ТОП 10:

Развит полит мысли Зап Евр в 19 в.



Перв пол XIX в. – время окончат становл индустриал цивилизац в ведущих европ стр. Этот период хар-ся окончат оформлен осн полит идеологий, появл новых методологич подходов к изуч полит явл.

Ведущ политич идеолог - либерализм (Констан, Бентам)-права и свободы личн, её неприкосн, свобода част собстве и экономич деят-ти, невмешат гос-ва в эк-ку, раздел властей и др. Постеп либералы эволюционир от призн в кач-ве идеала конституционной монархии к новому идеалу – демократич республ с всеобщ избирател правом. Для них становится характерным отказ от революц методов преобразований. историк де Токвиль отмечал: торжество идеологии рав-ва ведет к усилению гос-ой власти, превращ отд личн в простой инструмент, используемый властью для достиж своих целей.В этот же период оформл и политич консерватизм. Общие мировоззренческие принципы (по сей день): сохран историч сформир-ся форм полит жизни, отриц рав-ва людей, демократич институт.

В перв пол XIX в. заверш формир-е полит идеологии социализма (коммунизма) (А.Сен-Семон, Ш.Фурье, Р.Оуэн и др.). В их трудах делался акцент на необх-ть достиж своб от эксплуатации, своб труд, справедл и соц рав-ва.

Во 2 пол 19 в. проявл антидемокр тенденции полит мысли-определяющими факторами в возникн и р-и полит институтов явл борьба различн рас, естественный отбор, привод к господству высшей расы.,

№6 Развитие полит идей в России

«Слово о законе и благодати»(XI в.) - главная идея: независимость Руси от Византии и укрепление княжеской власти.В условиях феод. раздробленности в летописях появл. тема объединения земель и борьба с внешними врагами. («Повести временных лет», «Слово о полку Игореве»).Необходимость укрепления централизованного гос-ва, борьбы с засильем бояр.Вместе с укреплением Р. гос-ва (при Петре I) была идея укрепления царской власти. В 18в. в Р. стали проникать идеи Европ. мыслителей.

Татищев против крепостничества. необход. развития науки и просвещения. Критика крепостничества и абсолютистских порядков с позиции гуманизма. Радищев–пришёл к выводу о необходимости Народной Революции.Распрост либерализма (нач. 19в.) – Спиранский – распред властей: законодат., исполнит., суд.проекты Декабристов-идеи по демократизации гос. строя в Р.,введение демократ. прав и свобод, гарантии неприкосновенности личности и др.В 19в. западники (Аненков, Тургенев, Чадаев) выступали за принятие Россией Западноевропейских политических ценностей, призывали к быстрому развитию в Р. транспорта, торговли мирным путём.

Славянофилы (Аксаков, Киреевский) считали неприемлемыми западные принципы развития, идеализировали допетровский период, представляя его как время без деспотизма.В серед. 19в. деятельность революционеров-демократов (Белинский, Герцен) –утвержд., что демократия, приспособленная к буржуазии, не может привести народ к благополучной жизни. Положили начало движению - «Народничество»– являлись сторонниками крестьянской революции, кот. привела бы народ к общинному социализму. Послед крупн рос полит мыслит: Бердяев (предлаг свести пол-ку до мин, растворить её в ку-ре религ) Солоневич (выдв конц «народ монархии»).

 

№7 Эволюц полит мысли в Беларуси.

Полит мысль Б была связ с экономич, полит и дух жизнью бел нар.

Общ-полит мысль Бел -это со времен Полоцкого княж-ва, находилась в тесной связи с христ религией. Выдающ представит просвещ Полоцкая и Туровский: произведения посвящ укрепл феод власти и утвержд христ рел. С 14 в. нач ф-ся бел народность, её этническое самосознание. В 15-16в. возник идейно-полит течения, связ с общеевроп гуманизмом, Реформацией и Возрождением: в центр своих интересов не бога, а человека с его земными делами и нуждами.Часть гуманистов выступила за уничтожение крепостного права, за превращение городских плебеев и в свободных граждан (Петр из Гоненуза, Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц, Павел из Винзы)

16-18в. - борьба с польскими феод и отражавшими их интересы катол церковью (Казимир Лыщинский - трактат «О не существовании бога..)17-18в.-проблема освобож Бел от Польши и воссоед её с Рос (Полоцкий)Р-е бел полит мысли в пер пол 19в. проходило в взаимод с прогрессивной мыслью России и Польши.В Бел в 1830-е нач ф-ся рев-демокр направл общественной мысли. Полит цель Калиноского – нац-е возрождение и созд независимой Бел, владела нац общ-й мыслью и нац-освободит движ 2 пол 19 и нач 20в. В нач 20в в Бел имел место широкий спектр идеологических и полит течений: либерал-буржуазное, социал-демократическое, большевистское (коммунистическое) и другие.

 

№8 Политика как общественное явление: понятие, стр-ра, ф-ции

Термин «П» им др/греч происхожд и имело значение «искусство управлять государством». Аристотель предложил поним П как цивилизованного общения, взаимод людей и соц гр в рамках гос-ва. П – это сфера деят-ти, регулирующая властные отношения.П – это относительно самост-я система, отграниченная от окр среды и находящаяся с ней в пост взаимодействии.

Функции:1.управления общ-вом разраб осн направлен эконом, соц, полит и дух р-я общ-ва, принятии соответствующих реш-й и их осуществл на практике. 2.Ф достиж-я целей общ-ва: может обеспечить достиж-е целей неполит х-ра (экон, соц, образоват)

3.ф Интеграционна заключ в поддержании и укреплении целостности общ-ва как сложноорганизованной соц системы. 4.предотвращения и регулирования соц конфликтов 5. выражение общественно значимых интересов соц гр и общ-ва в целом 6. полит социализация личности, включение ее в мир полит отнош, формир соц кач-в на основе полит участия. 7. мобилизация ресурсов для реш задач 8. прогностическая

№ 9 Понятие, признаки и функции политической власти.

Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Признаки: Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на: первичные — крупные социальные группы со своими интересами?вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита закрепление в законах полномочий субъекта правления

чёткий механизм реализации решений политической власти на практике

принцип (функционального) разделения власти,легальность (законное основание для власти),легитимность (поддержка власти обществом)

Функции полит вл:1. поддержка общ-го порядка; 2. выявление, предупреждение и разрешение полит конфликтов, препятствие их распространению; 3. достижение общественного консенсуса; 4. регулирование всех властных отношений в общ-ве; 5. интеграция общества.

№ 10 субъекты и легитимность власти

Полит вл – спос-ть проводить свою волю в пол-ке и в правовых нормах, насмотря на сопротивление.Субъект вл– её обладатель, носитель, воплощающий в себе активное направляющее начало. Им м.б. правящая элита, индивид (лидер), соц общность (народ, нация, Кл, слой), полит институт (гос-во, партия, гр интересов).

Одним из важн-х св-в, характеризующих полит вл, явл ее легитимность . легитимность – определён истоич-и сложившийся порядок достижения согласия м/у властными структурами и общ-вом. Легит-ть вл – соц-полит и псих-е явление, когда устанавлив общ-е согласие на определённую вл, это признание общ-вом правомерности вл и её права управлять им. Различают легит-ть вл по происхождению или по способу установления (по наследству на основе традиций при монархическом правлении или на основе всеобщих выборов при демократическом правлении) и легит-ть как определенное состояние вл, когда граждане добровольно и сознат признают право вл предписывать им поведение, следуя ее законам. Легитимна власть, с кот согласен народ, в противном случае она нелегитимна.

Процесс подтверждения вл своей легит-ти наз легитимацией.

№ 11. Полит элита: понят и типы. Теории элит.

В политологии элита - лица, кот получ наивысший индекс в обл их деят-ти.

Теория элит стала акт разрабат-ся на руб 19-20 вв. Моска, Парето, Михельс: при любой форме власти меньшинство, кот Парето наз элитой, осуществляет рук-во некомпетентными массами. Три кач-ва, по мнен Моска, открывает доступ к полит кл, к элите : военная доблесть, богатство, священничество. три спос, кот-ми полит кл закрепляет власть и обновляет себя: наследование, выборы, кооптация. Моска разраб-т закон соц дихотомии общ-ва: везде возникают 2 класса: класс правящий и класс управляемый. В дальнейшем этот тезис конкретизируется: во всех чел общ-х, достигших известного ур р-я и к-ры, полит рук-во осуществляется особым, организованным меньшинством полит кл.

В раб итал полит Парето общ-во предстает в виде пирамиды с эл на вершине. Наиб одаренные из низов подним наверх, пополняя ряды правящей эл, члены кот, в свою очередь, деградируя, опускаются вниз, в массы. Происходит круговорот элит. Боден - полит эл составл люди, облад высоким положением в общ-ве и благодаря этому влияющие на соц процесс, люди обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над остальной массой людей. Основоположник политол Вебер счит, что полит элиту составл харизматические личности. А. Тойнби говорит, что элита это творч меньшинство, противостоящее нетворческому большинству.элиты =открытая элита;закрытая элита (гильдии)Род.деятельности.Политическая;экономическая;военная;бюрократическая;культурно-информационнаяМесто в политической системе Правящая;оппозиционная (контрэлита)

№12 Сущность и природа полит лид-ва

лидерство – один из механизмов интеграции груп деят-ти, когда индивид или часть соц. гр берет на себя ф-ции осуществл координации и направления действия всей гр, кот. в свою очередь принимает на себя обязанность подчин. указаниям и требов. данного индивида или части гр.

концеп лид-ва:

1. теория черт лидера. Лидером объявл. человека, облад. определ. совокупностью психолог. черт. .

2. ситуационная. сущн лидерства заключ. не в индивиде, а в той роли, в кот. нуждается определ. гр людей в определ. ситуации, то есть ситуация порождает лидеров.

3. теория, определяющая роли последователей. На перв план выдвиг. анализ не самих лидеров, а из последователей, их соц. и псих. потребностей и запросов. Считается, что последователи выбир. лидера, призванного удовлетворять их интересы.

4. компенсаторская. Идея лидерства рассм-ся как ср-во компенсац. неполноценн., то есть лидером становятся люди, которые перенесли в детстве крушение своих надежд.

Эволюция становления политич лидерства проходит несколько стадий:

1. возникн общ-х движ и выдел их лидеров

2. образование полит партий, выработка их программных установок и организационных принципов

3. формир-е иерархии партийного полит руков-ва

4. борьба за власть, приход партии к власти, участие в управлении страной, делегирование парт лидеров на руководящие должн.

№13 Функции и типология полит Лид-ва.

Функции полит лидер-ва.

1. диагностическая (умен точно определ хар-р ситуации)

2. директивная (ориентационная) – принят реш-ий, приказания, определ оринтир

3. интегративная – объед вокруг себя последователей

4. моболизационная – организ людей на выполн принят решений

Типы лидерства:По Веберу:1 традиционное. Основыв на силе традиций, т.е. лидеры выявляются, определяются в соответствии с правилами, содержащимися в многолетних обычаях. 2 харизматическое. Основ на вере присутствия у чел исключительных кач-в, т.е. все способности индивида рассматриваются его последователями как сверхестественный дар. 3 рационально-легальное. Основывается на убежденной вере в законность порядка, его разумность. Лидер избирается демократическим путем. Такер по направле их действий: л-реформатор (Кинг, Рузвельт, Хрущев), л-революционер (Маркс, Ленин, Кастро), л-консерватор (Брежнев отстаивает сохр традиц, норм и моделей прошлого)По масшабу деят-ти: общенац, региональн,внутрипартийн,локальн.Стили.лидерства:авторитарное.Демократическое.невмешивающееся.

№ 14. Полит сист: понятие, стр-ра, ф-ции.

Полит с-ма общества-организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом.Структура:-политич организация общества-политическое сознание.-соц-политич и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти.-политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти.-политическая практика, состоящая из политической деятельности.функции:-Обеспеч полит власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества -Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения -Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач -Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений -Политическая социализация -Легитимация политической власти (достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

№15. типы полит систем, их хар-ка1.Демокр. или конститу пс 2.Автократические ПС.

Маркс по типу формации и характерной соц–экон cтр-ре различ рабовладельч, феод, бурж. и социалист ПСОдна из наиб просты классификаций – делен полит систем на тоталит, авторит и демократ. Критерием такого разграничения служит полит режим. Тоталит-полное подчинение общ-ва и личности власти. Авторит- отлич неогранич вл одного лица или гр лиц над гражданами при сохр автономии личности и общ-ва во внешнеполит сферах. Демокр – контроль общ-ва (большинства) над властью.

По принципу соединения элементов: Моноцентрические, плюралистические. Моноцентрические пс выстроены строго вертикально, полит институты подчиняются в строгой иерархии и управляются из единого центра.Плюралистическая пс: 3 усл плюрализма:Наличие у кажд гр своих представителей полит жизни об-ва; предполагает наличие альтернативных полит институтов (у кажд партии должен быть оппонент.); свободн борьба идей и мнений.Алмонд (в соответсвт с доминир полит к-рой): англо-америк (однородн и плюролистич к-ра), континентально-европ (общ-во раздел на мн-во субк-р со своими ценност), доиндустр и частично-индустр (смеш полит к-ра. Неотчётл раздел вл, огранич свобод, применен насилия), тоталитарная – сущ принудит тип полит активности.

№ 16. полит режим. Тоталитаризм: сущн и разновидн.

Полит режим – совокуп способ, метод, ср-в, с пом кот осущ-ся вл в общ-ве. Опред-ся формой гос-ва, хар-ом законодат-ва, фактическими полномоч госуд орг власти, соотнош полит сист с истор традиц страны и м/народн обстановкой.

Тоталитарный режим -полный, весь Возн в нач 20 гг. в Италии для хар-ки режима Муссолини (итало-фашист). хар-на строгая регламентация, политизация и санкционирование всей жизнедеят-ти общ-ва, нач с экономики и оканч искусством.

черты:1) монополизация власти в руках одной партии.2) срастание партии и гос аппарата3) правящая партия принимает статус гос-ва в гос-ве4) однопартийная система, недопущение оппозиции и инакомыслия7) фактически отчуждение граждан от полит. проц8) максимальное ограничение пр и своб гражд, умаление права и закона10) террор, насилие как ср-во полит борьбы.3 осн разновидн: Коммунистич тоталит выр осн черты тоталит строя, т.к предполаг абсолютную власть гос-ва, полное устранение частной собственности и, сл-но, всякой автономии личности. (СССР)Фашизм –претендует на восстановл или очищ «народной души», обеспеч коллективн идентичности на к-ой или этнической почве. Национал-социализм. Возник в Германии в 1933 году. Цель: мировое господство арийской расы и соц предпочтение – германская нация. Если в коммунист системах агрессивность направл прежде всего вовнутрь – против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – вовне, против народов других стран.

№17. Авторитаризм: характерные черты и разновидности

Авторит – полит реж, при кот полит влась осущ-ся конкретным лицом (лидер, семья, полит партия, соц-ый класс) при минимальн участии народа.

черты:-Сосредоточение всей власти в руках опред. органа: монарх, военная хунта и т.д.-Ограниченность выборности гос. органов, ограничение полномочий парламента. -Фактический отказ от концепции распределения власти. -Огранич. или полное запрещ. легальной оппозиции. Полит. партии сущ. только формально.-Ликвидация или существование ограниченных политических прав и свобод граждан, а так же юридической гарантий их защиты. типы:1.Партийные реж - заключ в осуществл моноп вл к-либо партией или полит груп, не обязат формально представляющей институт партии. 2.Военные режимы - возник в рез-те перево­ротов, заговоров и путчей. От­лич подавлением значит части полит и гражд св, широким распростр коррупции и внутр нестабильностью.3.Нац - возник в рез-те до­минирования в элитарной группировке национ или этнич группы.4. Корпоративные режимы олицетворяет собой власть бюрократи­ческих, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений.5.Режимы личной власти персонализируют все полит отнош в глазах обществ мнения. Жёсткий хар-р прав­лен + определённ традиц некритичес восприятия вл = экономич эффект, активизац населения и рост легитимности режима.

№18 Демократия: понятие, принципы

Демократич полит реж – способ функционир полит системы общ-ва, основу на признан народа в кач-ве источника власти, на его права учавствовать в реш-и гос и общ-х дел и наделении граждан достаточно широким кругом пр и св.

Принципы:1. Признание в кач-ве источника вл народа или его определенной части.2. Выборность представительных орг вл.3. Пост влияние общ-ва на госуд вл.4. Равноправ граждан в смысле участия в полит жизни.5. Соблюд пр и св чел и гражд.6. Подчин-е меньшинства большинству при принятии реш-й и признание ценности мнений, интересов меньшинства.В реальн жизни Д явл не правлением народа, а правлением от имени народа. При этом она может реализовываться в 2х видах: представительная – связ с деят-ю ваборных огранов, в кот раб депутаты, и непредставительная (простая) - предусматривает референдумы, т.е. граждане сами учавствуют в подготовке, обсужд и принятии реш-ний. Недостатки:1.возможн превращ Д-ии в диктатуру большинства.2.Д пробужда соц активность масс, кот может носить как конструктивный, так и деструктивный хар-р.3.Выборность может приходить в противореч с требован. проф. их деят-ти.

№19 Полит режимы и их сравнит анализПолит режим – совокуп способ, метод, ср-в, с пом кот осущ-ся вл в общ-ве.Демократия— политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах. Один из принципов демократического политического режима — «разрешено все, кроме того, что запрещено законом» , который, однако, не может идти в разрез с естественными правами человека. Авторитаризм-характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях.Тоталитаризмозначает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

№20 Роль выборов и полит жизни общ-ва. Избират право: принципы и виды. Абстнтеизм.выборы – процедура, с помощью кот обеспеч-ся участие граждан в формир-и орг вл гос-ва. Выборы – способ сущ демократии, смены правящих элит, передача вл мирным путём ч/з волеизъявление народа. Избират право – совок-ть законов, регулир-х процедуру выборов (кто может избираться, порядок выборов, подведение итогов, порядок отзыва и т.д.)Избират право: 1.активное – право избирать: прямое (пр гр самим избирать своих кандидатов) и косвенное (гр избир-т своих представителей, кот приним окончат реш-е о выборе кандид в представит-е орг вл); 2. Пассивное – пр бизбранным.Принципы избират пр (раздел 3 Конституц РБ «Избират система»):1. Принцип всеобщности.2. Пр. свободности В ;3. Пр равных В – все учавств в В на равных основаниях, голоса избират равны;4. Прямые В – депутаты избир гражданами непосредственно 5. Пр тайного голосования.Абсентеизм – равнодушное отнош нас к полит жизни, уклонение от участия в ней. Причины: аполитичность, безразличие к общ-ым делам, проетс части избират-й против сущ-х порядков, против полит игр одних и тех же сил.

№21 Избирательные системы и их виды.

Избират система – совокупн законов, с помощью кот определяются рез-ты голосования. Сущ много избират систем, но всё их разнообразие сводится к 3-ём типам:- мажоритарная- пропорциональная- смешаннаяВ основе-принцип большинства при определении рез-ов голосования называется мажоритарной. В случае пропорциональной сист избиратели голосуют за партийные списки. Партийные списки м.б. различн видов. Часть стран придерживается принципа жёстких (закрытых) списков (Израель, Греция). В случ открыт списков (Италия), избиратели м. изменить позиции кандидатов в спис, отдавая ему преференцию. Полужёсткие спис – если партия получ места в Парламенте, то первое место обязат-но отаётся кандитату под №1 в списке (Дания, Австрия). Панаширование (смешивание) (Швейцария) – избир-ль м.выбирать кандитатов от разных партий из разных списков. Смешанная система – соединяет в себе все достоинства и недостатки первой и второй системы (Германия, Россия, Украина), избиратель имеет 2 голоса: первый – за кандидата по мажоритарной системе, а второй – за список.

№22 Теории происхождения гос-ва. Сущн-ть гос-ва, его осн признаки и ф-ии

гос-во – это осн институт полит системы общ-ва, кот распространяет свою вл на всю террит и граждан страны, располагает для этого аппаратом публичной вл, обладает суверенитетом и призван обеспечить реализацию интересов и потребностей граждан, соц гр и слоёв. 1. патриархальная – гос-во возникло из родового строя как усложнение вл патриарха – гл родов общины (Аристотель); 2. Религиозная – гос-во сущ по воле Божьей, вся вл от Бога; 3. теор общественного договора – гос-во созд в рез-те договора м/у людьми (Гоббс, Руссо); 4. теор насилия – гос-во возникло в рез-те захвата 1 плем другого, для укрепления вл завоеватели созд гос-во (Гумплович); 5. Марксистс (классовая) – гос-во возн в рез-те общественного раздел труда и появления Кл, находящ в антагонизме, господства 1 кл над другими; Признаки:-территория.-наличие спец. госуд. аппарата – осущ управление гос-во может только имея спец. систему органов. -Суверенитет (верховная власть) – суверенное гос-во действует независимо от внеш пол-ки с чем вынуждены считаться и его партнеры. -Всеобщность – гос-во распростр. свое влияние на всех жителей этой территории.-Монопольное право на применение принуждения.-Моноп пр на издание з-нов и прав актов, обязат. для всего насел.-Моноп пр на взимание налогов и сборов с населения.Функции:-защита существующего строя-регуляция эконом жизни общ-ва-задача издания законов и соблюдения правопорядка-гос-во призвано регулировать отнош м/у соц гр и слоями общ-ва.Выделяют также регулятивную, культурно-воспитат ф-ции.

№23 Формы госуд правления и их хар-ка

Форма правления гос-вом показывает особенности внутренней организации гос-ва, порядок образования и стр-ру органов гос-ной власти, специфику их территориальной обособленности.1Монархия - вся полнота гос. власти сосредоточена в руках одного человека - монарха. Осн. признак.: сущ-е единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король); наследственный порядок преемственности вл; представительство гос-ва монарха по своему усмотрению; юридич. безответств. монарха.Абсолютная монархия - такая ф.правления, при кот верхов гос. вл по закону всецело принадлежит одному лицу. Конституц монархия 0вл монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определ. конституцией, утверждаемой парламентом. Республика - ф.правления, при кот верх вл осущ выборными органами, избираемыми населением на определ срок. Общими признак: сущ-е единоличного и коллегиального гл гос-ва; выборность на определ срок гл гос-ва и др верховных органов гос вл; юрид отв-ть главы гос-ва в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной гос вл. Главной функцией парламента является законодат деят-ть и контроль за исполнительной властью. Президентская республика - наряду с парламентаризмом соед в руках президента полномочия гл гос-ва и гл пра-ва. Черты: ответственность правит-ва перед през, а не перед парламентом.Президент не может распуст парламент, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания.Полупрезидентская(смешаная)-двойная ответ-ть правит-ва перед през и парламентом. Суперпрезидентская – (Латин Америка) практически независимая, слабо контролируемая законодат и суд вл форма правлен. Особое сочетание традиц формы с полудиктаторским управлением

№24 Государственно-территориальное устройство

Форма гос-го устройства отражает территориальную стр-ру гос-ва, соотношение м/у гос-вом в целом и его осн территор единицами. По форме устройства все гос-ва подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные)1.Простое – унитарное гос-во, не имеет обособленных гос образований, пользующихся определенной самостоят-ю.2.Сложное – империя, федерация, конфедерация. Унитарное государство - единое цельное госуд-е образование, состоящее из административно-территориальных единиц, кот подчин центральным орг вл и признаками госуд-ой независимости не обладают. признаки : общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы; составные части (области, департаменты) госуд суверенитетом не обладают. Франция, Турция, Япония, Финляндия.Федерация- добровол объед гос образований в одно союзное гос-во.Признаки: 1. Территория федерации сост из террит ее отдельн субъектов: штатов, земель и т.д. 2. верх исполнит, законодат и суд вл принадлежит федеральным гос орг. 3. Субъекты федерации им пр принятия собственной конституции, им свои высшие исполнит, законодат и суд орг 5. При федеральном гос устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. 6. Осн общегосуд внешнеполит деят-ть в федерациях осуществляют союзные федеральные орг. Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, кот в значит мере определяет х-р, содержание, стр-ру госуд устройства.Конфедерация - это временный юрид союз суверенных гос-в, созданный для обеспеч их общих интересов. члены конфедерации сохр свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. Признаки: не имеет своих общих законод, исполнит и суд орг; не им единой армии, ед системы налогов, ед госуд бюджета; сохраняет гражданство тех гос-в, кот находятся во временном союзе; гос-ва могут договориться о ед денежной системе. не долговечны.

№25 Правовое гос-во. Соц-е гос-во. Цели, направления соц пол-ки

Правовое гос-во - гос-во, в кот функционирует режим конституц-го правления, сущ-ет развитая и непротиворечивая прав сист, обеспечивается реализация пр и св л.

Тоер пра гос разраб англ фил Дж ЛоккСущность прав гос заключ в первенстве пр над вл, в ограничении действия вл стоящим над ней законом, безусловное подчинение вл, граждан и всех общ-хсубъектов действующему праву.Принципы:1. Верховенство пр и зак.2. Обеспеч-е гарантий пр и св граждан, высокий ур защищенности личности.3. Взаимная ответств-ть гражданина и гос-ва.4. Разделение вл.Соц пол-ка- деят-ть гос-ва по поддерж-ю такого хар-ра равенства - неравенство соц-х групп, кот-й способствует сбалансир-му развит об-ва и обеспеч стабильность правления. Основ-я цель СП - увелич продолжит-ти соц активности граждан, стимуляция актив-го участия граждан в развит об-ва. Направления:1)предост благоприят-х возмож-ей для индивидуального развития 2)осуществ прогамм соц помощи опред слоям населения3)Регулир-е роста, структуры и численности населения. 4)Регулирование отношен, формир материальные основы жизнидеятельности населения

Социальное гос-во-стремящееся к обеспечению достойных условий сущ граждан, удовлет их мат и дух потребностей, соц-й защищённости, соучастия в управлении производством. Достигается с помощью перераспределения Нац дохода в пользу менее обеспеч-х слоёв, охраны труда,здравоохранения и др.

№26 Гражд общ-во: понятие и характерн черты

Гражданское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Признаки гражданского обществаНаличие в обществе свободных владельцев средств производства;Развитая демократия;Правовая защищённость граждан;Определённый уровень гражданской культуры.

Осн эл-том гр общ-ва явл отдельн индивид, личность, а интересы, потребности индивидов осуществ ч/з семью, церковь, полит партии, проф и творч объед и т.д.

Основа гр общ-ва – средн кл.Гр общ-во постоянно испытывает давление со стороны гос-ва и недостаточная развитость общ-ва подталкивает гос-во к узурпации. При демократии: гос-во и общ-во равноправны и самостоЯтельны и реш-е проблем осуществляется путем компромиссов.

№27 гл гос-ва и его роль в стр-ру высших орг власти.

Глава гос-ва - высшее должностное лицо, считающееся носителем ис-полн-ой вл и верховным представителем гос-ва в сф внеш отношений, обычно явл-ся верховным главнокомандующим вооруж силами.Так, для полном гл гос (монарх или презид) характерно предоставление ему пр созыва сессий парламента, отсрочки его заседаний, промульгирования и опубликования законов, а нередко и пр роспуска парламента, пр отлагательного или абсолютного вето, пр обращения в орган конституционного контроля и др. Гл гос обычно формир-т правит-во или приним участие в его формир-и, обладает пр увольнения прав-ва и его мин в отставку или участия в этом процессе, пр назнач судей или участ в формир-и суд-х орг, пр предост-я, восстан-я гражданства, предост-я убежища, помилования осужденных, награждения госу-ми наградами, пр заключ-я м/унар-х договоров и соглашений, их ратификации, назнач-я и отзыва дипломатич-х представителей, принятия верительных и отзывных грамот иностранных дипломатических представителей и др. Конкретный объем, пути и формы реализации полномочий гл гос в отд-х странах зависят как от формы гос правления и гос-полит режима в данной стране, так и от др установлений ее конституции. При этом одни полномочия гл гос осущ-т самост-но, т.е. в дискреционном порядке, а др (особенно в парлам-х респ-х и монар-х) - по предварит-му реш-ю иных гос органов (парламента, правит-ва), т.е. в порядке контрассигнации.

№28 Правит-во: порядок формир-я, полномоч и ф-ции.

Правит-во – центральный коллегиальный орган исполнит и распорядит вл, возглавляющий госуд администрацию и осуществляющий непосредственное управление гос-вом, рук-во его внутр и внешн политикой.Функции:подбор и расстановка администрат кадров; подготовка проекта гос бюджета и разработка систем налогооблаж; управление экономикой; ф-ция координации и направленности; разраб долгосрочн программ экон и соц р-я; разреш кризисов и конфликтов; ведение м/народн переговоров; заключ межгосуд договоров.Порядок формир правит-ва:1 Парламентский способ образов правит-ва; Внепарламентский способ2 Фогрматор – ответств лицо, кот-му гл гос-ва поруч определить потенциальных чл прав-ва и лиц, кот могли бы возглав прав-во; Информатор – лицо, кот проводит консультац, встреч с разными полит силами и подбир будущего форматора.3 Вотум доверия (составу прав-ва, лидеру прав-ва и программ прав-ва) - позитивный парламентаризм; Вотум недоверия - негативный парлам: прав действует не получая В.Д. пока не получ В.Н.4 Президентский вариант – гл гос-ва и есть гл правит-ва5 Спец требован. В некот странах учитыв географич, этнич и религиозн факторыПолномочия:В сф полит рук-ва (формулир, планир и реализ внеш и внутр пол-ки);В сф управления – осн группа (реализ целей, выдвиг в прогр; координац, согласов и направл д-ть всех министров; назнач на должности; право контроля д-ти почти всех госуд служ-х).В сф законодательства (им собств регламентарную вл; изд делегированные акты и нормативного хар-ра; право законодательной инициативы),чрезвычайные полномочия. Закрепл в спец законах.

№29 Полит партии: понятие и происхожд. Типы и ф-ции полит партий

Полит партия - это организованная гр единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания полит вл или участия в ее осуществлении.Задача полит партий - превратить мн-во частных интересов отд граждан, соц слоев, заинтересованных гр в их совокупный полит интерес.Признаки партий:1 нацеленность на вл2 идеологический3 организационный4 опора на соц базуФункции:представительства соц интересов;соц интеграции и социализации;участие в борьб за вл и её осущ-е;рекрутирования (формир-я правящей элиты);разработки и осуществления полит курса.

Классификация полит партий. Массовые партии имеют сложную орг структуру и весьма многочисленных последователей. Преимущественным источником финансирования явл членские взносы. Центр парт власти находится не в парламенте, а в самой партии.Кадровыепартии немногочисленны. Членство в такой партии аморфно, отсутствует механизм приема, нет фиксированных чл-х взносов. Мобилизующие партии. Их цель - мобилизовать население на вып к-либо задач.Патронажныепартии создают преимущества д/лидера и его окруж.

Классово-сословные партии направляют свою деят-ть на защиту интересов определенных соц слоев или гр.По месту и роли в полит системе - правящие и оппозиционные; легальные и нелег.По характеру полит действий - умеренные, радикальные и экстремистские.

№ 30 Партийные системы и их хар-ка. Переход от однопарт к многопарт в России и БеларусиПарт сист – совок-ть полит партий связ-х м/у собой системными взаимоотношениями принципами взаимодействия с гос-ом. Класс по колич признаку: однопарт, двухпарт, система 2,5 партии, многопарт полит системы.

3 группы: 1) партии правого толка (в основном не либеральные и антикоммунистический направленные,) 2) партии центристского толка (выступают за соц-ориентир рын экон, за провед реформ, при сильной соц защ насел со стороны гос-ва) 3) полит партии левого крыла (объединяют партии коммунистической и социалистической направленности (КПБ)

Появление полит партий в РБ было обусловлено: 1) Многоукладностью экономики, 2) Демократизацией сфер жизни 3) Реформированием полит системы и изменением мировозренчиских позиций различных слоёв населения.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.025 с.)