Образ идеального человека в конфуцианстве. Человек и мир в философии даосизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ идеального человека в конфуцианстве. Человек и мир в философии даосизма.



Образ идеального человека в конфуцианстве. Человек и мир в философии даосизма.

4 школы в Др.Китая: даосизм, конфуцианство, легизм (фил. власти, законничества), моизм.

Одной из основных философских школ Др.Китая является конфуцианство (основоположник Конфуций, книга «Лунь юй» - беседы и высказывания). Конфуцианство – фил.морали.

Конфуций в своем учении исходил из неразделимости физических и нравственных законов. Моральные качества воздействуют на явления природы. От поведения человека зависит весь миропорядок.

Основные идеи: культ неба (Тэнь) – судьба и повелитель; культ традиций и ритуала, почитание старших; ритуал выправления имени; культ Жэнь – путь человеколюбия; культ долга: культ идеального человека.

В центре социальной утопии, созданной Конфуцием, стоит цзюнь-цзы — «благородный муж», идеализированный облик правителя. «Благородный муж», по Конфуцию, это «тот, кто способен проявлять в Поднебесной 5 [качеств], является человеколюбивым»:

1. должен воспитать в себе - жэнь - гуманность. Гуманность у Конфуция трактуется весьма широко как ∑ всех видов правильного отношения человека к др. человеку и обществу. Она предполагает сдержанность, скромность, доброту, беспристрастие, чувство справедливости, но главное - любовь к людям. Гуманный человек д.б. лишен эгоистических помыслов и все силы отдавать на благо других.

2. Следование долгу (мужество). Долг — это моральное обязательство, к-ое человек в силу своих добродетелей и совершенств сам накладывает на себя. Долг должен быть продиктован внутренней убежденностью в том, что следует поступать так, а не иначе. Человек долга обязан быть верным и преданным.

В конкретно-социальном этическом смысле долг — это нормы отношений между пятью парами социальных ролей: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, старшего и младшего, государя и подданного.

3. Сыновняя почтительность(почитание старших) - это основа гуманности. Конфуций полагал, что если все государство сверху донизу организовать как одну большую семью во главе с верховным отцом-государем, то никаких противоречий между народом и правящим классом не будет. Таким образом, был создал в Китае подлинный культ семьи.

4. Верность. Не позволяли никому, от рядового человека до императора, отступить ни на шаг от заданных норм. Смысл правил— это абсолютное и полное послушание.

5. Мудрость. Она избавляет от сомнений, это высшая ступень и цель познания.

Учение о «совершенном муже» у Конфуция является очень важным, это основа идеальной социально-политической структуры общества. Знамя учения Конфуция: государство — большая семья. В Китае, благодаря Конфуцию, сложилась особая система этического управления. В условиях государства системы этического управления индивид мог существовать лишь опираясь на эту систему, как фиксированная извне точка. Свобода и индивидуальность человека подавлялись и уничтожались. Формировалась «дуальная» личность, когда индивид выступал как «раб» по отношению к вышестоящему и как «господин», «хозяин» по отношению к нижестоящему.

 

Даосизм.

Всеобщий закон развития космоса, природы, человека, общества.

Дао – всепорождающая основа мира, оно многолико, безыменно, невыразимо, это закон неба и земли, предшествующее богам.

Принцип недияния – УВЭЙ - не бездействие, а ненарушение естественных процессов.

К ведущей концепции даосизма относится концепция Увэй — Недеяния. Увэй — это отсутствие произвольной целеполагающей деятельности, не согласной с естественным миропорядком, основанной на спонтанности, беспредпосылочности Дао. На принципе Недеяния в даосской философии основывается совершенное правление. Мудрый правитель следует Дао, опираясь на естественные свойства вещей, и не пытается упорядочить Поднебесную, используя законы, правила и ритуалы цивилизации, носящие внешний, искусственный характер. Таким образом, восстанавливается изначальное, «сокровенное» единение и равенство всего сущего. Отступление от Дао и Недеяния приводит к преждевременной гибели людей, нарушению космической гармонии и смуте.

 


Ионийская философия: милетская школа и Гераклит.

Ионийская философия - это протофилософия. Онабыла представлена в основном Милетской школой и философом Гераклитом. Для нее характерны еще отсутствие поляризации на материализм и идеализм, наличие образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской терминологии и связанная с этим иносказательность, представление физических процессов в контексте моральной проблематики, что свидетельствует о том, что и античная философия в известной мере рождается как этика.

Первой философской школой Европы была Милетскяя школа, которая, однако, возникла в Малой Азии. Область, к которой принадлежал г. Милет, носила название Иония. Она являлась одним из древнейших культурных очагов в восточной части Средиземноморья.

Фалес считается основателем школы. Он первым поставил проблему первоначала, т.е. того, из чего состоят все вещи, из чего первого возникают. Первоначало - вода, причем это не просто вода, а разумная. Кроме того, архе - не какая-то конкретная вода, а то общее, что присутствует во всех водах. Учение о том, что в основе всего лежит единое, называется монизмом. В основе мира лежит вода, это - его субстанция.

Не имея терминологии, все ранние натурфилософы называли водой любую жидкость. Под влагой Фалес понимал текучее начало. Если вода - первооснова, то земле следует покоиться на воде. Земля плавает в пресноводном Океане, словно корабль. Тогда реки оказываются подобны течам в днище корабля, а землетрясения - корабельной качке. Первичная стихия – вода.

Анаксимандр -ученик и последователь Фалеса. Первоначало Анаксимандр называл апейроном. Это - нечто беспредельное, безграничное, бесконечное. Апейрон вечен, он - источник справедливости. Сама справедливость понималась как космический принцип.

С Анаксимандра начинается космическое видение вселенной.

Пришел к мысли: то, как мир нам является, и то, что он есть на самом деле, - не одно и то же. Мир чувств должен быть исследован.

Разработал философскую эсхатологию - учение о конце мира. Все получает возмездие за несправедливость и согласно порядку времени. Трактовка: 1. Все индивидуальное виновно перед первоначалом. Наказание же в том, что апей­рон поглотит все вещи в конце мира; 2. Все вещи виновны друг перед другом. Они агрессивно нарушают меру. Наруше­ние меры означает разрушение пределов. Значит, вещи возвращаются в состояние беспредельности, т.е. в апейрон.

Анаксимен. Последователь Анаксимандра. Первоначало - воздухе. Анаксимен его называл апейроном, т.к. беспредельность - свойство воздуха, воздух наиболее подвижная природа. Все возникает через разрежение и сгущение воздуха, даже душа. Анаксимен поместил звезды далее Луны и Солнца, чем исправил ошибку Анаксимандра. Состояние погоды Анаксимен связывал с активностью Солнца.

 

Гераклит (Темный философ, Плачущий, т.к. трудно читать). Начало всего – огонь. Он вечен и божественен. Огонь Гераклита - живая и разумная сила.

Идеи: 1. причина всех изменений – совпадение и борьба противоположностей;

2. противоположности борются → наступает гармония (влажный огонь);

3. мир – есть постоянный процесс («В одну реку нельзя войти дважды», «Все течет, все меняется»);

4. идея относительности понятий: понятия не абсолютны, а относительны;

5. Гераклит - родоначальник диалектики – наука о всеобщих связях и развитии. (связь бытия и мышления).

6. всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум; Логос - тот же огонь, но, что для чувства есть огонь, то для ума - логос. Сухой, огненный компонент души - также ее логос. Высшая цель челове­ка - познание логоса, хотя это нелегко. Но логос присущ всем, т.к. всем людям дано по­знавать себя и размышлять.

7. выступал за материальность человеческой и мировой души;

8. сторонник чувственного (материалистического) познания окруж. действительности;

 


Философия Платона.

Платон – крупнейший философ Др.Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Произведения: «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

Основные идеи.

1. Теория эйдосов (идей). Платон является основателем идеализма («линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»).

Весть мир делится на мир идей и мир вещей. Мир идей – первичен, мир вещей – вторичен. Идея – первооснова мира. Идеи не вещественны, не материальны, вечны и неизменны.

3 вида идей: идея космоса (идея бога/балга)

идея как логическое понятие

идея как цель

Соц. Философия.

Платоновский проект государства первый проект соц.стратификации.

Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

Все население государства (полиса) делится на 3 сословия (по качеству души) – философы (мудрость), воины (мужество), работники (умеренность);

- работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

- воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;

- философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

Социальная утопия Платона.

Платоновский проект государства – первый проект соц.стратификации.

Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

Все население государства (полиса) делится на три сословия (по качеству души) – философы (мудрость), воины (мужество), работники (умеренность);

- работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

- воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;

- философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

Философы и воины не должны иметь частной собственности. Жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают. Не существует брака, все жены и дети общие. Допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

Типы власти: справедливые и несправедливые.

Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме гос-ва (что было нетипично для предшественников). Платон выделяет 7 типов гос-ва: идеальное «государство будущего», к-ого пока не существует и в котором отпадает необходимость в гос власти и законах, и 6 типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:

монархия – справедливая власть одного человека;

тирания – несправедливая власть одного человека;

аристократия – справедливая власть меньшинства;

олигархия – несправедливая власть меньшинства;

демократия – справедливая власть большинства;

тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами гос-ва, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, 2 стабильными и оптимальными формами гос-ва м.б. только аристократия и монархия.

Платона критиковали за его утопию современные философы.

 


Философия Аристотеля.

Аристотель – ученик Платона. Труды: «Органон»,«Физика»,«Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».

Критиковал Платона за 3 идеи: теорию эйдосов, недооценку ч/соб-ти, недооценку семьи.

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др.

Аристотель разделил философию на 3 вида:

теоретическую (метафизика, математ, физика), изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»); цель – познание мира.

практическую (этика, экономика, политика, психология, логика и т.д.) о деятельности человека, устройстве государства; цель – руководство к жизни.

творческую (риторика, поэтика, иск-во) цель – очищение души через сострадание – катарсис..

Дуализм формы и материи.

По Аристотелю, материя – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). Философ приходит к выводам о том, что:

- все сущее на Земле обладает потенцией (материей) и формой;

- изменение хотя бы одного из этих качеств приводит к изменению сущности самого предмета;

- реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

- форма первична, материя вторична;

- высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Проблема души и человека.

Носителем сознания является душа. 3 уровня души: растительная душа; животная душа; разумная душа. Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Понятие причины метафизики.

Метафизика изучает область зафизического бытия, такого, к-ое не м.б. исследовано с помощью законов физики. 4 вида причин:

Формальная – как форма сущности

материальная

действующая – движение

финальная – цель.

Учение о Боге.

Бог вечен. Мир всегда был таким, какой он сейчас.

 

Этика Аристотеля.

Этические добродетели определяются философом как "середина двух пороков", мудрая середина между крайностями. Добродетели:

- мужество (середина м/у отвагой и трусостью)

- умеренность (м/у скупостью и расточительностью)

- великолепие (м/у мелочностью и напыщенностью)

- великодушие (м/у малодушием и тщеславием)

Нравственный человек - мера для других людей. Добродетель - сама себе награда, условие счастья. Порочных людей одна часть души влечет в одну сторону, другая - в другую, в их душах постоянное возбуждение, их гнетет раскаяние. Нравственный человек всегда в гармонии с самим собой. Он не знает укоров совести.

Согласно философу, "добродетель не дается нам от природы" (II, 1, с. 23), от природы нам дана лишь возможность приобрести ее. Аристотель определяет добродетель как "похвальные приобретенные свойства души".

Этические добродетели достигаются путем воспитания хороших привычек. Совершая храбрые поступки, человек привыкает быть мужественным, привыкая же трусить - трусом. Дело воспитателей и государства прививать добродетели. Законодатели должны приучать граждан быть не только хорошими, но и храбрыми.

 


Образ идеального человека в конфуцианстве. Человек и мир в философии даосизма.

4 школы в Др.Китая: даосизм, конфуцианство, легизм (фил. власти, законничества), моизм.

Одной из основных философских школ Др.Китая является конфуцианство (основоположник Конфуций, книга «Лунь юй» - беседы и высказывания). Конфуцианство – фил.морали.

Конфуций в своем учении исходил из неразделимости физических и нравственных законов. Моральные качества воздействуют на явления природы. От поведения человека зависит весь миропорядок.

Основные идеи: культ неба (Тэнь) – судьба и повелитель; культ традиций и ритуала, почитание старших; ритуал выправления имени; культ Жэнь – путь человеколюбия; культ долга: культ идеального человека.

В центре социальной утопии, созданной Конфуцием, стоит цзюнь-цзы — «благородный муж», идеализированный облик правителя. «Благородный муж», по Конфуцию, это «тот, кто способен проявлять в Поднебесной 5 [качеств], является человеколюбивым»:

1. должен воспитать в себе - жэнь - гуманность. Гуманность у Конфуция трактуется весьма широко как ∑ всех видов правильного отношения человека к др. человеку и обществу. Она предполагает сдержанность, скромность, доброту, беспристрастие, чувство справедливости, но главное - любовь к людям. Гуманный человек д.б. лишен эгоистических помыслов и все силы отдавать на благо других.

2. Следование долгу (мужество). Долг — это моральное обязательство, к-ое человек в силу своих добродетелей и совершенств сам накладывает на себя. Долг должен быть продиктован внутренней убежденностью в том, что следует поступать так, а не иначе. Человек долга обязан быть верным и преданным.

В конкретно-социальном этическом смысле долг — это нормы отношений между пятью парами социальных ролей: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, старшего и младшего, государя и подданного.

3. Сыновняя почтительность(почитание старших) - это основа гуманности. Конфуций полагал, что если все государство сверху донизу организовать как одну большую семью во главе с верховным отцом-государем, то никаких противоречий между народом и правящим классом не будет. Таким образом, был создал в Китае подлинный культ семьи.

4. Верность. Не позволяли никому, от рядового человека до императора, отступить ни на шаг от заданных норм. Смысл правил— это абсолютное и полное послушание.

5. Мудрость. Она избавляет от сомнений, это высшая ступень и цель познания.

Учение о «совершенном муже» у Конфуция является очень важным, это основа идеальной социально-политической структуры общества. Знамя учения Конфуция: государство — большая семья. В Китае, благодаря Конфуцию, сложилась особая система этического управления. В условиях государства системы этического управления индивид мог существовать лишь опираясь на эту систему, как фиксированная извне точка. Свобода и индивидуальность человека подавлялись и уничтожались. Формировалась «дуальная» личность, когда индивид выступал как «раб» по отношению к вышестоящему и как «господин», «хозяин» по отношению к нижестоящему.

 

Даосизм.

Всеобщий закон развития космоса, природы, человека, общества.

Дао – всепорождающая основа мира, оно многолико, безыменно, невыразимо, это закон неба и земли, предшествующее богам.

Принцип недияния – УВЭЙ - не бездействие, а ненарушение естественных процессов.

К ведущей концепции даосизма относится концепция Увэй — Недеяния. Увэй — это отсутствие произвольной целеполагающей деятельности, не согласной с естественным миропорядком, основанной на спонтанности, беспредпосылочности Дао. На принципе Недеяния в даосской философии основывается совершенное правление. Мудрый правитель следует Дао, опираясь на естественные свойства вещей, и не пытается упорядочить Поднебесную, используя законы, правила и ритуалы цивилизации, носящие внешний, искусственный характер. Таким образом, восстанавливается изначальное, «сокровенное» единение и равенство всего сущего. Отступление от Дао и Недеяния приводит к преждевременной гибели людей, нарушению космической гармонии и смуте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 5781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.061 с.)