Снятие с учета в результате физического или морального 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Снятие с учета в результате физического или морального



износа или ликвидация объекта ОС:

Дебет01-1 Кредит01 – списана первоначальная стоимость выбывающего объекта ОС;

Дебет02 Кредит 01-1 – списана амортизация выбывающего объекта ОС;

Дебет 91-2 Кредит01-1 – списана остаточная стоимость выбывающего объекта ОС;

Дебет23 Кредит10, 69,70 – отражены затраты по демонтажу выбывающего объекта ОС собственными силами;

Дебет91-2 Кредит23 – включены в состав прочих расходов затраты на демонтаж выбывающего объекта ОС;

Дебет10 Кредит91-1 – учтены материалы, оставшиеся после демонтажа выбывающего объекта ОС;

Дебет99 Кредит91-9 – отражен прочий убыток от ликвидации объекта ОС;

Дебет83 Кредит84 – списана дооценка по выбывшему объекту ОС.

Продажа объекта ОС:

Дебет01-1 Кредит01 – списана первоначальная стоимость выбывающего объекта ОС;

Дебет02 Кредит 01-1 – списана амортизация выбывающего объекта ОС;

Дебет 91-2 Кредит01-1 – списана остаточная стоимость выбывающего объекта ОС;

Дебет76 Кредит91-1 – отражена выручка с НДС от продажи объекта ОС;

Дебет76 Кредит68-НДС – начислен НДС с выручки в бюджет;

Дебет51,52,50 Кредит76 – получена оплата от покупателя объекта ОС;

Дебет91(99) Кредит99(91) – отражена прибыль (убыток)от продажи объекта ОС;

Дебет83 Кредит84 – списана дооценка по выбывшему объекту ОС.

В налоговом учете при расчете налога на прибыль следует различать операции по снятию с учета и ликвидации объектов ОС (в этом случае убытки в полном объеме признаются убытками текущего месяца) и операции по продаже объектов ОС (в этом случае убытки признаются равномерно в течение оставшегося СПИ).

Учет амортизации ОС

Стоимость объектов ОС погашается путем начисления амортизации одним из четырех принятых в учетной политике для каждого объекта ОС способов:

1) линейный;

2) уменьшаемого остатка;

3) по сумме чисел лет СПИ;

4) пропорционально объему выпуска продукции, выполненных работ.

Выбранный способ амортизации по каждому объекту ОС не меняется в течение всего СПИ.

Амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем ввода объекта ОС в эксплуатацию. Последний раз амортизация начисляется в месяце, следующем за месяцем полного погашения стоимости объекта ОС или за месяцем выбытия объекта ОС.

Начисление амортизации производится по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами 23 «Вспомогательное производство» (амортизация оборудования и зданий ремонтных и других вспомогательных цехов), 25 «Общепроизводственные расходы»(амортизация оборудования и зданий производственных подразделений) 26 «Общехозяйственные расходы»(амортизация оборудования и зданий административных подразделений), 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (амортизаций оборудования и зданий обслуживающих производств: столовая, общежития и другие объекты), 44 «Расходы на продажу» (амортизация торговых залов, прилавков, складских помещений, другого оборудования).

Затем суммы начисленной амортизации ежемесячно включаются в себестоимость продукции, работ, услуг с помощью бухгалтерской записи:

Дебет20 Кредит23,25,26,29,44.

По ОС, сданным в аренду, амортизация начисляется в корреспонденции со счетом 91-2 «Прочие расходы».

Малые предприятия и предприятия, оказывающие услуги могут, отражать начисление амортизации напрямую на счете 20 «Основное производство», что должно быть отражено в учетной политике.

Счет 02 по схеме записей пассивный, а по отношению к балансу контрактивный, то есть его остаток отражается в активе баланса со знаком минус. Такой порядок обеспечивает оценку ОС в балансе по их остаточной стоимости, то есть за вычетом суммы начисленной амортизации.

По книгам, брошюрам и другим видам печатной продукции по выбору организации в учетной политике может быть предусмотрен особый порядок списания их стоимости. Стоимость таких объектов может быть в полном объеме включена в себестоимость продукции, работ, услуг в месяце ввода их в эксплуатацию (возможны два варианта бухгалтерских записей).

Не подлежат амортизации активы, потребительские свойства которых с течением времени не меняются. К таким активам относятся: земельные участки и объекты природопользования, музейные ценности и мобилизационные активы.

С 2006 года в случае, если указанные ниже специфические объекты ОС используются в коммерческой деятельности и приносят доход, то они также амортизируются. К таким объектам относятся: жилищный фонд (жилые дома, квартиры, общежития); объекты внешнего благоустройства и аналогичные им (лесное, дорожное хозяйство, сооружения судоходной обстановки); продуктивный скот (воспроизводящий себя), многолетние насаждения.

Для объектов ОС, которые не используются в коммерческой деятельности и не приносят доход, ПБУ 6/2001 предусматривает один раз в год начисление не амортизации, а износа, который отражается внесистемно на специальном забалансовом счете. В балансе же эти объекты отражаются по первоначальной стоимости. К таким объектам относятся используемые в некоммерческих целях объекты ОС некоммерческих организаций.

Дебет Счет 02 «Амортизация основных средств» Кредит

________________________________________________________________________

01-1 Списание амортизации по С1 – сумма начисленной

выбывающим объектам ОС амортизации

____________________________________

По ОС вспомогательных цехов - 23

По ОС общепроизводственного

назначения - 25

По ОС общехозяйственного

назначения -26

По ОС обслуживающих

производств -29

Для малых предприятий

(нет цехов, офиса, один вид

деятельности-услуги) -20

Для торговых организаций - 44

По ОС, сданным в аренду -91-2

По ОС, переведенным на

консервацию на срок более 3 мес. -91-2

Начисление амортизации ОС не приостанавливается в течение всего СПИ за исключением ОС, переведенных на консервацию на срок, более трех месяцев или ОС, ремонт которых длится более 12 месяцев.

Способы амортизации

Линейный способ

Месячная сумма = Первоначальная стоимость х месячная норма

амортизации амортизации

 

Норма амортизации определяется расчетным путем, исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и срока его полезного использования.

Месячная норма = первоначальная стоимость: СПИ: 12 месяцев

амортизации

Способ уменьшаемого остатка

Месячная сумма = Остаточная стоимость х месячная норма

амортизации амортизации

 

Норма амортизации определяется расчетным путем, исходя из первоначальной стоимости объекта ОС также, как и в линейном способе.

По сумме чисел лет СПИ

Месячная сумма = Первоначальная стоимость х месячная норма

амортизации амортизации

Норма амортизации определяется расчетным путем, исходя из СПИ. Например, СПИ=8 лет.

Сумма чисел лет СПИ= 1+2+3+4+5+6+7+8=36.

Годовая норма амортизации в процентах определяется в следующем порядке:

Первый год: 8/36х100%=22%;

Второй год: 7/36 х100%=19%;

………………………………….

Восьмой год: 1/36 х100%=2,7%.

Пропорционально объему выполненных работ

(но не услуг)

Этот способ используется чаще всего на автотранспорте (пропорционально пробегу автомобиля).

Сумма амортизации на единицу = Первоначальная стоимость: нормативный

продукции (километр пробега) объем продукции

(нормативный пробег автомобиля

в км по техническим документам)

 

 

ПБУ 6/01 разрешает применять ускоренный метод амортизации только при использовании способа уменьшаемого остатка и с коэффициентом, не больше 3.

Учет ремонта ОС

Восстановление объектов ОС осуществляется посредством ремонта, модернизации и реконструкции.

Как было отмечено выше в случае модернизации и реконструкции ОС происходит увеличение их первоначальной стоимости, то есть это капитальные вложения (капитализация затрат на ремонт в стоимости объекта ОС). Затраты же на ремонт ОС относятся к расходам текущего периода. С 1 января 2006 года организации в обязательном порядке должны увеличить первоначальную стоимость объектов ОС в случае их реконструкции (здания) и модернизации (оборудование).

Передача объекта ОС в ремонт оформляется актом. На каждый объект ОС, передаваемых в ремонт, оформляется заказ, дефектная ведомость и смета расходов.

Ремонт ОС может осуществляться одним из двух способов: хозяйственным или подрядным.

Хозяйственный способ означает проведение ремонта собственными силами. В этом случае фактические затраты на ремонт ОС отражаются на счете 23 «Вспомогательное производство» и ежемесячно списываются на затраты основного производства с помощью записи: Дебет20 Кредит23.

Подрядный способ означает проведение ремонта подрядными организациями. В этом случае фактические затраты на ремонт ОС отражаются на основании актов выполненных подрядчиками работ и выставленных ими счетов по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в корреспонденции со счетами для учета затрат или резервов в зависимости от принятого в учетной политике порядка включения расходов на ремонт в себестоимость продукции, работ, услуг текущего периода.

В учетной политике организация может выбрать один из трех способов включения расходов на ремонт ОС в себестоимость продукции, работ, услуг текущего периода (в период, совпадающий с периодов проведения ремонта; в период, предшествующий периоду проведения ремонта; в период, следующий за периодом проведения ремонта).

Выбор зависит от видов ремонта, от частоты ремонтов и сравнительной (по сравнению с общим объемом текущих затрат) величины затрат на ремонт.

1. Для мелких и недорогих видов ремонта ОС затраты можно включать в себестоимость того же текущего периода, в котором проводится ремонт. При этом в бухгалтерском учете делаются записи:

Хозяйственный способ: Подрядный способ:

Дебет23 Кредит 10,69,70,71и др. Дебет25,26,20 Кредит60

2. Для крупных, дорогих, заранее планируемых ремонтов ОС удобнее всего резервировать расходы на ремонт на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Резерв расходов на ремонт создается по приказу руководителя. Величина резерва определяется сметой затрат на предстоящий ремонт и периодом с начала года до месяца, в котором будет производиться ремонт. Резервирование заключается в ежемесячном включении в себестоимость текущего периода нормативной величины расходов на предстоящий ремонт. В период проведения ремонта фактические затраты на ремонт списываются за счет созданного резерва. При этом в бухгалтерском учете делаются записи:

Хозяйственный способ: Подрядный способ:

Ежемесячно формирование резерва:

Дебет23 Кредит 96 Дебет25,26,29,20 Кредит96 В периоде проведения ремонта списание расходов на ремонт за счет резерва:

Дебет96 Кредит10, 69,70,71 Дебет96 Кредит60

После окончания ремонта производится корректировки суммы созданного резерва расходов на ремонт на величину отклонений. При недостатке зарезервированных средств делается запись, аналогичная записи по формированию резерва. При остатке неизрасходованного резерва делается либо такая же запись «красным сторно», либо обратная запись.

3. Для крупных, дорогих, непредвиденных аварийных ремонтов фактические затраты отражаются первоначально по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» и затем включаются в себестоимость текущего периода ежемесячно равными долями в течение установленного распоряжением руководителя срока (до 2-3 лет). Основной критерий выбираемого срока определяется тем, чтобы среднемесячная себестоимость не искажалась в течение года более чем на 5% (существенность в бухгалтерском учете). При этом в бухгалтерском учете делаются записи:

Хозяйственный способ: Подрядный способ:

Отражение фактических затрат на ремонт:

Дебет97 Кредит 10,69,70,71и др. Дебет97 Кредит60

Ежемесячно включение расходов будущих периодов в себестоимость текущего периода:

Дебет23 Кредит97 Дебет25,26,29,20 Кредит97.

Учет аренды ОС

У арендатора (если принятые в аренду ОС используются в основной деятельности): принятые арендатором в текущую аренду ОС учитываются на забалансовом счете 001 как имущество, не принадлежащее арендатору.

В бухгалтерском учете делаются записи:

Дебет 001 – отражено имущество, принятое в текущую аренду в условной оценке;

Дебет25,26, 29,44,20 Кредит76 - начислены расходы по арендованному имуществу (арендная платы) за месяц согласно договору аренды без НДС;

Дебет19 Кредит76- отражен НДС по арендной плате;

Дебет76 Кредит51 – перечислена арендная плата с НДС;

Дебет68-НДС Кредит19 – НДС по арендной плате принят к вычету в расчетах с бюджетом;

Дебет25,26,29,44,20 Кредит23,60 – отражены расходы на ремонт арендованных ОС (если по договору аренды ремонт оплачивает арендатор);

Если договором аренды предусмотрено перечисление арендной платы за год вперед, то делаются записи с использованием счета 97 «Расходы будущих периодов:

Дебет97 Кредит76 – начислена арендная плата за год без НДС;

Дебет19 Кредит76 – отражен НДС по расходам на аренду за год;

Дебет76 Кредит 51 – перечислена арендная плата за год вперед;

Дебет25,26,29,44,20 Кредит97 – включена в себестоимость арендная плата за текущий месяц;

Дебет 68-НДС Кредит19 – принят к вычету в расчетах с бюджетом относящийся к текущему месяцу НДС по арендной плате.

У арендодателя (если сдача имущества в аренду не является основным видом деятельности арендодателя):сданные в аренду ОС учитываются у арендодателя на счете 01 «Основные средства» на субсчете 01-2 «Основные средства, сданные в аренду». Амортизация по сданным в аренду ОС также начисляется на отдельном субсчете счета 02 «Амортизация основных средств».

В бухгалтерском учете делаются записи:

Дебет01-2 Кредит01 – переведены на отдельный субсчет ОС, сданные в аренду;

Дебет76 Кредит91-1 – начислен операционный доход от сдачи имущества в аренду;

Дебет76 Кредит68-НДС – начислен НДС с операционного дохода;

Дебет50,51,52 Кредит76 – получена арендная плата;

Дебет91-2 Кредит02-2 – начислена амортизация по сданным в аренду ОС;

Дебет91-2 Кредит23,60 – отражены расходы на ремонт сданных в аренду ОС (если по договору ремонт оплачивает арендодатель);

Дебет91-9 (Кредит 91-9) Кредит99 (Дебет99) – отражена прибыль (убыток) от операций по сдаче в аренду ОС.

Если договором аренды предусмотрено получение арендодателем арендной платы за год вперед, то делаются записи с использованием счета 98 «Доходы будущих периодов»:

Дебет 51 Кредит98 – получена арендная плата за год вперед;

Дебет98 Кредит91-1 – признан операционный доход текущего периода в размере ежемесячной арендной платы;

Дебет98 Кредит68-НДС – начислен НДС в бюджет.

Инвентаризация объектов ОС

Проводится не реже одного раза в три года.

Выявленные при инвентаризации излишки приходуются как безвозмездно поступившие (по рыночной стоимости) бывшие в эксплуатации (с определением степени изношенности объекта) ОС. Делаются записи:

Дебет08 Кредит98 – на рыночную цену объекта;

Дебет01 Кредит 08 – ввод в эксплуатацию объекта;

Дебет98 Кредит02 – амортизация объекта ОС.

Недостача ОС оформляется как ликвидация объекта с отнесением остаточной стоимости ОС в задолженность материально-ответственному лицу, если оно установлено и за счет прочих расходов, если такое лицо не установлено Первоначально недостачи отражаются по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Делаются записи:

Дебет01-1 Кредит01 – на первоначальную стоимость объекта ОС;

Дебет02 Кредит01-1 – на начисленную амортизацию объекта ОС;

Дебет 94 Кредит01-1 – недостача ОС в размере остаточной стоимости объекта ОС;

Дебет91-2 Кредит94 – списание недостачи за счет организации;

Дебет73 Кредит94 – списание недостачи за счет материально-ответственного лица.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.053 с.)