногда источником подобных звуков могут быть и гадюки.

В кронах деревьев и в кустах живут разнообразные птицы: дятел, поползень, кукушка, славки, овсяницы, пеночки, трясогузки и другие. В черте города обитают вороны, сороки, воробьи и синицы, голуби, снегири и скворцы, а на озере Киово – утки и чайки. Последние, ещё совсем недавно представляющие самое большое поголовье озерных чаек в Европе, гнездятся на плавающих сплавинах. Чайки летят на озеро в начале весны (март), а в начале мая они приступают к высиживанию потомства. К концу мая у чаек вылупливаются птенцы, и в июне озеро превращается в «птичий базар». Наступление холодов сопровождается массовым отлетом чаек в теплые края, в частности - на Средиземное море. В речках, озерах и прудах Лобненского района рыбаки ловят щук и окуней, плотву и ершей, линей и карасей, пескарей, угрей и ротанов.


Реки и водоемы

Все водоемы на территории города довольно маленькие: речки Мещериха, Лобня (Лобненка), Альба, Раздериха, городские пруды, озеро Киово. За Лобней есть более крупные водные объекты: озера Круглое, Долгое и Нерское, реки Клязьма и Уча, канал имени Москвы с Клязьминским водохранилищем.

Реки Лобненского района небольшие, равнинные и спокойные. Самой большой рекой, протекающей по Лобне, является Мещериха. Возле её истока находятся озера Долгое и Круглое. Участок реки, соединяющий два озера, называется Большая Лопасть (Лопасть, Альба).

Река Лобня, давшая название городу, течет вдоль березовой рощи, вытекает на катюшенское поле, принимает свой левый приток-ручей и течет к Катюшкам, пересекает их и направляет свои воды в Мещериху. До сих пор остается открытым вопрос, где же именно находится исток речки Лобня.

Речка Рездериха является небольшим правым притоком реки Учи. Она течет за микрорайоном Депо. Озеро Долгое находится в низкой, вытянутой с юго-востока на северо-запад лощине. С юго-востока от озера идет широкая заболоченная долина речки Альбы, по которой озеро сливает свои воды в озеро Круглое. На нем есть несколько аккуратных небольших песчаных пляжей, на которых любой желающий может искупаться в чистой воде озера. Средняя глубина озера около 4 метров, а его площадь 53 га.

Озеро Круглое, общей площадью 103 га, находится на 1,9 м ниже озера Долгого. Длина и ширина озера около километра. Глубина в среднем три метра, но местами доходит до пяти. Купаться здесь довольно опасно из-за бьющих холодных родников, не дающих воде прогреться, но для рыбалки озеро Долгое подходит практически идеально – рыбаки здесь сидят едва ли не круглый год.


Озеро Киово находится непосредственно в черте города. Когда-то здесь жила крупнейшая в Европе колония черноголовых чаек, уникальность которой заключалась как в их количестве, так и в районе проживания – непосредственно в городе. В 1974 г. колония насчитывала 40000 особей. К сожалению, их количество с тех пор очень сильно сократилось. Озеро Киво является природным заказником, общая площадь которого составляет 26,2 га.

 

Экономика Лобни

Экономика города представлена предприятиями, входящими в отрасли специализации Московской области: машиностроение, текстильная промышленность, промышленность строительных материалов.

Это: ЗАО "Лобненский завод строительного фарфора", ЗАО "Мосэлектромаш", ЗАО Краснополянский керамический завод, ООО "ХПФ "Красная Поляна", ООО "Окна-Плюс", ООО ПК "Металлпрофиль", ООО ТСФ "Спецатомконтакт 2", а также ОАО "Звезда", ООО НПП "Камелия". В 2001 году открыты новые производства: ЗАО Лобненский завод растительных масел", ООО "Юниопласт" по производству полимерных материалов, ООО ПТК "Формолайн" по производству одноразовой посуды и др. На окраине города расположены предприятия Министерства путей сообщения: Локомотивное депо Лобня, Путевая машинная станция-76, ГУП Лобненская дистанция электроснабжения Московско-Смоленского отделения железной дороги. Ко всем крупным промышленным предприятиям подходят железнодорожные ветки, которые способствуют оперативности в работе. Видное место занимает ОАО "Терминал-Премьер". Это предприятие оказывает складские, транспортно-экспедиторские и услуги по растаможиванию грузов, оно обустроено современной системой с механизированной укладкой и транспортировкой грузов. Обеспечение населения продовольственными и промышленными товарами осуществляется разветвленной сетью оптовых и мелкооптовых предприятий торговли, что позволяет торговой сети города иметь достаточное количество и широкий ассортимент товаров. С 2000 года в городе Лобня действует Торгово-Промышленная Палата работающая над созданием благоприятного климата для предпринимателей малого и среднего бизнеса.

Бюджет города

Вместе с субвенциями проект бюджета на 2012 год утвержден по доходам 1 600 918 000 рублей, по расходам 1 617 190 000 рублей, 78 % средств направляется на социальные нужды.

Достопримечательности

В окрестностях Лобни — международный аэропорт Шереметьево, поэтому средний уровень жизни населения довольно высок (многие работают в аэропорте). Природный заказник «Озеро Киово» долгое время являлся крупнейшим в Европе гнездовьем озёрных чаек. Из-за заболачивания берегов озера, с начала 1990-х годов колония чаек сократилась до нескольких десятков особей. Чайка является символом Лобни.

На севере Лобни, в микрорайоне Луговая, расположен уникальный памятник архитектуры, одна из первых в мире гиперболоидных конструкций: стальная ажурная сетчатая башня. Гиперболоидная водонапорная башня построена по проекту великого инженера и учёного Владимира Григорьевича Шухова (из более двухсот построенных им в России башен осталось всего 7, самая известная — Шуховская башня на Шаболовке в Москве). Гиперболоидные конструкции впоследствии строили многие знаменитые архитекторы: Гауди, Ле Корбюзье, Оскар Нимейер.

Чертаново — жилой район на юге Москвы, название взято от находившейся в районе Варшавского шоссе и нынешнего Сумского проезда деревни Чертаново, известной с XVII века.

Район Чертаново Северное входит в состав Южного административного округа города Москвы.

Площадь района 540 га. Численность населения — около 82 тыс. чел.

На территории района Чертаново Северное города Москвы находятся 2 станции метро: Чертановская и Южная.

К Чертанову относятся административные районы Москвы:

· Чертаново Северное

· Чертаново Центральное

· Чертаново Южное

История района

На территории нынешнего Чертанова (трёх районов — Чертаново Северное, Чертаново Центральное и Чертаново Южное) располагались: деревня Чертаново, сельцо Красное, совхоз Красный Маяк, деревня Бирюлёво, деревня Аннино, село Покровское, село Покровские выселки и рабочий посёлок Красный строитель.

Название Чертаново происходит от наименования реки Чертановки, протекающей по территории района Северного Чертаново. Территория современного района Чертаново Центральное представляет собой часть склона Теплостанской возвышенности.

История деревни Чертаново

Деревня Чертаново находилась немного к югу от места пересечения реки Чертановки и современного Варшавского шоссе.

От старой деревни в современное время осталось несколько яблонь около Управы Чертаново Северное (в 70-е годы там был ещё весьма крупный яблоневый сад) и около Московского Центра Боевых Искусств (в 70-е годы там также был сохранившийся сад). На месте магазина «METRO» в 70-е годы были кирпичные развалины деревенского коровника.

Во время войны недалеко от деревни Чертаново был учебный аэродром, который с 1950-х годов перешёл в ведение ДОСААФ, использовался для полётов планеров и просуществовал до конца 1960-х годов. Находился аэродром на поле чуть севернее современного метро «Южная».

История сельца Красное

Село Красное находилось на южной территории современной Москвы, в районе улиц Днепропетровской, Красного Маяка, Чертановской.

Впервые упоминается в писцовых книгах 1627—1628 годов, где Красное описывается так: «…что было в поместье за дьяком за Петром Микулиным, а владеют дети ево Лука да Яков без дачи, пустошь Красное на суходоле, что изстари слыл враг Корнорог». Петр Микулин служил дьяком в различных приказах.

После Микулиных в 1646 году село принадлежало Тимофею Федоровичу Караулову.

Согласно переписным книгам 1678 года Красное числилось во владении казначеяИвана Богдановича Камынина. После него владельцем села стал князьЯков Никитич Урусов, супругой которого была дочь Камынина и по всей видимости Красное было её приданым.

С 1796 года владельцем Красного стал её сын князь Иван Алексеевич Гагарин.

В 1808 году Иван Гагарин продал Красное знаменитому очень обеспеченному владельцу Люблино, действительному статскому советникуНиколаю Алексеевичу Дурасову. После Отечественной войны 1812 года село было продано родственнику Н. А. Дурасова московскому вице-губернатору Егору Александровичу Дурасову.

По состоянию на 1927 год в селе насчитывалось в 196 жителей, в их пользовании находилось 143 га земли. Красное подчинялось Бирюлёвскому сельсовету. Позже имение было национализировано и тут образовался совхоз «Красный маяк».

В 1960 году село Красное вошло в состав Москвы.

После административной реформы 1991 года территория, где ранее располагалось село, вошла в район «Чертаново Центральное».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.048 с.)