Самобытный характер и прогрессивная роль Отечественной медицинской науки, патриотизм, гуманизм, материализм виднейших её представителей. Русские госпитальные школы (бидлоо, кондоиди, щепин, шеин). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самобытный характер и прогрессивная роль Отечественной медицинской науки, патриотизм, гуманизм, материализм виднейших её представителей. Русские госпитальные школы (бидлоо, кондоиди, щепин, шеин).



госпитальный школа медицинский врач

1)Московская школа

Первая госпитальная школа была основана по инициативе Петр I в 1707 г. при Московском сухопутном госпитале. Организатором и руководителем ее был доктор Г. Бидлоо, Воспитанник Лейденского университета, приглашенный в Россию Петром I.

Первоначально госпиталь был рассчитан на 300 больных. В 1755 г. Он был передан в ведение военной коллегии, а в 1756 г. П.З. Кондоиди обратился в военную коллегию с требованием расширить госпиталь за счет новых пристроек до 1000 мест, построить особые помещения для операций и содержания психически больных. Госпиталь был расширен до 698 мест.

Медико-хирургическое училище при Московском военном госпитале просуществовало 91 год (1707-1798 г.г.), когда все медико-хирургические училища были упразднены, преобразованы в медико-хирургические академии.

За время своего существования Московская Г. Ш. выпустила около 800 врачей и дала стране таких выдающихся деятелей как: К.И. Шепин, И.И. Виен, А.Ф. Масловский, Н.Г. Ножевщиков, П.С. Симонтовский, Я.В. Стефанович-Донцов и др.

Преподавателями в Московской Г. Ш. были выдающиеся русские ученые медики 18 века: К.И. Щепин, П.И. Погорецкий, П.М. Шумлянский, Н.Г. Ножевщиков, А. Шафонский.

2)Школа при С.-Петербургском сухопутном госпитале

В связи с продолжающимся ростом потребности армии в мед. обслуживании вскоре после открытия Московской Г. Ш. была создана сеть новых госпиталей. В 1716 г. был открыт С.-Петербургрский сухопутный госпиталь. В его штате с самого начала было несколько лекарских учеников, но специального обучения не производилось.

Медико-хирургическая школа при С.-Петербургском сухопутном госпитале была открыта в 1733 г. Со штатом 10 подлекарей (среднее между фельдшером и врачом) и 20 учеников. В 1756 г. число учеников было увеличено до 50.

В 1786 г. В ее состав влилась школа петербургского Адмиралтейского госпиталя. Т.о. эта школа просуществовала 65 лет и в 1798 г. была реорганизована в Медико-хирургическую академию.

В первые годы существования школа была плохо укомплектована преподавателями и учениками, и в учебном и научном отношении значительно отставала от Московской Г. Ш. Но с середины 18-го века положение кардинально изменилось благодаря реформам П.З. Кондоиди. Постепенно в школе сформировалось ядро высококвалифицированных преподавателей, что позволило занимать ей ведущее место среди всех госпитальных школ.

В числе преподавателей были: Н.М Максимович-Амбодик, С.С. Андрееевский, Г.И. Базилевич, П.А. Загорский, Н.К. Карпинский, А.Я. фон Меллен, В.В. Петров (физик) и др.

За время своего существования эта Г. Ш. выпустила около 500 врачей, многие из которых стали выдающимися учеными и деятелями того времени: Н.М. Максимович-Амбодик, С. Андреевский, Г.И. Базилевич, Е.К. Валлериан, М.Л. Гамалея, М.Н. Эллинский, П.А. Загорский, Е.Ф. Зверака, И.К. Каменецкий, И.В. Протасов, И.В. Руцкий, Г.Ф. Соболевский и др.

3)Школа при С.-Петербургском Адмиралтейском госпитале

В связи с развитием военного флота в России, возникает и военно-морская медицина, создается сеть морских госпиталей. В 1719 г. открыт С.-Петербургский адмиралтейский госпиталь, а в 1733 г. при нем открыта медико-хирургическая школа. Самостоятельно просуществовала до 1786 года, затем была объединена с школой при сухопутном госпитале.

За 53 года существования выпустила около 300 врачей, в т.ч. получившие известность: А.Г. Бахерахт, П.И. Погорецкий, Д.С. Самойлович, Ф.Т. Тихорский, М.И. Шеин и др. преподаватели школы: Е.К. Валлериан, Н.К. Карпинский, С.М. Митрофанов, И.В. Руцкий и др.

4)Школа при Кронштадтском адмиралтейском госпитале.

Морской госпиталь в Кронштадте был открыт в 1720 г., а в 1733 г. при нем была организованна медико-хирургическая школа. Первоначально ее штат составлял 10 подлекарей и 20 учеников. В 1756 г. число учеников увеличилось до 30.

Эта школа никогда не была полностью укомплектована преподавателями и не имела необходимого мед оборудования, поэтому почти никогда не имела штатного состава учащихся. Многое ученики переводились из нее в петербургские школы.

Эта школа просуществовала 65 лет (до 1798 г.), была закрыта в связи с организацией медико-хирургических академий. Среди ее преподавателей можно отметить: И.Ф. Буша, Е.К. Валериана, Д.П. Синопеуса и др. За время своего существования школа подготовила около 200 врачей.

5)Медико-хирургическая школа при Колывано-Воскресенском горнозаводском госпитале.

Указом медицинской канцелярии была организована медицинская школа при Колывано-Воскресенских горных Заводах (Алтай) в 1751 г. Главным лекарем назначался Абрам Эшке. Количество учащихся установлено не было. Вместе с Эшке туда было направленно также 3 учащихся из петербургских госпиталей, остальных учеников набрали на месте. В программу школы были включены все дисциплины, изучавшиеся в Московской и Петербургский школах. Вторым преподавателем был назначен Янышев, умерший вскоре после приезда в Барнаул.

Никаких сведений ор деятельности школы при Эшке не сохранилось и с 1752-1757 г.г. не было выпущено ни одного ученика. Эшке подал в отставку, на его место назначили Н.Г. Ножевщикова по рекомендации П.З. Кондоиди. Вместе с Ножевщиковым по собственному желанию в школу отправился подлекарь Тимофей Андреев.

При них школа получила настоящее развитие. Количество учащихся составило сначала 10 чел, потом 15 и даже 20. Это была первая мед. Школа в Сибири, она поставляла подготовленных специалистов для Колыванского горного округа, крепостей Иртыша, а так и в другие районы Сибири вплоть до Охотска.

Выдающиеся ученики школы: Т. Андреев, С. Шаньгин, М. Шеваньгин, А.М. Залесов, А.И. Федоров.

6)Елизаветградская медико-хирургическая школа (Территория совр. Украины).

Этой школе принадлежит немалая роль в развитии мед. Образования в России.

В 1787 г. Г.А. Потемкин издал указ о создании генерального госпиталя в Елизаветграде и открытии при нем мед. школы. Инспектором госпиталя и школы был назначен П. Шарой.

Елизаветградская Г. Ш. сыграла большую роль в обеспечении врачами армии Потемкина, Черноморского флота и Украины. С 1788 по 1796 г.г. в ней обучались 247 учеников и 10 волонтеров. Школа выпустила 153 лекаря и подлекаря.

Преподаватели: Мухин, Волченецкий, Черновецкий, Чернявский, Киселев, Терновский, Бородулин.

Таким образом, основным источником создания национальных врачебных кадров в России 18 века стали 6 Г. Ш.: 2 Петербургские, Московская, Кронштадтская, Колывано-Воскресенская, Елизаветградская.

 

21. Этапы становления высшего медицинского образования в России XVIII века.

Новые формы хозяйствования, управления

требовали знающих людей, в связи с этим стало уделяться большое

внимание вопросам образования и культуры. В 1701 г. была основана

школа математических и «навигацких» наук, преобразованная затем в

морскую академию. При архиерейских домах и монастырях были созданы «цифирные» школы.

В 1725 г. открылась Академия наук. Появились и первые газеты.

Большое внимание в петровских реформах было уделено и

медицинскому делу. Была запрещена торговля лекарствами на рынках,

и по указу Петра I были открыты «вольные» (частные) аптеки для

обслуживания всего населения, сначала в Москве, а затем в Петербурге

и других городах. Деятельность аптек контролировалась аптекарской

канцелярией, в 1707 г. сменившей прежний аптекарский приказ. С 1716

г. аптекарская (позднее медицинская) канцелярия возглавлялась

«архиатром» - верховным врачом.

Началось изучение отечественных целебных минеральных

источников и положено начало их рациональному использованию. В

1714 г. были открыты минеральные воды в Кончезёрске, в Олонецком

крае. Для пользования ими были составлены «дохтурские правила»,

опубликованные с 1719 г. повторными императорскими указами.

Во времена Петра I было положено начало санитарному надзору

за пищевыми продуктами. Чрезвычайно интересен указ о благоустройстве

Москвы, который гласил: «...По большим улицам и по переулкам было б

везде чисто... А буде всяких чинов люди кто станет по большим улицам

и по переулкам всякий помет и мертвечину (животных) бросать, и такие

люди взяты будут в земской приказ, и тем людям за то учинено будет

наказание, биты кнутом, да на них же взята будет пеня...» (Полное

собрание законов Российской империи, т. III). Стоит только пожалеть,

что сейчас у нас нет подобных указов.

Ведущее место среди реформ придавалось обеспечению

населения и армии медицинской помощью. Особое внимание уделялось

медицинскому обслуживанию реорганизованной армии и флота

При Петре I быстрое развитие получили мероприятия, сохра-

нявшие жизнь и здоровье матерям и детям.

Петр I издает ряд указов, в которых говорилось: «По всем

губерниям учинить шпитапеты для увечных, а также прием

незазрительных и прокормление младенцев, которые от незаконных жен

рождены».

Устраивался и содержался приют в основном на частные пожер-

твования.

Первоочередной задачей русской медицины ХVIII в. была борьба с

эпидемиями. Бичом России, как и других стран Европы, были

инфекционные болезни, особенно оспа и чума. Наиболее опустошите-

льными были эпидемии чумы 1738-1739 и 1770-1772 гг. Оспа же имела

на протяжении всего столетия эндемический характер. С 1768 г. в

государстве получил распространение способ борьбы с оспой в виде так

называемой вариоляции, т.е. заражения оспой введением гноя из

оспенных пузырьков.

В 1707 г. Н. Бидлоо возглавил первую в России госпитальную

Школу.

В 1735 г. был издан Генеральный регламент о госпиталях, в

соответствии с которым было введено обязательное вскрытие умерших

в госпиталях.

В 1786 г. госпитальные школы были отделены от госпиталей и

преобразованы в самостоятельные медико-хирургические училища.

Для развития медицинского образования в России большое зна-

чение имело открытие Московского университета (1755 г.) в составе

трех факультетов: философского, юридического и медицинского.

На развитие отечественной медицины повлияли организация

госпитальных школ, открытие Академии наук и медицинского факульте-

та при Московском университете. В течение века численность врачей

выросла в 10 раз.

Успехи русской медицинской науки в различных отраслях в XVIII

веке явились основой последующего ее развития в следующем столе-

тии.

22. Совершенствование медицинского образования в России, развитие

Медицинских наук. Роль Петровской Академии наук и ее первого президента



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1008; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.016 с.)